Разделы

Телеком

Рынок телекоммуникаций: IP-телефония - "медленный, но постоянный рост"

Виталий Солонин

Что такое IP-телефония? Технарь ответит, что это то же самое, что VoIP (Voice over IP - "голос поверх IP") - система обеспечения голосовой связи в режиме реального времени на основе передачи речи по сети с использованием интернет-протокола (IP), часть компьютерной телефонии (CTI - Computer Telephony Integration). А для бизнесмена VoIP - это та часть рынка телекоммуникаций, которой пророчат светлое будущее.

Первоначально повышенный интерес к IP-телефонии был вызван, прежде всего, возможностями существенной экономии на международных и междугородных переговорах по сравнению с традиционными звонками через каналы операторов дальней связи. Но теперь вендоры все чаще и чаще делают акцент не на экономии, а на новых сервисных возможностях этой технологии, которые в России, к сожалению, фактически пока не используются.

Ударим интеграцией по несовместимости!

В опубликованном прогнозе исследовательской фирмы Yankee Group отмечается, что технология передачи голоса по IP-сетям в 2002 году продолжит "медленно, но постоянно" развиваться, несмотря на замедление темпов роста в телекоммуникационной отрасли в целом. Увеличение весомости IP-телефонии прогнозируют и аналитики Gartner Group - по их оценкам, в 2003 году объем VoIP-рынка достигнет $19 млрд. А эксперты IDC заявляют, что в 2004 году емкость рынка только VoIP-шлюзов составит $2,4 млрд., а программных коммутаторов - $5,7 млрд.

При этом в ближайшие 3 года ожидается рост объёмов продаж. В Европе, к примеру, рынок будет "разбухать" в среднем на 108% в год, а прибыли от использования систем IP-телефонии вырастут в среднем на 80%.

Такие довольно оптимистичные прогнозы на фоне стагнации рынка основаны на статистике прошлых лет - к примеру, объём продаж систем IP-телефонии на территории Европы в 2001 году вырос на 111% по сравнению с прошлым годом.

Идеи пакетной передачи голоса нашли поддержку и в азиатско-тихоокеанском регионе. Наиболее динамично развивающиеся телекоммуникационные фирмы такие, например, как гонконгская i-Cable, стремятся закрепиться на перспективном рынке. 21 января она анонсировала пробный запуск телефонной услуги VoIP на базе своей кабельной сети. Компания претендует на обслуживание 45 000 семей, проживающих в различных районах Гонконга, а завоевать свою долю рынка помогут ей конкурентные цены.

Ожидаемая тенденция - значительный рост объемов продаж VoIP-оборудования в корпоративном секторе. Как считают эксперты IDC, погоду на рынке IP-телефонии в 2001-2003 годах будут делать крупные компании, а конечные потребители проявят заметную активность лишь начиная с 2003 года. По прогнозу аналитиков Yankee Group, объем поставок учрежденческих АТС, поддерживающих протокол IP, вырастет на 25% по сравнению с прошлым годом и составит почти 3 млн. станций, а к 2005 году объем поставок IP-УАТС должен превзойти рынок традиционных офисных станций.

Логика понятна: как показывает исследование американского информационного агентства InfoTech, традиционные офисные коммутаторы с выходом в общую сеть (PBX) значительно проигрывают локальным телефонным сетям на основе IP-протокола. По данным агентства, более 40% американских компаний с числом сотрудников более 500 человек перевели или начали переводить телефонные системы с PBX на IP LAN-телефонию. Спрос на системы PBX за последний год упал на 20%, тогда как объём поставок систем IP LAN-телефонии вырос на 200% и составляет 12% от всех поставок телефонного оборудования на телекоммуникационном рынке США.

