Разделы

Телеком Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: расцвет рекламы, емэйлозависимость и душа персиянки

Роза Иванова

Минувшие дни были богаты больше на новости высоких технологий, чем на собственно сетевые события. Открытия в космосе и в медицине; усиление атак вирусописателей и новые разработки... Впрочем, все в мире взаимосвязано, причем гораздо сильнее, чем кажется.

Падают розничные продажи? Падает и NASDAQ. Теракт в Пакистане? Пожалуйста, наш ответ — понижение фондовых индексов. Компания McDonald's повышает прогнозы по прибылям, а сеть супермаркетов Wal-Mart — прогнозы по продажам, и радостные инвесторы тут же начинают проявлять интерес к покупке акций. Но затем полупроводниковый сектор обрушивает шквал негатива — и NASDAQ снова отступает. "Ралли на медвежьем рынке" были названы все эти движения последних дней. Сколько крови они наверняка попортили заинтересованным сторонам! Зато не без радости можно отметить, что кое-где позиции NASDAQ укрепляются — по крайней мере, в географическом плане. Свой NASDAQ будет у немцев: электронная торговая система, специализирующаяся на акциях высокотехнологических компаний, Берлинская и Бременская фондовые биржи, а также comdirect bank, Commerzbank и Dresdner Bank намерены создать в Германии фондовую биржу, на которой будут торговаться "голубые фишки" компаний из разных стран мира.

Среди других новостей о "разных странах мира" — серьезное расширение географии интернета на Восток. Гюльчатай открывает личико: иранские женщины стройными рядами идут в интернет. В последнее время отмечен значительный рост числа сетевых дневников на персидском языке. Они предоставляют шанс заглянуть за фасад закрытого иранского общества и познакомиться с загадочной персидской душой. В ближайшие три-четыре года число иранцев в Сети достигнет 15 миллионов — и это при том, что в 2001 году доступ к интернету имели лишь 400 тысяч человек. Для страны с населением менее 70 млн. это грандиозные темпы роста, особенно сравнивая с нами. Что же касается души перса, то, оказывается, в Сети граждане имеют возможность обсуждать темы, на которые они обычно никогда не говорят в реальном мире, поскольку интернет в Иране не подвергается цензуре. И "подпольными" темами в консервативном обществе с исламским правительством оказались темы социальные: любовь и секс, культура и искусство. Всемирная Сеть стала средством выражения страхов и надежд иранских женщин, впервые за свою историю имеющих возможность разрушить принятые в обществе табу и реализовать себя как личность...

Это — бесспорная положительная сторона Сети: возможности высвобождения человека, его рывок к новым целям и расширение пределов. Но здесь необычайно тонка граница с отрицательной стороной интернета, которой так же уверенно грозят новые технологии. Освободив часть своего времени для виртуального мира, все ли могут соблюсти баланс и не поменять приоритетов? Интернет-зависимость сродни наркомании, и этот вопрос уже давно тревожит ученых. Многие — наверно, большинство пользователей — легко отделяют котлеты от мух, понимая, что делу время — интернету час; но вместе с тем ширится и крепнет число тех, кого все глубже засасывает трясина виртуальной псевдожизни. Эти проблемы и тенденции в мире были замечены давно, число тематических исследований растет с каждым днем, и даже на базе Обществ Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыты группы поддержки павших жертвами интернета личностей. Не отстают и врачи: психологи и психиатры предлагают квалифицированную помощь в лечении нездоровой тяги к Сети. Лечат по-разному. Есть даже онлайн-центры по избавлению от сетевой зависимости. Что-то вроде лечения алкоголика в рюмочной; ну да оставим иронию. Может, и такой подход тоже кому-то помогает?

С последним тематическим исследованием выступил Марк Элвуд, авторкниги "Ограничь свои письма по электронной почте". По его подсчетам, немало пользователей тратит около трех часов в неделю только для того, чтобы рассортировать поступающие им письма. Иногда у них даже не остается времени на ответы. А по мнению доктора Дэвида Гринфилда, основателя Центра интернет-исследований, как минимум, 6% пользователей всемирной Сети испытывают патологическую страсть к своей электронной переписке — поэтому можно говорить о новом виде болезненного пристрастия, схожего с наркоманией.

На страницах Time, согласно рекомендациям ученых, были даже опубликованы советы, как побороть эту нездоровую тягу. Некоторые из них звучат здраво (выделить выходной от интернета день), а некоторые напрочь не работают: стоит ли настаивать на переводе разговоров из почты в телефонию, если международная и междугородная связь гораздо дороже, и лучшим способом продолжать общение с далекими друзьями это никак быть не может. Тем не менее, проблема заострена, и, возможно, для западного пользователя действительно настает время бить тревогу. А что думают наши психологи?

"Поведение в интернете не имеет практически ничего общего с наркотической зависимостью, — уверен заведующий лабораторией на кафедре общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, составитель и редактор книги "Гуманитарные исследования в Интеренте" Александр Войскунский. — Жизненные привязанности и увлечения, даже самые сильные, не должны классифицироваться исключительно в терминах психологической зависимости. Хотя ряд психологов, обративших внимание на интернет-популяцию, активно продвигает другую точку зрения, они не смогли пока договориться о количественных и качественных критериях того, что они склонны именовать "интернет-зависимостью". Ссылка на Дэвида Гринфилда не вполне правомерна, ибо он не ограничивал проявления зависимости лишь электронной перепиской; наоборот, он и другие подчеркивают, что едва ли не все сервисы интернета вызывают зависимость.

Масштабы "бедствия" целиком зависят от критериев оценки. Полученные Д. Гринфилдом после округления 6% "зависимых" пользователей — итог наиболее расширительного критерия. На самом деле, число проблемных пользователей должно быть значительно меньшим (думаю, в разы). По поводу отечественных пользователей данных нет. Да и дело не в количестве и не в наименовании проблемы, а в организации помощи тем людям, которые созрели до того, чтобы ее получить. В США такие центры есть, консультации и терапия стоят сравнительно недорого.

Помощь нужна тогда, когда человек почувствует, что он теряет что-то существенное в жизни из-за своего увлечения интернетом, но не может справиться самостоятельно. Если ничего не теряет, не стоит его уговаривать в обратном.

Перечисленные в заметке рекомендации по ослаблению так называемой "зависимости" — неплохие. Складывается при этом впечатление, что они отражают безуспешную борьбу менеджеров с работниками, склонными вести личную переписку на рабочем месте. В нашей стране это распространено не менее, чем где-либо.

Мне-то кажется, что e-mail, в отличие от чатов и многих других сервисов интернета, есть некое продолжение жизни "в реале": электронная переписка часто касается личных встреч, планирования каких-то практических действий и т.п. Так что противопоставление электронных писем реальной жизни представляется слегка надуманным. Но надо бы прочитать книгу М. Элвуда и узнать его аргументацию".

В отличие от позапрошлой недели, минувшая не предоставила нам столько же статистических данных о пользователях. Стало лишь известно, что доступ в интернет имеет 20% поляков, 40 млн. американцев регулярно скачивают цифровые музыкальные файлы с использованием файлообменных систем класса Р2Р, и только 17% жителей США, имеющих доступ к интернету, всегда оплачивают загруженные ими коммерческие программы. Ежели добавить к этому, что 97% интернет-магазинов страдают от сетевых мошенников, то картина интернет-зависимости уже приобретает новые краски. Если всего 7% населения отдельно взятой (например, нашей) страны имеет компьютеры, если только каждый пятый житель выходит в Сеть (как в Польше), если при поголовном подключении (как в США) люди бродят по виртуальным просторам, чтобы сэкономить доллар-другой на скачивании бесплатных файлов, если, наконец, столько усилий тратится ими на взломы онлайн-магазинов с той же целью материального обогащения, — совершенно очевидно: и масштабы зависимости не катастрофические, и интернет — не наркотик, говоря в целом, а просто новый инструмент для познания мира и привнесения в свою жизнь очередной доли комфорта и выгоды.

А уж за последними в Сети дело не станет. Онлайн-магазины Amazon и "Магаз.ру" объявили об изменениях в условиях доставки товаров — конечно, в лучшую сторону; eBay создаст службу операторов, которые будут продавать товары в чатах, — все верно, совместим приятное с полезным; арендовать интернет-магазин в Parking.ru теперь можно на 50% дешевле; виртуальные экскурсии по Эрмитажу доступны из Болгарии; 10000 челябинцев станут абонентами интерактивного телевидения; российские школьники получат электронные учебники, а учителя Перми будут повышать квалификацию в Сети; и даже на борту самолета высокоскоростной выход в Сеть — уже не роскошь, а способ скрасить скучные часы передвижения.

