oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Как автоматизированы логистические цепочки

Как автоматизированы логистические цепочки

Сведения о том, насколько бурно развивается западный рынок SCM (Supply Chain Management), могут оказаться интересными для многих. Впрочем и в России управление цепочками поставок способно найти применение в самых различных областях – от облачного планирования до пресечения краж, причиной которых служит отсутствие надлежащего внутреннего контроля над логистическим процессом.

Текущая емкость рынка ПО для SCM составляет, по различным оценкам, около $10 млрд.

Исследователи аналитического агентства Loudhouse выделили компании, которым удается трансформировать доступные для всех ИТ в свои собственные бизнес-показатели. Примечательно, что улучшение функционирования цепи поставок (Supply Chain Management) особенно привлекает успешные компании, которые лондонские ученые окрестили “трансформерами”. Любопытно, что к категории трансформеров можно отнести каждую пятую российскую компанию.

Эффективность инвестиций в SCM для различных типов компаний

srs_1.png

Источник: Riverbed/ Loudhouse, 2013

В 2013 г. SCM World провела опрос около тысячи специалистов в ранге руководителей в сфере цепочек поставок, участвующих в работе этого международного сообщества. Около 60% респондентов считают, что SCM стали важной частью бизнеса, поддерживающей успех в продажах, маркетинге, R&D, запуске новых продуктов. Годом ранее такого рода уверенность разделяли лишь 52%.

И целой логистики мало

С приходом эры GPS, стартовал новый виток развития систем транспортной логистики, в том числе TMS-модулей SCM. Появилась возможность отслеживать движение товаров вдоль цепи поставок в режиме

Терминалы сбора данных о товаре преобразили WMS, а стремительно дешевеющие RFID-метки постепенно проникают из складских помещений в торговые залы. Где находят себе новые применения в рамках реализации концепций Future store.

Благодаря вышеупомянутым инновациям, границы применения SCM расширяются. Теперь подобные решения способствуют повышению уровня доступности товаров на полке и предоставляют поставщикам новые возможности по управлению продажами своей продукции, выложенной в сетевых магазинах. Закономерно, что большинство западных аналитиков ставят повышение степени прозрачности цепи поставок во главу приоритетов ближайших лет.

Вполне возможно, что новые импульсы получат кросс-докинг, вэн-селлинг и прочие мобильно-разъездные технологии. В том числе и те, на которых многие наши ритейлеры и дистрибуторы давно уже успели мысленно поставить крест.

Впрочем, нарастающий тренд глобализации экономики в сочетании с природными и техногенными катаклизмами последних лет привел к тому, что в развитых странах всерьез озаботились темой гибкости и катастрофоустойчивости цепочек поставок. Что отражается и на функционале SCM-систем, который также обогащается и за счет назревшей необходимости учета взаимодействия цепочек поставок в разных каналах (omni-chanel).

Растет практическая роль риск-менеджмента и обеспечения комплаенса (соответствия требованиям регуляторов в разных странах мира, нормам ВТО и пр.) в процессе управления цепочками поставок. В крупных иностранных компаниях проектирование SCM сегодня стараются увязать не только с общей стратегий компании, но и на уровне стратегии управления рисками.

Ведутся дискуссии аналитиков и практиков по поводу роли новых товаров, недавно запущенных в производство, в цепочках поставок. Аналитики уверены, что они должны стать важной и неотъемлемой их частью. Практики, как обычно, пока занимают осторожную позицию.

Считаются актуальными вопросы управления талантами персонала, освободившегося, благодаря автоматизации, от повседневной логистической рутины, а также интеграции в SCM робототехники.

Поставщики электроники и ряда других товаров всерьез озаботились проблемой наличия в каналах поставок ненадлежащим образом сертифицированной, а также контрафактной продукции. По множеству аналогичных или похожих причин, постепенно растет степень отраслевой сегментации SCM-решений.

Аналитиками Gartner активно продвигается концепция Demand-Driven Value Network (DDVN). В рамках которой SCM-решениям предстоит, к примеру, обрести способность чутко улавливать малейшие изменения потребительского спроса. Попутно освободив цепочки поставок, путем беспристрастного статистического изучения массивов данных, от эмоций и субъективизма продающих подразделений.