Показателен и тот факт, что несмотря на то, что квартальный доход лидирующего американского провайдера голосовых сетей и сетей данных компании Avaya сократился в первом финансовом квартале 2002 года на 26,8% по сравнению с аналогичным показателем за тот же период предыдущего года, ей удалось укрепить позиции на рынке офисных систем IP-телефонии - по сравнению с предыдущим кварталом компания увеличила объём поставок в этом сегменте рынка на 14%.

По оценке Владимира Смирнова, заместителя генерального директора российского представительства Cisco Systems, к 2004 году уже свыше 40% сетей предприятий будут использовать конвергентные решения. В свою очередь, глава представительства Avaya в России Дмитрий Иванников назвал 2002 год переломным для идеологии построения корпоративных телефонных систем.

Другая тенденция этого года, обозначенная Yankee Group, состоит в том, что к IV кварталу 2002 года поддержку технологии VoIP начнут внедрять крупнейшие первичные операторы. При этом параллельно будут развиваться системы защиты IP-телефонного трафика от несанкционированного доступа.

Кажется, что пройдет совсем немного времени, и IP-телефония вытеснит традиционную. Однако в России, по крайней мере, это если и произойдет когда-нибудь, то не очень скоро. Так считает большинство опрошенных нами участников рынка.

Михаил Чернович, менеджер по продуктовому маркетинг компании Alcatel:

"Если рассматривать перспективы рынка России на ближайшие 3-5 лет, то говорить о каком-либо заметном влиянии IP-телефонии на традиционную связь не приходится".

Федор Крупянский, директор по маркетингу компании "Голден Телеком":

"Мне кажется, что это постепенный процесс, и происходить он будет долго. Пока ни качество, ни распространение этих услуг не дает им возможность претендовать на доминирующую технологию. Сама технология плохо готова передавать телефонный трафик; передается очень много обслуживающей информации".

Игорь Рыжов, директор технического департамента Sterling Group:

"В ближайшее время IP-телефония вряд ли вытеснит традиционную, но процессы будут идти к этому активно. Операторам IP-телефонии, обеспечивающим международную/междугородную связь, потребуется время, чтобы убедить "критическую массу" клиентов частного и корпоративного сектора в гарантированном качестве соединений. Приблизительно то же время понадобится операторам "обычной" телефонии для наращивания спектра предоставляемых услуг, в числе которых будет и IP-телефонная связь как альтернативная. То, что они это сделают - сомнений нет, ведь IP-трафик идет все-таки в основном по их каналам, то есть утекают их деньги. Как всегда, жизнь сама разрешит проблему "отцов и детей".

Юрий Сафронов, генеральный директор компании "Инфотел" также считает, что объем голосового трафика, передаваемого по каналам IP-телефонии, будет увеличиваться, но о полном переходе на IP-телефонию говорить пока преждевременно. А по мнению Вадима Шиянова, технического директора НПП "РОТЕК"-Новосибирск, VoIP и традиционная телефония будут соседствовать, пока качество связи первойне сравнится с качеством традиционных телефонных каналов. Александр Мартиросов, начальник отдела рекламы и связей с общественностью компании "Элвис-Телеком" допускает, что IP-телефония в области международной связи немного потеснит традиционную.

Более оптимистично настроен Дмитрий Красильников, директор по маркетингу корпорации ОСС, который, ссылаясь на оценки независимых экспертов из J'son and Partners и Comptek, прогнозирует, что уже к концу 2002 года более половины международных звонков будет передаваться по технологии IP. С ним солидарен Дмитрий Дронов, директор отдела маркетинга компании "МТУ-Информ":

"Оценка международного и междугородного трафика, передаваемого во всем мире с использованием IP-технологий, составляет более 50%. Эта цифра доказывает, что данный вид дальней связи значимо присутствует на рынке и давно уже не является экспериментальным.

Не секрет, что стремительные темпы развития данной технологии уже давно стали прогнозируемыми. Пятилетний срок присутствия на рынке позволяет с уверенностью сказать, что свою нишу в сознании пользователей она заняла. IP-телефония прочно закрепилась наряду с другими телекоммуникационными услугами. Крупные операторы имеют все шансы преуспеть в реализации VoIP.