В числе последних пополнений виртуального мира — новые порталы правительства РФ, президента РФ и сайт Неправительственного совета национальной безопасности России; портал "Советского спорта" и новая площадка для трейдеров и инвесторов; онлайн-представительство телевизионного канала ТВС и обновление дизайна официального сайта ОРТ. Обнародованы результаты состоявшихся в Сети конкурсов: сайт BBC News Online признан лучшим новостным сайтом года, а BBC Radio 4 (четвертого общенационального радиоканала BBC) — лучшим в категории "радиосайт"; кроме того, двадцатилетний американец победил на первом в мире виртуальном конкурсе пианистов. А еще — поиск "Яндекса" стал иллюстрированным, а на пятки другого поискового гиганта, Google, вовсю наступает AllTheWeb, что, впрочем, первого из упомянутых никак не беспокоит.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Онлайн-реклама опять набирает обороты, а самые энергичные уже не упускают шанса. Информационный портал корпорации Microsoft — MSN — объявил о пересмотре прогнозов относительно своих доходов от размещения рекламы в регионах в сторону увеличения. Как быстро эти события (приток крупных сумм в Сеть) начнут ее менять, в какую сторону, когда это в полной мере докатится до России — говорить рано. Но незамеченным у нас это не пройдет, точно. На днях президент РФ В.В. Путин обратил внимание на этот вопрос, заявив, что в сфере доходов от рекламы СМИ "следует наводить порядок, задавать четкие и разумные законодательные правила", и отметив, что "доходы от рекламы — важнейший источник экономического благополучия СМИ". Средства массовой информации были на днях в центре внимания и другой высокопоставленной персоны. Главной проблемой индустрии СМИ была названа непрозрачность рынка. "Дележ рекламного пирога должен идти на равной конкурентной основе", — заявил министр по делам печати и информации РФ Михаил Лесин, еще недавно собиравшийся задушить в стране свободу слова, а нынче с оптимизмом и чувством глубокого удовлетворения оценивший состояние российского рынка СМИ.

С другой оценкой органов прессы — на этот раз безэмоциональной — готова выступить компания WebScan Technologies: объявлено о запуске проекта мониторинга интернет-ресурсов ведущих оффлайновых изданий. Электронные версии более 50 общественно-политических и специализированных IT-изданий будут сканироваться системой WebScan. Компания намерена следить за преобразованиями российского информационного рынка, предложив оперативный мониторинг онлайновых версий ведущих оффлайновых общественно-политических и специализированных СМИ. Сканер им в руки!

Так же неплохо обстоят дела в сфере онлайн-торговли. Исследование, проведенное сайтом Shop.org, выявило, что если брать усредненные данные по всем американским интернет-магазинам, то наблюдается устойчивая тенденция к повышению прибыльности, точнее говоря, к выходу на уровень безубыточности. Согласно данным Ассоциации онлайновых магазинов, за 2001 год покупатели потратили в Сети $51,3 млрд., что на 21% больше, чем в 2000 году. При этом 56% американских интернет-магазинов закончили 2001 год с прибылью, а это на 13% больше, чем в прошлом году. С другой же стороны, получается, что почти половина американских интернет-магазинов прибыли не приносит и по-прежнему работает себе в убыток.

"Тенденции, проявившиеся на американском рынке электронной торговли, характерны и для России, — считает Дмитрий Гутницкий, координатор проекта Pokupka.Spb.Ru. — Большинство интернет-магазинов функционируют за счет учредивших их компаний, занимающихся оффлайновой торговлей. Это позволяет избежать части затрат, связанных с закупкой, хранением и переработкой продукции. Имея за спиной налаженный оффлайн-бизнес, возможно достичь точки безубыточности интернет-проекта в короткие сроки (2-3 месяца). Для тех компаний, кто все начинает с нуля, этот процесс может затянуться на несколько лет.

Имеющийся опыт работы магазина Pokupka.Spb.Ru выявил следующие тенденции: количество заказов, сделанных по телефону, значительно превышает интернет-заказы, причем многие покупатели, совершавшие заказы через Сеть, с появлением службы приема заказов по телефону пользуются исключительно ею. Эти данные подтверждает и "Служба 77", соотношение интернет-заказов и заказов по телефону у которой — 1 к 10. Количество постоянных покупателей в процентах от числа зарегистрировавшихся — 14% (постоянными считаются клиенты, совершающие покупки не реже одного раза в месяц). Количество заказов с оплатой кредитной картой из-за границы — 12% (это те покупатели, кто не может воспользоваться телефоном для заказа по техническим причинам).

Напрашивается вывод: интернет как средство онлайн-продаж в сфере продовольственных товаров и товаров повседневного спроса сильно уступает традиционным методам работы (стол заказов, продажи по каталогу), а, следовательно, нельзя рассчитывать на успех, используя исключительно онлайн-продажи".

Тем не менее, кто не рискует — тот не выигрывает, и электронная торговля не сдается. В Рунете появился еще один магазин лакокрасочных изделий; два новых отдела представил "Магаз.ру"; Ozon удвоил объем продаж на Украине — в общем, не спешите их хоронить. Все у них получится.

Подытоживая: приятно отметить, что лето не несет с собой каких-то особых застоев в Сети; события развиваются своим чередом, и положительных в их числе несравнимо больше, чем отрицательных.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.