Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Оффшорное программирование в России: есть проблемы, но их можно решить!

С 31 мая по 1 июня в Санкт-Петербурге прошел международный форум "Возможности России в области экспорта услуг по разработке программного обеспечения". Организатором форума выступил консорциум "Форт-Росс". В работе приняло участие около 500 представителей компаний и ассоциаций из разных стран, тем или иным образом связанных с рынком программного обеспечения. Некоторое время назад мы уже публиковали статью по этой тематике - "Российское программирование: оффшор и оффбизнес?" (части 1 и 2). Следует отметить, что многие моменты, связанные с работой компаний на рынке оффшорного программирования, описанные в статье на основе обзора Американской торговой палаты и комментариев Натальи Одинцовой (Arthur Andersen), во многом были повторно озвучены и на конференции. Поэтому в данном материале мы не будем приводить схожие выводы по рынку, а постараемся добавить новые комментарии по теме.

Сергей Македонский (генеральный директор Market-Visio/EDC) отметил, что по данным недавних исследований Dataquest/Gartner в Европе наблюдается очевидный рост внимания к моделям организации части бизнес-процессов на основе аутсорсинга. Действительно, по мнению Эстер Дайсон (Esther Dyson) (Edventure, США), в свете падения индекса NASDAQ многие компании резко сокращают свои расходы, в частности и расходы на разработку ПО, таким образом, все больше внимание уделяется схемам оффшорного программирования. Также, компании часто отдают в аутсорсинг рутинную работу и сосредотачиваются на фундаментальных направлениях.

Так, динамика рынка оффшорного программирования выглядит следующим образом:
Регион2000 годпрогноз на 2003 год
Россия$125 млн.$475 млн.
Азия/Океания$5 млрд.$18 млрд.
Весь мир$78 млрд. $130 млрд.

В дополнение к этим данным Алексей Сухарев (компания Auriga, США) привел данные InfoWorld (февраль 2000 года) по объему рынка оффшорного программирования в США:
2000 год - $5,5 млрд., прогноз на 2005 год - $17,6 млрд.

Иностранные клиенты российских ИТ-компаний, пользующихся услугами оффшорного программирования
Иностранные клиенты российских ИТ-компаний, пользующихся услугами оффшорного программирования
Источник: Market-Visio

Александр Самочадин ("Форт-Росс") отметил, что по результатам недавнего исследования рынка ИТ в Санкт-Петербурге выявлены следующие данные: в городе 203 компании-разработчики ПО, подробно обследованы 63 крупные компании (2,400 программистов).
    По направлениям деятельности:
  • 48% компаний занимаются исключительно разработкой ПО под заказ;
  • 37% - разработкой собственного ПО;
  • 15% - сервисной поддержкой.
Роберт Вильямс (Robert Williams) (CDC adviser, США) в своем докладе заметил, что в условиях наличия в России всех технических возможностей, достаточных квалифицированных кадров, умеющих разрабатывать и руководить разработкой сложных программных задач, основной вопрос - смогут ли российские компании наладить решение вопросов маркетинга и продаж. В этом ключе рекомендация российским компаниям - уделять больше внимания уже полученным клиентам, поскольку завоевание новых рынков может стать очень дорогим мероприятием.

Соответственно, в процессе соревнования за заказ компании-исполнителю нельзя строить борьбу, основываясь исключительно на ценовом факторе, поскольку в результате не будет достаточных средств для инвестирования в программы маркетинга и техническое совершенствование. В конце концов, ценовую стратегию быстрее выиграют компании из Китая или Пакистана. Поэтому нужно делать упор на удовлетворение заказчика качеством. А это требует наличие соответствующей системы контроля качеством и стандарты ISO или CMM.

Состоявшаяся и планируемая сертификация ИТ-компаний
Состоявшаяся и планируемая сертификация ИТ-компаний
Источник: Market-Visio
Таким образом, доля сертифицированных компаний растет и к 2003 году основные российские компании-разработчики ПО будут иметь сертификаты ISO и SEI-CMM. Кроме того, доля сертифицированных специалистов в главных компаниях-разработчиках ПО составляет более 80%.

Говоря о проблеме применения стандартов, Алексей Сухарев (Auriga, США) напомнил, что в 60-70-е годы автомобильная промышленность Японии, прежде всего компания Toyota, совершила значительный скачок вперед, взяв на вооружение американскую систему контроля качества и стандартов. Примерно тоже самое может произойти и в отрасли разработки ПО. Основное на что нужно обращать внимание - контроль качества и стандартизация.