Необходимо отметить, что качество передачи голоса по IP-сетям за последние годы значительно улучшилось. Очевидно, что при сохранении соотношения ценовых характеристик традиционной и IP-телефонии, доля последней в суммарном объеме международного и междугородного трафика будет расти. Кроме того, долгосрочные прогнозы развития интернета свидетельствуют о том, что всемирная Сеть становится универсальной средой для передачи любой информации. В будущем способы передачи мультимедийной информации, в частности, TV-сигнала, также будут осуществляться через интернет".

Более интенсивное развитие IP-телефонии сдерживают многообразие ее стандартов и относительно высокая стоимость систем - это мнение сотрудника IDC Джули Уолла (Julie Wall). Интересно, что доклад IDC был опубликован всего лишь через неделю после того, как компания Net2Phone, лидер предоставления услуг телефонной связи через интернет, сообщила об убытках за первый квартал финансового года в размере $41,36 млн. при доходе в $42,89 млн. Для сравнения - в предыдущем квартале текущего финансового года убыток компании составил $65,7 млн., а в первом квартале прошлого - $5,17 млн.

В борьбе с несовместимостью "традиционного" оборудования и систем VoIP удалось преуспеть компании Alcatel, которая заняла третье место на рынке средних и крупных УАТС, работающих по стандартам IP (IP-PBX). Alcatel OmniPCX 4400, одна из наиболее продвинутых систем IP-телефонии, может взаимодействовать с коммутаторами данных и традиционными АТС иных поставщиков, что дает заказчикам гибкость, необходимую для работы в разнородной сетевой среде. Помимо поддержки технологий "голос поверх IP", Frame Relay и ATM, система OmniPCX 4400 обеспечивает взаимодействие с телефонными аппаратами самых разных типов, включая IP-телефоны, аналоговые и цифровые аппараты, беспроводные и программные телефоны. Более того, системы OmniPCX построены на принципах открытой сетевой архитектуры и поддержки стандартных протоколов, что позволяет проще интегрировать открытые приложения независимых поставщиков и разработчиков.

Добиться успехов на поприще интеграции систем удалось и российской компании Sterling Group, сертифицированному партнеру Cisco Systems по направлению IP-телефонии. Sterling Group представила приложение, позволяющее интегрировать систему управления предприятием SAP R/3 фирмы SAP AG и систему IP-телефонии компании Cisco Systems. Это приложение обеспечивает упрощенный доступ с IP-телефона к данным модуля управления персоналом системы SAP R/3. Программы написаны на языке Perl с применением XML, что делает их независимыми ни от типа операционных систем, ни от форматов источников исходных данных.

Русская специфика

Проблемы российского рынка VoIP поднимались на очередной VI ежегодной конференции по IP-телефонии, проходившей в ноябре прошлого года. Итак, современное состояние этого альтернативного вида связи характеризуется следующими особенностями.

1. Непрозрачность и ограниченность рынка.

Хотя полномасштабное исследование российского рынка продуктов и услуг в области IP-телефонии отсутствует, и этот сегмент остается весьма непрозрачным, практически все участники рынка признают тот факт, что объемы передаваемого по IP-сетям голосового трафика растут. По оценке Петера Новака из компании Telia International Carrier, сегодня порядка 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации - от 60 до 90%). При этом львиную долю этого трафика "осваивают" альтернативные операторы. Однако, как полагают некоторые эксперты, доля VoIP-трафика, которая проходит не через операторов, открыто предлагающих услуги IP-телефонии на рынке, а через корпоративные или ведомственные сети, составляет не менее 50%.

