Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Рейтинг развития ИКТ: Россия поднялась на 4 пункта, войдя в Топ-50

Рейтинг развития ИКТ: Россия поднялась на 4 пункта, войдя в Топ-50

Согласно авторитетному отчету Global Information Тechnology Report, посвященному исследованию уровня развития информационных технологий в мире, в 2014 г. Россия укрепила позиции в рейтинге государств, наиболее полно использующих потенциал ИКТ, поднявшись на 4 позиции. Это позволило ей занять 50-ю строку глобального рейтинга.

Одним из наиболее всесторонних и авторитетных инструментов для оценки воздействия ИКТ на конкурентоспособность стран и благосостояние жителей является Глобальный отчет о развитии информационных технологий (Global Information Technology Report, GITR). В 2014 г. он охватил 148 экономик мира – это наибольшее число за всю историю его создания (нынешний отчет является 13-м).

Один из основных выводов исследования заключается в том, что для повышения конкурентоспособности страны не могут полагаться только на развитие инфраструктуры ИКТ. Наоборот, преимущества ИКТ могут быть полностью реализованы только странами, сформировавшими целостную стратегию, нацеленную на создание условий для повышения навыков, развития инноваций и условий для предпринимательства, которые будут работать с современной инфраструктурой.

Индекс развитости ИКТ 2014

Отчет содержит индекс развитости ИКТ (The Networked Readiness Index) – рейтинг, который оценивает готовность экономики полностью использовать потенциал ИКТ с учетом таких факторов, как: стоимость доступа к инфраструктуре ИКТ и наличие необходимых навыков для обеспечения оптимального использования; освоение и использование ИКТ правительством, бизнесом и частными лицами; бизнес-климат и инновационный климат, государственная политика и регулирование, а также экономическое и социальное влияние ИКТ.

Индекс развитости ИКТ 2014

tablitsa_ikt.png

Источник: Global Information Тechnology Report, 2014

Топ-10 государств, наиболее полно использующих потенциал ИКТ, выглядит следующим образом. Первые шесть стран в рейтинге не изменили своего положения по сравнению с предыдущим годом: лидирует Финляндия, за ней следуют Сингапур, Швеция, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. 7-ю позицию заняли США, поднявшиеся на 2 пункта. 8-е место обеспечил себе «новенький» в десятке лидеров текущего года Гонконг, взметнувшийся сразу на 6 пунктов. Великобритания, упав на 2 пункта по сравнению с 2013 г., оказалась на 9-м месте – это единственная экономика из первой десятки, которая потеряла свои позиции. Замыкает Топ-10 Республика Корея, ранее занимавшая 11-е место. Из первой десятки, таким образом, в 2014 г. выпали Дания (она оказалась ниже, чем в прошлом году, сразу на 5 пунктов) и Тайвань (ниже на 4 пункта).

Рейтинг демонстрирует тенденцию к сокращению цифрового разрыва, так называемого «нового цифрового неравенства», между технологически продвинутыми странами и остальным миром. Позиции многих стран в рейтинге выросли. Можно выделить, к примеру, высокую положительную динамику таких государств, как Армения (выше на 17 пунктов), Перу и Сейшельские Острова (на 13 пунктов), Бруней-Даруссалам (на 12 пунктов), Македония, Кувейт, Босния и Герцеговина, Свазиленд (на 10 пунктов), Филиппины и Тайланд (на 8 пунктов), Азербайджан, Сербия, Шри-Ланка и Маврикий (на 7 пунктов), Хорватия и Грузия (на 5 пунктов) и т.д. Аналитики обращают внимание, что позитивную динамику удается показывать тем странам, которые разработали свое видение по развитию потенциала ИКТ. Среди них отмечают, например, Объединенные Арабские Эмираты (24-е место), Казахстан (38-е место) и Панаму (43-е место).

