Разделы

ПО Бизнес Цифровизация Импортонезависимость

Максим Пустовой, Arenadata: Рынок дата-решений сегодня является одним из самых инвестиционно привлекательных в стране

В 2023 году российский ИТ-вендор Arenadata объявил о смене генерального директора. Новым лидером компании стал бывший исполнительный и операционный директор «Позитив Технолоджис» Максим Пустовой. При его непосредственном участии этой компании удалось в несколько раз увеличить масштаб бизнеса, занять новые рыночные ниши и  выйти на Московскую биржу в рамках первого в стране прямого размещения. В интервью CNews Максим рассказал, почему считает рынок систем управления данными одним из самых инвестиционно привлекательных в стране, за счёт чего могут масштабировать бизнес российские ИТ-вендоры и на какие nextgen-продукты Arenadata планирует делать ставку в ближайшем будущем.

«Мне всегда были интересны команды с хорошим потенциалом на этапе активного роста»

CNews: Почему вы решили сменить направление и перешли в Arenadata?

Максим Пустовой: Прежде всего, мне импонирует философия бизнеса Arenadata. Компания разрабатывает СУБД на базе открытых технологий, но не просто берёт их для создания своих продуктов, а много делает для развития этих open source проектов. Выгоду от такого взаимодействия получают все. И мне очень нравится эта идея общего созидания.

Кроме того, мне всегда были интересны команды с хорошим потенциалом на этапе активного роста. Я получил отличный опыт масштабирования такого бизнеса. С Arenadata есть возможность не просто это повторить, а сделать что-то ещё более значительное. На мой взгляд, несмотря на разные продукты, «Позитив» и Arenadata похожи. Один и тот же В2В-сегмент, порой одни и те же заказчики, схожие каналы продаж и подходы к развитию. У Arenadata уже сегодня очень сильные позиции в России, и рынок, на котором она работает, активно растёт. В такой ситуации можно ставить амбициозные цели и знать, что они вполне достижимы.

Максимом Пустовой, Arenadata: Мне всегда были интересны команды с хорошим потенциалом на этапе активного роста

CNews: Вы имеете в виду рынок СУБД? Как оцениваете его объём и темпы роста?

Максим Пустовой: Да. До недавнего времени у нас было мало объективной информации по нему. Наши собственные расчёты позволяли предполагать, что его объём в России составляет от 60 до 80 млрд рублей. Недавно вышло новое исследование, проведённое «Центром стратегических разработок» (прим. ред. — НКО, одним из учредителей которой является Министерство экономического развития РФ). Они оценили чуть более широкий сегмент: СУБД и инструменты обработки данных, то есть ещё средства управления и средства загрузки данных. Оценка ЦСР показала, что объём этого рынка в нашей стране в 2021 году составил порядка 72 млрд рублей. В 2022 году он, ожидаемо, просел, но не в ущерб ключевым российским вендорам. Рост их выручки за этот год составил порядка 40% (и нашей, кстати, тоже). Причём, что интересно, такая динамика по выручке — плюс 40-45% в год — будет характерна для отечественных разработчиков ещё на протяжении 3–4 лет. В 2027 году согласно прогнозам ЦСР на долю российского ПО придётся уже порядка 98% от общего объёма рынка, что составит около 170 млрд рублей.

Рынок дата-решений сегодня является одним из самых инвестиционно привлекательных в стране. Он большой и развивается с хорошей динамикой, а у ключевых российских вендоров уже есть зрелые решения, которые могут конкурировать с западными продуктами.

CNews: Какие факторы будут влиять на развитие этого рынка в России, не считая импортозамещения?

Максим Пустовой: Во-первых, этот рынок активно растёт во всём мире за счёт увеличения объёма данных. Gartner прогнозирует, что к 2026 году объём только неструктурированных данных вырастет в три раза.

Во-вторых, серьёзным драйвером развития в нашей стране останутся государственные инициативы по дальнейшей цифровизации. Прежде всего, национальный проект по формированию экономики данных.

В-третьих, большинство перспективных направлений развития ИТ-технологий предполагает сбор, хранение и анализ больших массивов данных. Работа беспилотных средств и других систем ИИ, использование цифровых валют, предиктивная аналитика на производстве и в энергетике — всё это подразумевает обработку огромных массивов информации, часто в режиме реального времени. Применение этих технологий будет быстро расти.

В-четвёртых, рост зрелости российских продуктов позволит им более активно выходить на зарубежные рынки.

CNews: Каковы позиции Arenadata сейчас на этом рынке?

Максим Пустовой: Несмотря на то что нашей компании всего шесть лет, продукты Arenadata уже представлены практически во всех рыночных сегментах. Мы постоянно занимаем новые ниши и наращиваем свою долю в каждом сегменте.

Наши OLAP-системы — абсолютные лидеры среди российских продуктов в активно растущем сегменте аналитических СУБД. Этот факт подтверждают три независимых исследования: последний отчёт фонда «Центр стратегических разработок», «Монитор технологий» от компании РДТЕХ и отчёт по рынку СУБД «Круги Громова».

Кроме того, у Arenadata отличная репутация, зрелые продукты и много крупных стабильных заказчиков, количество которых прирастает каждый год не только в России. Продукты компании задействованы почти в сотне проектов, включая миграции с Oracle, Teradata, Vertica, Cloudera и SAP. Очевидно, что все наиболее крупные российские заказчики в стране перейдут на отечественные СУБД в ближайшие несколько лет. И я думаю, что не менее половины миграций в сегменте аналитических СУБД придётся на нас.

Кроме того, Arenadata давно прибыльный бизнес, причём со стабильно высокой нормой чистой прибыли. У нас есть ресурсы для масштабирования бизнеса и в России, и за рубежом.

«Ресурсы нашей компании распределены так, чтобы у нас всегда была возможность развивать новые направления»

CNews: Как именно планируете масштабировать бизнес?

Максим Пустовой: В первую очередь за счёт продажи продуктов, которые уже являются частью нашей платформы. Наша сила в том, что Arenadata — мультипродуктовый вендор. Не нишевой игрок. Все продукты объединены в платформу, вокруг которой выстроена экосистема необходимых заказчикам сервисов. Мы единственный в России вендор такого формата, чьей специализацией изначально было создание СУБД. Этот подход позволяет нам решать не какую-то одну узкоспециализированную задачу, а сразу комплекс. Мы предлагаем «швейцарский нож» для работы с разными типами данных и создания хранилищ самого разного объёма, включая очень большие.

Но, главное, ресурсы нашей компании распределены так, чтобы у нас всегда была возможность развивать новые направления и занимать новые ниши. Например, в ближайшем будущем мы планируем вывести на рынок продукты «следующего поколения», так называемые nextgen.

Кроме того, потенциальный рынок Arenadata находится не только в России. У нас сильные продукты, и многое из того, что сделало компанию успешной здесь, актуально и за рубежом. Мы уже работаем в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане. Недавно заключили дистрибьюторские соглашения о представлении наших интересов в Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане, Армении, Азербайджане, Грузии и Монголии. В мире много политически нейтральных стран, которые могут быть перспективными рынками для российских продуктов, если эти продукты достаточно зрелые. Например, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия и Южная Америка. Антивирус Касперского там уже отлично продаётся.

CNews: Расскажите подробнее о nextgen: о чём идёт речь?

Максим Пустовой: Мы готовим линейку Cloud Native ПО. Это программное обеспечение, изначально предназначенное для работы в облаках. На нашем рынке таких решений пока нет. Есть адаптированное для работы в облаке или Cloud Ready. Продукты следующего поколения создаются специально для работы на облачных платформах и будут «родными» для любых клауд-инсталляций.

Максим Пустовой, Arenadata: Ресурсы нашей компании распределены так, чтобы у нас всегда была возможность развивать новые направления и занимать новые ниши

По прогнозам самых разных источников, в ближайшем будущем все крупные заказчики будут строить гетерогенные хранилища данных, то есть выбирать такую ИТ-архитектуру, в которой одна часть хранилища находится on-premise, а другая — на различных облачных платформах. Наибольший успех будет у той компании, которая сможет предложить зрелые решения для работы и в облаке, и на «железе».

CNews: На предыдущем месте вы курировали вывод компании на Московскую биржу. Какова вероятность, что Arenadata тоже будет там представлена?

Максим Пустовой: Для быстрорастущей перспективной ИТ-компании всегда есть предпосылки выхода на биржу, но это не самоцель. «Группа Позитив» вышла на биржу, потому что она продвигает идеи совладения. В случае с Arenadata это может произойти, если будет соответствовать стратегическим целям компании.

