Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Маркет

Российский Microsoft разогнался быстрее американского

Несмотря на пиратство, темпы роста продаж "Майкрософт Рус" в прошедшем финансовом году стали самыми высокими среди 25 крупнейших представительств софтверного гиганта в мире. Наиболее перспективным российским регионом в корпорации считают Сибирь.
За 2005 финансовый год доходы Microsoft в России выросли на 48% и достигли показателя $150 млн. Рост продаж корпорации происходит на фоне ежегодного увеличения внутреннего ИТ-рынка России на 20–25% (по данным IDC), что является сейчас самым большим показателем в мире. Доходы «Майкрософт Рус» превышают расходы, т.е. компания прибыльна, однако размеры прибыли в представительстве не сообщают.

В России доля Windows и Office в общем объеме продаж Microsoft составила 61%, серверных платформ и средств разработки — 29%, бизнес-приложений — 6%. Для сравнения — в мире этот показатель для Windows составляет 30%, Office — 28%, серверных платформ и средств разработки — 25%, продуктов для дома и развлечений — 8%, MSN — 6%, бизнес-приложений — 2%.

Биргер Стен, генеральный директор «Майкрософт Рус», считает, что в России в течение прошлого финансового года бизнес Microsoft развивался стабильно во всех сегментах рынка. Рост продаж ОЕМ (предустановленных) копий Windows XP составил 46% по сравнению с прошлым годом, а всего поставщиками вычислительной техники на территории России было продано более 1,5 млн. лицензионных копий этой ОС. Рост продаж продуктов Microsoft Office в РФ за отчетный период составил 74%. Более чем в 2 раза повысился спрос на интегрированную платформу для командной работы SharePoint. Объем продаж серверных операционных систем Windows Server 2003 за год вырос на 59%, в то время как объем продаж СУБД SQL Server 2000 увеличился на 57%, решений по безопасности на базе ISA Server 2004 — 74%, а решений для управления ИТ-структурой предприятия на базе Microsoft Operations Manager 2005 и Systems Management Server — почти в 9 раз. Всего в 2005 финансовом году объем продаж в России увеличился в 5 раз по сравнению с 2000 г. и на 48% по сравнению с прошлым годом. В следующем году руководство «Майкрософт Рус» прогнозирует увеличение этого показателя на 30%.

Бренд Microsoft ассоциируется во всем мире с коробочным ПО, но не оно приносит корпорации основной доход. В основном, софтверный гигант продает в России лицензии и решения. Продажи коробочного софта по отношению к продажам лицензий составили менее 2%.

По сравнению с 2001 годом доля региональных продаж в общем объеме выросла с 29% до 50,4%, а общий рост продаж в регионах составил 66%. Корпорация продвигает свои продукты на российский рынок через партнерскую сеть и сборщиков компьютеров. Как сообщила корреспонденту CNews президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова (на фото), прямые продажи составляют менее 2% от общего объема — это, в основном, крупные заказы, идущие по каналу из России в штаб-квартиру в Редмонде.

У корпорации в России 360 сертифицированных партнеров Microsoft Certified и Gold Certified (по данным на июль 2005 г.). Из них в Москве — 207, в регионах 153, в РФ и СНГ — 456. По мнению Биргера Стена, для увеличения своего присутствия на российском рынке Microsoft «должна идти в регионы, и в первую очередь — в Сибирь».

Основным фактором, затрудняющим продвижение Microsoft на территории России, по-прежнему остается пиратство. Согласно отчету IDC, в 2003 г. в России был отмечен один из самых высоких в мире уровней пиратства — 87%, что поставило ее в первую пятерку в рейтинге всех стран, составленному по этому показателю. Как сообщает IDC, снижение в России уровня пиратства на 10% способствовало бы увеличению к 2006 году объема российского ИТ-рынка более чем в 2 раза (до $10,5 млрд.). Кроме того, это позволило бы создать десятки тысяч новых рабочих мест, из них около 30 тысяч — в индустрии высоких технологий, дало бы возможность российскому правительству привлечь в экономику страны инвестиций больше на $6,9 млрд. и получить дополнительно $280 млн. в виде налоговых поступлений.

В отчетный период продолжилась реализация программ Microsoft по борьбе с пиратством, включая преследование розничных сетей по продаже компьютерной техники («Белый ветер» и «Эльдорадо»), амнистию пользователей в обмен на информацию о продавцах, обновление только лицензионных систем, инвентаризацию ПО и т.д. Все эти меры принесли свои плоды. По данным Microsoft, доля персональных компьютеров с нелицензионными операционными системами в России снизилась в прошлом финансовом году с 72% до 60%. В 2005 финансовом году российские средние и крупные предприятия продолжили лицензирование своего компьютерного парка, что обусловило рост продаж в сегменте корпоративных лицензий на 64% по сравнению с предыдущим годом. Снижению уровня пиратства в нашей стране способствует и принятие закона «О госзакупках», в котором закреплена необходимость проверки наличия лицензий на приобретаемое ПО.

Microsoft пытается активно продвигаться и на российском рынке ПО и услуг для госсектора. Корпорация практикует амнистию госучреждений, использующих пиратские копии ПО, и предлагает им софт по символической цене. Например, российские школы могут получить пакет Windows и Office по цене 150–200 руб. за одно рабочее место.

