Спецпроекты

На страницу обзора
Государство продолжает наращивать ИТ-расходы

Совокупная выручка топ-50 поставщиков ИТ в госсектор в 2020 г. увеличилась почти на 30% и достигла ₽225 млрд. Порог входа в рейтинг вырос на треть. В списке самых востребованных проектов миграция в облака, импортозамещение, возможность дистанционного оказания услуг и создание цифровых каналов для взаимодействия с гражданами и бизнесом.

Выручка топ-50 поставщиков в госсектор снова выросла

Суммарная выручка 50 крупнейших поставщиков ИТ в госсектор по итогам 2020 г. составила ₽224,9 млрд. Это на 29% больше, чем в 2019 г. (₽174,2 млрд). Порог входа в рейтинг опять начал расти— в 2020 г. он составил ₽340 млн. против ₽256 млн в 2019 г. После нескольких лет отказа крупных компаний от участия в рейтинге по разным причинам, в прошедшем году их список стабилизировался.

На первом месте, как в прошлом году, «Ростелеком», предоставивший данные о выручке по направлениям VAS (Value Added Services — телекоммуникационные услуги, оказываемые не ядром сети, а дополнительными платформами) и облачные услуги, которые он предоставляет государственным органам. Выручка оператора от проектов в госсекторе растет почти вдвое быстрее, чем у компаний топ-50 в среднем: в 2020 г. она увеличилась на 55% до ₽77,2 млрд. По данным Счетной палаты, в 2019-2021 годах провайдер цифровых услуг реализует 77 госконтрактов на общую сумму ₽64,3 млрд только в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».

Динамика выручки топ-50 поставщиков ИТ для госсектора

Потребность госструктур в ИТ-решениях продолжает расти, а с ней растет и выручка ведущих поставщиков этих решений.

Выручка, ₽млрд
Динамика выручки, %

На втором месте, как и в прошлом году, группа компаний Softline. Ее выручка от проектов в госсекторе в 2020 г. вплотную приблизилась к ₽15 млрд, что на 21% больше, чем в 2019 г. (₽12,4 млрд). Список крупных госзаказчиков компания по-прежнему не раскрывает.

На третьем месте впервые участвующий в рейтинге «Аквариус» с показателем ₽12 млрд. На госсектор в структуре выручки компании приходится 53%. В частности, «Аквариус» выпустил 256 тыс. планшетных компьютеров для «Ростелекома», который выступает партнером Росстата при проведении Всероссийской переписи населения 2020-2021. Кроме того, в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» «Аквариус» обеспечил производство более 33 тыс. компьютеров для органов системы здравоохранения в регионах и поставила более 13 тыс. единиц компьютерной техники в рамках госзакупок, связанных с национальным проектом «Образование».

На четвертое место с шестого переместилась группа ОТР благодаря росту выручки на 80%, до ₽11,6 млрд. В списке крупнейших клиентов ПФР, Счетная палата, ФОМС.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2020

№2020 №2019 Название компании Город Выручка от проектов в госсекторе в 2020 г., с НДС, ₽тыс. Выручка от проектов в госсекторе в 2019 г., с НДС, ₽тыс. Рост, %
1 1 Ростелеком* Москва 77 230 000 49 800 000 55,1%
2 2 ГК Softline Москва, Лондон 14 998 021 12 395 059 21,0%
3 Аквариус Москва 12 023 122 н/д
4 6 ГК ОТР Москва 11 576 000 6 431 000 80,0%
5 3 Ланит Москва 9 977 844 9 401 524 6,1%

Источник: CNews Analitycs, 2021

* — без НДС

Перейти к полной таблице

Группа ЛАНИТ вернулась на пятое место, заработав на проектах для госсектора в 2020 г. почти ₽10 млрд. — на 6% больше, чем годом ранее. В списке заказчиков Роскосмос, МИД, Минцифра, Федеральное казначейство, Минстрой, Росстат.