Например, развитие новых перспективных направлений возможно не только за счёт собственных разработок. Продуктовый портфель можно расширять, в том числе за счёт приобретения других компаний. Если мы увидим, что для дальнейшего развития разумнее выбрать путь M&A (mergers and acquisitions, с англ. «слияния и поглощения»), IPO может быть хорошим инструментом для привлечения дополнительного акционерного капитала.

В целом, я считаю, что любая успешная технологическая компания должна всерьёз рассматривать выход на биржу как инструмент масштабирования бизнеса.

CNews: Даже не самая крупная?

Максим Пустовой: Да, потому что инвестиционная среда изменилась.

CNews: Как именно?

Максим Пустовой: Она стала более восприимчивой к средним компаниям. Фокус с институциональных инвесторов, которые довольно формально подходят к оценке привлекательности бизнеса, сместился в сторону частных инвесторов. Они в большей степени ориентированы на долгосрочную перспективу и готовы разбираться в бизнесе компании. Перспективность продуктов или технологий, умение гибко реагировать на изменения сегодня важнее, чем текущий масштаб.

Также в свете последних событий стали очень важны такие вещи, как геополитическая и инфраструктурная независимость, которые обеспечивают безрисковое владение ценными бумагами. Речь об официальной регистрации компании в России, а также о том, чтобы ключевые заказчики, инвесторы и локация команды были внутри страны. Не все крупные компании этому соответствуют.

«Только на первый взгляд кажется, что создавать ПО на базе open source просто»

CNews: Arenadata создаёт продукты на базе open source. Сейчас много, кто начал этим заниматься. У вас есть какая-то защита от копирования бизнеса?

Максим Пустовой: Экспертность команды, прежде всего. Только на первый взгляд кажется, что создавать ПО на базе open source просто. В реальности это требует участия редких специалистов высочайшего класса. Найти их, сплотить и мотивировать — сложная задача, которая занимает не один год. В Arenadata она решена. За последние нескольких лет в нашу команду влились лучшие специалисты из Pivotal, Oracle, IBM, SAP, Microsoft и многих других международных компаний.

Ещё более сложная вещь — добиться каких-то серьёзных позиций в open source сообществе. Я уже упоминал, что Arenadata не просто берёт открытые технологии — мы активно помогаем с развитием самих проектов. Уже несколько лет наша компания является одним из самых активных коммитеров в open source в России. По количеству доработок, внесённых в Greenplum, Arenadata — первая в России и вторая в мире: в 2022 году мы внесли больше доработок, чем Alibaba и Яндекс вместе взятые.

По количеству доработок, внесённых в Greenplum, Arenadata — первая в России и вторая в мире

Ну и второй важный аспект — время, которое Arenadata уже потратила на развитие своих продуктов и сервисов. Техническая зрелость и функциональность нашего ПО сегодня позволяет свободно использовать его в качестве альтернативы иностранным системам крупнейших международных вендоров. Кроме того, за это время компания смогла построить большую партнёрскую сеть, создать портфель консалтинговых услуг, организовать круглосуточную техническую поддержку, обеспечить продукты актуальной интерактивной документацией и открыть свой учебный центр, который выпустил уже 2000 сертифицированных специалистов.

За таким результатом стоит огромная работа и «закалка» на высококонкурентном рынке в течение нескольких лет.

Краткая биография

Максим Пустовой, Arenadata

  • Окончил физический факультет МГУ, факультет кибернетики МИФИ, прошёл обучение в международной бизнес-школе IE Business School по программе Executive MBA (General Management).
  • Имеет более 20 лет опыта работы в ИТ, консалтинговых и финансовых компаниях на руководящих позициях («Позитив Технолоджис», ОТП Банк, ВТБ, Accenture, Luxoft).
  • В должности исполнительного и операционного директора «Позитив Технолоджис» вывел компанию на Московскую биржу, в рамках первого в России прямого размещения.
  • Ранее, на разных позициях, Максим руководил выделенным центром разработки, отвечал за развитие ИТ и операционных блоков, курировал реализацию крупных проектов трансформации, внедрение новых ИТ-решений, а также новых практик управления портфелем ИТ-проектов и подходов к управлению данными.

erid:Kra23uaAKРекламодатель: ООО "АРЕНАДАТА СОФТВЕР"ИНН/ОГРН: 7713468845/1197746413160Сайт: https://arenadata.tech/