“Сетевой” аспект в деле SCM, по всей видимости, становится для западной розницы более важным, чем простое снижение затрат, на которое все еще ориентируется большинство отечественных ритейлеров. Справедливо предполагается, что слаженная совместная “DVDN-оркестровка” способна сегодня принести больше, чем отдельные SCM-успехи. Для всего вышеперечисленного, от торговли теперь требуется еще и умение работать с большими данными. Опережающими темпами растет SCM в формате SaaS. Облака считаются тем местом, где выстраивать цепочки поставок и взаимодействовать получается лучше всего.

Флагманским курсом

Основная цель российских ритейлеров – использование SCM в целях уменьшения расходов, сокращения запасов и повышения оборачиваемости. Попутно формируется и понимание того, что ИТ, в целом, и SCM, в частности, – это способ обрести конкурентные преимущества, лучше обслуживать клиентов, реализовать стратегию.

Справедливости ради, стоит вспомнить о том, что задачи, похожие на те, которые решают при помощи SCM, пытаются сегодня автоматизировать и при помощи набора иных ИТ-решений. К примеру, планированием можно заниматься как в ERP, так и при помощи SCM-подсистемы SCP (Supply Chain Planning). По этой причине, некоторые аналитики до сих пор учитывают их в составе единой группы ERP/SCP. Таким образом, интегрируемость SCM и ERP является сегодня необходимым условием.

Некоторые вендоры предлагают и специализированные SCM-решения, способные интегрироваться с практически с любыми существующими ERP-системами. Так, например, по словам Сергея Колобова, регионального менеджера компании Infor по России и СНГ, «решение Infor SCE (Supply Chain Execution) работает совместно со всеми ERP от Infor, включая LN, M3 и SyteLine, так и с системами сторонних производителей – например, SAP, Oracle, Microsoft».

“Для крупных ритейлеров вопросы эффективности бизнеса играют ключевую роль, – говорит Геннадий Махов, директор по развитию бизнеса в индустрии торговли и страхования компании «Инфосистемы Джет». – Здесь существует более чем активное товародвижение, важно планирование товарооборота. Для управления основными процессами розницы все наши заказчики из этого сегмента используют вендорские решения класса ERP. Многие из них проявляют большой интерес к адаптированным под розничную торговлю BI-системам (для планирования и анализа бизнеса, категорийного менеджмента, закупок и логистики), а также к платформе обработки данных SAP HANA”.

Между тем, именно внедрение SCM постепенно становится новым драйвером развития для российской экономики. “Ключевыми направлениями в автоматизации все чаще обозначаются CRM и SCM – системы,” – подчеркнул CIO ECCO Россия Сергей Прохоров, выступая на заседании розничной секции в рамках CNews Forum 2013. Аналитики Gartner, предсказавшие общий рост расходов на ИТ в 2014 г. на 3,1% (против 0,4% в 2013-м), также не исключают, что именно SCM и CRM станут, по итогам 2014 г., лидерами в сегменте продаж корпоративного ПО.

Впрочем, предпосылки для оживления в сегменте отечественного SCM закладывались давно. К слову сказать, некоторых отечественных специалистов по SCM можно было увидеть в списке лидеров по предлагаемым им зарплатам еще несколько лет назад. Упомянем и о том, что по данным портала Tadviser на ритейл в последние годы приходится около трети SCM-внедрений в нашей стране.

Зов облаков

Анализ данных может помочь как в деле реализации сложных стратегий, так и в повседневном управлении торговой компанией. Облака немало тому способствуют. “Уже сейчас мы видим заинтересованность заказчиков, особенно из сектора товаров народного потребления и ритейла, в получении SCM-решений как сервиса, – комментирует Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК. – Например, для дистрибуторских компаний это дает возможность повысить эффективность управления сбытовой сетью. В первую очередь, за счет анализа фактической ситуации с товарооборотом по всем без исключения звеньям сбытовой сети. Вплоть до торговых представителей”.

