Тренд 1: ИТ — не сервис для бизнеса, а его основа

Филипп Генс: Информационные технологии из сервиса для бизнеса превращаются в его основу

Основные тренды ИТ-индустрии в первый день конференции обозначил президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс

«Информационные технологии из сервиса для бизнеса превращаются в его основу. Если раньше можно было автоматизировать отдельные процессы и подразделения, например, бухгалтерию, юридический и финансовый отделы, теперь в приоритете комплексный подход», — отметил Генс.

Это приводит к тому, что все вокруг становятся ИТ-компаниями — мобильные операторы, банки, разработчики браузеров. А реальные ИТ-компании превращаются в консультантов, которые наращивают компетенции в области интересов заказчика и помогают ему находить новые бизнес-модели. 

Более 40 спикеров — первые лица компаний, собственники бизнеса, представители государственных структур выступили с прогнозами изменения ИТ-отрасли. На конференции затронули темы цифровой трансформации и развития искусственного интеллекта.

Все больше бизнес-процессов напрямую зависят от ИТ. Например, системы клиентского обслуживания — популярные чат-боты. 

И такой сдвиг с автоматизации на цифровизацию не может не влиять на требования к ИТ-специалистам: особенно, к бизнес-аналитикам и сетевым архитекторам. 

«Если раньше аналитик плотно работал с бизнесом, но мог себе позволить не обладать обширными знаниями в предметной области и глубокими техническими компетенциями, сегодня ситуация изменилась — требуются аналитики с опытом работы в конкретной сфере — банковской, государственной, ритейле», — объяснил руководитель сектора архитектуры департамента корпоративных систем ЛАНИТ Максим Шаломович.

Тренд 2: Сверхавтоматизация

Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано — и уровень автоматизации уже можно назвать критическим.

Это затронуло традиционные отрасли экономики: сельское хозяйство, промышленность, строительство и медицину. Так, все больший интерес вызывают технологии автоматизированного машинного обучения, например, в нефтяной промышленности. 

«Мы решали задачу автоматического прогнозирования качества процесса переработки нефти при помощи машинного обучения. Обработали данные 500 датчиков давления, температуры и потока нефти в агрегате на заводе заказчика и предсказали на их основе показатель качества готовой продукции», — поделилась Data Scientist компании Artezio Ольга Миндлина. Эксперт добавила, что полной автоматизации на заводе нет, однако отдельные автоматизированные процессы помогают людям лучше выполнять свои функции.

Мероприятие прошло в гибридном формате: пока одни зрители присутствовали в конференц-зале очно, другие присоединились к просмотру удаленно

Еще один пример привел генеральный директор Datana Владимир Захаров, рассказав, зачем цифровизировать сталеплавильный цех. 

«Несмотря на высокий уровень автоматизации, мы подошли к потолку производительности, зависящей от человеческого труда. Дальнейший рост производительности напрямую связан с реализацией концепции Smart Factory — управление производством на основании данных, начиная от данных с уровня цеха и заканчивая рыночными ценами на продукцию и материально-технические ресурсы, — отметил Захаров. — Реализовать такую концепцию на металлургическом предприятии можно с помощью продукта Datana Smart Цифровой завод, объединяющий в одну балансирующую систему все цифровые инициативы, которые уже используются на предприятии. Экономический эффект для крупного завода после такого внедрения достигает 1 млрд рублей». 

В то же время эксперты отмечают, что не обязательно цифровизовать все процессы — акцент нужно сделать лишь на тех, что генерируют денежные потоки.

Тренд 3: Гибкая работа и интернет поведения

Константин Саратцев: На успех цифровой трансформации влияют цифровые инструменты, делающие данные доступнее в масштабах организации

Согласно исследованиям, эффективность сотрудников при переводе на удаленку растет на 15%, а лучших результатов можно добиться, если человек сам решает, в каком режиме работать. Так можно избежать выгорания сотрудников и хронического стресса. У людей появляется мотивация, помимо денежной. 

Увы, есть категории сотрудников, которых перевести на такой формат сложно: работники почты, кассиры, курьеры. Но и здесь есть возможность для маневра. 

Решение Solut, разработанное специалистами ЛАНИТ на стыке ИИ и индустриального интернета-вещей, — это система мониторинга физического труда, например, мерчендайзеров, продавцов, рабочих на заводе и стройке. Люди работают в «умных» часах, а нейросеть анализирует их действия. В итоге работодатель может внедрять новые практики, повышать качество работы, следить за техникой безопасности и нормировать труд, чтобы люди не выгорали. 

Впрочем, изменилась и сама аналитика, а в будущем ее подача возможно будет напоминать TikTok. Сотрудники компаний хотят работать с отчетами с той же скоростью, что смотрят смешные ролики в соцсетях. 

«На успех цифровой трансформации влияют цифровые инструменты, делающие данные доступнее в масштабах организации. На рынке бизнес-аналитики появляются решения, которые позволяют не просто визуализировать данные, но и встроить их в регулярные бизнес-процессы, создавать полноценные data-driven приложения и сделать аналитику по настоящему массовой», — убежден директор по продуктам и решениям Goodt Group Константин Саратцев.

Тренд 4: Прямое взаимодействие людей с людьми

Люди все меньше общаются друг с другом на личных встречах. Вопросы решаются в мессенджерах, там же проводятся совещания. Аналогичный подход применим и к организации командировок. Зачем лететь в другой город, если можно подключиться к совещанию по Zoom, имея лишь доступ в интернет. 

