Эволюция бизнес-процессов движется в сторону IBP
IBP-сиcтемы существуют уже давно, однако на российском рынке только начинают набирать популярность. Причина — высокая турбулентность отечественного рынка, для адаптации к которой уже недостаточно просто выстроить и автоматизировать отдельные бизнес-процессы — из их надо интегрировать между собой для того, чтобы получить как можно более полную картину происходящего. Только так можно спрогнозировать события, а значит вовремя на них отреагировать. Возможности интегрированного бизнес-планирования и, конечно, зрелость российских IBP-систем обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Рынок IBP-систем 2025».
Российский рынок IBP
«IBP — это не просто хайп, а стратегический инструмент для работы в условиях высокой турбулентности», — начал свое выступление модератор конференции «Рынок IBP-систем 2025» Валентин Толкунов, эксперт-консультант и преподаватель-практик по IBP в РЭУ, РАНХиГС. Он уверен, что IPB в России всерьез и надолго.
Интегрированное бизнес-планирование — это совокупность людей, процессов и систем управления, корпоративной культуры и, конечно, программного обеспечения, которое все это охватывает. Это не проект, а процесс постоянного совершенствования, методология и даже философия, которая позволяет компании всегда следовать стратегическим планам и быть устойчивым в любой среде. IBP интегрирует финансы с процессом планирования продаж и операций, а также позволяет связать стратегию с тактикой в рамках сквозного процесса планирования. IBP укрепляет долгосрочные отношения с клиентами, обеспечивая лучший сервис с помощью стратегических и технологических проектов, таких как, например, CPFR или VMI.
В качестве примера Валентин Толкунов привел описание основных этапов процесса планирования продаж и операций (ППО). Наличие всех этих этапов свидетельствует о высокой зрелости IBP в компании. Автоматизировать IBP можно, если бизнес-процессы достигли 3-го уровня зрелости — в противном случае, это неэффективно.
Основные этапы процесса ППО
«Для заказчиков IBP — это процесс, интегрированный в бизнес-процессы компании», — согласна с модератором Сара Чавушян, старший менеджер технологической практики «ТеДо». Она поделилась результатами исследования «Обзор рынка российских систем ИБП» и рассказала, какие функции IBP наиболее востребованы заказчиками.
Сегодня IBP хорошо справляется с решением локальных задач и без наличия в системе всех этих функций. Однако, если бизнес хочет развивать возможности системы, можно воспользоваться фреймворком, который предлагает «ТеДо». Сара Чавушян поделилась кейсом, в ходе которого у заказчика были автоматизированы операционное планирование производственной программы на основании предпосылок по прогнозу спроса и плану продаж, финансовое планирование и аналитика, управление проектами и портфелями на всех этапах жизненного цикла проекта, ML-прогнозы и интеллектуальный помощник на базе ИИ. Все эти решения были реализованы на платформе Knowledge Space.
Наиболее востребованные функции IBP
На российском рынке представлено не так много решений, с точки зрения классической IBP-системы. «Рынок живой и точно может дать ответ зарубежным решениям. Сегодня российские продукты могут закрыть основные запросы заказчиков, и они постоянно совершенствуются», — говорит Денис Треков, директор по развитию Novo BI. Кроме того, для внедрения IBP, по крайней мере в FMCG-компаниях, есть все необходимое: данные, справочники, понятные процессы. Как в такой ситуации выбрать «своего» вендора? Цены на решения у всех схожие, так что стоимость проекта во многом зависит от количества доработок.
Денис Треков посоветовал четко сформулировать цель и на первом этапе внедрять стандартный функционал. IBP, как правило, интегрируют с ERP, BI и другими системами. Очень важно, чтобы в команде внедрения были специалисты не только с опытом внедрения, но и бизнес-опытом. Наличие ИИ сегодня в большей степени для решения рутинных задач, но ключевые бизнес-решения должны принимать люди.
Функционал IBP-системы
Денис Треков уверен, что сегодня IBP — это обязательная составляющая эволюции бизнес-процессов. Реализованные Novo BI кейсы говорят о том, что использование IBP значительно сокращает запасы, списания, повышает доступность запасов, увеличивает рост уровня продаж – что дает основу для роста маржинальности.
«Российские заказчики ожидают, что IBP-системы обеспечат непрерывность и согласованность всех процессов планирования — от стратегического до оперативного уровня. Важна возможность видеть полную картину бизнеса и оперативно корректировать планы при изменении внутренних или внешних условий», — говорит Владислав Прокопович, директор по цифровой трансформации Arlift.
Он подробно рассказал о сценарных и технологических требованиях к таким системам и напомнил, что российский рынок IBP-систем активно развивается в условиях импортозамещения. Появляются как комплексные платформы, так и специализированные решения, ориентированные на конкретные отрасли или функциональные области. Заказчики имеют возможность выбора из нескольких десятков отечественных продуктов различного масштаба и специализации.