Актуальные технологии

В списке технологий, активно используемых в госсекторе, первое место занимают облака. Растет интерес к искусственному интеллекту и большим данным, однако, по мнению Виктории Бухар, коммерческого директора «ЛАНИТ-Интеграция» (группа компаний ЛАНИТ), пока это похоже лишь на оценку применимости для решения реальных задач. Алексей Кулешов, директор департамента аудита и консалтинга группы компаний ОТР, уверен, что драйвером использования ИИ и больших данных в госсекторе является Сбербанк, у которого есть широкие возможности для обучения систем искусственного интеллекта. Кроме того, он свободен от бюрократических процедур госсектора, что упрощает процессы обучения систем, создания прототипов, которые в дальнейшем могут быть использованы в том же «Гостехе» в виде сервисов.

Активно изучается применение технологии блокчейн, но крупных кейсов в госсекторе на данный момент не так много. «Применение той или иной технологии уже давно стало нормой и в первую очередь должно обеспечивать эффективность для решения той или иной государственной задачи. Скажем, блокчейн, который использовался при дистанционном электронном голосовании, гарантирует, что никто не может изменить запись голосования, в том числе оператор системы», — приводит пример Кирилл Меньшов, старший вице-президент по ИТ «Ростелеком».

Важное направление цифровизации госсектора — отказ от «бумаги» при взаимодействии госорганов как с физическими и юридическими лицами, так и друг с другом. Однако, по словам Кирилла Меньшова, не стоит забывать, что основным фокусом цифровой трансформации должны быть «сквозные» технологии, такие как 5G. «Внедрение 5G — это прежде всего инфраструктурная задача, однако, по мере роста проникновения этой технологии, появятся новые возможности применения технологий в госсекторе, а также откроются новые ниши и возможности для развития экономики РФ», — говорит он.

Пандемия заставила даже такую консервативную отрасль, как госсектор, перейти к удаленной работе. «Последние три года, мы наблюдаем «взрыв» спроса на необходимые простые и безопасные инструменты коммуникаций и обеспечения доступа каждого сотрудника к нужным данным из любой точки страны», — говорит Денис Агеев, директор по разработке и производству систем виртуализации и видеоконференцсвязи НИИ «Масштаб». «Принципы мобильности и возможности удаленной работы перешли из категории пилотных проектов в категорию необходимых рабочих инструментов. Автоматизированное рабочее место должно быть мобильно, защищено и удобно — это новая реальность госструктур, — отмечает Игорь Лейпи, директор управления по работе с государственными организациями компании Softline. — И, конечно, сохраняется тренд на модернизацию инфраструктуры и ГИС. Большинство систем создавались десятилетия назад и несмотря на постоянное обновление и поддержку, исчерпали свои ресурсы».

Актуальная тема — возможность использования гибкой разработки при создании государственных информационных систем. Ключевой стоппер развития принципов модели Agile — это текущее законодательство, в частности, 44-ФЗ и 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». «Итеративная модель разработки подразумевает нечеткую постановку задач и непрогнозируемые объемы потребляемых ресурсов. Заказчику часто тяжело сформулировать четкие требования к потенциальным исполнителям. Как следствие, наиболее перспективный формат взаимодействия госзаказчика с исполнителем — это госзакупка ресурсов у поставщика по модели, при которой оплачивается не результат, а время исполнителя. Но она тяжело реализуется в рамках N 44-ФЗ, и это тормозит имплементацию гибких методологий в проекты», — комментирует Виктория Бухар.

Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором компании «ФОРС – Центр разработки» (группа компаний ФОРС), отмечает, что все больше и больше госзаказчиков применяют гибридные модели ведения проектной деятельности, переходя на контракты так называемого «жизненного цикла» или работы по заявкам, без фиксированного конечного объема на текущий период, но с определенными стратегическими направлениями развития своего отраслевого решения.

При этом, по словам Алексея Кулешова, новые сервисы, например, «Гостех», развиваются с использованием Agile. «Возникает интересная комбинация, когда техническое задание имеет «общий» характер, а его детализация ведется по ходу разработки и уточнений. И так возникает «окологосударственный agile». Пока это экспериментальный режим, но у него хороший потенциал», — уверен он.

Кирилл Меньшов уточняет, что в рамках создания «Гостеха» активно обсуждается вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 06.07.2015 №676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Если законодательно будет разрешено использование итеративного жизненного цикла при создании ГИС, то скорость их запуска увеличится в несколько раз, уверен он.