Долю же IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России опрошенные нами участники рынка оценили величиной от десятых долей процента до 5%. При этом основной доход операторов VoIP обеспечивают поступления от продажи базовой услуги - передачи голосового трафика; остальные сервисы играют весьма несущественную роль и практически не используются по причине малого спроса на них. Исключение, по словам Юрия Сафронова, генерального директора компании "Инфотел", составляет передача факсов, которая особенно активно используется при подключении к VoIP корпоративных информационных систем.

А вот мнение Игоря Рыжова, директора технического департамента Sterling Group:

"Другие возможности IP-протокола применимы исключительно для корпоративных нужд. Для провайдеров они просто не нужны, во всяком случае, на сегодняшний день.

Реально выигрышная ситуация - когда территориально распределенное предприятие создает собственную IP-телефонную систему или наращивает IP-телефонией уже имеющуюся цифровую АТС. Первый случай более радикальный и подразумевает, может, и постепенный, но полный уход от традиционной телефонии. Аргументом второго варианта зачастую служит то, что руководство прониклось современными идеями и решило не тратиться на новые телефонные линии, а применить перспективные технологии на базе только что модернизированной сети передачи данных. Только при такой постановке задачи есть возможность легко увязать и голос, и электронную/голосовую почту, и данные производственных приложений, и еще многое другое. В общем, подойдет любая задача, "где есть API и TCP/IP" - игра слов.

В Sterling Group, как только IP-телефоны на столах сотрудников стали нормой, сразу озаботились тем, как "подтянуть" информацию внутреннего веб-сайта компании, данные и отчеты из системы управления предприятием SAP R/3, актуальные сведения о пользователях корпоративной сети из Active Directory. И результаты реализации новых возможностей понравились всем и сразу".

Другая особенность рынка VoIP состоит в том, что он сосредоточен преимущественно в крупных городах. Известно, что подавляющее большинство региональных операторов вынуждены подключать свои узлы IP-телефонии к сетям ограниченного числа московских провайдеров, имеющим выход в глобальные сети. Как показывает статистика, доля международных вызовов в российской провинции очень невелика, а основной трафик приходится на Москву и ближайшие области. Однако организация связи с соседним регионом через московский узел приводит к существенному росту себестоимости вызова, в результате чего междугородные тарифы провайдеров IP-телефонии становятся более высокими, чем у телефонных операторов. При этом далеко не каждый из региональных операторов способен арендовать множество каналов связи для выхода во все крупные российские города и зарубежные страны.

2. Государственное регулирование и стандартизация.

Услуги дальней связи на базе VoIP настолько весомо присутствуют на рынке (с начала лицензирования 1 июня 1999 года было выдано более 1000 лицензий), что государство, по-видимому, решило установить над IP-телефонией более жесткий контроль. Об этом свидетельствует выступление на VI конференции по IP-телефонии заместителя руководителя Департамента электросвязи Министерства связи РФ Александра Микова, который обозначил одну из задач министерства как отслеживание происходящих изменений и поиск приемлемых форм регулирования данного рынка в целях обеспечения его динамичного развития.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем IP-телефония поменяет свой юридический статус, и станет не телематической услугой, а базовой со всеми вытекающими отсюда последствиями, одно из которых - сокращение числа игроков на рынке VoIP (не все из существующих "альтернативных" операторов смогут отвечать новым требованиям). Хотя тенденции укрупнения этого бизнеса в условиях нарастающей конкуренции наблюдаются уже сейчас - недавно произошло слияние двух петербургских операторов - "Ринотел Северо-Запад" и "Комплексная Интернет-Телефония" ("Коминтел"), которые являлись коммерческими представителями одной и той же сети IP-телефонии Rinotel (торговая марка RGC). Последняя использовала франчайзинговые схемы бизнеса, позволяя региональным операторам пользоваться свой торговой маркой. По словам коммерческого директора объединенного "Коминтела" Игоря Каныгина, слияние позволило "консолидировать технические и абонентские базы и снизить оперативные издержки".