В последнее время корпорация активно скупает антивирусные компании. В этом году куплена Sybari, в 2003 г. — GeCAD. В связи с этим в ИТ-сообществе муссируется тема выхода Microsoft на рынок антивирусного ПО и вытеснения с него нынешних лидеров — «Лаборатории Касперского», Symantec, McAfee и др. Владимир Мамыкин, директор по информационной безопасности Кабинета президента Microsoft в России, в интервью корреспонденту CNews прокомментировал данную ситуацию. Сейчас руководство корпорации рассматривает два варианта выхода на антивирусный рынок, сообщил г-н Мамыкин. Один из них — встраивание в платформы Microsoft антивирусных и антишпионских продуктов начального и среднего уровня, без выпуска отдельного специализированного решения. Это, по его мнению, с одной стороны, приведет к популяризации данного вида продуктов и расширит рынок, а с другой — заставит других вендоров производить только высококлассные антивирусы. Другой вариант — выпуск и продвижение отдельного продукта высокого уровня — «убийцы» других антивирусов, для чего корпорации придется сделать большие инвестиции и усилия. Какой путь выберет Microsoft — пока остается неизвестным. Что касается защитного ПО для мобильных устройств, то оно уже есть, в том числе на российском рынке, но только встроенное, а выпуск отдельных продуктов не планируется. На рынке межсетевых экранов у Microsoft весьма амбициозный план вытеснить с первой позиции компанию Check Point Software Technologies и стать лидером с продуктом ISA Server.

Обзор NG SOAR — решения для управления инцидентами и оркестрации
Безопасность

В целях избавить государственные умы от опасений за безопасность информации, якобы передаваемой посредством шпионских модулей в Редмонд, корпорация открывает код своего ПО правительствам разных стран. Код Windows уже открыт и для некоторых государственных организаций России. Сейчас обсуждается открытие кода Office. В 2005 финансовом году Государственная техническая комиссия при президенте Российской Федерации (ФСТЭК) сертифицировала СУБД Microsoft SQL Server 2000 Enterprise Edition на соответствие российским требованиям безопасности информации. Начато производство данной СУБД в нашей стране. С прошлого года в России производится и Microsoft Windows XP.

В конце текущего календарного года на российском рынке появятся новые версии продуктов корпорации — SQL Server 2005, BizTalk Server 2006, Visual Studio 2005, Windows XP Media Center Edition, Microsoft CRM и MBS Navision. В середине следующего календарного года в России планируется выпуск и новой версии MBS Axapta.

Новая версия Windows — Vista, выход которой планируется в следующем году, появится в России сразу в виде локализованной на русский язык версии, сообщил корреспонденту CNews Биргер Стен. Системные потребности Vista будут несколько большими, чем у ХР. Поэтому основные продажи этой ОС будут производиться через ОЕМ-каналы — сборщиков, устанавливающих копии системы на новые компьютеры. В прошлом году в нашей стране было продано около 5 млн. компьютеров. По данным Gartner, в России за 2-й квартал текущего года было продано около 1,3 млн. настольных компьютеров, серверов и ноутбуков, что на 21,6% больше, чем за аналогичный квартал прошлого года. По версии IDC, за указанный период продажи ПК выросли на 26,7% и составили 1,29 млн. На более чем половину новых ПК устанавливается Windows. Кроме того, апгрейд до новой версии ОС будет произведен на части старых машин. Сколько будет таких модернизированных компьютеров в России, пока говорить рано, считает г-н Стен.

Одним из наиболее перспективных для себя видов бизнеса в Microsoft считают все более прибыльные интернет-сервисы и ПО для них. На этом рынке главными конкурентами корпорации являются Google, Yahoo, Skype и др. компании. Недавно Microsoft объявила о запуске в следующем году сервиса IP-телефонии совместно с оператором Qwest Communications и сервиса IPTV — телевизионного вещания в Сети — совместно с British Telecom. Однако в нашей стране развертывание подобных сервисов пока не планируется в связи с недостаточным распространением широкополосных каналов, компьютеров и относительно низкими доходами населения. Об этом корреспонденту CNews сообщил Биргер Стен. По его словам, необходимые технологии у корпорации есть, но запускать их в России пока рано. «Для нас самый интересный рынок — 90 млн. российских пользователей мобильников», — сказал он, имея в виду продукт Windows Pocket PC для мобильных устройств. Г-н Стен уверен, что широкое распространение этой службы данных на сотовых телефонах приведет к увеличению трафика и поможет операторам удвоить средний доход с одного абонента (ARPU).

Святослав Кульгавый, «Колан»: Псевдороссийские технологии растут как грибы после дождя
Импортонезависимость

Недавно Редмонд объявил о реструктуризации бизнеса. Microsoft разделила свой бизнес на три направления — интернет, бизнес-приложения и потребительские устройства — вместо семи подразделений, созданных Стивом Балмером в 2002 году. Однако, как заявил генеральный директор «Майкрософт Рус», эти изменения российский офис не коснутся. Сейчас в «Майкрософт Рус» работают 300 человек и команду планируется расширять дальше.

У российского офиса Microsoft весьма амбициозные планы. Сейчас он ставит перед собой задачу не только перенимать лучшее в западной практике, но и создавать бизнес-модели, пригодные для тиражирования на другие страны. В России 1 млн. офисных работников, большая часть которых использует компьютер только как пишущую машинку и калькулятор. В Microsoft считают, что для продвижения на рынке необходимо изменить эту ситуацию и расширить использование всего функционала программных средств.

Однако, несмотря на все усилия Microsoft, по данным корпорации, 7% россиян остаются неудовлетворенными качеством ее продуктов и услуг (в прошлом году 11%).

Напомним, что мировой объем продаж корпорации Microsoft за 2005 финансовый год составил $39,7 млрд., что на 8% превышает объем продаж прошлого финансового года ($36,84 млрд.). Чистая прибыль составила $12,25 млрд. (в предыдущем финансовом году этот показатель был равен $8,17 млрд.), доход от основной деятельности составил $14,56 млрд. В исследования и разработки было инвестировано $6,18 млрд.



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153