По мнению многих экспертов, все чаще западные заказчики хотят воспринимать аутсорсинговые ресурсы как стратегических партнеров. То есть для некоторых компаний появляется возможность строить отношения на длительную перспективу. Также распространение получает схема субподряда (своего рода "аутсорсинг в аутсорсинге"). С точки зрения выбора рынка аутсорсингового заказа для российских компаний специалисты Dataquest/Gartner выделяют Северную Европу (Финляндия, Швеция, Норвегия). Кроме того, при работе с заказчиками нужно стараться делать акцент на партнерство, способствующее созданию доверительных отношений. Специализироваться целесообразнее на перспективных технологиях, например, на технологиях беспроводной связи и мобильных устройств.

Говоря о критериях выбора компании для выполнения проектов на основе аутсорсинга, Эйла Руумукайнен (Eila Ruumukainen) (Sonera Rus., Финляндия) отметила, что компания старается делать упор на долгосрочную программу партнерства. Основные критерии оценки бизнеса потенциального партнера:
  • технологическая компетенция;
  • эффективные организационные модели бизнеса;
  • правовые и юридические аспекты;
  • постоянное и устойчивое развитие бизнеса;
  • наличие положительных отзывов, рекомендаций от предыдущих заказчиков;
  • заботливое отношение к повышению квалификации своего персонала;
  • наличие сертификатов качества предлагаемых услуг.
Примечательно, что организаторам форума удалось привлечь к работе представителей специализированных ассоциаций из разных стран. Таким образом, "Форт-Росс" сумел "показать" мировой опыт становления и работы профессиональных ассоциаций на рынке ИТ, что в результате, несомненно, будет использовано при реализации проекта создания общероссийской ассоциации на основе уже существующих региональных. В свете темы конференции - одна из основных задач ассоциации - объединение компаний, работающих на рынке оффшорного программирования, а также продвижение отечественного ПО на мировом рынке и работа с государственными органами для формирования благоприятного климата развития отрасли. Так, Роберт Вильямс (Robert Williams) (CDC adviser, США) на круглом столе "Проблемы аутсорсинга - взгляд с двух сторон" отметил, что для многих западных компаний фрагментация на рынке ИТ-услуг России затрудняет работу, т.е. было бы удобнее осуществлять поиск партнера для выполнения проекта на основе аутсорсинга через один координационный центр.

Рассказывая о немецком рынке ИТ, Матиас Вебер (Mathias Weber) (Ассоциация BITKOM, Германия) отметил, что по темпам развития отрасли ИТ через 2-3 года эта индустрия, возможно, станет лидирующей по общему масштабу в Германии. Интерес немецких фирм в области аутсорсинга составит порядка 700 тыс. специалистов через 2 года, а в этом году нехватка экспертов оценивается в 400 тыс. человек. Основная тенденция последнего времени - постепенное свертывание масштабного потока привлечения зарубежных специалистов для работы непосредственно в Германии и работа с иностранными компаниями на основе аутсорсинга.

Рассказывая об опыте работы с немецкими фирмами на основе аутсорсинга, Валдис Локенбах (Valdis Lokenbahs) (JSC DATI, Латвия) заметил, что на первом этапе поиска заказов использовались связи с латышской диаспорой в Германии. И даже после успешной реализации первого проекта (система социального страхования художников) в 1990 году объемом 600 чел./часов и длительностью 1,5 года, компании удалось найти следующий заказ только через 2 года. Основная причина трудностей - неуверенность европейских компаний в восточных соседях. Несмотря на это, только благодаря жестокой системе контроля качества выполнения заказных проектов, компании удалось "закрепиться" на рынке Германии. Кроме того, постепенно компания пришла к пониманию необходимости открытия филиала-представительства DATI Deutschland в Германии, занимающегося исключительно вопросами маркетинга и продаж. Главный вывод по результатам работы представительства - бесперспективность использования труда неместных менеджеров, т.е. необходимо нанимать на работу в представительстве только местных работников. Кроме того, по мере выполнения заказов компания начала дополнительно подключать российские рабочие группы программистов - т.н. схема "аутсорсинг в аутсорсинге". В результате, была создана еще одна компания - DATI Deutschland-Voronezh. Из-за проблем конкуренции ценовыми параметрами и наличием широкой специализации, в 2000 году компания приняла решение выходить на путь узкой специализации. Так, была создана компания DATI Management Consulting - основная специализация в области ИТ-консультаций в сфере страхования, а специализацией DATI Deutschland стали коммуникации и туризм. В результате компания начинает работать в узких специализациях, "разбив" маркетинговую сегментацию на 4 основные функционала: финансы, телекоммуникации, логистические функции и туризм.