“Магазины могут по «клику» получать разброс цен по всем точкам сбыта дистрибутора, по каждому товару. И правильно устанавливать собственные наценки. Дистрибутор, со своей стороны, может оценить то, насколько хорошо они работают. И, при необходимости, дополнительно стимулировать их, разрабатывая соответствующие маркетинговые кампании. Для решения такого рода задач в «облаке» КРОК уже развернуто решение с использованием технологии Big Data,” – поделился спикер.

Итак, и у нас, и на западе актуальным считается SaaS-тренд. Что особенно справедливо в случае с территориально-распределенным сетевым ритейлом, дистрибуцией и пр. Многие считают, что наиболее подходящее место для SCM – это облачная инфраструктура типа Amazon Web Services.

Профессиональные аналитические услуги по анализу больших данных могли бы поставить прогнозирование для ритейла, ведущееся в рамках SCM, на качественно иной уровень. Вспоминается, что изучение данных по целевой аудитории ритейлера Tesco помогло ему в свое время защитить свой рынок в Великобритании от натиска пришедшего из-за океана могущественного WalMart.

“Крупные ритейлеры обычно озабочены не только составлением ближайшего прогноза (что, очевидно важно и для СМБ), но и анализом самого рынка, его тенденций, клиентов. Решения для дистрибуционных компаний отличаются тем, что в них основной упор делается на планирование запасов в различных участках товаропроводящей сети. Кроме того, уделяется большое внимание учету разнообразных логистических параметров и ограничений. Таких как расписание перевозок, размеры контейнеров, упаковка и т.д.,” – говорит Сергей Осипов, директор по спецпроектам компании GMCS (ГК MAYKOR).

Понятно, что потребность в планах и прогнозах в разных сегментах торговой отрасли различная. Кому-то хватает имеющихся возможностей, а кому-то требуются собственные дата-центры. Некоторые крупные ритейлеры рапортуют о том, что Big Data в их бизнесе уже имеет место быть. Другие честно говорят об обратном. “Big Data пока играет небольшую роль в нашем бизнесе. Сейчас «О’кей» получает «небольшие» данные в структурированной форме. В полном понимании, Big Data в нашей компании нет,” – признался CNews Сергей Козырь, директор по ИС «ОКЕЙ Групп».

Вполне возможно, что облачные технологии помогут большинству ритейлеров, включая небольших, найти, наконец, свою собственную, оптимальную по стоимости конфигурацию из “своего” и “чужого”, полученного путем аутсорсинга. “В обозримой перспективе, большинство СМБ-компаний будет использовать только облачные решения для автоматизации своей деятельности, – намечает нам возможную точку “прорыва” для поставщиков облачных SCM и прочих SaaS-решений Андрей Шапошников, зам. директора Центра проектирования компании «Инфосистемы Джет». – С крупным бизнесом все не так однозначно: с течением времени ИТ-ландшафт таких компаний превратится в гибрид из собственных систем и систем, арендуемых на стороне. Выбор той или иной модели получения услуги внутренним заказчиком ИТ-сервисов будет зависеть как от критичности системы для бизнеса компании, так и от затрат на ее внедрение, а также последующее сопровождение и эксплуатацию”.

Иначе говоря, к вопросу конструирования гибридно-облачной инфраструктуры можно подойти творчески. “Локальное развертывание выбирают для бизнес-критичных систем, что вполне обосновано. В случае критической ситуации даже прописанный в рамках проекта SLA не сможет покрыть всех убытков, – напоминает Андрей Мелузов, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг». – В том случае, если решение развернуто в ЦОДе, при условии возникновения неполадок всегда есть возможность мигрировать в публичные облака. Которые вполне могут служить некой резервной площадкой».

Здоровая настороженность

SCM – дело коллективное, а публичные облака способны помочь тем ритейлерам, которые тщательно пересчитывают деньги в своем кошельке. Одних только этих предпосылок, казалось бы, достаточно для пышного расцвета SCM в любом разумном облачном формате. Главное, чтобы он был реально доступным для всех, кто возит сегодня товар для ритейлеров. Так рассуждают многие. Однако, не все так просто. Ведь преград много.

