ИТ в госсекторе: как завести е-госуслуги
Переход к предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде требует от правительственных ведомств решить ряд проблем как организационного, так и технического характера, используя предложения поставщиков ИТ-услуг и успешный опыт руководителей из разных регионов страны. Перспективы электронного взаимодействия государства с гражданами обсуждались на состоявшемся 25 марта 2010 г. круглом столе "ИКТ в госсекторе: актуальные потребности", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.Теме повышения эффективности тех ресурсов, которые уже имеются в государственных органах, было посвящено выступление Максима Струкалева, заместителя руководителя группы компаний "Тетрасвязь". Он напомнил присутствующим, что обеспечение безопасности и жизнедеятельности граждан является одной из важнейших функций государства. Для эффективной работы всех ведомств (силовых, МЧС и т.п.) необходимо межведомственное взаимодействие. С этой целью, по словам Максима Струкалева, надо организовать централизованный сбор и распределение по пользователям данных о текущей ситуации и состоянии объектов или процессов, потенциальных угрозах, происшествиях и чрезвычайных ситуациях и т.п. Причем ИКТ-ресурсы, задействованные при создании таких систем, должны соответствовать определенным требованиям.
Среди таких ИКТ-ресурсов - сети TETRA, которые могут служить основой для построения профессиональных систем управления и безопасности в части обеспечения телекоммуникационной транспортной среды и предоставления телекоммуникационных услуг. В настоящее время сети TETRA достаточно широко распространены в России. Действующие сети профессиональной подвижной радиосвязи уже есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Курске, Сочи, Республике Чувашия, строятся в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Владимирской областях. Кроме перечисленных, существуют ведомственные сети в Краснодарском (Олимпиада-2014) и Приморском краях (АТЭС-2012), а также сети специального назначения.
По словам Максима Струкалева, на базе TETRA могут быть построены комплексные решения, такие как система оперативной транкинговой радиосвязи для управления и межведомственной координации, система мониторинга и управления парком транспортных средств, система управления силами и средствами экстренных служб и оперативно-технических подразделений отраслевых предприятий, автоматизированная система обеспечения безопасности транспорта, социально значимых и промышленных объектов, а также автоматизированная система управления, безопасности и обеспечения жизнедеятельности.
Бесценный опыт
Опыт внедрения тех или иных элементов электронного правительства уже существует в различных регионах нашей страны. Об одном из них рассказал Сергей Бастрыкин, руководитель Управления ИТ администрации Тамбовской области. Этот регион выступал в качестве пилотного при внедрении типовой версии регионального портала госуслуг, разработанной по заказу Минэкономразвития России. Сейчас портал успешно работает, на нем представлено 68 государственных услуг.
Кроме того, в Тамбовской области был создан многофункциональный центр (МФЦ), в котором организован доступ граждан к информации о госуслугах. К сожалению, из сервисов для граждан в МФЦ пока доступна только электронная очередь. Работает центр телефонного обслуживания, в ближайшее время планируется ввести короткий номер 111, по которому граждане смогут получить информацию о госуслугах. На настоящий момент договоренность об использовании короткого номера достигнута с оператором "Билайн".
По словам Сергея Бастрыкина, в регионе создана необходимая технологическая инфраструктура для внедрения электронных государственных услуг. Из 27 органов исполнительной власти области 19 имеют доступ к межведомственной сети передачи данных по ВОЛС и 8 – через сети операторов связи. Все администрации городов и городских районов подключены на скорости не менее 512 кбит/сек, 15 подразделений администрации Тамбова - по выделенной линии, 279 сельсоветов - на скорости 128 кбит/сек. С ведомственной электронной почтой работает 3429 пользователей.
Основой информационной инфраструктуры органов государственной власти региона является центр обработки данных (ЦОД). В нем используются 42 сервера, виртуализация ресурсов, свободное ПО, создан удостоверяющий центр. Через единую точку доступа администрации области входит в сеть 31 орган исполнительной власти региона. В результате использования этой технологии в течение 2008 - 2009 годов произошло снижение стоимости единицы информации в 12 раз.
