CNews: Облака – один из самых быстрорастущих сегментов российского ИТ-рынка. Чем, по вашему мнению, это вызвано?
Максим Березин: Переход в облака – это мировой тренд. Если посмотреть на Соединенные Штаты Америки, от которых российский рынок ИТ отстает в среднем на 3-5 лет, то министерство обороны, министерство здравоохранения этой страны уже живут в облаке Amazon. В этом году один из самых консервативных банков Америки Morgan Stanley тоже переехал в облако.
Уверен, что Россия движется в том же направлении. Во-первых, потому что это глобальный тренд. Во-вторых, после снижения курса рубля в 2014 году физические серверы стали стоить в два раза дороже. Сегодня, спустя три года, во многих компаниях истекает срок амортизации оборудования, купленного до кризиса. Его можно продлить еще максимум на 2 года. Заказчики уже пришли на рынок и ужаснулись его стоимости. При этом стоимость облачных услуг после кризиса не увеличилась ни на рубль, скорее даже немного уменьшилась. И совершенно очевидно, что использовать облака экономически выгодно.
Все больше компаний переходят к цифровым бизнес-моделям, где главный фактор успеха – это быстрая реакция на изменения рынка. Использование облаков – это первое, с чего начинается цифровая трансформация любого предприятия. Например, в ритейле облако давно стало нормой, помогая гибко управлять нагрузками 24/7 на онлайн-площадки в период промо-акций или распродаж. Для меня, например, было откровением, что у большого количества ритейлеров основная нагрузка на интернет-магазин приходится на час ночи. Чтобы создать самостоятельно инфраструктуру, готовую к пяти-десятикратным нагрузкам, требуется время и инвестиции. К тому же через год-два ее ресурса будет снова не хватать, так как бизнес растет, увеличивается количество покупателей, число транзакций. Именно поэтому я считаю, что облако – это оптимальный сценарий развития инфраструктуры, и этот рынок в России будет продолжать расти. Думаю, процентов на 35-40% в год.
CNews: Пару лет назад много говорилось о том, что в России построено слишком много ЦОДов. И уровень их заполняемости чрезвычайно низкий. Сегодня ситуация изменилась?
Максим Березин: У нас действительно построено много ЦОДов. Но что такое ЦОД? Например, 80% емкости дата-центров КРОК ориентировано на предоставление услуги colocation, то есть мы фактически сдаем в аренду квадратные метры для установки стоек с оборудованием. Но это не имеет никакого отношения к облаку.
Подобная ситуация была и в США. Там тоже построили множество ЦОДов, а теперь заказчики уходят из них в облака «большой тройки» – Amazon, Google и Microsoft. И что делать с освободившимися ЦОДами, совершенно непонятно. Они становятся невостребованными, потому что облака – это более эффективно и выгодно. Тоже самое можно сказать и про компании, которые работают на Ближнем Востоке – там тоже складывается сложная ситуация со спросом на аутсорсинг ЦОД.
CNews: Есть ли российская альтернатива этим трем облачным гигантам?
Максим Березин: Доля Amazon на облачном рынке в мире в шесть раз больше, чем Google и Microsoft вместе взятых. Рынок облаков похож на большую игру с крупными ставками. Три ведущих игрока постоянно поднимают ставки, а такие компании, как Dell EMC и HPE ушли с классического рынка облаков.
Как известно, политика Amazon заключается в строительстве ЦОД с собственной облачной платформой внутри, но пока в России строить ЦОД они не собираются. Если брать рынок РФ, то облако КРОК оказывает наиболее близкие облачные сервисы к услугам Amazon. Фактически это аналоги сервисов Elactic compute cloud (вычислительные мощности и ресурсы хранения данных) и S3 (Simple storage service) – файловое хранилище для статического контента сайтов и других задач. Более того, сервисы КРОК совместимы в части API с вышеуказанными сервисами Amazon, что делает управление ими привычным для специалистов, работавших с Amazon. Это очень актуально для российских подразделений международных компаний, часто использующих облако Amazon в своей инфраструктуре, и позволяет строить сегменты, совместимые с Amazon, соблюдая глобальные корпоративные стандарты.
CNews: Какие облачные сервисы – SaaS, IaaS, PaaS – наиболее востребованы в России?
Максим Березин: Подавляющая доля выручки от облачных услуг КРОК приходится на IaaS – это аренда виртуальных машин, дисковой емкости и прочего. Направление PaaS имеет меньшую долю в облачном бизнесе КРОК, чаще это проекты, связанные с нетиповыми задачами, например, по развертыванию в облаке платформы SAP HANA, считающейся нетипичной для размещения в виртуальной инфраструктуре. Услуги SaaS широко востребованы заказчиками на рынке, КРОК также заинтересован в расширении портфеля этих сервисов. Часто мы также строим выделенные инсталляции под заказчиков с учетом их инфраструктурных особенностей.