Куда движется цифровизация госсектора

Ориентиры цифровизации госсектора, выработанные несколько лет назад, продолжают оставаться актуальными. По мнению Виктории Бухар, самые заметные направления — миграция в гособлако, подготовка к переходу на цифровую платформу «Гостех» с использованием стандартизированных компонентов для создания информационных систем, импортозамещение как ПО, так и аппаратного обеспечения, пересмотр важности управления государственными данными (разрабатывается Национальная система управления данными (НСУД). «Интересно, что сейчас особое внимание стало уделяться теме пользовательского опыта (UX) при развитии цифровых механизмов взаимодействия граждан и бизнеса с государством», — отмечает она.

Кирилл Меньшов отмечает, что за время пандемии расширился спектр услуг, которые полностью оказываются в формате онлайн. Мероприятия государственного уровня: региональные и федеральные выборы, перепись населения стали проводиться таким образом, чтобы значительная часть населения могла принимать в них участие в дистанционном режиме. Из новостей не пропадают упоминания проектов пилотирования типового автоматизированного места госслужащего.

С ростом сложности задач рынок ИТ в госсекторе становится все более монопольным. Как отметил Алексей Кулешов, на базе окологосударственных компаний формируются крупные кластеры, развивающих соответствующие компетенции. Рынок выстраивается вокруг них, и независимых, мелких игроков становится все меньше. Еще одна тенденция — глобализация государственных информационных систем. Как правило, в каждом ведомстве появляется своя «мегаГИС», которая обслуживает все процессы. Если раньше на базе одной службы были системы, которые развивались и администрировались автономно, то теперь практически в каждом ведомстве появляются ERP или, как их иначе называют, GRP (государственные системы планирования ресурсов). «Можно предположить, что следующим шагом будет перевод GRP-систем на «Гостех» в виде тиражируемых сервисов», — отмечает Алексей Кулешов.

В списке самых востребованных проектов все, что имеет ощутимый эффект для граждан: системы, обеспечивающие выплаты денег в кратчайшие сроки, QR-коды и т.п. Однако есть много бэк-офисных, системных задач, которые из-за недостатка внимания к ним не решаются. «При разработке проектов необходимо это учитывать, тщательно продумывая, как каждая решенная бэк-офисная задача влияет на гражданина, чем она может быть ему полезна. В этом случае акцептовать проект в госструктурах гораздо легче», — советует Алексей Кулешов.

Одним из ключевых ориентиров для реализации ИТ-проектов в госорганизациях и компаниях с госучастием стали национальные программы, отмечает Наталья Зубкова, заместитель генерального директора «Норбит» (группа ЛАНИТ). Например, МСП Банк в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» запустил сервисную платформу для участников рынка краудлендинга (коллективного инвестирования —прим.CNews), в рамках национального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» разработал открытую факторинговую платформу на базе Национальной гарантийной системы.

По-прежнему актуален перевод госуслуг в электронный формат, создание цифровых каналов для взаимодействия с гражданами и бизнесом. «Можно точно сказать, что качество предоставления услуг в госсекторе соответствует уровню услуг в ритейле и финансах», — считает Наталья Зубкова.

Еще одна актуальная задача — подготовка квалифицированных кадров в регионах. По поручению президента с 2018 г. в России создаются центры опережающей профессиональной подготовки. Они призваны обеспечить взаимодействие пяти сторон: граждан в поисках работы, образовательных учреждений, преподавателей, работодателей и ответственных госструктур.

Андрей Бурин дополняет список проектами автоматизации процессов поддержки и принятия решений и трендом на переход к проактивному формату оказания госуслуг. Это усилило спрос на услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности и переходом на отечественное или свободно-распространяемое ПО. «Сейчас госзаказчикам нужны не просто отдельные информационные системы, а комплексные решения и цифровые сервисы, отвечающие самым высоким требованиям по безопасности, надежности, гибкости и способности быстро интегрироваться в гетерогенные ИТ-ландшафты как на федеральном, так и на региональном уровнях, причем в условиях политики импортозамещения или максимального использования программного обеспечения с открытым кодом», — резюмирует он.

Наталья Рудычева

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2020 г.
Головной заказчик Непосредственный заказчик
1 ФНС Налог-сервис
2 Росстат
3 МВД Главный центр связи и защиты информации МВД
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2020
№ 2020 № 2019 Название компании
1 1 Ростелеком*
2 2 ГК Softline
3 Аквариус
Подробнее