Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

ИТ в госсекторе: как завести е-госуслуги

Переход к предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде требует от правительственных ведомств решить ряд проблем как организационного, так и технического характера, используя предложения поставщиков ИТ-услуг и успешный опыт руководителей из разных регионов страны. Перспективы электронного взаимодействия государства с гражданами обсуждались на состоявшемся 25 марта 2010 г. круглом столе "ИКТ в госсекторе: актуальные потребности", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Теме повышения эффективности тех ресурсов, которые уже имеются в государственных органах, было посвящено выступление Максима Струкалева, заместителя руководителя группы компаний "Тетрасвязь". Он напомнил присутствующим, что обеспечение безопасности и жизнедеятельности граждан является одной из важнейших функций государства. Для эффективной работы всех ведомств (силовых, МЧС и т.п.) необходимо межведомственное взаимодействие. С этой целью, по словам Максима Струкалева, надо организовать централизованный сбор и распределение по пользователям данных о текущей ситуации и состоянии объектов или процессов, потенциальных угрозах, происшествиях и чрезвычайных ситуациях и т.п. Причем ИКТ-ресурсы, задействованные при создании таких систем, должны соответствовать определенным требованиям.

Среди таких ИКТ-ресурсов - сети TETRA, которые могут служить основой для построения профессиональных систем управления и безопасности в части обеспечения телекоммуникационной транспортной среды и предоставления телекоммуникационных услуг. В настоящее время сети TETRA достаточно широко распространены в России. Действующие сети профессиональной подвижной радиосвязи уже есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Курске, Сочи, Республике Чувашия, строятся в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Владимирской областях. Кроме перечисленных, существуют ведомственные сети в Краснодарском (Олимпиада-2014) и Приморском краях (АТЭС-2012), а также сети специального назначения.

По словам Максима Струкалева, на базе TETRA могут быть построены комплексные решения, такие как система оперативной транкинговой радиосвязи для управления и межведомственной координации, система мониторинга и управления парком транспортных средств, система управления силами и средствами экстренных служб и оперативно-технических подразделений отраслевых предприятий, автоматизированная система обеспечения безопасности транспорта, социально значимых и промышленных объектов, а также автоматизированная система управления, безопасности и обеспечения жизнедеятельности.

Бесценный опыт

Опыт внедрения тех или иных элементов электронного правительства уже существует в различных регионах нашей страны. Об одном из них рассказал Сергей Бастрыкин, руководитель Управления ИТ администрации Тамбовской области. Этот регион выступал в качестве пилотного при внедрении типовой версии регионального портала госуслуг, разработанной по заказу Минэкономразвития России. Сейчас портал успешно работает, на нем представлено 68 государственных услуг.

Кроме того, в Тамбовской области был создан многофункциональный центр (МФЦ), в котором организован доступ граждан к информации о госуслугах. К сожалению, из сервисов для граждан в МФЦ пока доступна только электронная очередь. Работает центр телефонного обслуживания, в ближайшее время планируется ввести короткий номер 111, по которому граждане смогут получить информацию о госуслугах. На настоящий момент договоренность об использовании короткого номера достигнута с оператором "Билайн".

По словам Сергея Бастрыкина, в регионе создана необходимая технологическая инфраструктура для внедрения электронных государственных услуг. Из 27 органов исполнительной власти области 19 имеют доступ к межведомственной сети передачи данных по ВОЛС и 8 – через сети операторов связи. Все администрации городов и городских районов подключены на скорости не менее 512 кбит/сек, 15 подразделений администрации Тамбова - по выделенной линии, 279 сельсоветов - на скорости 128 кбит/сек. С ведомственной электронной почтой работает 3429 пользователей.

Основой информационной инфраструктуры органов государственной власти региона является центр обработки данных (ЦОД). В нем используются 42 сервера, виртуализация ресурсов, свободное ПО, создан удостоверяющий центр. Через единую точку доступа администрации области входит в сеть 31 орган исполнительной власти региона. В результате использования этой технологии в течение 2008 - 2009 годов произошло снижение стоимости единицы информации в 12 раз.

Зеленоградский административный округ Москвы первый перешел на предоставление мобильных сервисов населению. Как рассказала участникам круглого стола Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, в настоящее время жителям Зеленограда доступны 13 новостных лент (префектуры, управ, бизнес - новости, ЖКХ, для автолюбителей, афиша, анонсы СМИ), а также SMS-сервисы о готовности ответа на сайте, через "одно окно", SMS/MMS обращение в префектуру, показания приборов учета, сервис "мобильный экскурсовод" и т.д.

Например, недавно в городе стала доступна SMS-рассылка "Соседи в дозоре", в которой аккумулируется информация о пропаже людей и животных, утере документов и других ценных вещей, поиске свидетелей происшествий и доноров. Среди участников проекта милиция Зеленоградского округа, ГИБДД, городская больница.

Мобильные услуги оказались очень востребованы жителями города. По словам Анны Коробовой, на настоящий момент гражданам и бизнесу было оказано около 300 тыс. мобильных услуг, которым воспользовалось около 3000 тыс. пользователей. К концу 2009 г. посещаемость WAP-портала достигла 12 тыс. уникальных посетителей в месяц, а всего этот портал посетило 93 677 абонентов.

