Разделы

Интеграция Инфраструктура

ИТ в авиации: тренды для трех составляющих

Авиация – один из самых молодых видов транспорта, а потому и один из самых высокотехнологичных. Это в полной мере относится и к производителям техники, и к авиакомпаниям, и к аэропортам. Однако акценты информатизации для каждого направления сильно отличаются.

Если разделить авиаотрасль на три условных сектора (аэропорты, авиаперевозчики, авиаконструкторы и производители самолетов) и проследить ход информатизации по каждому из них, то бизнес-приоритеты, предопределяющие внедрение ИТ-решений, окажутся совершенно различными. Бэк-системы аэропортов организуют перераспределение пассажиропотока, потока багажа, авиатехники в онлайн режиме. При этом один из важнейших аспектов – обеспечение безопасности и непрерывности процессов. Кроме того, аэропортам необходимо оперативно обмениваться информацией с авиакомпаниями-партнерами. Третье и, пожалуй, самое инновационное направление – организация взаимодействия с пассажиром. Это и службы оповещения, и вопросы регистрации, и организация «знакомства» пассажира, даже потенциального, с аэропортом.

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013

Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2011 г., тыс. руб. Рост %
1 Астерос 1 704 416 1 224 480 39%
2 Нита 1 615 505 2 441 788 -34%
3 Монитор-Софт* 1 200 000 988 434 12%

Источник; CNews Analytics, 2013

* – по оценке CNews Analytics

Полную версию рейтинга смотрите здесь.

Для авиаперевозчиков контакт с пассажиром выходит на первое место. При этом авиакомпаниям крайне важно привязать ожидания пассажиров к расчету рентабельности рейсов. Излишне говорить, какое значение придается оперативности решения подобных вопросов. Конструкторы и производители авиатехники работают коллегиально, поэтому на первое место выходит организация взаимодействия, соблюдения формата документации и т.п.

Аэропорты движутся к самообслуживанию

Характерной чертой информатизации авиахабов является то, что значительная часть их данных направлена вовне – в аэропорты назначения, системы продажи и бронирования билетов, авиакомпании и т.д. При этом ряд информационных потоков критически важен в процессе обеспечения безопасности и регулярности полетов. Поэтому особенностью ИТ-инфраструктуры аэропортов является их теснейшая интеграция с глобальными дистрибутивными сервисами, системами обслуживания пассажиров и багажа, службами регистрации, а также платежными и банковскими системами.

Основные тенденции развития инфраструктуры к 2016 г.

Источник: SITA, 2013

В списке поставщиков этих специализированных сервисов лидируют испанская Amadeus (процессинговый оператор туризма и авиаперевозок) и швейцарская SITA (специализируется на сфере коммуникаций и ИТ-решений для авиатранспортной отрасли). SITA обслуживает 32 тыс. клиентов более чем в 220 странах и регионах по всему миру. А благодаря Amadeus можно в любом пункте продаж купить билеты на рейсы более 420 авиакомпаний, просматривать расписание рейсов свыше 710 авиакомпаний мира, арендовать автомобиль в одном из 35 380 офисов и снять номер в любой из списка в 110 тыс. позиций гостинице.

Электронные сервисы в аэропортах мира

Аэропорты и авиаперевозчики Год внедрения Страна внедрения Тип сервиса
Авиаперевозчик Иберия 2012 Испания Обеспечил сотрудников терминала iPad-ами, чтобы увеличить степень информированности пассажиров
Аэропорты Мальпенса и Линате 2013 Италия Мобильный сопровождающий по аэропорту и главным трассам Милана. Подключается к камерам наблюдения за дорогами
Аэропорт Гонконга 2007 Китай Виртуальный гольф для развлечения во время ожидания
Авиалиния Jetstar 2011 Австралия Система создания и распознавания посадочных талонов, отправленных в виде текстовых сообщений
Аэропорт Чанги 2010 Сингапур Система оценки качества обслуживания на touch-screen экранах
Аэропорт Копенгаген 2013 Дания Виртуальный 3D-тур по аэропорту
Аэропорт Гатвик 2013 Великобритания Карта аэропорта доступна через сервисы Google

