Разделы

Техника Цифровизация Инфраструктура

Digital Life: Музыка внутри черепа, стол-клавиатура, цифровые твари и новая функция большого пальца

Алексей Яковлев

В выпуске: звуковой жучок, виртуальная клавиатура, чип внутри человека, роботы, вред и польза мобильных устройств, новый mp3-плеер.

На прошлой неделе не все были на CeBIT 2002. Цифровая жизнь продолжалась, и мы стали вольными или невольными свидетелями появления достаточно интересных устройств, которые с трудом поддаются классификации. Носители английского языка называют их "assorted gadgets", переведем это пока как "разноперые штучки" и посмотрим, чем порадовала нас прошедшая неделя.

Больше всего меня удивил "звукожук" (Soundbug), разработанный британскими учеными и рассчитанный, в первую очередь, на детей от 8 до 16 лет. Звукожук превращает любую твердую и гладкую поверхность, к которой он прикреплен с помощью кольца-присоски, в громкоговоритель, воспроизводящий звуки с CD-, MP3- и кассетных плееров, игровых консолей, видеокамер и ноутбуков.

Soundbug, размером чуть меньше обычной компьютерной мыши, основан на технологии, разработанной исследовательской лабораторией Newlands Scientific в Халльском университете (Hull University), а его продвижением занимается компания Olympia. Устройство поступит в продажу в Британии уже в этом месяце и будет стоить 30 евро (около $43).

Внутри Soundbug находится кусочек материала под названием терфенол-Д (Terfenol-D), первоначально разработанный американскими военными для гидролокационных работ. "Это на 60% железо, в которое добавлена пара редкоземельных элементов и которое выращивается как кусок кремния, - объяснил журналистам BBC президент компании Olympia Ричард Мэй (Richard May). - Когда вы помещаете его в магнитное поле, он начинает слегка двигаться, может быть, на микрон или около того, но с чудовищной силой около 400 фунтов (181,4 кг). Таким образом, он превращает все, к чему прикреплен, в резонатор звука".

Soundbug подключается к аудиоустройствам с помощью 3,5-миллиметрового гнездового штепселя, который подходит к стандартному выходу для наушников в CD- или минидиск-плеере. Один Soundbug способен сгенерировать звуковой сигнал мощностью до 75 Дбм, что вполне достаточно для коллективного прослушивания музыки или звукового сопровождения презентации, проводимой с помощью ноутбука, или видеофильма. Для создания полного стереозвучания можно параллельно подключить два "звукожука".

Теперь - внимание! - самое страшное: Soundbug может превратить в динамик даже человеческий череп, если прислонить его к затылку. По словам опробовавших этот необычный метод прослушивания музыки, эффект получается довольно странный: кажется, что звук поступает изнутри головы, минуя уши.

Представьте только - 180 кг "слегка" долбят по черепу. Зачем тут уши? Интересно, а к другим местам не пробовали прилепить жучка? А если к стулу?

Olympia разрабатывает и другие устройства на базе той же технологии, что и Soundbug, включая две автомобильные системы мобильной связи "hands-free", превращающие окно машины в динамик. Одна из таких систем оснащена даже Bluetooth-интерфейсом для работы с последними моделями мобильников, сообщил г-н Мэй.

Однако гладкую и твердую поверхность можно превратить не только в динамик. Ее можно превратить и в клавиатуру. Это вторая штуковина, появившаяся на прошлой неделе, которая меня сильно удивила. На упомянутой выше выставке CeBIT была представлена полноразмерная "виртуальная" клавиатура для мобильных устройств. ЕN распространением будет заниматься одно из подразделений корпорации Siemens, а лавры изобретателя принадлежат израильской компании Developer VKB.

Как видно на фотографии, изображение клавиш проецируется прямо на поверхность стола, а пользователю предлагается стучать по столу пальцами. Лучи света считывают движения и передают информацию на устройство, к которому клавиатура подключена. Тот же самый проектор может заменить собой и мышь.

На распространNнных Siemens снимках устройство подключено к КПК Palm, но его сфера применения куда шире. Создатели предполагают, что оно найдNт спрос у пользователей компактных устройств, которым недостаNт клавиатуры. Его можно подключать к карманным и планшетным компьютерам, мобильным телефонам, возможно, даже к ноутбукам. В настоящий момент неизвестно ни сколько устройство может стоить, ни когда оно будет выпущено на рынок.

В общем, делаем из стены динамик, из стола - клаву и начинаем новую жизнь.

Кстати, это еще не все. В четверг в Оксфорде успешно завершилась уникальная операция по вживлению электронного чипа в нервную систему человека. Пациентом стал 48-летний профессор Редингского университета Кевин Уорвик, регулярно ставящий на себе эксперименты в сфере взаимоотношений человека и компьютера.

В прошлом году Уорвику был вживлен в руку чип, способный поддерживать связь с компьютером. Передаваемой информации было достаточно, чтобы компьютеризированный дом профессора узнавал его и выполнял некоторые действия: открывал двери или включал персональный компьютер, когда ученый приближался к нему.

На этот раз Уорвик пошNл ещN дальше. Электронный чип около 3 миллиметров в длину был вшит в его левое запястье, а 100 электродов вживлены в срединный нерв. Соединительные провода были проведены под кожей в предплечье, после чего Кевину были наложены швы.

В случае успеха операции ученый надеется доказать возможность передачи нервных импульсов компьютеру и их последующего воспроизведения. Записав последовательность импульсов, которую порождает движение руки, и воспроизведя еN, компьютер может заставить руку двигаться против воли человека.

В настоящее время ученый восстанавливается после операции у себя дома. Уорвик сообщил, что после операции чувствует себя хорошо. Он рад, что рука двигается: были опасения, что вторжение в нервную систему вызовет паралич конечности. Научные эксперименты должны начаться только на следующей неделе. (Источник: The Register)

Ой, не знаю, ребята, чем это все закончится, но звучит жутковато. Особенно, если прилепить этому экспериментатору "звукожука" на затылок, чтоб у него музыка лилась изнутри головы, - станет он похож на робота. На прошлой неделе была и такая тема.

Компании Sony и Honda, ведущие разработчики роботов для дома, представили свои последние модели: беззаботный SDR-4X от Sony призван развлекать своих владельцев, в то время как более практичные разработчики из Honda видят иное будущее для человекоподобных роботов.

Японские робототехники по-разному ответили на вопрос, должен ли домашний робот быть забавным или на первом месте стоят его практические навыки.

Компания Sony представила блестящего миниатюрного робота под кодовым номером SDR-4X, созданного для развлечений, умеющего петь вибрато и танцевать, совершая плавные или резкие движения. Чтобы лучше видеть, ему встроили две цифровые камеры. Чтобы лучше слышать, его напичкали микрофонами. Чтобы лучше ходить, в ступни встроили сенсоры, с помощью которых он может передвигаться по неровной поверхности, спотыкаться и вставать без посторонней помощи. Чтобы лучше помнить, ему имплантировали 64 Мб памяти (предусмотрев возможности расширения картами PCMCIA и Memory Stick). "Интеллектом" гуманоида управляет операционная система Aperios (собственная ОС реального времени Sony).

Конкурент Sony, автомобилестроитель Honda, также показала последнюю версию своего робота Asimo, способного приносить пользу своему хозяину в повседневной жизни.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Новый SDR-4X от Sony больше по размеру и совершеннее своего предшественника - робота 3X, представленного полтора года назад, он призван составить конкуренцию Asimo, которого Honda уже сдает в пользование IBM и другим компаниям в качестве высокотехнологичного секретаря в приемную или для приема гостей.

"Исследователи всегда нацелены на создание полезных роботов, однако при прямом контакте с людьми увеличивается риск нанесения вреда, - отметил Масахиро Фуджита (Masahiro Fujita), ведущий менеджер и ученый из подразделения Sony digital creatures group (группа цифровых тварей). - С роботами для развлечения такая опасность очень мала".

Как отметил Тоши Дой (Toshi Doi), президент Sony Digital Creatures Laboratory, роботы, выполняющие такие задачи, как помощь в передвижении больным или парализованным людям, не должны обязательно уметь ходить или иметь человекоподобную форму. Как и у активно продающегося пса Aibo, работающего, по большей части, на базе того же программного обеспечения, привлекательность SDR-4X - это его личность, утверждает г-н Дой: "У него есть эмоции. У него есть инстинкты".

Словарный запас SDR-4X включает 60000 слов, на презентации он демонстрировал свои способности, сказав, к примеру, одному из гостей своим высоким слегка визгливым голосом: "Пожалуйста, постойте минуту спокойно, пока я вспомню ваше лицо". Он также продемонстрировал свои способности ходить по неровным поверхностям, вставать после падения и приходить на зов.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Asimo от Honda также пока используется, в основном, для развлечений, однако его создатели надеются, что однажды он станет полезным для человека домашним компаньоном. Будущие профессии Asimo - ночной сторож и помощник для престарелых. Вот почему рост Asimo составляет 120 см - более чем в 2 раза выше SDR-4X, несмотря на все технологические сложности, возникающие при построении более высоких роботов. Масато Хиросе (Masato Hirose), главный инженер Honda, отвечающий за разработку Asimo, отметил, что 120 см - это минимальная высота, необходимая для нормального перемещения робота по дому, принимая во внимание высоту окружающих предметов - столов, порогов и ступенек. "Если вы собираетесь получить что-то, свободно передвигающееся в среде обитания человека, то лучше проектировать робота по образу человека", - сказал он.

Honda сдает Asimo в пользование корпоративным клиентам за 20 млн. иен в год, однако, как заявил г-н Хиросо, он надеется, что ко времени его ухода на пенсию робот подешевеет, и он сможет купить его. По словам г-на Доя из Sony, стоимость SDR-4X будет примерно такой же, как у элитной машины. Представленные сегодня роботы - это лишь рабочие экземпляры, однако, как надеется руководство Sony, SDR-4X смогут появиться на рынке уже к концу года.

Впрочем, Бог с ними, с экспериментаторами и роботами. Страшно это все. Если глючит компьютер, я знаю, что с ним нужно делать. А если будет глючить робот, да еще ночью? Эдак подкрадется ко мне тайком и железным кулаком... Страшно. Давайте лучше о позитивном. Оказывается, благодаря некоторым гаджетам человек может совершенствовать свои манипуляторы. Этакие цифровые эспандеры для больших пальцев. Судите сами.

Британская газета The Observer опубликовала результаты исследования, свидетельствующие о том, что использование современных карманных электронных устройств, таких, как мобильные телефоны, КПК или приставки GameBoy, приводит к физическим изменениям организма у лиц моложе 25 лет.

Исследование, проведенное в девяти различных городах мира, показало, что большие пальцы рук молодого поколения значительно превосходят другие пальцы по силе и ловкости. Эти изменения отмечены у лиц, активно пользующихся карманными устройствами с возможностью передачи текстовых сообщений, работы с электронной почтой и доступа в интернет.

По мнению экспертов, результаты исследования доказывают, что развитие технологий приводит к физическим изменениям, которые ранее происходили в течение жизни многих поколений. Как отмечает автор этого исследования доктор Сэди Плант, основатель отдела исследований киберкультуры при Уорвикском университете, "технология и ее потребители взаимосвязаны: мы изменяем друг друга". Доктор Плант в течение шести месяцев собирала данные о пользователях мобильных телефонов в крупнейших городах мира, в числе которых были Лондон, Пекин, Чикаго и Токио.

Она обратила внимание на то, что люди, не слишком привыкшие к пользованию мобильными телефонами, нажимают на клавиши либо одним, либо несколькими пальцами, а молодые люди одинаково ловко пользуются большими пальцами обеих рук, почти не глядя на клавиатуру. По какой-то причине детям удобнее нажимать кнопки на карманных устройствах именно большими пальцами. Более того, с ростом силы и ловкости больших пальцев, они начинают использоваться и там, где традиционно использовались другие пальцы рук, к примеру, при указании на предметы, либо при нажатии на кнопку дверного звонка.

Впрочем, если для тинэйджеров мобильник - суть тренажер для пальцев, то взрослым от него одни проблемы.

Результаты исследования, проведенного Лабораторией изучения транспорта в Беркшире, Англия, показывают, что использование мобильных телефонов во время вождения опаснее управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

При разговоре по мобильному телефону время реакции водителя было в среднем на 30% больше по сравнению со временем реакции выпившего водителя и почти на 50% больше, чем при нормальных условиях вождения. В исследовании отмечается, что использование автомобильной телефонной гарнитуры - не панацея.

Страховая компания Direct Line, заказавшая проведение исследования, поддерживает все предпринимаемые попытки запретить пользование мобильным телефоном за рулем. Как отметил Доминик БNрч, менеджер компании, по результатам их исследования, 10 миллионов водителей, имеющих мобильные телефоны, потенциально более опасны, чем то же количество пьяных за рулем. (The Register)

В заключение расскажу об одном очень приятном mp3-плеере.

Как известно, существует три основных типа MP3-плееров, отличающихся друг от друга носителем информации: на флэш-памяти, на компакт-дисках и на жестких дисках. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, и всегда можно подобрать плеер, ориентируясь именно на свои потребности и условия его использования. Основным достоинством плееров на жестких дисках является большой объем хранимой музыки. Даже на самые первые модели можно было записать музыки на много дней, а уж на современные плееры такого рода вполне поместится фонотека, эквивалентная многим сотням компакт-дисков.

Один из таких плееров - Archos Jukebox MP3 Recorder (в магазинах часто называемый Jukebox HD-MP3). Музыки на него можно записать очень много, он комплектуется дисками объемом 6, 10 и 20 Гбайт. При таких объемах возникает естественное желание применять плеер и для переноса информации между компьютерами - Jukebox и это умеет. Опять же, из объема следует и применение достаточно скоростного интерфейса USB 2.0, ведь чтобы перекачать через USB 1.1 20 Гбайт, потребуются многие часы (правда, нужно заметить, что самая ранняя модель объемом 6 Мбайт имеет интерфейс только USB 1.1). Но самой интересной особенностью этого плеера является способность записывать. Причем, в отличие от многих других плееров, не только с качеством диктофона, хотя он может сыграть и эту роль, для чего снабжен встроенным микрофоном. MP3 Recorder может записывать с линейного стереовхода, осуществляет "на лету" сжатие в MP3 с вполне приличными битрейтами, до 160 кбит/с включительно. Так что Jukebox вполне может выступать в качестве цифрового магнитофона, оставаясь при этом хотя и далеко не самым миниатюрным, но все же вполне карманным устройством.

Из других достоинств можно отметить приличный экран на 8 строчек, обширное меню настроек, в котором, однако, легко и запутаться. Микропрограмма плеера может обновляться, причем процедура эта элементарна, так что со временем в новом firmware могут появиться и отсутствующие сейчас возможности.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.