Основные конкуренты петербургских операторов - столичные компании "Элвис-телеком", "Корпорация О.С.С.", филиалы МКТС и "Сатком-Тел". Первые две пришли на VoIP-рынок Санкт-Петербурга недавно и своими низкими тарифами вызвали серьезное беспокойство местных компаний, которые вынуждены наращивать свою активность. Тем не менее, потенциал для роста рынка существует. Так, генеральный директор компании "Солярис" Владимир Шинкаренко отметил в интервью ComNews.ru, что "при нынешней ситуации на рынке благодаря грамотной маркетинговой политике оператор может обеспечить себе ежемесячный прирост абонентской базы в 20-30%".

Другое последствие госрегулирования касается тарифов на базовые услуги связи. На VI конференции по IP-телефонии звучали опасения по поводу того, что тарифы на IP-телефонию могут быть приближены к уровню установленных расценок на дальнюю связь, что сводит все прелести VoIP практически к нулю. Еще более мрачная для альтернативных операторов картина получится, если добавить сюда вынужденное предоставление услуг льготным категориям пользователей (например, бюджетным организациям) и возможность вовлечения в процесс перекрестного субсидирования убыточных предприятий отрасли связи.

"Последствия простые - новые препятствия, новые накладные расходы, повышение стоимости минуты переговоров", - считает Игорь Рыжов, директор технического департамента Sterling Group.

Однако в госрегулировании, оказывается, можно найти и положительное зерно. К примеру, как предполагает Вадим Шиянов, технический директор НПП "РОТЕК"-Новосибирск, "возможно, будет меньше чехарды с разнотипным оборудованием", не отрицая при этом, что, с другой стороны, "возможно менее интенсивное развитие небольших провайдеров". При этом, по словам Дмитрия Красильникова, директора по маркетингу корпорации ОСС, если условия получения лицензии будут приравнены к междугородной и международной связи, то большинство некрупных операторов сочтет это экономически нецелесообразным и закроется, либо перейдет на "серые" схемы работы.

В целом участники рынка не видят во вмешательстве государства ничего хорошего. "Произойдет монополизация рынка, что может отрицательно сказаться на пользователях и на качестве услуги", - считает Юрий Сафронов, генеральный директор компании "Инфотел". "Однако, если текущий статус регулирования услуги сохранится, то можно будет говорить о безрисковости рынка VoIP и повышении его привлекательности для инвестиций", - полагает он.

Текущая ситуация в России очень напоминает ситуацию в США двухлетней давности, когда Федеральная комиссия по связи собиралась изменить статус интернет-провайдеров, превратив их из поставщиков дополнительных информационных услуг в телекоммуникационных операторов. Аналитики тогда прогнозировали рост тарифов на IP-телефонию с одновременным улучшением качества услуг.

Итак, большинство игроков на рынке заинтересованы в сохранении нынешнего статуса IP-телефонии как разновидности телематических служб. Но, по-видимому, перевод IP-телефонии в категорию базовых услуг рано или поздно все-таки произойдет. Классы качества услуг определены в руководящем документе по телематическим службам, недавно утвержденном Минсвязи РФ, а проблема выработки критериев оценки качества услуг в сетях IP-телефонии остается нерешенной.

Масла в огонь подливают и те поставщики услуг IP-телефонии, которые используют публичный интернет для связи между телефонными шлюзами, что, естественно, не гарантирует качественного соединения. Замена же каналов публичного интернета на выделенные линии приводит к удорожанию себестоимости звонка. Таким образом, при отсутствии четких стандартов качества потребители могут быть легко введены в заблуждение.

С другой стороны, операторы местной связи теоретически могут использовать IP-телефонию в целях снижения своих затрат, не ставя потребителя в известность об этом - ведь плохое качество связи всегда можно "списать" на устаревшее оборудование, плохие каналы и т.д. Вот что думают по этому поводу опрошенные нами участники.