Вами не упомянут еще один класс решений, который является надстройкой над облаками, – это управляемые сервисы или Managed Services. Я уже говорил о том, что Dell EMC и HPE ушли с классического рынка облаков. Но они ушли не в никуда, а начали оказывать управляемые сервисы, дополняя IaaS. Что такое управляемые сервисы? Это услуги профессиональных провайдеров, когда заказчик передает на аутсорсинг управление ИТ-сервисами. Провайдер в ручном или автоматическом режиме следит за фактической нагрузкой на сайт, администрирует ERP-систему, базу данных, добавляет или убирает ресурсы, делает резервное копирование, занимается мониторингом, защищает персональные данные и многое другое. Мы также предоставляем заказчикам обширный портфель таких сервисов от эффективного управления ИТ-инфраструктурой до защиты данных от потери, помогая сохранять корпоративную информацию и обеспечивать высокую доступность ИТ-сервисов для конечных пользователей.
CNews: Как меняется российский заказчик облачных решений?
Максим Березин: С одной стороны, наши заказчики становятся все более опытными. С другой, мы четко понимаем, кто наш заказчик, и в каком направлении должен развиваться наш облачный бизнес. Мы стремимся стать лучшим сервис-провайдером для компаний, которые думают вынести или уже решились на вынос бизнес-критичных ИТ-сервисов в облако. К таким системам могут относиться процессинг, ERP, крупные e-commerce площадки, аналитические realtime приложения и прочее.
Сегодня среди наших клиентов онлайн-банк, который разместил в облаке КРОК практически все свои информационные системы. Платежная система «Юнистрим», для которой мы обеспечиваем работу критичных бизнес-систем, включая процессинг. Огромная инфраструктура крупного дистрибьютора косметики, обслуживающая всю Россию и Восточную Европу, тоже работает в облаке КРОК.
Кроме того, на российском рынке уже появилось достаточно много компаний, которые используют облако на все 100%. Я уже говорил, что виртуальной инфраструктурой можно управлять через портал самообслуживания, а можно через API, то есть используя командную сроку. Этой возможностью уже пользуется наш клиент – крупнейший сервис для онлайн-покупки железнодорожных и авиабилетов. В зависимости от нагрузки на сайт, он автоматически увеличивает или уменьшает потребляемые ресурсы.
Плюс, в любом онлайн-бизнесе существует продакшн и препрод. В препроде проходят обкатку все обновления, после чего они отправляются в продакшн. Раньше для этого надо было иметь два комплекта оборудования. Сегодня тестовую среду можно использовать в почасовом режиме – запустил, попользовался, отказался. И таким образом сэкономить немалые деньги. Так, крупнейший российский ритейлер потребительской электроники, по нашим оценкам, экономит почти 20 млн рублей, сочетая ресурсы облака КРОК и модель HaaS (Hardware as a Service).
CNews: Как сегодня наиболее эффективно развивать ИТ-инфраструктуру?
Максим Березин: Во-первых, можно самостоятельно купить оборудование, установить его в серверной и на этом успокоиться. Во-вторых, можно взять оборудование в аренду во внешнем ЦОД на три-пять лет, воспользовавшись моделью HaaS. По сути, это рассрочка на оборудование, размещение в надежном ЦОД провайдера, техническая поддержка и опциональные дополнительные сервисы, такие как катастрофоустойчивость, резервное копирование данных, мониторинг вычислительного оборудования, поддержка системного и прикладного ПО заказчика. И третий сценарий – это облако. В этом случае все риски берет на себя провайдер, а заказчик может использовать сервис с почасовой оплатой и отказаться от него в любой момент, не заплатив за это ни рубля. Мы берем на себя ответственность за непрерывность сервисов заказчиков и гарантируем их устойчивую работу в рамках одного из самых жестких SLA на рынке на уровне 99,95%. Безусловно, HaaS и облако могут работать как отдельно, так и в сочетании друг с другом. При этом каждая из этих моделей имеет свои особенности и рассчитана на разный пул задач.
Сегодня, когда мы приходим к заказчику, мы общаемся в основном не с ИТ-специалистами, а с первыми лицами или с людьми, отвечающими за финансы. Мы спрашиваем: «Вам точно нужно облако? Давайте разберемся – вы хотите следовать тренду и использовать технологии, которые на слуху, или в первую очередь стремитесь сэкономить и получить среду для запуска нового сервиса или продукта»? Только после того, как мы проведем обследование ИТ-инфраструктуры заказчика, поймем, какие информационные системы там работают, какую нагрузку они несут, мы можем точно сказать, насколько выгодно ему использовать облако.
Например, если нагрузка на информационные системы заказчика статичная и в горизонте 3-5 лет не снизится или предсказуемо вырастет, заказчику нет смысла идти в облако – лучше взять оборудование в аренду. Так, расчеты, которые мы провели для банка из ТОП-30 показали, что ему на 31% выгоднее арендовать инфраструктуру на 5 лет, чем иметь собственную.
Еще один пример. Компания запускает новую информационную систему и пока не знает, как она себя поведет. В такой ситуации аренда облака выгоднее. Особенно, если речь идет о системе, нагрузка на которую зависит от сезона – например, в ритейле, где продажи взлетают перед черной пятницей в ноябре и снижаются лишь к 8 марта. Бывают смешанные ситуации, когда выгоднее в обычном режиме использовать арендованное оборудование, а при пиковых нагрузках подключать ресурсы из облака. Здесь наилучшей моделью доступа к вычислительным ресурсам станет гибридное облако.
Кроме этого, очень важно учесть еще множество факторов. Обрабатывает ли компания персональные данные? Какие системы и данные руководство компании и специалисты по информационной безопасности готовы отдать вовне? И вообще, довольны ли пользователи качеством предоставляемого сегодня сервиса и если нет, то почему?
Мы разработали достаточно серьезную модель, в соответствии с которой все информационные ресурсы компании оцениваются по целому ряду параметров: критичность бизнес-систем, ранжирование бизнес-процессов по уровню влияния на операционную деятельность и др. И в конечном итоге мы даем обоснованное заключение, как наиболее эффективно их развивать. Это заключение предоставляется первому лицу компании, которое принимает окончательное решение на основе дашборда с подробными выкладками. Такой подход дает объективно взвешенную картину для первых лиц компаний-заказчиков, учитывая все риски.
CNews: Каковы требования ваших заказчиков к облакам с точки зрения технологий?
Максим Березин: Мы работаем с крупными компаниями, которые размещают у нас бизнес- критичные информационные системы. У каждого крупного облачного провайдера должен иметься джентельменский набор пройденных сертификаций. Обязательно должен быть документ о соответствии требованиям 152-ФЗ и 242-ФЗ. Это позволяет заказчикам гораздо быстрее закрывать вопросы, связанные с хранением, обработкой и защитой персональных данных.
Облако должно размещаться в надежном сертифицированном ЦОД уровня не ниже TIER 3 Uptime Institute Operational Sustainability. Свидетельством зрелости внутренних бизнес процессов в части информационной безопасности является сертификат ISO27001. Также провайдер должен иметь возможность в любой момент предоставить свежий отчет о результатах теста на проникновения в облако. Свежий – значит не старше 1 года. Мы такие проверки проходим ежегодно в рамках поддержания сертификации PCI DSS (payment card industry data security standard). Сама сертификация пришла из банковского сектора и необходима как для компаний, размещающих в облаке платежные системы, так и для любых других компаний, размещающих в облаке бизнес-критичные сервисы. Поддержание сертификации в актуальном состоянии требуется для постоянного соответствия высоким международным стандартам по информационной безопасности.
Пока же российские заказчики редко интересуются результатами ежегодных тестов на проникновение, но для западных компаний это очень важно. Например, мы испытывали облако КРОК на проникновение в интересах ФСТЭК. Нас пытались «взломать» дважды, и оба раза безуспешно, что подтверждает высокую защищенность виртуальной инфраструктуры.
Наше облако позволяет заказчикам создавать выделенные инфраструктуры. Сверху все это закрыто решениями High Availability и Disaster Recovery – это мониторинг, администрирование системного и прикладного ПО, а также огромный пласт ИБ-решений и Managed Services – все надстройки, которые позволяют максимально эффективно использовать облака.
Облако КРОК позволяет закрыть потребности не только российских, но и зарубежных заказчиков. Например, международная торговая сеть Castorama разместила у нас в облаке свой интернет-сайт и планирует активно развивать онлайн-торговлю. Нашим заказчиком также является компания Teradata, которая на базе облака КРОК запустила аналитическую платформу цифрового маркетинга, обеспечив соответствие требованиям регуляторов в области персональных данных.
CNews: Как западные заказчики оценивают качество облачных услуг, предоставляемых в России?
Максим Березин: Российское подразделение одного из крупных зарубежных заказчиков КРОК разместило у нас свой интернет-сайт. И его европейская штаб-квартира признала архитектуру этого сайта настолько архитектурно грамотной и сбалансированной, что она стала референсной для всех других подразделений и сейчас тиражируется в других подразделениях компании.
CNews: Каким вы видите российский ИТ-рынок (в разрезе использования облачных решений) в ближайшие 3-5 лет?
Максим Березин: Наш ИТ-рынок хорош тем, что его развитие можно спрогнозировать на основании того, какие популярные на Западе технологии можно адаптировать для российского менталитета.
Сегодня на Западе растет спрос на управляемые сервисы. Ведь чтобы получить максимальную отдачу от использования облака, надо быть высококвалифицированным специалистом. Например, те профессионалы, кто умеет правильно обращаться с облаком Amazon, на рынке стоят очень дорого. А заказчики хотят заниматься своим основным бизнесом. И все непрофильные работы, такие как создание и управление инфраструктурой, отдать провайдерам. Меняется сама философия ИТ, все больше типовых ИТ-задач передается на аутсорсинг. Происходит переход к управляемым сервисам, которые позволяют быстро регулировать набор и объем ИТ-услуг. ИТ-подразделения фокусируются на цифровизации, управляя пулом провайдеров. И это мировой тренд, который семимильными шагами движется в Россию.