Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга в интервью CNews: В петербургских трамваях запущена ИИ-система «второго пилота»

Искусственный интеллект все активнее применяется в сервисах «Умного города», помогая мегаполисам в благоустройстве, поддержании безопасности и предоставлении социальных услуг населению. Как ИИ-технологии используют петербургские коммунальные службы, скоро ли в северной столице появится биометрическая система оплаты проезда и какую эффективность показывают «умные» трамваи? На эти и другие вопросы в интервью CNews ответил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

«Мы запустили видеонаблюдение за детскими и спортивными площадками»

CNews: В СМИ писали о том, что правительство Санкт-Петербурга вместе со «Сбером» прорабатывает возможность внедрения в работу органов власти ряда сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта. Расскажите, о каких конкретно сервисах идет речь?

Станислав Казарин: Мы заинтересованы в широком внедрении технологий искусственного интеллекта в самые разные городские процессы. Как раз сейчас сделан новый важный шаг в этом направлении. На ПМЭФ-2024 губернатор Александр Беглов и председатель правления «Сбербанка» Герман Греф подписали соглашение о сотрудничестве в сфере ИИ.

Совместными усилиями мы намерены изучать и внедрять в городские процессы технологии машинного обучения, компьютерного зрения, обработку и генерацию голоса и естественного языка, а также развивать сотрудничество в создании национальной платформы научных моделей «Научное облако». Ее цель — стимулировать научные коллективы вести исследования с использованием облачных и ИИ-технологий.

При консультационной поддержке «Сбербанка» мы продолжим начатую ранее проработку возможности внедрения сервисов ИИ в работу органов власти. Так, тщательно изучив вопрос, мы сфокусировали внимание на развитии наиболее перспективных сервисов.

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: Оплату проезда по биометрии протестируем в ближайшее время

Расскажу о некоторых из них. Первый — «Подготовка ответов на обращения граждан», который создается в интересах Службы государственного и строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Он должен позволить проводить оптическое распознавание сканов, фото и рукописных заявлений и их конвертацию в машиночитаемый вид.

Второй — чат-бот для поддержки бизнеса, который помогает предпринимателям и потенциальным инвесторам с получением оперативной и актуальной информации.

Третий сервис должен способствовать решению задач по планированию комплексного развития территорий города, а четвертый — проактивно предоставлять гражданам положенные льготы.

CNews: А в каких уже внедренных цифровых сервисах в Петербурге используются ИИ-технологии?

Станислав Казарин: Например, нейросетевая видеоаналитика применяется в мобильных комплексах «Городовой», которые с 2023 года автоматически обнаруживают нарушения в сфере благоустройства в разных районах города — граффити, нелегальные кондиционеры на фасадах, ямы во дворах, снежные завалы. В этом году из нарушений мы чаще всего наблюдаем размещение кондиционеров на лицевых фасадах зданий.

В том же году мы запустили пилот видеонаблюдения за несколькими детскими и спортивными площадками. Видеоаналитика фиксирует переполненные мусорные урны, разросшиеся или поваленные деревья, случаи вандализма, курения, выгула собак на площадке и др.

Ещё один популярный голосовой помощник используется в сфере госуслуг. Он помогает записаться на прием в МФЦ, узнать статус заявления или предоставляет консультацию по популярным вопросам в режиме 24/7. Сейчас с его помощью обрабатывается около 80 услуг и сервисов.

Если говорить о безопасности на дорогах, то можно вспомнить систему «второго пилота» в трамваях, а также специализированную нейросеть, которая в прошлом году начала выявлять водителей и пассажиров, непристегнутых ремнями безопасности. С начала 2024 года нейросеть выявила около 100 тысяч таких нарушений. Это лишь ряд примеров. Кейсов внедрения у нас намного больше.

«За год ИИ обработал более 10 тысяч маммографических снимков»

CNews: Москва и Санкт Петербург недавно заключили соглашение о сотрудничестве в области цифровизации здравоохранения. Правильно ли понимаем, что главная цель — перевод петербургских медучреждений на московскую систему ЕМИАС? Какие мероприятия в рамках этого соглашения запланированы на этот год?

Станислав Казарин: Соглашение о сотрудничестве между нашими городами затрагивает широкий спектр тем и направлено на обмен лучшими практиками в сфере медицинского обслуживания, обеспечение схожего уровня цифровизации медицинских учреждений, совершенствование наших информационных решений.

Петербург всегда щедро делится с городами и регионами своим опытом, в том числе в сфере технологических разработок. И, конечно, мы тоже стараемся перенимать полезные, показавшие высокую эффективность практики и решения.

В частности, в рамках соглашения предусмотрен переход ряда медучреждений Петербурга на ЕМИАС.

В 2024 году при поддержке правительства Москвы ЕМИАС должна заработать в 15 медицинских организациях стационарного типа в Петербурге

Использование единой многофункциональной платформы облегчит работу врачей с документами, а пациентам упростит доступ к государственной медицине.

Работы по внедрению ЕМИАС уже начались в пилотной группе петербургских стационаров, среди которых городские больницы №14, 26 и Мариинская больница. Далее результаты будут поэтапно масштабированы на остальные учреждения.

CNews: Какие цифровые инновации недавно были внедрены в сфере петербургского здравоохранения?

Станислав Казарин: В прошлом году город закупил лицензии на медицинское оборудование с технологией искусственного интеллекта, которое помогает описывать и интерпретировать маммографические исследования. Снимки обрабатываются ИИ автоматически, формируя предварительное заключение, что позволяет врачу оформлять медицинскую документацию в электронном виде. Решение помогает повысить точность диагностики, а также снизить нагрузку на персонал. В сутки оборудование анализирует более 700 исследований. В течение прошлого года было обработано уже более 10 000 снимков.

Целый ряд новых сервисов реализован для службы «122», в рамках её голосового помощника с искусственным интеллектом «Виктория», который изначально помогал жителям вызвать врача на дом по телефону.

В 2022 году у «Виктории» появился новый сервис — для приглашения и записи петербуржцев на диспансерное наблюдение. В том же году «Виктория» научилась проводить исходящий обзвон граждан с целью подтверждения визита врача на дом и с напоминанием о предстоящей записи на прием. А в 2023 году появилась возможность записаться с помощью «Виктории» на прием к врачу. По итогам прошлого года на «Викторию» пришлось порядка 70% от всех звонков, обработанных службой «122» — примерно 7 из 10 млн.

CNews: Расскажите, как функционирует портал «Здоровье петербуржца», есть ли возможность онлайн записаться к врачу, встать в электронную очередь?

Станислав Казарин: Сервисы портала дают возможность жителям оперативно записываться на приём к врачу, просматривать сведения о состоянии здоровья, получаемые от медицинских организаций Санкт-Петербурга. Это результаты лабораторных исследований, случаи оказаниям медицинской помощи, сведения о выполненных инструментальных исследований и т.д.

Также на портале можно видеть информацию о выписанных электронных рецептах на льготные лекарственные препараты с возможностью получить их, предъявив электронный рецепт. Эта возможность появилась в начале 2024 года и стала для нас важной вехой в развитии портала.

«Система активной безопасности запущена на 11 трамвайных маршрутах города»

CNews: Планируется ли ввести на петербургском транспорте в качестве альтернативной систему Face pay? Каковы шансы на реализацию этого проекта?

Станислав Казарин: Тестирование оплаты проезда по биометрии действительно планируется реализовать в ближайшее время. На ПМЭФ губернатор Александр Беглов подписал соответствующее партнерское соглашение с ВТБ, предусматривающее совершенствование сервисов для оплаты проезда в общественном транспорте. Пилотный проект должен быть реализован в текущем году на одной из станций петербургского метрополитена.

Добавлю, что в целом в северной столице сегодня 99% пассажиров оплачивают проезд электронным способом.

CNews: В Петербурге не так давно появились новые трамваи, оснащенные цифровыми системами, в том числе с элементами искусственного интеллекта — расскажите о них подробнее. Оправдали ли они ожидания?