Источник: CNews Analytics, 2013

Сегодня современный аэропорт – это фактически небольшой автономный город, он включает в себя специализированные зоны комфорта, организованную сеть Wi-Fi, мобильные киоски, мультимедийное оборудование и электронные табло для информирования и просмотра различного контента, причем как в терминале, так и на борту самолета, перечисляет признаки оборудованного по последнему слову техники аэропорта Татьяна Лемешева, директор по продажам департамента транспорта и авиации группы «Астерос». «Мобильные технологии постепенно интегрируются в авиасреду – расписанием рейсов на смартфоне уже никого не удивишь, зато приложения для удаленной регистрации пассажиров только набирают популярность. Еще одним трендом становится применение навигационных систем, например решения ГИС для ориентации пассажира в незнакомом аэропорту», – добавляет эксперт.

По оценкам SITA, в 2013 г. финансирование информационных технологий, обслуживающих аэропорты, составило около $6 млрд, что почти на 12% больше, чем в 2012 г. против роста в 3% общих доходов аэропортов. примечательно, что цифра 12% стала магической – с таким темпом инвестиции растут уже 3 года подряд. Если говорить о приоритетных направлениях информатизации, то в течение ближайших 3-х лет руководство примерно 80% аэропортов запланировали внедрить системы бизнес-аналитики (BI). 95% ИТ-директоров аэропортов намерены инвестировать в разработку мобильных приложений, которые предоставляют клиентам информационные сервисы о рейсах и помогают сориентироваться в сложной инфраструктуре современного аэропорта.

Если сделать более детальную сегментацию приоритетов, то мобильные и геолокационные технологии будут бороться со снижением скопления пассажиров, контролировать движение воздушных судов, движение пассажиров в аэропортах. Вдобавок, по данным SITA, свои услуги через социальные сети к 2016 г. будут предлагать пассажирам 75% аэропортов (сегодня 56%). Также через 3 года повсеместное распространение получат автоматические системы приема багажа.

Среди достижений российских поставщиков ИТ-решений для аэропортов можно отметить «Астерос Контакт Авиа». Система позволяет в едином фронт-офисе объединить регистрационные системы всех перевозчиков, присутствующих в аэропорту. Ведь каждая авиакомпания использует решение с собственными требованиями и уникальным интерфейсом. Не имея возможности объединить системы, аэропорт вынужден обучать своих сотрудников работе с каждой из них. «Астерос Контакт Авиа» решает эту проблему, решение уже эксплуатируется в Шереметьево (терминал F). «Регистрация нередко сопряжена с пребыванием пассажира в некомфортных условиях, которые максимально пытается нивелировать каждый аэропорт. И дело не только в очередях. Взаимодействие аэропорта и авиаперевозчика происходит в различных информационных системах, и чем больше компаний работает в терминале, тем выше его затраты на сотрудников, их обучение, дополнительное оборудование и интеграцию новых систем», – объясняет Татьяна Лемешева. Именно поэтому особый интерес для менеджмента аэропортов представляют решения, которые позволяют регистрировать пассажиров независимо от того, какую из систем для этого использует авиакомпания. «Мобильный функционал (соответствующее приложение на планшете и портативный принтер) позволяет агентам работать в любой точке аэропорта. Таким образом, снижаются финансовые расходы и искореняются очереди», – поясняет эксперт.

Авиаперевозчики: от инфраструктуры к клиенту

Smart-системы стали драйвером продажи недвижимости
Интеграция

Конкуренция среди аэропортов ограничена естественными причинами, поэтому их информатизация скорее носит реактивный характер. Иначе обстоит дело в авиакомпаниях, чьи пассажиры голосуют рублем.

Первоочередная задача любой компании – максимально точный прогноз рентабельности. Благодаря ИТ авиаперевозчики рассчитывают этот показатель для каждого рейса, с год от года отталкиваясь от все большего количества составляющих. Если еще пару лет назад такой подход использовался только западными авиаперевозчиками, то сегодня к нему пришли отечественные флагманы. Заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот» Кирилл Богданов в своем интервью CNews объяснил: «Для нас жизненно важен правильный учет доходов, так как с ним связаны не только прибыль и выручка, но и такой важный показатель, как рентабельность рейсов. Нам необходимо иметь возможность оперативно оценить каждый наш рейс с точки зрения рентабельности в режиме реального времени. На основании полученных данных рассчитываются тарифы, программы лояльности, выделяются воздушные суда и назначаются рейсы».

Крупнейшие ИТ-проекты российских авиакомпаний, 2012–2013 гг.

Проект Заказчик Подрядчик Сроки
Создание модульного резервного ЦОД Аэрофлот Техносерв III квартал 2012 – март 2013 гг.
Создание систем управления транспортом, безопасности и контроля автотранспорта, системы управления автохозяйством, систем спутниковой связи и навигации Аэрофлот Омникомм-Сервис Июнь 2012 – декабрь 2013 гг.
Создание системы корпоративной отказоустойчивой телефонии с учетом мобильности Трансаэро Ай-Теко 2011 – август 2013 гг.
Виртуализация серверов и рабочих мест (сейчас около 700, будет несколько тысяч) на базе сторонних ЦОДов Трансаэро Ай-Теко 2013 г.
Организация мобильных сервисов для пилотов и сотрудников. Все командиры воздушных судов обеспечены голосовыми сервисами и сервисами международного роуминга для оперативной связи в экстренных случаях. Также внедрен сервис FMC (конвергенция фиксированной и мобильной связи) ЮТэйр МТС май 2013 г.

Источник: CNews Analytics, Tadviser, 2013

Чтобы получить такой функционал, компании пришлось пройти долгий и тернистый пусть автоматизации всех сквозных бизнес-процессов и внедрить ERP-систему SAP AG (проект длился с 1998 по 2012 гг., общий бюджет составил $18 млн – CNews), построить 2 ЦОДа (основной в 2010 г. в поселке Мелькисарово и резервный на территории летного комплекса в Шереметьево). В результате в первом же квартале по завершению внедрения SAP «Аэрофлот» сэкономил 2 млн евро.

В качестве дополнительного источника информации авиакомпании пытаются использовать социальные технологии. Интегратор IBS, опираясь на платформу «Медиалогия», запустил у «Аэрофлота» систему мониторинга СМИ и социальных сетей. Решение призвано помочь в оценке социальных факторов, влияющих на бизнес авиакомпании.

Все авиакомпании инвестируют в бизнес-аналитику для повышения эффективности своей работы и роста прибыли, подтверждает Франческо Виоланте. «Мы видим стремление увеличить поток доходов с помощью технологий, заимствованных у отрасли розничной торговли, включая персонализацию обслуживания клиентов. Почти три четверти авиакомпаний считают BI самым важным инструментом для роста продаж. Инвестиционные планы этих компаний наглядно показывают, что в недалеком будущем отрасль сможет предложить потребителям более интеллектуальное, мобильное и персонализированное обслуживание», – уверен он.

Необходимость вкладывать средства в аналитику очевидна. Лишь 9% авиакомпаний считают, что сегодня качество данных, которыми они оперируют, удовлетворяет всем их требованиям, при этом только 7% достигли необходимого уровня интеграции различных источников данных в пределах своей компании, по оценкам SITA.

Авиапром идет к кооперации

У производителей авиационной техники на первую роль выходят вопросы конструкторской, производственной и сервисной оптимизации. Каждый перевозчик хочет от производителя некоего эксклюзивного для себя предложения. Авиакомпании редко летают на самолетах, в точности копирующих друг друга. Кроме того, необходимо постоянно разрабатывать новые типы самолетов и вертолетов в тесной кооперации со значительным количеством партнеров. Вариативность моделей и необходимость многостороннего взаимодействия определяют сложность информатизации этого отраслевого сектора.