График статистики мобильных информационных услуг

Источник: Префектура ЗелАО Москвы, 2010

В планах на 2010 г. создание SMS-ленты для предприятий промышленности округа и SMS–ленты "Новости сайта префектуры", продвижение услуг, внедрение мобильных платежей, развитие мобильного офиса префекта в части интеграции с Единым интегрированным порталом строительного комплекса Москвы и т.д.

Признанным лидером информатизации государственного сектора в России является республика Татарстан. По словам Ильдара Низамиева, начальника отдела развития информационных услуг и технологий Министерства информатизации и связи, на настоящий момент в республике достигнуты 100% цифровизация телекоммуникационной инфраструктуры и обеспеченность универсальными услугами связи, 50% уровень проникновения интернета. Кроме того, устранено "цифровое неравенство" между городом и селом, закончена демонополизация рынка телекоммуникационных услуг, работы проводятся на принципах "частно-государственного партнерства", происходит освоение технологий 3G и 4G и осуществляется эффективная реализация элементов "электронного правительства".

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

В рамках создания электронного правительства в Татарстане с 2006 г. внедрена система электронного документооборота, в настоящее время все государственные ведомства республики полностью перешли на электронные документы. Широко используются информационно-аналитическая система, система видеоконференцсвязи, геоинформационная система и единые коммуникации.

Взаимодействие власти и населения осуществляется при помощи порталов правительства республики Татарстан и муниципальных образований, а также информационных порталов "Государство - бизнес", "Государство - население". В Татарстане реализована единая интернет-приемная, в общественных местах устанавливаются информационные терминалы.

"Основой успеха программы "Электронный Татарстан 2005-2010 г." явилось то, что ни одно ведомство не занималось информатизацией самостоятельно, все работы были сконцентрированы в руках Министерства информатизации и связи и Центра информационных технологий республики Татарстан", - отмечает Ильдар Низамиев.

По его словам, руководство республики не собирается останавливаться на достигнутом. Уже разработана стратегия развития ИКТ в Республике Татарстан "Интеллектуальный Татарстан 2020". В числе ее основных направлений развитие высокоинтеллектуального общества (работы в области образования, медицины, культуры и т.п.), совершенствование государственного управления (электронное правительство, повышение эффективности работы госорганов и т.п.), экономика/бизнес (проникновение ИТ в коммерческий сектор экономики), ИТ отрасль/индустрия (развитие республиканского ИТ-рынка) и кадры/система образования. Планируется, что каждое направление будет выделено в отдельную программу с собственным комплексом мероприятий.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

"Большинство проектов в республике реализуется республиканскими ИТ-компаниями, - продолжает Ильдар Низамиев. - Проекты успешны во многом потому, что их курирует высшее руководство Татарстана. Финансирование электронного Татарстана в 2008 г. составило 300 млн, а в 2009 и 2010 г. – 200 млн рублей. При этом доля федеральных средств в бюджете республики на информатизацию минимальна".

По его словам, федеральные инициативы в некоторых случаях сдерживают информатизацию Татарстана. Например, сейчас республика готова к внедрению единой социальной карты. В то же время, проблема единой социальной карты уже несколько лет обсуждается на федеральном уровне, и существуют опасения, что принятые государством решения могут пойти вразрез с теми инициативами, которые уже реализованы в Татарстане.

Наталья Рудычева / CNews Analytics


Презентации участников круглого стола

Презентация Сергей Бастрыкин, Администрация Тамбовской области. Ключевые ИТ-инициативы и проблемы их решения в органах государственной власти Тамбовской области
Презентация Владимир Дрожжинов, Центр компетенции по электронному правительству. Проблема оптимизации консолидированного бюджета на ИКТ
Презентация Сергей Дужий, Citrix Systems. Виртуализация как средство повышения эффективности использования ИТ инфраструктуры
Презентация Максим Казак, CNews. Информатизация госсектора: цели, проблемы, пути решения
Презентация Мария Каменнова, генеральный директор Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ. Интегрированное решение для предоставления государственных услуг в электронном виде на уровне региона
Презентация Анна Коробова, Префектура Зеленоградского административного округа г.Москвы. Мобильный Зеленоград - инновационная система для предоставления государственных услуг и управления
Презентация Илья Массух, Минкомсвязи РФ. Электронные госуслуги: федеральный и региональный уровни
Презентация Ильдар Низамиев, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Стратегия развития инфокоммуникационных технологий в Республике Татарстан "Интеллектуальный Татарстан-2020"
Презентация Максим Струкалев, "Тетрасвязь". Построение комплексных систем безопасности и обеспечения жизнедеятельности с использованием технологии ГЛОНАСС и профессиональных систем связи
Презентация Олег Токарев, Минэнерго. Актуальные проблемы развития ИКТ при формировании государственной энергетической политики
Презентация Андрей Шаркин, "ФОРС-Центр разработки". НСИ: интегрирующее звено информационного взаимодействия
Презентация Скачать все презентации (архив)