С другой стороны, сокращение «цифрового неравенства» происходит на фоне замедления развития ИКТ в некоторых странах с развивающейся и переходной экономикой. Так, в нижней части рейтинга находятся многие государства, продолжающие испытывать сложности с реализацией своего ИКТ-потенциала. Упали в рейтинге сразу на несколько позиций Китай (62-е место; ниже на 4 пункта), Бразилия (69-е место; на 9 пунктов), Греция (74-е место; на 10 пунктов), Мексика (79-е место; на 16 пунктов), Украина (81-е место; на 8 пунктов), Индия (83-е место; на 15 пунктов), Египет (91-е место; на 11 пунктов), Албания (95-е место; на 12 пунктов), Марокко (99-е место; на 10 пунктов), Либерия (121-е место; на 24 пункта).

Россия улучшает позиции

В нынешнем рейтинге Россия занимает 50-е место, поднявшись на 4 позиции по сравнению с прошлым годом. К сильным сторонам России авторы отчета относят в первую очередь низкую стоимость доступа к инфраструктуре ИКТ и высокое экономическое и социальное влияние ИКТ, а к слабым – неблагоприятные на фоне других стран бизнес- и инновационный климат, а также низкую степень использования ИКТ государством и бизнесом.

Между тем развитие ИКТ в России в большой степени определяется несколькими инициативами в госсекторе. В первую очередь – направленными на создание электронного государства. Речь идет о Едином портале госуслуг (ЕПГУ) и переводе госуслуг в электронную форму, инфраструктуре электронного правительства, СМЭВ. Проекты, ориентированные на повышение качества жизни граждан, а не создание удобных управленческих инструментов для чиновников, приобретают все больший вес. Значительную роль в информатизации госсектора играют многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ).

№ 2014 № 2013 Ведомство 2013 (уточненное значение), тыс. руб. 2014, тыс. руб. Изменение 2014/2013,%
1 1 МВД 9 279 458,6 10 865 670,1 17,1
2 2 ФНС 8 478 879,8 8 231 593,7 -2,9
3 3 Казначейство 7 861 864,2 8 079 160,7 2,8
4 4 ФТС России 6 174 104,7 5 310 285 -14
5 6 Минкомсвязь 4 708 681,1 4 439 558,2 -5,7
6 16 ФМС России 1 467 656,7 3 910 824,4 166,5
7 14 Минобороны 1 559 763,3 3 630 738,6 132,8
8 8 МЧС 3 319 988 3 432 770,8 3,4
9 10 Росреестр 2 154 694,8 3 026 202,6 40,4
10 5 Центризбирком 5 638 687,9 2 597 067,7 -53,9

Источники: Минкомсвязи, CNews Analytics, 2014

Кроме автоматизации госуслуг, крупнейшим проектом последних 5 лет является модернизация здравоохранения – в нем участвует практически весь ИТ-рынок страны. 2012 г. отмечен внедрением УЭК; эксперты расценивают данный проект как шаг на пути к электронному паспорту гражданина.

Важно упомянуть и комплекс ИТ-проектов, связанных с введением единой контрактной системы, который, не влияя напрямую на повышение уровня жизни граждан в РФ, имеет большое значение для всех государственных структур. Нельзя не отметить и проект перехода на межведомственный безбумажный документооборот федеральных органов исполнительной власти, который должен завершиться к 2017 г. Кроме того, в списке крупнейших госпроектов значится и создание национальных технологических платформ – национальной программной платформы (НПП) и национальной суперкомпьютерной технологической платформы (НСТП).