Федор Крупянский, директор по маркетингу компании "Голден Телеком":

"С точки зрения лицензий операторы так поступать не могут - они обязаны уведомить потребителя и перейти на предоставление услуг под телематикой. За исполнением лицензий тщательно следят государственные органы. На практике таких случаев мало".

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Игорь Рыжов, директор технического департамента Sterling Group

"Это только на первый взгляд кажется некорректным - более некорректна ситуация, когда в руках оплаченный телефон, а дозвониться нельзя. Мне надо без задержки соединиться с нужным абонентом и обсудить насущную проблему. Мне нет дела до того, по какому протоколу и каналу это произойдет, лишь бы качество было приемлемым. Если разговор состоялся, значит, оператор выполнил свою главную функцию. А вот как будет тарифицирован потом этот звонок - это уже вопрос экономический или, может быть, политический, но вряд ли юридический".

Юрий Сафронов, генеральный директор компании "Инфотел":

"Это возможно, если при переходе на VoIP качество услуги не стало ниже, чем предписано соответствующими нормами Минсвязи, и оператор, по условиям соглашения (договора-оферты) о предоставлении услуг, не обязан информировать пользователя об изменении применяемых технологий. В некоторых случаях переход на IP-телефонию, особенно при использовании технологии VoIP, может даже повысить качество услуги".

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Шиянов Вадим, технический директор НПП "РОТЕК"-Новосибирск:

"Если они будут предоставлять это в качестве альтернативной услуги по более низкой стоимости, то, по-моему, это нормально; иначе - это похоже на обыкновенное жульничество".

Дмитрий Красильников, директор по маркетингу корпорации ОСС:

"В приложении к лицензии на телематику указано, что запрещается использовать IP-телефонию для обеспечения межстанционных соединений. Таким образом, официально операторы не имеют права этого делать. Другое дело, что многие так и поступают, но это до первой проверки Госсвязьнадзора, что автоматически приводит к отзыву лицензии".

Александр Мартиросов, начальник отдела рекламы и связей с общественностью компании "Элвис-Телеком":

"Это может плохо кончиться, хотя, учитывая русскую специфику, все возможно".

3. Интерес со стороны традиционных операторов.

Нетрудно предположить, что IP-телефония на начальном этапе своего развития рассматривалась традиционными операторами связи, прежде всего, "Ростелекомом", как угроза своего экономического развития - расценки на международную связь у "IP-телефонистов" были в несколько раз ниже. Однако со временем крупнейший монополист и владелец магистральных каналов осознал собственную выгоду и стал думать о том, как бы самому начать осваивать технологию пакетной передачи голоса. Теперь ОАО "Ростелеком" собирается развивать собственную инфраструктуру VoIP, которая свяжет между собой сети региональных операторов - как традиционных, так и альтернативных.

В I квартале 2002 года можно ожидать появления московского узла; к середине следующего года в нескольких городах будут запущены в эксплуатацию голосовые шлюзы; в начале 2003 года предполагается начать строительство мультимедийной транспортной сети, в том числе для предоставления услуг корпоративным клиентам. Последняя инициатива будет реализована на основе концепции построения мультимедийных сетей, которую Министерство связи РФ должно принять в I квартале этого года.

Очевидно, что новый проект сможет составить серьезную конкуренцию бизнесу тех операторов IP-телефонии, которые используют каналы "Ростелекома". Это, прежде всего, касается региональных компаний.

Какие изменения произойдут на российском рынке IP-телефонии с приходом на него "Ростелекома"? - это вопрос мы задали участникам рынка.

"Перераспределение долей игроков, консолидация и укрупнение операторов, исчезновение мелких игроков рынка, падение цен", - считает Федор Крупянский, директор по маркетингу компании "Голден Телеком".