Станислав Казарин: Система активной безопасности запущена на 11 трамвайных маршрутах города в 110 трамвайных вагонах. Она контролирует соблюдение скоростных ограничений по маршруту, анализирует расстояние до препятствия, скорость, погодные условия и предупреждает если на пути выехала машина или вышел человек.

Система работает как помощник и предназначена для подстраховки человека. Например, она может самостоятельно снижать скорость, вплоть до полной остановки, если на пути движения появилось препятствие, и есть угроза столкновения.

Безусловно, это важный шаг вперед в области развития городского транспорта. Мы считаем эту систему одним из перспективных для масштабирования проектов развития транспортной инфраструктуры Петербурга.

CNews: В рамках транспортной реформы было запланировано установить в городе «умные остановки» — о каком количестве остановок сейчас идет речь, сколько должно появиться в ближайшее время?

Станислав Казарин: В 2023 году в Петербурге было размещено 200 «умных» остановок. Они расположены в 11 районах города и оснащены видеокамерами с обзором на остановку и прилегающую к ней территорию, а также встроенным динамиком с возможностью интеграции с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения при возникновении ЧС.

Михаил Шишкин, Т-Банк: Найти замену Slack было сложно, поэтому пришлось ее создать
Импортонезависимость

Пространство также адаптировано для людей с ограниченными возможностями. В остановку вмонтирован модуль «Говорящий город», по которому через смартфон можно прослушать название остановки и информацию о проезжающем общественном транспорте: номер маршрута, направление движения и время прибытия.

В планах на 2024 год — установить еще 137 умных остановок.

«Городская система видеонаблюдения включает в себя порядка 95 тысяч видеокамер»

CNews: В декабре прошлого года городские СМИ сообщали, что в Петербурге установили 20 000 видеокамер с искусственным интеллектом. Речь идет о замене старых камер умными? Сколько всего камер сейчас в городе? Какие службы пользуются ими активнее всего?

Станислав Казарин: В настоящее время городская система видеонаблюдения включает в себя порядка 95 000 видеокамер, из которых более 40 тысяч размещены на входах в парадные многоквартирных домов в рамках комплексного инфраструктурного проекта «Умный двор». В этом году планируется довести количество камер в системе до 100 тысяч.

В конце прошлого года было приобретено ПО системы видеоаналитики в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства. Оно предусматривает обработку данных от 20 000 стационарных видеокамер городской системы видеонаблюдения. Система детектирует 33 различных события: переполненный мусорный контейнер, граффити, выход людей на речной лёд, повреждение дорожного полотна и другие нарушения.

Важно пояснить, что мы не ставим новые камеры, а подключаем приобретенный программный модуль с аналитикой, на уже имеющиеся городские камеры видеонаблюдения. Сейчас в городе ведется тестирование этих новых возможностей для части камер.

CNews: Помогла ли видеоаналитика в этом году при уборке снега?

Станислав Казарин: В феврале этого года Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) начала применять технологию нейросетевой видеоаналитики для контроля за территориями дворов, в том числе за уборкой снега. В пилотный проект вошли 4 района Петербурга. ИИ анализировал изображения с примерно 900 камер городской системы видеонаблюдения.

Нейросеть распознавала и фиксировала ряд нарушений благоустройства, в том числе и снежные завалы

ИТ-директор «Ленты» Сергей Сергеев в интервью CNews: Пустуют целые ниши необходимых ритейлерам ИТ-продуктов на российском рынке
ритейл

При выявлении нарушения ответственному сотруднику отправлялось оповещение с указанием срока на его устранение. Так как нарушения фиксировались автоматически, сотрудники ГАТИ могли взять на себя другие более сложные задачи.

Всего система за 20 дней работы в четырех районах города обнаружила 6442 нарушения. В основном это были неубранный снег и переполненные контейнеры для сбора отходов. Из них 6424 нарушения позже были отмечены системой как устраненные. Информация по остальным поступила специалистам ГАТИ для точечной отработки.