И все же запрос на peer-to-peer взаимодействие растет. Человек хочет взаимодействовать с человеком, а задача ИТ — не заменить общение, а предложить удобные для этого инструменты. 

Банки развивают коммуникационные платформы для разных отраслей. Хорошие примеры — банк «Тинькофф», а также компания НОРБИТ, которая разработала сервисную платформу для краудфандинга. Задача платформы — предоставить инвесторам удобный интерфейс для работы с проектами, которым необходимо финансирование, иными словами — напрямую свести друг с другом представителей малого и среднего бизнеса с потенциальными инвесторами.

Тренд 5: Конфиденциальность и информационная безопасность

За время пандемии специалисты зарегистрировали увеличение кибератак и утечек данных. По данным экспертно-аналитического центра InfoWatch, с 2018 г. количество крупных утечек выросло на 26%, мега-утечек (утечки информации, в ходе которых скомпрометированы свыше 10 млн записей персональных данных) — на 16%.

«Удаленка усугубила тренд последних лет. По результатам нашего пятилетнего тестирования 80% компаний из разных сфер бизнеса имеют уязвимости, и 86% из них были успешно взломаны, — говорит директор по развитию компании «Информзащита» Иван Мелехин. — Большинство взламываются за 4-5 шагов, причем используются такие древние уязвимости, как неавторизованный доступ к системным процессам, слабые пароли и их повторное использование». 

Многие компании предпочитают внедрять SOC — центры операций по безопасности. А для проверки киберустойчивости и уязвимостей компании обращаются к пентестам.

Тренд 6: Локализация производства

Филипп Генс: За последние пять лет мир от идеи глобализации возвращается к идее локальных кластеров и интересов

«За последние пять лет мир от идеи глобализации возвращается к идее локальных кластеров и интересов. Сегодня мы находимся в стадии деглобализации, и главное — это то, что мы производим и развиваем сами», — отметил Филипп Генс, добавив, что это напрямую связано в том числе с соображениями информационной безопасности.

Торговые войны США и Китая спровоцировали кризис в микроэлектронике, лишь потому что отдельно взятый смартфон нельзя собрать в одной стране…

«В 2018 году в создании платы одного отдельного гаджета участвовали восемь производителей из разных стран. Когда же американские компании из-за санкций лишились возможности использовать китайские фабрики, то производство на какое-то время встало», — заметил коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар

Поэтому сегодня все больше стран задумываются о локализации бизнеса и даже о создании суверенного интернета.

Тренд 7: Нехватка кадров в ИТ

За время пандемии специалисты зарегистрировали увеличение кибератак и утечек данных

И, наконец, главным трендом 2021 г. — скорее, антитрендом — стала чудовищная нехватка кадров в ИТ-отрасли. Компаниям недостает порядка миллиона сотрудников. В HR-отделе ЛАНИТ уже много лет ведут кадровую статистику по 40 ведущим интернет-компаниям, и исследования показывают: с 2013 г. количество вакансий выросло больше чем в 5 раз. 

В условиях кадрового голода ИТ-компании прибегают к аутстаффингу. 

«В настоящий момент мы уже вывели на проекты наших клиентов более 500 ИТ-специалистов. Аутстаффинг — это быстрый найм временного ИТ-персонала: ты берешь сотрудника у провайдера под проект или задачу, сам им управляешь, а провайдер полностью отвечает за качество персонала, — пояснил руководитель дирекции по работе с финансовым сектором ЛАНИТ Тимофей Борзов. — Эта модель хороша высокой скоростью подбора качественных кадров и их доступностью: сейчас не все ИТ-специалисты готовы идти в штат надолго. У нас же постоянная ротация проектов, которая позволяет сотрудникам развиваться, просто меняя задачи. Есть и финансовая сторона: если считать экономику рекрутинга со всеми накладными расходами, затратами на поиск и адаптацию, упущенной выгодой от не запущенного вовремя продукта, то аутстаффинг выгоднее».

Эффективность сотрудников при переводе на удаленку растет на 15%, а лучших результатов можно добиться, если человек сам решает, в каком режиме работать.

На рынке ИТ главенствуют поколения Y и Z, и HR-отделам нужно ориентироваться на их требования. 

«Среди них — поиск смысла в работе, гибкость и возможность внести свой вклад в процесс. Молодым сотрудникам нужно не только получать новые знания и компетенции, но и удовольствие от жизни, — заметила директор по персоналу группы ЛАНИТ Надежда Шалашилина. — Миллениалы хотят, чтобы все работало по одной кнопке и мечтают заниматься интересным и значимым делом. Важно учитывать и тот фактор, что в ИТ-сферу приходит все больше женщин». 

Напомним, конференция «Умные решения — умная страна: вызовы и перемены», организуемая ЛАНИТ, проходит во второй раз. Если прошлое мероприятие было посвящено переменам, связанными с резким переходом в цифру, то это — новой роли ИТ-компаний, продуктов и решений. 

По прогнозам IDC, к 2022 г. 70% всех организаций расширят применение цифровых технологий, трансформируя существующие бизнес-процессы, чтобы повысить взаимодействие с клиентами, продуктивность сотрудников и устойчивость бизнеса.