"Возможно, некоторые ныне здравствующие провайдеры исчезнут или существенно сократят свое присутствие, - полагает Игорь Рыжов, директор технического департамента Sterling Group. - В первую очередь - те, у кого "Ростелеком" имеет возможность просто "забрать свой кабель". Хотя очень похожий кабель есть у "Транстелекома". Если компания имеет имя, оборот, клиентов, а главное - желание работать, - думаю, всегда найдутся люди, готовые продать ей нужную полосу пропускания".

Дмитрий Дронов, директор отдела маркетинга компании "МТУ-Информ":

"Появление на рынке IP-телефонии такого крупного оператора, как ОАО "Ростелеком", несомненно, изменит ситуацию. Вероятно, мелким компаниям придется уйти с рынка или найти себе достаточно узкие специализированные рыночные сегменты".

Юрий Сафронов, генеральный директор компании "Инфотел":

"Все зависит от того, какой стратегии будет придерживаться "Ростелеком" (РТ). Если РТ сосредоточит свои усилия на развитии канальной структуры регионов, то темпы развития IP-телефонии возрастут. Если же основной задачей будет обслуживание конечных пользователей, то возникнет достаточно тонкая ситуация, так как для обслуживания конечных пользователей необходимы соответствующие структуры, которых в данный момент у РТ нет".

Дмитрий Красильников, директор по маркетингу корпорации ОСС:

"Ростелеком" не собирается работать на розничном рынке. В его планах установить голосовые шлюзы Cisco в столицах федеральных округов и попытаться забрать под себя оптовый рынок. По моему мнению, у него это может получиться, поскольку "Ростелеком" является владельцем канальной инфраструктуры и может обеспечить гарантированное качество терминации по всем российским направлениям. Поэтому на российском рынке могут произойти изменения в бизнесе Carrier-to-Carrier, то есть могут пострадать те компании, которые занимаются оптовыми продажами".

Что касается розничных продавцов услуг IP-телефонии, то они, как считает Дмитрий Красильников, с приходом "Ростелекома" только выиграют, поскольку получат возможность качественной и недорогой терминации на всю Россию. В качестве примера он привел собственную корпорацию ОСС, которая имеет точки присутствия более чем в 120 городах России, из которых лишь 40 соединены выделенными каналами с московским узлом. Вывод прост: качественную терминацию корпорация может обеспечить только на эти направления, а при звонках по другим направлениям для обеспечения качества услуг приходится покупать терминацию у операторов PSTN по более высоким ценам.

Семь раз отмерь, один раз купи

Однако насколько выгодно внедрение систем IP-телефонии в долгосрочной перспективе для корпоративных клиентов? В оптимистичном хоре все чаще и чаще появляются скептические ноты, как правило, американского происхождения. Так, Даниэль Зингер (Daniel Singer), CEO консалтинговой фирмы Front Runner, обращает внимание на то, что времена, когда вопросы внедрения той или иной "модной" технологии в жизнь без тщательного анализа ее экономического эффекта, прошли: "Фирмы больше не заинтересованы во внедрении продуктов информационных технологий ради самой технологии".

Следует признать, что по причине высокой стоимости внедрения лишь немногие организации смогут пожинать плоды IP-телефонии в ближайшей перспективе. "Фирмы нанимают нас с целью понять, может ли быть оправдана стоимость инсталляции VoIP - и во многих случаях получают отрицательный ответ", - утверждает Зингер.

Стоимость инсталляции VoIP-сетей может значительно различаться в зависимости от масштабов и сетевой инфраструктуры фирмы. Цена одного IP-телефонного аппарата может достигать $220. Поэтому на презентациях многие VoIP-вендоры прекратили рекламировать экономический эффект, получаемый за счет снижения издержек при управлении и обслуживании систем IP-телефонии. Теперь они делают акцент на расширенных возможностях телефонии, которые достигаются за счет использования VoIP-сетей.

Весьма показательной является анонсированное 14 января 2,6-миллиардное соглашение гиганта AT&T с консалтинговой фирмой Aссenture на проведение работ, направленных на сокращение расходов по обслуживанию международных телефонных переговоров и разработку новых услуг для клиентов.