CNews: Как сейчас развивается портал «Наш Санкт-Петербург», какие приложения сейчас доступны жителям города для оперативной связи со службами ЖКХ?

Станислав Казарин: Портал «Наш Санкт-Петербург» остается популярной площадкой, куда можно сообщить о проблемах ЖКХ, благоустройства, коммунальных авариях и т.п. В 2023 году среднее количество сообщений в день, поступивших на портал, составило около 1,4 тысячи. Всего же за 2023 год в систему поступило свыше 460 тыс. сообщений.

У портала есть мобильное приложение и мобильная версия, что облегчает подачу сообщений прямо с места происшествия.

Петербуржцы используют не только портал, чтобы сообщить о проблемах в области ЖКХ, благоустройства, но и короткий номер «004». Центр обработки вызовов 004 принимает как аварийные, так и неаварийные сообщения. Аварийное сообщение направляется в специализированную организацию и дополнительно туда же передается голосом по телефону. Неаварийные сообщения передаются для отработки на портал «Наш Санкт-Петербург». За прошедший год операторами службы «004» обработано более 924 тысяч вызовов.

Кстати, в работе портала также используется ИИ. При помощи нейросети обращения жителей распределяются по ответственным организациям, сразу попадая в нужную районную администрацию или исполнительный орган власти, где автоматически перенаправляется исполнителю.

Основная задача развития портала «Наш Санкт-Петербург» в 2024 году — это переход на отечественное программное обеспечение и выполнение требований ФСТЭК.

CNews: Расскажите о функционале приложения «Я здесь живу».

Станислав Казарин: «Я здесь живу» — приложение, реализованное на платформе социальной сети «ВКонтакте». Мы считаем его флагманским проектом экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург». Сейчас сервисом пользуется 250 тысяч человек.

«Я здесь живу» предоставляет жителям Санкт-Петербурга разнообразную информацию о событиях, местах и объектах, находящихся поблизости от их домов. С его помощью можно быть в курсе актуальных новостей города, округа или района, просмотреть афишу культурных событий, получить информацию о работе городских служб и выбрать подходящий детский сад с доступными местами. Кроме того, приложение поможет найти площадки для выгула домашних животных и многое другое.

Функционал каждого из сервисов зависит от адреса, указанного пользователем, и предоставляет всю необходимую, полезную и интересную информацию для современных жителей Санкт-Петербурга. На данный момент в приложении запущено 15 сервисов и 2 информационных блока.

Например, сервис «Красивые места» расскажет о необычных и уникальных местах в Петербурге, Ленинградской области и Карелии. Развлекательные и дополнительные занятия для детей, доступные рядом с домом, школой или детским садом можно найти в разделе «Я родитель». В апреле запустили новый важный сервис «Развитие территорий», с помощью которого можно получать информацию о целом ряде работ по благоустройству, которые ведутся в городе.

CNews: О каких цифровых нововведениях в городской системе управления за последние два года можно упомянуть?

Станислав Казарин: Одно из самых эффективных нововведений — масштабное внедрение программных роботов RPA в работу городских органов власти.

Программный робот действует быстрее человека, не устаёт и не совершает ошибок. Он позволяет разгрузить сотрудников от множества рутинных и повторяющихся операций, являющихся частью работы исполнительных органов госвласти. Десятки тысяч часов квалифицированных служащих может уходить на проверку форм, заполнение таблиц, двойной ввод данных. Робот эффективно решает эту проблему.

Чтобы облегчить и ускорить этот труд, мы в прошлом году внедрили RPA в 48 процессов в 19 ИОГВ Санкт‑Петербурга, таких как Комитет финансов, Жилищный комитет, Комитет по государственному заказу, ряд администраций районов и др. Была роботизирована работа более 100 сотрудников.

Цифры говорят сами за себя. По итогам прошлого года роботы помогли высвободить в органах власти порядка 150 000 человеко-часов. В 2024 году планируем продолжать эту работу и увеличить показатель.

Анжела Патракова