Приоритетные задачи в сфере информатизации госсектора России на ближайшие годы

  • создание государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, системы и ИКТ-сети;
  • запуск 14 приоритетных федеральных госуслуг в электронном виде, в числе которых услуги Росреестра (регистрация прав и учет недвижимости), ФНС (регистрация юрлиц), ФМС (регистрация по месту жительства и пребывания, оформление паспорта), МВД (регистрация автомобилей) и др.;
  • начало выдачи электронных паспортов гражданина РФ вместо действующих бумажных в 2016 г.;
  • запуск ГИС ЖКХ на полную мощность к 2016 г., что должно помочь органам власти получать информацию для проведения аналитики при принятии управленческих решений по всей территории страны в режиме реального времени, а гражданам – полную и актуальную информацию о своем доме, о расчетах по жилищно-коммунальным платежам;
  • оптимизация документооборот врачей с использованием внедренных в 2011–2013 гг. медицинских информационных систем, федерального и региональных сегментов Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ);
  • оптимизация затрат на развитие и поддержку федеральных ИТ-систем;
  • перевод в режим «одного окна» всех услуг по операциям с недвижимостью: по кадастровому учету, регистрации прав и предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН);
  • запуск системы «Электронный бюджет», которая позволит повысить качество и централизовать бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по всей России;
  • сокращение объема ручного труда в ходе налогового администрирования, благодаря осуществлению полномасштабного запуска системы «Налог-3» на всей территории России;
  • переход от бумажного к электронному документообороту между федеральными ведомствами и Правительством до конца 2017 г.

Источник: CNews, 2014

Ценность данных, предоставляемых GITR, для отечественной сферы ИКТ комментирует Алексей Праздничных, координатор программы Всемирного экономического форума по оценке конкурентоспособности стран в России, партнер компании Strategy Partners Group. Он отмечает: «Рейтинг показывает условия для трансформации отраслей и позволяет выявить барьеры и определить приоритеты для государственной политики. Он заставляет задуматься о том, как отдельным секторам российской экономики не остаться за бортом «цифровой революции», повторив судьбу магазинов по продаже книг и музыкальных дисков, и, с другой стороны, создать в России экосистему сильных игроков отрасли ИКТ — поставщиков идей и решений для новой эпохи больших данных». Ключевым трендом, «меняющим облик отраслей – от медиа-индустрии, торговли и финансовых услуг до здравоохранения и предоставления государственных услуг» – эксперт называет диджитализацию.

О GITR

Глобальный отчет по информационным технологиям является результатом долгосрочного партнерства Всемирного экономического форума (The World Economic Forum; WEF) и ведущей международной бизнес-школы INSEAD, а также, начиная с прошлого года, Высшей школы управления имени Сэмюэла Кертиса Джонсона при Корнельском университете.

Индекс развитости ИКТ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое ВЭФ проводит совместно с сетью более 160 партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Опрос (более 15 000 руководителей компаний) служит источником уникальной информации о многих качественных аспектах, важных для оценки национального уровня развитости ИКТ.

«Со временем серия отчетов GITR стала одним из наиболее уважаемых исследований своего рода. Они широко используются высшими должностными лицами и соответствующими заинтересованными сторонами как уникальный инструмент для выявления сильных и слабых сторон, а также для определения и формирования национальных стратегий развития и лучшего использования своего цифрового потенциала», – говорит Сумитра Дутта (SoumitraDutta), декан факультета имени Анны и Эльмера Линдсет Высшей школы управления имени Сэмюэла Кертиса Джонсона при Корнельском университете и соавтор отчета.

«Помимо осознания существования устойчивого цифрового барьера между странами, правительства также должны быть осведомлены о необходимости понимания, выявления и устранения потенциальных внутренних цифровых барьеров, создавая тем самым новые возможности для всех и поддерживая более глубокую социальную интеграцию», – подчеркивает Бехат Бильбао-Осорио (BeñatBilbao-Osorio), старший экономист Центра глобальной конкурентоспособности и сравнительного анализа Всемирного экономического форума и соавтор отчета.

В этом смысле, «цифровые стратегии должны концентрироваться не только на развитии инфраструктуры ИКТ, но и на создании правильных условий для эффективного использования ИКТ с целью стимулирования инноваций, повышения конкурентоспособности и углубления социальной интеграции», – отмечает Бруно Ланвин (Bruno Lanvin), исполнительный директор Программы Европейской конкурентоспособности (IECI) INSEAD, а также проектов Глобальных индексов INSEAD.

Мария Чимиричкина

Вернуться на главную страницу обзора