Использование возможностей интернет-телефонии несколько сократило доходы компании AT&T от обслуживания международных переговоров, и компания стремится исправить положение за счет сокращения рабочих мест и введения новых услуг.

Интересно, а насколько в России очевиден экономический эффект от внедрения операторами связи относительно дорогой аппаратуры для реализации VoIP?

Михаил Чернович, менеджер по продуктовому маркетинг компании Alcatel:

"Для потребителя эффект, безусловно, будет позитивным, так как это приведет к снижению тарифов. Для операторов эффект - не столь очевиден, поскольку снижение тарифов, допустим, в два-три раза, практически нереально компенсировать адекватным увеличением трафика. Это заставит операторов искать новые виды услуг, что, в конечном счете, опять же будет выгодно потребителю".

Федор Крупянский, директор по маркетингу компании "Голден Телеком":

"Трудно сказать, оборудование не такое дорогое... Поскольку существует много небольших операторов, которые растут за счет собственного финансирования, значит эффект есть".

Игорь Рыжов, директор технического департамента Sterling Group

"Эффект совершенно очевиден, если провести целенаправленный маркетинг среди ближайших предприятий и организаций и показать им разницу в деньгах. Кстати, упрощенно, но эффективно, такой прием применяется уже не первый год: вместе со счетом на переговоры по линии IP-связи клиенту присылается квиток со стоимостью этих же переговоров от местной ГТС.

Только надо учитывать, что просто замена одной аппаратуры на другую никому не нужна. Сохранить инвестиции, нарастить функциональность, обеспечить конкурентное качество и, как результат, заработать больше денег - вот о чем думает современное предприятие связи, да и не только связи".

Юрий Сафронов, генеральный директор компании "Инфотел":

"Зависит от выбранной оператором стратегии развития и планируемой доли

VoIP в структуре прибыли оператора. Очевидно, что создание узла IP-телефонии - не самоцель. Для получения прибыли необходима его интеграция с уже действующей сетью другого оператора (или операторов) или создание собственной региональной и/или международной сети узлов IP-телефонии, которая на определенном этапе своего развития также потребует интеграции с другими сетями. Создание собственной региональной и международной сети требует значительных инвестиций с длительным сроком окупаемости. С другой стороны, на сегодняшний день, чтобы предоставлять услуги VoIP, совсем не обязательно строить собственную сеть - достаточно установить узел и заключить межоператорские соглашения с действующими операторами VoIP о терминации / оригинации голосового трафика. Что касается экономического эффекта, то есть прибыли, то он напрямую зависит от объема трафика, который будет проходить через узел, то есть от объема рынка телефонии, который есть в зоне действия оператора".

Дмитрий Красильников, директор по маркетингу корпорации ОСС:

"За 2001 год оборудование IP-телефонии подешевело в 2,5 раза, и экономические показатели стали лучше. По поводу очевидности: простой расчет - оборудование для оказания услуги Dialup стоит столько же, сколько и оборудование VoIP. 1 час Dialup интернета стоит в среднем 75 центов, 1 минута соединения VoIP стоит в среднем 20 центов, из которых минимум 5 центов - прибыль. Таким образом, за час сессии VoIP прибыль составит 60х0,05 = 3 доллара США".

Александр Мартиросов, начальник отдела рекламы и связей с общественностью компании Элвис-Телеком:

"Более чем очевиден. Мы работаем на одном из самых дорогих из имеющихся".

Итак, в России на сегодняшний день практически все способствует развитию IP-телефонии. Однако сохранится ли эта "вольница" с грядущими изменениями в связи с ужесточением государственного регулирования и ожидаемым приходом на рынок VoIP такого гиганта, как "Ростелеком"? - об этом рядовые потребители узнают по динамике цен на телефонные переговоры.