oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2016

Перспективы рынка ИКТ в госсекторе остаются туманными

Перспективы рынка ИКТ в госсекторе остаются туманными

Эксперты оценивают динамику развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. по-разному – одни говорят о 10% падении, другие – о 10% росте. Сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных ИТ-проектов, что позволяет надеяться как минимум на сохранение уровня государственных ИТ-расходов в 2016 г. на прежнем уровне.

ИКТ в госсекторе 2015: только цифры

Согласно данным Росстата, в 2015 г. расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов по статье «Связь и информатика» составили ₽87,5 млрд, в том числе ₽31,2 млрд – расходы федерального бюджета, ₽56,9 млрд – консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.

По данным CNews, российские регионы в 2016 г. с учетом субсидий Минкомсвязи планируют израсходовать на ИКТ около ₽74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). В Топ-5 регионов по размеру ИКТ-бюджетов входят Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд).

По данным TAdviser, в 2015 г. совокупные расходы на ИКТ федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов оценивались в ₽98,1 млрд. По предварительным данным, в 2016 г. они увеличатся на 8,3% до ₽106,2 млрд. Среди лидеров текущего года Пенсионный фонд (₽12,6 млрд), МВД (₽12,2 млрд), Федеральное казначейство (₽11,8 млрд), ФНС (₽11,2 млрд), Минкомсвязи (₽9 млрд).

Совокупная выручка участников ежегодного рейтинга крупнейших поставщиков решений для госсектора CNews составила ₽125,4 млрд, что на 22,2% больше, чем в 2014 г. (₽102,6 млрд). Опрошенные CNews эксперты не пришли к единому мнению о динамике развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. – их оценки разнятся от -10% до +10%.

Россия в рейтингах – мировых и локальных

В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства ООН E-Government Survey 2016 Россия, индекс которой составил 0,7215, опустилась на 8 позиций по сравнению к 2014 г. – с 27 места на 35.  Значение индекса формируется на основании трех субиндексов – развития онлайновых государственных сервисов (Online Service Index), телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и человеческого капитала (Human Capital Component). В 2016 г. первый показатель увеличился на 3%, второй снизился на 5%, а третий – на 1,8%. По мнению экспертов Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, точками роста места России в рейтинге могут стать динамичное распространение фиксированного широкополосного доступа к интернету (до настоящего времени он развивался значительно слабее, чем мобильный), создание условий для эффективного взаимодействия между гражданами и государством, а также обеспечение необходимого уровня популяризации электронных услуг.

В ежегодно составляемом Международным союзом электросвязи рейтинге The State of Broadband в 2015 г. Россия заняла 55 место по количеству абонентов фиксированной широкополосной связи, что на 1 строчку выше, чем в 2014 г. По количеству абонентов мобильного ШПД наша страна находится на 42 месте, что на 2 позиции ниже, чем в 2014 г. По числу интернет-пользователей Россия на 43 месте в мире – на 1 строчку выше, чем год назад.

Позиции России в международных рейтингах

Название рейтинга Позиция в рейтинге 2016 г. Позиция в рейтинге 2014 г.
E-Government Survey 35 27
The State of Broadband:
– число абонентов фиксированного ШПД 55 56
– число абонентов мобильного ШПД 42 40
– число интернет-пользователей 43 44
Bloomberg Innovation Index 12 14
Global Innovation Index 43 49
Networked Readiness Index 41 41

Источник: CNews Analytics, 2016


Источник: CNews Analytics, 2016

Также в 2016 г. увидел свет еще целый ряд международных рейтингов, характеризующих не столько уровень развития ИКТ, сколько инновационность развития государств в целом. Так, позиция в Bloomberg Innovation Index, где Россия по итогам 2016 г. занимает 12 место против 14 места годом ранее, рассчитывается  на основе 7 показателей: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, продуктивность, концентрация высокотехнологичных компаний, распространенность высшего образования, добавленная стоимость производства в процентном отношении к ВВП, активность в части регистрации патентов и число исследователей на 1 млн жителей.

Global Innovation Index  составляется на базе таких показателей как уровень инвестиций в исследования и научно-технические разработки, внедрение инновационных идей, расходы на образование и уровень развития инфраструктуры. В 2016 г. Россия заняла в нем 43-е место, в то время как в 2014 г. находилась на 49-м, а в 2013 г. на 62-м.

В еще одном рейтинге – Индексе сетевой готовности (Networked Readiness Index) – в 2016 г., как и годом ранее, Россия находится на 41-м месте. Позиция в этом рейтинге определяется на основе 53 критериев – от государственного регулирования в области новых технологий и уровня налоговой нагрузки на бизнес до доступности усредненных тарифов на сотовую связь. В 2014 г. наша страна занимала 50-ю строчку.

Также согласно данным исследования «Города, управляемые данными», подготовленного Pricewaterhouse Coopers (PwC), Москва, наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Барселоной и Сиднеем, вошла в пятерку городов-лидеров по внедрению решений, основанных на анализе данных. Всего в рамках исследования был изучен опыт 28 главных мировых мегаполисов в реализации концепции DDC (data driven city). По мнению аналитиков, наиболее масштабные внедрения технологий в российской столице происходят в сферах управления транспортом, безопасности и здравоохранения, а также в области вовлечения граждан в управление городом.

В апреле 2016 г. рейтинг регионов России по уровню развития информационного общества в 2015 г. впервые представило Минкомсвязи. В первой версии позиции определялись на основании показателей использования ИКТ в 15 сферах деятельности.