Решения для интегрированного бизнес-планирования
Павел Шингарев, генеральный директор Knowledge Space, уверен, что система интегрированного бизнес-планирования должна легко адаптироваться к любым задачам. Эта идея легла в основу платформы KS.IBP. Павел Шингарев поделился историей ее создания. Сначала компания разработала решение для нефтегазовой отрасли, реализована более 20 проектов. Затем адаптировала его для металлургии и внедрила в 5 крупных холдингах. В 2024 г. начались проекты для ритейла, FMCG, энергетики, в 2025 г. — для химической промышленности.
Сегодня платформу можно легко адаптировать для использования в любой отрасли. Кроме того, Knowledge Space предлагает коробочные продукты, которые лучше всего подходят для быстрой цифровизации локальной отраслевой задачи IBP.
Актуальные вызовы в области IBP цифровизации
Павел Шингарев отметил, что на платформе есть все необходимые инструменты, чтобы ответить на актуальные вызовы в области IBP-цифровизации. Это low-code/no-code с BPMS, объектно-ориентированный конструктор моделей, продвинутые средства визуализации, профессиональная диаграмма Ганта, цифровой двойник и оптимизатор, оркестратор и ETL. Дорожная карта на 2025-2030 гг. включает в себя как совершенствование функционала основных инструментов платформы, так и активное применение продвинутых технологий, таких как ML-модели и LLM-поддержка процессов разработки решений.
FMCG — одно из направлений, где успех бизнеса напрямую зависит от грамотного прогнозирования и планирования. Прогнозирование продаж может вестись традиционными статистическими методами и при помощи нейронных сетей, напомнила Жанна Кравченко, ведущий консультант решений интегрированного планирования «ТерраЛинк». Традиционные методы просты в понимании и внедрении, требуют минимальных затрат и ресурсов, однако не всегда хорошо учитывают внеплановые изменения или сложные влияющие факторы, что снижает точность прогноза. То есть, они подходят для рынков и продуктов с низкой волатильностью и прогнозируемой динамикой. Для динамичных рынков с обилием данных и изменчивыми условиями оптимальными будут нейронные сети. Однако, в этом случае может быть не всегда понятно, почему нейросеть пришла к тому или иному выводу.
Жанна Кравченко посоветовала, прежде чем принять решение, какой метод прогнозирования использовать, оценить несколько факторов. Во-первых, объем и качество данных в компании. Большие и качественные данные позволяют эффективно использовать нейронные сети, а при их недостатке подходят традиционные подходы. Во-вторых, сложность рынка — в условиях высокой волатильности и множества факторов лучше подходят алгоритмы ИИ. И в-третьих, квалификацию команды — наличие специалистов по машинному обучению облегчает внедрение нейронных сетей.
Рекомендации по построению прогноза
По мнению Жанны Кравченко, при построении прогноза оптимально использовать и традиционные методы, и нейросети. Такую услугу предлагает «ТерраЛинк» — компания готова взять на себя полный цикл работ: от обследования процессов, анализа данных и подбора комплексной методологии до внедрения и развития оптимальных ИТ-решений в области IBP.
Михаил Михайлов, руководитель направления IBP PlanKit, напомнил, что нередко бывает так, что в компании выстроены бизнес-процессы, внедрены автоматизирующие их информационные системы, но несмотря на это регулярно что-то идет не так. Причина в том, что процессы и реализующие их люди не связаны в одном контуре.
Demand Planning Platform

Он предложил использовать Demand Planning Platform. Платформа предназначена для автоматизации управления промо, планирования спроса и финансовых показателей. В систему вносятся вводные данные компании: годовые планы, MML, промо-политика, гайдлайны. Затем в пару кликов на экране формируется промо-план в нужные даты с предрасчитанным прогнозом. Все показатели экспортируются в любые системы, есть встроенный пост-промо анализ и интеграция с Sell Out. «Это готовое решение для производителя со всеми тонкостями, оно покрывает все каналы продаж, даже дистрибьюторов и розницу, налету считает прибыль и убытки», — говорит Михаил Михайлов.
Интегрированное планирование глазами заказчиков
Еда — самая быстрорастущая категория товаров в ритейле. Срок годности такого товара составляет 3-5 дней, и его продажу надо тщательно планировать. Как рассказал Кирилл Бойков, руководитель отдела операционного планирования «X5 Еда», автоматизация процесса планирования в его компании началась в 2024 г., но пока расчеты, верификация и согласования происходят через email, SAP, общие папки и файлы Excel. Кроме того, «Пятерочка», «Перекресток» и «Х5 Еда» работают в разных системах, поэтому все данные также собираются вручную.
В компании решили полностью автоматизировать этот процесс. Артем Рогов, директор департамента по интегрированному планированию «Х5 Еда», рассказал, как происходил выбор решения и интегратора, который поможет его внедрить и настроить. Пользователям и ИТ-специалистам предложили оценить три платформы, самые высокие баллы набрала Knowledge Space. В качестве интегратора была выбрана компания Team Value.

На сегодняшний день завершился пилот (MVP) на модуле Demand на тестовой среде с частичной интеграцией с другими системами Х5. Полное развертывание всех необходимых модулей должно завершиться к концу 2026 г.
Продолжил тему Никита Терёхин, Head of IBP «Яндекс Лавка». По его словам, рынок доставки еды и продуктов растет очень активно год к году. Рост начался на фоне потребности в альтернативе офлайн-магазинов во время пандемии и продолжился за счет уникальности предложения и качества сервиса для пользователей.
Сейчас пользователи могут заказать продукты в «Лавке» из разных приложений и точек входа. А значит, нужно иметь возможность оценивать самые разные потоки заказов и потребительский спрос, чтобы обеспечить максимальный уровень сервиса и доступность товаров для пользователей. И, конечно, иметь интегрированную сквозную систему, которая может объединить потоки информации и упростить управление различными процессами бизнеса. «Продавать в традиционной рознице несколько проще, чем в сегменте e-grocery: нам нужно не только иметь в наличии товар на полке, но и качественное и удобное приложение, способное привлечь пользователя, а также - доступный ресурс по курьерской логистике», — говорит он.
Кроме того, в «Яндекс Лавке» можно купить и горячую еду, а значит, процесс планирования усложняется еще больше, ведь необходимо использовать решение для иерархии рецептурных товаров (BOM). «Прогнозировать необходимо как объем заказов для всех элементов цепи поставок, так и величину спроса на отдельные товары, и эти величины должны быть синхронизированы в гармоничном IBP процессе. Проходя через него, мы обеспечиваем бесперебойное планирование пополнения и качественный сервис для пользователя», - говорит эксперт.
Никита Терёхин сформулировал ключевые требования к IBP-решению для быстрорастущего сегмента e-grocery: сквозная интеграция системы, быстродействие и скорость расчетов, высокая гибкость и адаптивность к сценарному подходу, метрикоцентричность и эффективность.
Светлана Митченко, руководитель проектов информационных технологий «Акрихин», поделилась опытом автоматизации расчета прогноза стоков готовой продукции в разрезе партий SKU. В ходе проекта была реализована автоматическая передача прогноза продаж и остатков стоков в Optimacros. 20 ETL-процедур соединили ERP, DWH, Optimacros и BI. С помощью Optimacros формируется прогноз стоков сырья и материалов, списаний и ограничений готовой продукции и происходит планирование закупки.
Теперь показатели на десятки и сотни миллионов рублей доступны в отчетности для принятия решений. Время подготовки различных аналитических записок сократилось с 1-2 дней до 15 минут. Все участники процесса используют единый источник данных и уверены в нем. По мнению Светланы Митченко, важными условиями успеха проекта являются появление амбассадора изменений в подразделениях, вовлеченных в кросс-функциональную работу, и лидирующая роль ИТ-службы в процессе изменений.
Марат Зайдуллин, независимый консультант, поделился опытом использования интегрированного бизнес-планирования в нефтегазовой отрасли. На отраслевых предприятиях существуют операционные планы на сутки, месяц, год, квартал, среднесрочные и годовые планы на 3-5 лет и сводный портфель стратегий по активам на 10 лет и более. Понятно, что их надо интегрировать между собой. Кроме того, в компании началась трансформация. Поэтому в 2022 г. было принято решение о внедрении системы интегрированного планирования Knowledge Space.
Система объединяет процессы, необходимые для достижения и удержания суточного производства продукта, а также процесс логистики. Благодаря ее внедрению данные на всех временных горизонтах представляют собой цельную взаимосвязанную и логичную систему. По мере увеличения гранулярности и снижения горизонта планирования существующие данные не видоизменяются, а уточняются и детализируются. Показатели текущего уровня являются основой для расчета показателей следующего.
Еще один пример — использования IBP в сфере логистики — привела Анна Укстина, ИТ бизнес-партнер «Рулог». Благодаря интегрированному планированию компании удалось сократить расходы на овердрафт, время на формирование отчетности, уменьшить число списаний и перемещений продукции, а также количество экстра-доставок, увеличить скорость принятия решений, оптимизировать запасы. «Сначала мы выстроили систему для себя, а теперь предлагаем ее и нашим поставщикам», — говорит Анна Укстина.
Она посоветовала перед стартом проекта оценить, сколько денег теряет компания от отсутствия интегрированного бизнес-планирования, в ходе его реализации выделять контуры планирования и вовлекать в проект их владельцев, учитывать горизонт планирования и требования к гранулярности данных, разносить в разные модели оперативное, тактическое и финансовое планирование и учитывать реализацию с финансовым контекстом для проектов финансового планирования.