Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в здравоохранении

ИТ в здравоохранении: что изменилось за год?

ИТ в здравоохранении: что изменилось за год?

Основным результатом первого этапа информатизации здравоохранения стало построение инфраструктуры. В регионах с различной степенью успешности начали создаваться региональные сегменты ЕГИСЗ. Насколько успешны первые проекты?

Реализация разработанной Миздравом РФ Концепции информатизации здравоохранения должна была стартовать в начале 2011 г., но фактически работы в этом направлении начались лишь в июне 2012 г. Государство выделило на это беспрецедентную сумму - 29,4 млрд руб.



«С одной стороны, указанная сумма выглядит внушительно, с другой, надо понимать, что стоимость аналогичных зарубежных проектов, как правило, на порядок выше, - говорит Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России. - Более того, эти средства распределяются между 83 регионами, каждый из которых по своей площади и численности населения равен или превосходит большинство европейских стран».



С чего все начиналось


На сайте Росстата можно найти данные об уровне информатизации отрасли по итогам 2011 г., т.е. до начала масштабных работ в этом направлении. На первый взгляд, российское здравоохранение на момент старта проекта по основным показателям использования ИТ находилось примерно на том же уровне, что и остальные государственные структуры (за исключением учреждений культуры и спорта, чей уровень ИТ-оснащенности явно отстает от других).



Доля организаций, использующих ВТ и интернет, по отраслям, 2011



Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013


Совсем другая картина вырисовывается при более детальном анализе приведенных выше данных. Например, несмотря на то, что ПК имеются в 98% ЛПУ, а 94% лечебных заведений имеют доступ в интернет, показатель числа ПК на 100 работников в здравоохранении один из самых низких – всего 18 штук, из них только 7 имеют выход в интернет. Даже учреждения культуры, так невыгодно выглядящие на диаграмме выше, по этим параметрам превзошли медиков почти в 2 раза.



Число ПК на 100 работников, по отраслям, 2011




Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013


Доступ в интернет, судя по представленным Росстатом данным, необходим ЛПУ в основном для размещения госзаказов (58,5%). Несмотря на то, что о наличии собственного сайта заявили 31,6% лечебных учреждений, лишь 13,3% из них готовы взаимодействовать с пациентами онлайн.



Использование интернета для связи с поставщиками и потребителями услуг, 2011




Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013


В 2011 г. на ИКТ в сфере здравоохранения и соцуслуг было потрачено 24,3 млрд руб., что примерно на 7 млрд больше, чем в сфере культуры и спорта, а также высшего образования. Интересна структура этих затрат. Если в более технологически развитых секторах экономики первые 2 места, как правило, занимают затраты на оборудование и программное обеспечение, то в медицине почти 30% приходится на оплату услуг связи, около 22% - на вычислительную технику и около 11% - на ПО.



Затраты на ИКТ в отраслях, 2011




Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2013


Проекты первого этапа


Основным итогом первого этапа информатизации здравоохранения, согласно отчетам Минздрава, стала модернизация инфраструктуры в ЛПУ – поставки вычислительной техники, прокладка ЛВС и организация выхода в интернет, внедрение общесистемного ПО и запуск сервиса электронной записи на прием к врачу.



Кроме того, началось создание региональных сегментов ЕГИСЗ. В Ивановской, Кировской области и Еврейской автономной области это происходит силами компании «К-МИС». В Курской, Тверской, Мурманской, Амурской, Магаданской областях и Хабаровском крае подобные проекты реализуются компанией «Пост Модерн Текнолоджи».

Созданием региональной информационно-аналитической медицинской системы в Пермском крае, Республиках Башкортостан, Карелия, Хакасия, Астраханской и Псковской области занимается компания «Сван». В Белгородской, Омской, Рязанской области проект реализует компания «Софт Траст».

«БАРС Групп» проводит такие работы в Саратовской, Новосибирской, Калининградской, Костромской, Томской, Орловской, Волгоградской областях. «Корус Консалтинг» - в Пензенской области и Республике Калмыкия.



В Тульской области компания «АйТи» построила региональный центр обработки данных (ЦОД) для Минздравсоцразвития региона. В составе ЦОД 66 блейд-серверов IBM, системы хранения данных IBM (общая емкость 79 ТБ) и HP (емкостью свыше 66 ТБ), модульные ленточные библиотеки для резервного копирования данных IBM, коммутационное и сетевое оборудование Cisco, а также инженерные системы - автоматического газового пожаротушения; бесперебойного гарантированного электропитания, в том числе дизель-генераторная установка мощностью 330 кВА, 2 ИБП мощностью по 160 кВА каждый, распределительные кабельные сети и щиты; система кондиционирования суммарной холодопроизводительностью 157,5 кВт; система контроля и управления доступом (СКУД).



Собственный ЦОД появился у медиков Республики Саха (Якутия). Компания «Стабол» совместно с Cisco объединила 20 серверов на двух территориально распределенных площадках в Якутске и на основе решений Cisco: коммутаторов Nexus 4001I и 5548UP, Catalyst 4507, а также маршрутизаторов ASR 1006.



В Бурятии ЦОД для Минздрава республики построила 2B Group. Центр обработки данных создан на базе серверного оборудования Hewlett-Packard. Серверы объединены скоростной сетью Ethernet c пропускной способностью 10 Гбит/с., с использованием кластера из маршрутизаторов Juniper. Надежность хранения данных обеспечивается высокопроизводительным оборудованием компании Hitachi Data Systems. Общая емкость решения составляет более 100 Тбайт.

В Астраханской области Компания ИВК построила ЦОД и территориально распределенную сеть передачи данных, связывающую ЦОД с ЛПУ.



Опрошенные CNews эксперты оценивают результаты этих работ, по большей части, критически. «Часть регионов уже до старта программы модернизации четко представляла себе спектр задач, которые можно и необходимо решить при помощи федеральных субсидий на информатизацию. Пути решения этих задач были заложены в региональные программы модернизации, к защите которых Минздрав относился довольно-таки неформально. Однако в некоторых регионах четкого представления о том, для чего нужна информатизация, к сожалению, до сих пор нет», - рассказывает об итогах прошедшего года Сергей Метелев, генеральный директор «Сван».



«На региональном уровне основные усилия были сосредоточены на освоении выделенных средств для представления в срок необходимых отчетов и рапортов, - согласен с ним Игорь Гридин, генеральный директор «Аксимед». - На этом фоне судьба «первичного звена» информатизации здравоохранения на уровне МИС конкретных ЛПУ (как уже эксплуатируемых, так и готовящихся к внедрению) остается «за кадром», что, безусловно, не может порождать опасения за успех последующих этапов внедрения медицинских информационных технологий».



О достаточно формальном подходе многих регионов к информатизации здравоохранения говорит и Константин Суслов, генеральный директор группы компаний ХОСТ. По его мнению, основная потребность многих регионов – «отчитаться по тем требованиям, которые предъявляет Минздрав, не особенно задумываясь принесут ли реальную пользу внедряемые решения. Например, говорить о том, что облачные решения, предусмотренные концепцией Минздрава, востребованы в условиях отсутствия нормальных каналов связи нельзя. Скорее востребованы решения, по которым можно отчитаться как за облачные, но, которые будут работать в реальных условиях, фактически в офф-лайне».



Тем не менее, большинство спикеров единодушны в том, что так долго ожидаемый рынком старт информатизации здравоохранения все-таки состоялся. Об этом свидетельствует и рост спроса со стороны регионов на масштабные, комплексные решения.

«Несмотря на то, что регионы всегда были самостоятельны в выборе ИТ-решений для модернизации здравоохранения, сейчас четко прослеживается тенденция приобретения продуктов с более насыщенным функционалом, - говорит Инна Ашенбреннер, генеральный директор «КОРУС Консалтинг ИТ». - Если сначала, на этапе базовой информатизации, покупались точечные решения, то теперь увеличился спрос на комплексные продукты».



«У региональных руководителей здравоохранения, у главных врачей ЛПУ постепенно формируется понимание того, что без серьезной информатизации отрасли невозможно вывести российскую медицину на более высокий уровень, а закупленная техника будет просто пылиться на складах или рабочих местах врачей, - согласен с ней Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам InterSystems. - Более того, постепенно в регионах начинают осознавать, что эта задача не сводится к единовременной закупке и внедрению медицинских прикладных программ – необходимо вырабатывать долговременную стратегию информатизации здравоохранения, закладывать деньги на ее сопровождение и развитие».

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора