Спецпроекты

На страницу обзора
Уход иностранных вендоров даст импульс развитию SaaS

Если судить по динамике топ-20 рейтинга CNews SaaS, темпы роста продаж «ПО как услуги» в этом году существенно замедлились. Снижение динамики связано с насыщением сегмента электронного документооборота и уменьшением выручки от перепродажи продуктов иностранных вендоров. Однако относительно низкий уровень проникновения SaaS в других сегментах и уход западных компаний создают предпосылки для быстрого роста спроса на  «российский SaaS».

Рост рынка SaaS замедлился

Согласно данным рейтинга CNews SaaS 2021, выручка 20 крупнейших российских поставщиков ПО как сервиса по итогам 2021 г. выросла на 18,4% (₽13,0 млрд) по сравнению с предыдущим годом и достигла ₽83,8 млрд. Для сравнения, в 2020 г. показатели роста составляли 34,6%, в рекордном 2019-м — 63,5%. Хуже было только в 2016 г., когда выручка топ-20 увеличилась всего на 15,7%. Как правило, лидеры растут быстрее рынка в целом, поэтому можно предположить, что замедлился и рост всего рынка SaaS.

Сравнение с темпами роста ИТ-рынка в целом через динамику рейтинга CNews100 в этом году не очень информативно (от участия в последнем отказались несколько крупнейших компаний), сравнение показателей крупнейших компаний 2021 г. за 2020 и 2021 гг. дает рост на 17,8% в рублевом выражении.

Динамика выручки 20 крупнейших участников рейтинга SaaS 2021

Темпы роста рынка SaaS опять упали, однако уход западных облачных провайдеров дает шанс российским компаниям нарастить выручку уже в 2022 г.

Выручка 20 крупнейших игроков рынка SaaS, ₽млрд
Рост выручки 20 крупнейших игроков рынка SaaS, %

То есть динамика сегмента SaaS в прошлом году впервые более-менее сравнялась с динамикой российского ИТ-рынка в целом если брать этот показатель и по-прежнему намного выше, если сравнивать динамику выручки топ-20 SaaS и CNews100 по обычной методике.

Лидеры подвели

В замедлении темпов роста суммарной выручки топ-20 компаний «виноваты» первая и пятая компании рейтинга, Softline (в 2020 г. компания продемонстрировала рост SaaS-выручки на 66%, в 2021-м — только 6%) и «Ростелекома» (80% и 12% соответственно). Четвертая компания, «Манго Телеком», тоже «сбавила обороты», но не так резко, с 36% до 21%.

Несмотря на резкую разницу в темпах роста выручки порядок расположения компаний первой пятерки не изменился. Первые две позиции, с большим отрывом от остальных участников заняли Softline (₽23,8 млрд), и подобравшийся к нему вплотную разработчик средств отчетности компания «СКБ Контур» из Екатеринбурга (₽22 млрд). На них приходится чуть более половины оборота всего рейтинга. Третье место по-прежнему занимает компания «Тензор» (₽9,4 млрд), которая специализируется на разработке инструментов электронного документооборота. Далее следуют вендор виртуальной АТС «Манго-Телеком» (₽5,4 млрд), и «Ростелеком» (₽4,8 млрд).

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики услуг SaaS

№ 2021 Компания Выручка SaaS в 2021г., ₽тыс., с НДС Выручка SaaS в 2020 г., ₽тыс., с НДС Рост выручки 2021/2020, %
1 Softline 23 783 911 22 437 652 6,0%
2 СКБ Контур 22 000 000 17 700 000 24,3%
3 Тензор 9 435 128 7 200 024 31,0%
4 Манго Телеком 5 370 142 4 451 659 20,6%
5 Ростелеком 4 767 600 4 267 200 11,7%

В рейтинге появилось пять новых участников, самым успешным дебютантом стала компания «Эвотор», которая занимается разработкой «умных» онлайн касс и сопутствующего софта (6 строчка в рейтинге, выручка ₽2,6 млрд). Другим крупным новичком в таблице оказалась платформа Лахта.spb (₽883 млн, 14 место), предназначенная для управления снабжением (сочетает в себе функции промышленного интернет-магазина, торговой площадки, SRM-системы и решений по управлению доставкой грузов). Кроме того, в рейтинге по итогам 2021 г. также появились компании Retail Rocket (21 место, ₽477 млн), «Форс» (27 место, ₽237 млн) и Sitronics (31 место, ₽141 млн).

С другой стороны, в таблице по итогам 2021 г. отсутствует несколько заметных участников предыдущих лет, например — «1С-Битрикс» и VK Cloud Solutions (компании публично не разглашают финансовые результаты по направлению SaaS). Кроме того, по различным причинам в текущем рейтинге также отказались от участия «Атол», OnCloud, LanCloud.

Отчетность продолжает доминировать в российском SaaS

C точки зрения продуктовой разбивки выручки значительных изменений по сравнению с предыдущим рейтингом нет — по-прежнему почти половина «пирога» приходится на средства подачи налоговой отчетности, ЭДО и инструменты бухгалтерии (₽37 млрд или 43% совокупного оборота рейтинга), это сегмент представляют «СКБ Контур», «Тензор», «СберКорус», «Астрал», «Мое Дело» и Docrobot.

Кроме того, значительная доля оборота приходится на системных интеграторов и облачных провайдеров, которые выступают в качестве реселлеров SaaS продуктов сторонних вендоров (₽29 млрд, 33% от общей выручки рейтинга). Среди таких участников прежде всего необходимо отметить Softline и «Ростелеком». При этом заметную частьв выручки им дали решения иностранных вендоров. «Основной доход в 2021 г. принесли продукты семейства Microsoft 365, а также сервисы на базе CommuniGate Pro и облачные сервисы информационной безопасности», — комментирует руководитель управления облачных решений Softline Дмитрий Исаев.

При этом любопытно, что именно представители этого направления показали наиболее низкие темпы роста бизнеса, а уход с рынка иностранных вендоров, скорее всего, снизят темпы роста как минимум в 2022 г.

Рынок SaaS по сегментам

Отчетность и электронный документооборот по-прежнему доминируют на рынке SaaS, второй по выручке сегмент — реселлинг решений сторонних вендоров, здесь наибольшей популярностью пользуются офисные пакеты и средства коммуникации

Отчетность, ЭДО, бухгалтерия
Перепродажа решений сторонних вендоров
CRM, решения для маркетинга
Коммуникационные решения
Другое

Заметную долю на рынке SaaS также занимают разработчики сервисов в области CRM и маркетинга (₽8,1 млрд, 9% выручки рейтинга, крупнейшие поставщики — amoCRM, Mindbox), а также сервисы в области телефонии и коммуникаций (₽6,2 млрд, 7%, крупнейший поставщик — «Манго-Телеком»).

Пандемия и курс на автоматизацию помогли SaaS-провайдерам

Из всех участников рейтинга только компания Docrobot продемонстрировала снижение выручки (-5%), у остальных поставщиков была зафиксирована положительная динамика, при чем сразу два участника увеличили оборот более чем в шесть раз — Лахта.spb (+540%, ₽883 млн) и Retail Services (+588%, ₽783 млн, 17 место). У первой компании рост связан с выходом «на проектную мощность» SaaS-платформы, запущенной в середине 2020 г. «По сути первые полгода происходило пилотирование и постепенный переход функционала закупок в цифровой формат: регистрировались первые пользователи, обучались работе в системе», — говорит исполнительный директор компании Дмитрий Москвин. У клиентов Retail Services, по словам заместителя директора компании Игоря Зеленько, резко вырос спрос на средства аналитики в области торговли, при этом увеличилось и число новых клиентов и средний размер проекта.

Важным фактором в развитии направления SaaS оказалась пандемия.

Cреди других компаний, который росли заметно быстрее рынка, можно отметить «Эвотор» (+74%), «Эквио» (+72%), iiko (+63%), Mindbox (+53%), Roistat (+51%).

«Второй пандемийный год положительно повлиял на рынок В2В-платформ для корпоративного обучения, — рассказывает Алексей Вагин, основатель и генеральный директор компании «Эквио». — Мы запустили новые масштабные проекты в крупнейших компаниях, разработали решение HoReCa School для управления персоналом в ресторанной отрасли, запустили продукт для малого и среднего бизнеса и маркетплейс с курсами для B2B».

Генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко обращает внимание на растущий спрос на автоматизацию и повышение эффективности бизнеса: «Сейчас спрос на SaaS решения, как в крупном сегменте, так и в СМБ, смещается в сторону ИТ-продуктов, которые позволяют бизнесу сокращать расходы и упрощать клиентский путь, — говорит он. — Это развитие безбумажных решений, совершенствование безналичных платежей, сервисы для контроля сотрудников, всевозможные “шеринговые” решения».

Аналогичная положительная ситуация складывается на рынке инструментов маркетинга. «В 2021 г. с нами начали работать 236 новых компаний, в том числе «Мегафон», «Модульбанк», магазины для дома «Галамарт», образовательный ресурс «ЯКласс». Существующим клиентам мы продаем новые модули — в прошлом году, например, запустили продукт «Медиа», позволяющий запускать сегментированную рекламу по клиентам на разных площадках», — объясняет результаты 2021 г. финансовый директор Mindbox Мария Ефанова.

Высокие темпы роста спроса на SaaS наблюдались даже в сегменте общепита, который сильно пострадал от ограничений пандемии в 2020 г. «После падения 2020 г. рынок общепита в 2021 г. активно восстанавливался, согласно данным Росстата, оборот вырос на 38%, — заявил Роман Аврамов, генеральный директор iiko.

Перспективы рынка

Как полагает коммерческий директор «Астрал-Софт» Юрий Мео крупнейший сегмент российского рынка SaaS (ЭДО, отчетность бухгалтерия) стагнирует. «Рынок отчетности перестал расти», — утверждает он. Миграция между операторами электронной отчетности незначительная, «единицы процентов», а основные ожидания с этом сегменте связаны с ростом числа ИП и юрлиц. В компании «СКБ Контур» настроены более оптимистично. Лидия Урывская, директор по продвижению и продажам в «СКБ Контур»считает, что будет расти и количество пользователей и количество предоставляемых им услуг.

От того, кто окажется прав относительно динамики крупнейшего сегмента рынка SaaS, в немалой степени зависит и динамика самого рынка.

Впрочем, мощным толчком к его развитию может послужить уход иностранных вендоров. «Сейчас на рынок влияют два разнонаправленных вектора: падение спроса из-за экономического кризиса, связанного с санкциями, и тренд на цифровизацию HR-процессов, — считает Алексей Вагин. — Мы наблюдаем приток крупных компаний, которые хотят очень быстро заменить зарубежные ИТ-сервисы. Предполагаем, что рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективе просядет, но в долгосрочной — вернется на докризисный уровень и будет расти».

«Согласно исследованиям, суммарная ежегодная выручка западных ИТ-поставщиков в России превышала 700 млрд руб. Основную долю этого рынка предстоит занять российским компаниям с собственными продуктами. Спрос на отечественное ПО с февраля 2022 года вырос на 300%», — делится статистикой Марина Иванченко, директор по развитию продуктов и маркетингу Mango Office.

При этом наиболее многообещающим сегментом для отечественных разработчиков SaaS будут офисные пакеты, средства коллаборации и коммуникаций, где сейчас особенно велика доля зарубежных провайдеров.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS 2022
№ 2021 Компания Выручка SaaS в 2021г., ₽тыс. с НДС
1 Softline* (1) 23 783 911
2 СКБ Контур (2) 22 000 000
3 Тензор (2) 9 435 128
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS 2022
№ 2021 Компания Выручка IaaS в 2021г., ₽тыс. с НДС
1 Softline*(1) 10 007 646
2 Ростелеком (2) 8 779 200
3 SberCloud (3) 7 360 520
Подробнее