Зеленоградский административный округ Москвы первый перешел на предоставление мобильных сервисов населению. Как рассказала участникам круглого стола Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, в настоящее время жителям Зеленограда доступны 13 новостных лент (префектуры, управ, бизнес - новости, ЖКХ, для автолюбителей, афиша, анонсы СМИ), а также SMS-сервисы о готовности ответа на сайте, через "одно окно", SMS/MMS обращение в префектуру, показания приборов учета, сервис "мобильный экскурсовод" и т.д.
Например, недавно в городе стала доступна SMS-рассылка "Соседи в дозоре", в которой аккумулируется информация о пропаже людей и животных, утере документов и других ценных вещей, поиске свидетелей происшествий и доноров. Среди участников проекта милиция Зеленоградского округа, ГИБДД, городская больница.
Мобильные услуги оказались очень востребованы жителями города. По словам Анны Коробовой, на настоящий момент гражданам и бизнесу было оказано около 300 тыс. мобильных услуг, которым воспользовалось около 3000 тыс. пользователей. К концу 2009 г. посещаемость WAP-портала достигла 12 тыс. уникальных посетителей в месяц, а всего этот портал посетило 93 677 абонентов.
График статистики мобильных информационных услуг
Источник: Префектура ЗелАО Москвы, 2010
В планах на 2010 г. создание SMS-ленты для предприятий промышленности округа и SMS–ленты "Новости сайта префектуры", продвижение услуг, внедрение мобильных платежей, развитие мобильного офиса префекта в части интеграции с Единым интегрированным порталом строительного комплекса Москвы и т.д.
Признанным лидером информатизации государственного сектора в России является республика Татарстан. По словам Ильдара Низамиева, начальника отдела развития информационных услуг и технологий Министерства информатизации и связи, на настоящий момент в республике достигнуты 100% цифровизация телекоммуникационной инфраструктуры и обеспеченность универсальными услугами связи, 50% уровень проникновения интернета. Кроме того, устранено "цифровое неравенство" между городом и селом, закончена демонополизация рынка телекоммуникационных услуг, работы проводятся на принципах "частно-государственного партнерства", происходит освоение технологий 3G и 4G и осуществляется эффективная реализация элементов "электронного правительства".
В рамках создания электронного правительства в Татарстане с 2006 г. внедрена система электронного документооборота, в настоящее время все государственные ведомства республики полностью перешли на электронные документы. Широко используются информационно-аналитическая система, система видеоконференцсвязи, геоинформационная система и единые коммуникации.
Взаимодействие власти и населения осуществляется при помощи порталов правительства республики Татарстан и муниципальных образований, а также информационных порталов "Государство - бизнес", "Государство - население". В Татарстане реализована единая интернет-приемная, в общественных местах устанавливаются информационные терминалы.
"Основой успеха программы "Электронный Татарстан 2005-2010 г." явилось то, что ни одно ведомство не занималось информатизацией самостоятельно, все работы были сконцентрированы в руках Министерства информатизации и связи и Центра информационных технологий республики Татарстан", - отмечает Ильдар Низамиев.
По его словам, руководство республики не собирается останавливаться на достигнутом. Уже разработана стратегия развития ИКТ в Республике Татарстан "Интеллектуальный Татарстан 2020". В числе ее основных направлений развитие высокоинтеллектуального общества (работы в области образования, медицины, культуры и т.п.), совершенствование государственного управления (электронное правительство, повышение эффективности работы госорганов и т.п.), экономика/бизнес (проникновение ИТ в коммерческий сектор экономики), ИТ отрасль/индустрия (развитие республиканского ИТ-рынка) и кадры/система образования. Планируется, что каждое направление будет выделено в отдельную программу с собственным комплексом мероприятий.
"Большинство проектов в республике реализуется республиканскими ИТ-компаниями, - продолжает Ильдар Низамиев. - Проекты успешны во многом потому, что их курирует высшее руководство Татарстана. Финансирование электронного Татарстана в 2008 г. составило 300 млн, а в 2009 и 2010 г. – 200 млн рублей. При этом доля федеральных средств в бюджете республики на информатизацию минимальна".
По его словам, федеральные инициативы в некоторых случаях сдерживают информатизацию Татарстана. Например, сейчас республика готова к внедрению единой социальной карты. В то же время, проблема единой социальной карты уже несколько лет обсуждается на федеральном уровне, и существуют опасения, что принятые государством решения могут пойти вразрез с теми инициативами, которые уже реализованы в Татарстане.
Презентации участников круглого стола