Одна из причин “торможения в облаках” – защита ПДн. “На мой взгляд, специфика работы с ПДн в ритейле заключается в двух основных аспектах. Первый из них связан с необходимостью передачи ПДн третьим лицам в интересах бизнеса, – начинает перечислять Елена Козлова, руководитель направления Compliance Центра ИБ компании «Инфосистемы Джет». – Обычно (особенно среди крупных компаний с большой долей онлайн-бизнеса) бизнес-процессы затрагивают большое количество сторонних компаний. Таких как службы доставки и грузоперевозки, рекламные агентства, проводящие рассылки по клиентским базам. Или, допустим, аутсорсинговые компании, берущие на себя операционную деятельность по части взаимодействия с клиентами”.

Можно отметить, что облачные аутсорсеры – это тоже третьи лица. А крупный ритейл, как мы знаем, часто строит свои дата-центры, содержит автопарки и делает прочие подобные вещи. Освобождающие его, помимо всего иного, и от необходимости гадать о том, что там может быть на уме у всевозможных третьих лиц.

Как бы там ни было, уверенно можно утверждать одно – защита данных действительно многолика. “Второй аспект связан с высокой ценностью клиентской базы для компаний розничной торговли, – продолжает г-жа Козлова. – Зачастую, именно база клиентов является для ритейлеров одним из основных «козырей» в конкурентной борьбе. Кроме того, специфика бизнеса таких компаний ставит их в сильную зависимость от лояльности покупателей. Если взглянуть под таким углом зрения, то вопросы защиты ПДн и предотвращение утечек данных скрывают в себе серьезные репутационные риски”.

По некоторым оценкам, число американских граждан, затронутых утечкой данных у ритейлера Target “зашкаливает” за 100 млн. О масштабах подобных инцидентов в России пока ничего не известно. Хотя базы данных, продающиеся на рынках и в подземных переходах, видели многие граждане. “В России компании, ведущие розничный бизнес, не являются лидерами по утечкам ПДн клиентов, в отличие от других отраслей, – делится профессиональным мнением Елена Козлова. – Это обусловлено тем, что наш ритейл, в основном, сформирован представителями небольших компаний. Для которых утечка клиентской базы, – по размерам последующего финансового ущерба, – может оказаться критической для бизнеса в целом”.

Любые данные лучше держать поближе к себе. Вот золотое правило, которого приживаются, – не на ИТ-конференциях, а на практике, – очень многие сегодняшние ритейлеры. Может быть, это в чем-то и правильно. Делиться и защищать что-то одновременно психологически сложно. Хотя публичным облакам, понятно, настороженность не способствует.

Время SCM

SCM могут и должны со временем стать облачными. Строить догадки по поводу того, почему западные тренды (вроде SaaS SCM) не сразу доходят до нашей страны, можно долго.

Но уже сегодня отечественные ритейлеры могут подобрать подходящее их бизнесу SCM-решение и получить от этого массу выгод внутри своей компании. SCM-автоматизацию можно также воспринимать и как действенный способ упорядочивания логистических бизнес-процессов в торговой сети.

Наведя элементарный порядок в логистике, можно, попутно, найти, например, инструмент для борьбы с кражами при приемке товарной продукции. “Особенно велик объем таких хищений в сегментах, где нет возможности принимать товар штучно,” – отметил Алексей Сизов, руководитель группы противодействия мошенничеству Центра ИБ компании «Инфосистемы Джет». Можно сделать обоснованный вывод о том, что уже сегодн SCM способно предложить новые способы решения проблем, актуальных именно для отечественного ритейла.

В полной мере осознать всю важность наличия SCM в компании можно лишь практически. Поделимся поэтому простым и понятным, взятым из жизни примером. Наши логисты, как известно, говорят громко. Сразу излагают суть дела, не прибегая к слишком сложным аббревиатурам. Поэтому даже из соседних кабинетов можно легко разобрать обрывки планерок, на которых происходил “разбор полетов” по развозу продукции по магазинам за минувший день. Одна из них начинается так: “Ну, во-первых, перепутали город…”.

Если вам уже доводилось слышать такие вещи, то пускай после этого кто-то скажет вам, что время внедрять западные методики по управлению талантами в логистике еще не настало. Речь сейчас не про таланты. Речь про тех ритейлеров, которые уже не хотят, чтобы подобные списки регулярно оглашались в их компаниях. Значит, наступило время ставить себе SCM.

Антон Степанов

Вернуться на главную страницу обзора