Следует отметить, что для многих компаний путь, пройденный DATI, является своего рода стандартным и ошибки, допущенные концерном, могут быть учтены их российскими коллегами. Также Валдис заметил, что поскольку уровень "поднимаемых" или предлагаемых проектов становится все более сложным, то и компании должны быть соответствующими - т.е. наблюдается потребность для определенных проектов в объединении сил различных компаний. В этой команде центр распределения выполнял бы функции реинтеграции задания, тестирования результатов, имплементации, последующей общей интеграции и контроля внедрения у заказчика. Именно масштабностью команды можно будет обеспечить выполнение проекта на качественном уровне, тем самым, выиграв конкуренцию у компаний с дешевой ценовой стратегией борьбы за заказы.

В свою очередь, Роберт Лиммергорд (Robert Limmergard) (Ассоциация ИТ компаний Швеции) отметил, что основной интерес скандинавских стран в области аутсорсинга - это возможность потенциальной компании-исполнителя заказа инновационных решений поставленных проблем. Кроме того, в России традиционно хорошо развиты фундаментальные дисциплины, например, математика. Говоря о процедуре работы с компаниями-подрядчиками, г-н Лиммергорд отметил, что чаще всего на первом этапе происходит работа по принципу кооперации, в результате чего у компаний должны сформироваться доверительные отношения, и только после этого речь может вестись о партнерстве.

Игорь Агамирзян (Microsoft Research) в своем докладе "Место России на мировом рынке ИТ" отметил, что потенциал у России есть, однако реальность далека от желаемого. У России есть кадровый потенциал: в конце концов, отрасль ИТ в России развивается на протяжении 10 лет. Кроме того, в последнее время государство начинает осознавать стратегическую значимость ИТ-отрасли для страны в целом. Если проследить историю формирования отечественной отрасли ИТ, то можно выявить следующие этапы:
  • 50-60-е годы - разработки, ориентированные на военные приложения. В определенном смысле начинается быстрое развитие квалифицированного персонала, однако не было реального спроса на рынке - промышленность работала малыми тиражами и малыми группами разработчиков.
  • 70-80-е годы - стагнация в области создания оригинальных разработок, внедрение ИТ в экономику на основе клонов западных образцов ВТ и ПО (ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ). В результате не удалось сформировать индустриальные традиции в ИТ, была попытка провести индустриализацию отрасли административными методами, а для "удешевления" использовались западные технологии. В итоге - отставание России на 5-6 лет в области современной компьютерной базы, а также практическое отсутствие индустрии ПО.
  • 90-е годы - в начале десятилетия произошел переход микроэлектроники на массовые продукты низкой степени интеграции и практически выход микроэлектроники из высокотехнологичного сектора. Началось быстрое развитие негосударственного сектора ИТ и компьютерного бизнеса на базе ПК западных технологий. Началось формирование частного бизнеса, ориентированного на импорт компьютеров и комплектующих, а также формирование сбытовой модели "дистрибьютор-дилеры". Развивается т.н. "красная сборка" ПК. В это десятилетие произошел выход на российский рынок транснациональных корпораций-производителей. На рынке происходит интеграция информационных и коммуникационных технологий, развивается сегмент системной интеграции, формируется независимая сеть поставщиков решений на основе стандартных платформ, появляются лидеры в разработке прикладного ПО для местного рынка на специфических российских нишах.
В результате за счет унификации и использования международных стандартов к концу 90-х годов в России было ликвидировано отставание от Запада в области технологий и технологических решений. Таким образом, сформировался рынок ИТ, появились локальные поставщики продуктов, решений и услуг, и все это без какого-либо значительно внимания со стороны государства.
    Тем не менее, статистика показывает следующие цифры по рынку:
  • парк компьютеров:
    Россия - примерно 5 компьютеров на 100 человек;
    Япония - 48, США - 62;
  • доступ в интернет:
    Россия - 2,7% жителей страны,
    Япония - 48%, США - 56%;
  • доля сектора ИТ в ВВП:
    Россия - 0,61%, Япония - 2,72%, США - 4,38%;
  • в абсолютных цифрах объем рынка ИТ в России составляет не более 2% рынка США.
    И в тоже время в России:
  • производительность труда в отрасли ИТ составляет 38% от уровня США (это абсолютный рекорд для российской промышленности, в среднем этот показатель составляет 18%);
  • темпы роста составляют за 10 лет в среднем не менее 20% в год;
  • в России имеется около 1,3 млн. программистов;
  • за последнее время уже сформировалось некоторое количество "историй успеха": - на внутреннем рынке: , Promt, ABBYY Software и др...
    - на внешних рынках: Cybiko, Newspaper Direct, Parallel Graphics, Kaspersky Lab ...