Знаковый проект, подтверждающий данный тренд, активно развивается под эгидой известного разработчика CAx и PLM систем Dassault Systèmes: BoostAerospace – Европейский цифровой «облачный» хаб для аэрокосмической отрасли. Сервисы проекта предоставляют его участникам возможность организации цифровой цепочки поставок, совместную работу с PLM-продуктами и т.д. Это серьезный шаг на пути углубления кооперации и управления жизненным циклом продукции авиапрома.

Крупнейшие ИТ-проекты российского авиапрома, 2012–2013 гг.

Проект Заказчик Подрядчик Сроки
Защита корпоративной сети Вертолеты России Лаборатория Касперского Июль 2013 – июнь 2014 (план) гг.
Модернизация ERP-системы ОКБ Сухого Борлас Июнь 2012 – декабрь 2012 г.
Создание ИТ-инфраструктуры Национального центра вертолетостроения Вертолеты России Астерос Март 2011 – сентябрь 2012 гг.
Создание инженерной инфраструктуры ЦОДа Гражданские самолеты Сухого АМТ-Груп Март-июнь 2013 г.
Создание модульного ЦОДа, укомплектованного пятью стойками мощностью 10 кВт ОАК Крок Март-июнь 2013 г.
Автоматизация формирования консолидированной отчетности по МСФО на платформе Oracle Hyperion ОАК лето 2013 г.
Внедрение Oracle Hyperion Planning Корпорация Иркут Корус Консалтинг 2012 г.

Источник: CNews Analytics, Tadviser, 2013

На территории СНГ также стартовали схожие проекты, хоть и меньшего масштаба. Так, украинское государственное предприятие «Антонов» с конца 2011 г. начало внедрять программные комплексы nX (интегрированный набор CAD/CAM/CAE приложений) и Teamcenter от Siemens PLM Software. Цель проекта: реализация совместных с российской «Объединенной авиационной компанией» (ОАК) международных проектов в области транспортной авиации.

Отечественный завод «Авиа-двигатель» уже использует nX и Teamcenter при проектировании нового перспективного российского высокоэкономичного и технологичного двигателя ПД-14. Siemens тесно сотрудничает с «Московским Авиационным Институтом» в рамках учебного процесса.

С точки зрения конструкторского ПО знаковым для отечественного вертолетостроения является проект создания «Национального центра вертолетостроения» (НЦВ) в подмосковном поселке Томилино, состоявшийся несмотря на непростую ситуацию в отечественном авиапроме. В центре будут сосредоточены ресурсы ведущих российских разработчиков вертолетной техники: «Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля» и «Камова», входящих в холдинг «Вертолеты России». Оба разработчика перенесут сюда управляющие компании и конструкторские бюро. Создание ИТ-инфраструктуры нового здания было доверено специалистам компании «Астерос». Обработка и хранение колоссальных массивов информации и критически важных приложений холдинга производится на мощностях 3-х дата-центров. Специалисты «Астероса» разработали архитектуру ЦОДов и создали всю необходимую инженерную инфраструктуру. Без сомнения, этот проект является одним из наиболее сложных и масштабных в российской авиационной отрасли с точки зрения объема работ и числа ИТ-систем.

Андрей Черемных: Создание аэрополисов является значительным рычагом экономического развития

Андрей Черемных

Андрей Черемных, президент группы «Астерос», поделился подробностями реализации проекта VIP-терминала аэропорта в Сочи, создававшегося для гостей Олимпиады. Также он рассказал о рынке специализированных решений для авиационной отрасли, его основных сегментах и конкуренции.

CNews: Недавно свои ворота распахнул VIP-терминал аэропорта Сочи, создававшийся специально для приема высоких гостей Олимпиады. Почему «Астерос» был выбран исполнителем проекта? С какими сложностями вы столкнулись в ходе реализации?

Андрей Черемных: Не надо преувеличивать, VIP-терминал аэропорта Сочи – не самый большой по масштабу объект, на котором нам приходилось работать. Основная сложность состояла в том, чтобы уложиться в короткие сроки, за которые предстояло выполнить проектирование и реализацию слаботочных, инженерных и ИТ-систем «под ключ», то есть всего комплекса работ, за исключением самого конструктива и архитектуры.

Читать далее

Короткая ссылка