Источник: Минкомсвязи, 2016

В дальнейшем министерство планирует формировать их на основе 19 подындексов. Лидерами первого рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург, ХМАО-Югра, ЯНАО и Калининградская область.

Чего хочет государство?

Единого мнения о том, достигло ли падение российской экономики дна, сегодня не существует. Очевидно, что санкции и, соответственно, анти-санкции будут длиться еще неопределенное время. Гарантий стабильности установившихся цен на нефть давать не возьмется никто. Денег в государственном бюджете явно недостаточно. Как в такой ситуации будет развиваться рынок ИТ с госсекторе?

«Если государство действительно хочет выйти из сложной экономической ситуации, то именно рост госрасходов на ИТ и будет являться ключевым стимулом развития экономики, как минимум, на ближайшие три года, – уверен Андрей Черногоров, генеральный директор Cognitive Technologies. – Кстати, указание на это содержится и в разработках как группы Кудрина, так и других экономистов, готовящих соответствующие документы для руководства страны».

Уже сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных проектов, таких как создание Государственного регистра населения (ГРН), Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), Федерального реестра инвалидов (ФРИ), Единого государственного реестра ЗАГС, ГИС «Контингент», Единой информационной системы в сфере систематизации и кодирования информации (ГИС ЕИС СКИ),  МФЦ для бизнеса, ГИС «Электронный бюджет». Их развитие будет продолжено в ближайшие годы.

Все больше внимания уделяется обеспечению информационной безопасности – создается интегрированная сеть связи для госорганов, защищенный онлайн-мессенджер для органов власти и госкомпаний.

Реформирование органов государственной власти, в частности, создание Федеральной службы войск национальной гвардии, упразднение ФМС России и Росграницы, объединение Росфиннадзора и Федерального казначейства, предполагают перераспределение исполняемых ими ранее функций и внесение соответствующих изменений в информационные системы ведомств.

Также в ближайшее время начнется  реализация системного проекта электронного правительства до 2020 г., предусматривающего интеграцию Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) с МФЦ, создание СМЭВ 4.0. «Все это делается в свете реализации пакетного предоставления услуг или так называемых суперуслуг, – говорит Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании «Техносерв». – В этой части будут развиваться такие направления как оказание госуслуг на основе мобильных приложений, электронная онлайн идентификация и аутентификация граждан, многоканальные коммуникации с гражданами и открытые данные».

Набирает популярность импортозамещение – в 2016-2018 годах федеральные органы исполнительной власти государственные внебюджетные фонды должны перейти на отечественное офисное ПО и отечественные средства шифрования. «Активные действия по переходу на российские продукты предпринимают такие госведомства, как МВД России, Минкомсвязь России, Федеральное казначейство, ФНС России, ПФР, а также ряд субъектов РФ, – продолжает Андрей Богомолов. – Этому способствуют регуляторная политика, а также планируемый переход госорганов на Единую систему ЦОД (гособлако)».

С ним не согласен Андрей Черногоров. По его мнению, процесс перехода на отечественные продукты в госсекторе развивается чрезвычайно медленно. «Принятые Государственной думой решения, как первые шаги в реализации импортозамещения, носят лишь половинчатый характер. Какие-то более-менее заметные и позитивные перемены в позициях госструктур по отношению к отечественным ИТ  можно прогнозировать не ранее, чем к концу 2016 года», – считает он.

Все более востребована госсектором виртуализация как инфраструктуры, так и приложений. «Обязательным компонентом виртуализации становятся системы информационной безопасности и обработки персональных данных», – уточняет Андрей Богомолов. Набирают популярность аналитические решения, которые постепенно становятся неотъемлемой частью любой создаваемой государством системы. Требования по повышению качества предоставления госуслуг и необходимость оптимизации госфункций заставляют ведомства чаще обращаться к разработчикам программного обеспечения на заказ.

Каким будет рынок ИТ в госсекторе в 2016 г.

По мнению Михаила Головачева, заместителя генерального директора «Амтел-Сервис», оживления рынка ИТ в госсекторе в 2016 г. ждать не приходится. « С 2015 года мы наблюдаем стагнацию рынка ИТ в госсекторе и серьезные провисания бюджетов. В 2016 году мы ожидаем снижения объемов закупок оборудования и ПО в среднем на 20%, бюджеты на работы и услуги также будут ниже на 10-15% при тех же потребностях, – говорит он. – Объектами наиболее пристального внимания будут решения, связанные с информационной безопасностью существующей ИТ-инфраструктуры, услуги технической поддержки и ремонт оборудования».

Андрей Богомолов говорит о незначительном (3-5%) снижении ИТ-расходов государства в 2016 г. в связи с секвестрованием ИТ-бюджетов госорганов и государственных программ с ИТ-составляющей, в том числе и таких, как «Безопасный город». «Падение может быть даже больше, так как действует постановление правительства 1456 о том, что если проекты не внесены в планы закупок до конца сентября 2016, то лимит бюджетных обязательств по ним отзывается в бюджет», – уточняет он. Одновременно структура ИТ-расходов изменится в сторону увеличения доли закупок отечественного прикладного и инфраструктурного ПО (до 60%), услуг комплексного аутсорсинга (до 20%), услуг хостинга и облачных сервисов (до 20%).

Наиболее оптимистичные прогнозы дает Андрей Черногоров, который надеется на то, что в текущем году Россия по объемам госрасходов на ИТ выйдет на уровень 2013-2014 гг. 

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора