oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

Денис Чамара

Денис Чамара:

Нам удалось более чем в 10 раз повысить эффективность использования вычислительных ресурсов

О том, как Северная столица России постепенно превращается в настоящий цифровой город, в интервью CNews рассказал Денис Чамара, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

CNews: Как организовано управление ИТ-проектами в Санкт-Петербурге? Каковы объемы их финансирования в 2017 году?

Денис Чамара: Государственную политику Санкт-Петербурга в сфере информационных технологий проводит комитет по информатизации и связи. На него же возложено и централизованное обеспечение исполнительных органов государственной власти и казенных учреждений, напрямую финансируемых из городского бюджета, товарами, работами и услугами в сфере связи и информационных технологий. Это вызвано необходимостью повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств. Отдельные ИТ-проекты, например, «Единая карта петербуржца», реализуются органами власти самостоятельно. Тем не менее, технические задания на них подлежат согласованию с комитетом.

Объемы бюджетного финансирования ИТ-проектов в 2017 году, включая работы по АПК «Безопасный город», увеличились на 25%. В настоящее время мы не привлекаем для их реализации внешние инвестиции, но у нас есть планы по заключению концессионных соглашений в некоторых сферах.

CNews: Какие задачи вы поставили перед собой в 2017 году?

Денис Чамара: Город активно готовится к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. К этому времени мы должны завершить формирование инфраструктуры АПК «Безопасный город». Также в планах на 2017 год окончание работ по упорядочиванию государственных информационных систем в процессе предоставления государственных электронных услуг, их модернизации и объединению и подготовка как на территориальном, так и на государственном уровне инфраструктуры для развития проекта «Умный город».

CNews: В решении каких задач будут участвовать инвесторы?

Денис Чамара: Инвесторы уже участвуют в решении некоторых задач. Например, «Ростелеком», оказывающий современные телекоммуникационные услуги для населения, принимает участие в развитии АПК «Безопасный город», в том числе в модернизации системы фотовидеофиксации.

Также одним из важных направлений участия инвесторов является сфера электронного здравоохранения. В этой области наш комитет совместно с инвесторами предоставляет технологические решения в комитет по здравоохранению.

CNews: Как обстоят дела с электронными госуслугами в Санкт-Петербурге?

Денис Чамара: В Санкт-Петербурге доступен для горожан региональный портал госуслуг gu.spb.ru, который является единой точкой доступа ко всем государственным услугам Северной столицы. Здесь пользователь может не только получить всю необходимую информацию по интересующей его услуге, но также подать электронное заявление и, при необходимости, оплатить госпошлину. При этом возможности портала доступны круглосуточно для всех, у кого есть доступ к сети интернет, вне зависимости от местонахождения.

Денис Чамара: Город активно готовится к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году

Сегодня портал предлагает своим пользователям порядка 200 электронных услуг и сервисов. К примеру, здесь можно, не выходя из дома, оформить полис ОМС и записаться на прием к врачу. Автолюбитель сможет проверить задолженность по штрафам ГИБДД и пополнить счет транспондера для поездок по ЗСД. Если говорить о бизнес-сообществе, то в этом году стартовал масштабный перевод услуг для застройщиков в электронный формат: 24 электронные услуги для строителей уже можно получить прямо на портале.

Стоит отметить, что за время работы веб-ресурса с 2007 года на нем зарегистрировалось более 650 тысяч человек, популярность и уровень доверия к нему продолжают расти. Так, если за прошлый год на портале было подано порядка 71 тысячи заявлений, то за первое полугодие 2017 года подано уже порядка 57 тысяч. Также у портала есть мобильная версия, а для самых «продвинутых» пользователей разработано приложение «Госуслуги Санкт-Петербурга», работающее на базе Android и iOS.

Однако, учитывая, что часть горожан по-прежнему предпочитает более привычный «традиционный» порядок получения государственных услуг, во всех районах города функционируют центры госуслуг «Мои документы» (МФЦ), где можно самостоятельно подать документы в бумажном виде для получения той или иной услуги. А для жителей отдаленных микрорайонов Петербурга предусмотрены 4 мобильных МФЦ, которые работают в Выборгском, Красногвардейском, Красносельском, Московском, Пушкинском, Приморском районах и принимают граждан независимо от района их регистрации.

Кроме того, следует отметить успешную работу многофункциональных центров в Санкт-Петербурге. Так, по итогам конкурса «Лучший многофункциональный центр России» 2015 года городское учреждение МФЦ было награждено благодарностью правительства Российской Федерации за большой вклад в работу по совершенствованию представления государственных и муниципальных услуг за проект «Организация работы по составлению, заверению и выдаче заявителю на бумажном носителе результата предоставления государственной услуги Росреестра, направленного в МФЦ в формате электронного документа». Проект был подготовлен с участием управления Росреестра по Санкт-Петербургу.

В 2016 году Санкт-Петербург также принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший МФЦ России», по результатам которого наш МФЦ стал лауреатом в номинации «Лучший МФЦ» за проект «Предоставление государственных услуг администраций районов Санкт-Петербурга по принципу экстерриториальности».

Если говорить о планах развития электронных госуслуг в городе, то они заключаются в дальнейшем увеличении числа доступных электронных услуг и сервисов, доведении исчерпывающей информации о госуслугах до горожан с использованием всех доступных информационных каналов, сокращении времени, которое петербуржцы тратят на получение госуслуг, а также повышении качества разрабатываемых программных продуктов с использованием самого современного ПО.

CNews: Какие изменения произошли в сфере информатизации здравоохранения?

Денис Чамара: Минздравом России определено, что основой информационного обеспечения в сфере здравоохранения является «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения». Государственная информационная система Санкт-Петербурга «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (РЕГИЗ) с момента создания в 2012 году является основой информационного обеспечения в сфере здравоохранения нашего региона. Наш комитет, в тесном взаимодействии с комитетом по здравоохранению, выступающим в качестве функционального заказчика и оператора системы, обеспечивает сопровождение и развитие РЕГИЗ.

В рамках РЕГИЗ в Санкт-Петербурге созданы и успешно функционируют ряд централизованных сервисов, с использованием «облачных» технологий и защищенных каналов связи единой мультисервисной сети органов исполнительной власти города, расположенных на технических мощностях регионального распределенного центра обработки данных.

В числе таких сервисов запись на прием к врачу, в том числе официальный портал записи на прием к врачу комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга, централизованный сервис современной лабораторной системы в 3-х централизованных лабораториях города (Консультативно-диагностический центр № 85, Консультативно-диагностический центр для детей, Городская поликлиника №87), централизованные сервисы «Льготное лекарственное обеспечение», «Центральный архив медицинских изображений» (маммографическая система скрининга), а также интегрированная электронная медицинская карта. Все они реализованы как подсистемы РЕГИЗ.

По состоянию на 1 января 2017 года к подсистемам РЕГИЗ подключены 380 медицинских организаций и органов управления здравоохранением Санкт-Петербурга. Возможность обмена данными в рамках подсистемы «Интегрированная электронная медицинская карта» обеспечена для 329 медицинских организаций, к сервису записи на прием к врачу подключено 340 объектов. В 100% учреждений здравоохранения, в которые предусмотрена первичная запись граждан, возможна автоматизированная запись на прием к врачу.

Текущая конфигурация РЕГИЗ позволяет подключаться любым информационным системам, удовлетворяющим протоколам обмена и требованиям безопасности и защиты персональных данных. В настоящее время обеспечена интеграция с целым рядом информационных систем, таких как медицинские информационные системы qMS, «Ариадна», «Самсон», «Медиалог», «1С», «Инфоклиника», «Электронная медицина», «Вита-Софт», «Виста-Мед», «Web-поликлиника», «Евромед», «Аура», «Электрон», «Dental4Windows», «Глобус-Медикус», PSS Labs, «Авиценна», «АИС Webполиклиника», лабораторные информационные системы «Акросс. Клиническая лаборатория», «Ситилаб», системы хранения и обработки медицинских изображений Agfa, «Электрон». Реализована интеграция с федеральными сервисами «Федеральная электронная регистратура» и «Интегрированная электронная медицинская карта».

В текущем году в рамках заключенных комитетом по информатизации и связи контрактов выполняются работы по развитию подсистем РЕГИЗ, направленные на повышение качества оказания государственной услуги «Запись на прием к врачу в электронном виде» с помощью сети городских колл-центров, приведение сервисов РЕГИЗ в соответствие с новыми нормативными требованиями Минздрава России, повышение производительности и оптимизации хранения данных, расширение функционала подсистем РЕГИЗ, обеспечивающих органы управления здравоохранением оперативной информацией для принятия управленческих решений.

CNews: На какой стадии находится создание системы «Безопасный город»?

Денис Чамара: Создан один из ключевых компонентов комплекса – подсистема поддержки принятия управленческих решений, которая предназначена, прежде всего, для автоматического формирования сценариев реагирования служб и организаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, контроля привлекаемых сил и средств, а также самого процесса реагирования. Фактически именно этот компонент аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» обеспечивает авторизированное взаимодействие Центра управления кризисными ситуациями МЧС России, дежурной службы аппарата губернатора и сил, непосредственно отвечающих за своевременное реагирование на возникновение нештатных или чрезвычайных ситуаций на территории города.

В настоящий момент ведется работа по развитию функциональных возможностей подсистемы. В ней будет вестись учет потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. С ее помощью будет осуществляться информационный обмен с внешними и смежными автоматизированными системами, в результате чего мы планируем обеспечить получение навигационно-временной информации о городском пассажирском транспорте. Также в подсистеме появится информация об объектах городской инфраструктуры, наиболее востребованных для обеспечения реагирования на происшествие. Ведется разработка мобильного приложения для жителей и гостей города, которое позволит с минимальными усилиями сформировать запрос о помощи в экстренной ситуации с использованием сервисов портала госуслуг.

Кроме того, уже создана автоматизированная система «Региональный центр управления транспортом», которая обеспечивает автоматизацию управления транспортной инфраструктурой Санкт-Петербурга как в штатном режиме, так и в режиме разрешения транспортных инцидентов.

Создан и функционирует Единый центр АПК «Безопасный город» (отдельное здание, 5-й Предпортовый проезд, дом 4А, корп. 3), который объединяет Центр обработки вызовов системы «112», Центр управления транспортом, дежурную службу аппарата губернатора Санкт-Петербурга, Центр обработки данных с комплексов фотовидеофиксации и Единый центр обработки данных. В настоящий момент решаются вопросы о размещении в нем специалистов Центра управления кризисными ситуациями МЧС России.

В текущем году планируется интеграция с существующей автоматизированной системой «Экологический паспорт», в состав которой входит более 10 систем мониторинга экологической обстановки. Блок экологической безопасности позволит в режиме онлайн получать актуальную информацию об экологической обстановке с помощью систем мониторинга, а также организовать ликвидацию происшествий экологического характера специализированными предприятиями и организациями.

CNews: Заработала ли в Санкт-Петербурге ГИС ЖКХ?

Денис Чамара: В 2013 году в Санкт-Петербурге был создан и продолжает развиваться отраслевой портал жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга как подсистема создаваемой государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональная государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства». Сегодня отраслевой портал находится в опытной эксплуатации.

В начале 2017 года выполнены работы по созданию базовых функций раскрытия сведений поставщиками информации на отраслевом портале. В 2017 году планируется модернизация возможности ввода информации поставщиками информации, а также информационного взаимодействия с ГИС ЖКХ. Реализацию полного взаимодействия региональной системы с федеральной планируется завершить в первой половине 2019 года.

CNews: Еще один масштабный государственный проект – внедрение ГИС «Контингент». На каком этапе он находится в Санкт-Петербурге?

Денис Чамара: В Санкт-Петербурге еще в 2011 году создана государственная информационная система в сфере образования – комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования. Система создана для автоматизации полномочий комитета по образованию. Таким образом, в Санкт-Петербурге автоматизация учета контингента обучающихся и процесс внедрения программного обеспечения начались еще до создания федеральной системы. Причем Санкт-Петербург, если не единственный, то один из немногих регионов, в котором во всех государственных образовательных организациях внедрена единая система.

CNews: Какие меры по оптимизации ИТ-расходов были предприняты в вашем регионе?

Денис Чамара: С целью оптимизации затрат на закупку и эксплуатацию серверной и телекоммуникационной инфраструктуры комитет перешел на сервисную модель предоставления вычислительных ресурсов для нужд органов власти. Больше половины инфраструктурных и отраслевых информационных систем Санкт-Петербурга уже размещаются на облачной платформе в пределах контролируемой зоны.

С помощью технологий виртуализации нам удалось более чем в 10 раз повысить эффективность использования вычислительных ресурсов по сравнению с принципом «один сервис-один сервер», увеличить скорость развертывания и реконфигурации информационных систем, обеспечить более гибкое и эффективное управление вычислительными ресурсами и организовать централизованный мониторинг инженерной и ИТ-инфраструктуры.

CNews: Как решается задача по импортозамещению в вашем городе?

Денис Чамара: Мы последовательно занимаемся этим вопросом. Особенностью импортозамещения в государственном секторе является необходимость постоянной доступности ресурсов и безопасности обрабатываемых данных. Комитет старается формировать требования к техническим характеристикам заказываемого программного обеспечения и аппаратных средств таким образом, чтобы в конкурсных процедурах могли участвовать отечественные производители. Такой подход позволяет осуществить постепенный переход на закупку отечественной продукции. Например, в настоящее время все программное обеспечение и аппаратные средства для защиты информации всех государственных информационных систем Санкт-Петербурга – российского производства. 

С конца 2015 года комитет развернул работу по анализу программного обеспечения общегородских государственных информационных систем для выявления отечественных решений и их последующего размещения в Едином реестре российских программ. Анализ показал, что в Санкт-Петербурге накоплен большой опыт по разработке российского программного обеспечения от отдельного программного комплекса до информационной системы в целом, есть высококвалифицированные разработчики. 

Такие масштабные проекты как «Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде», «Система межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга», «Архивы Санкт-Петербурга», «Единая система электронного делопроизводства и документооборота», «Территориально-отраслевая региональная информационная система», портал «Наш Санкт-Петербург» выполнены полностью отечественными разработчиками. Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, система «Антинар СПб» разработаны с использованием отечественного ПО и свободно распространяемого ПО. Более трехсот отдельных подсистем и программных комплексов в других информационных системах Санкт-Петербурга – это отечественные продукты.

Разработки Санкт-Петербурга высоко оцениваются на всероссийском уровне. В числе победителей Всероссийского конкурса региональной и муниципальной информатизации «Проф-IT.2016» в номинации «Лучший проект импортозамещения в сфере информационных технологий» был отмечен проект «Интеграционная сервисная шина Санкт-Петербурга». Это собственная разработка информационно-аналитического центра на основе свободного программного обеспечения – связующее инфраструктурное решение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на основе сервис-ориентированной архитектуры, является основным компонентом СМЭВ Санкт-Петербурга.

Программный комплекс «Банк моделей», также разработанный информационно-аналитическим центром, получил специальный приз за лучший информационно-аналитический инструмент для поддержки принятия комплексных управленческих решений на региональном уровне на конкурсе «Лучшие информационно-аналитические инструменты – 2016», организованном Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации.

Сразу пять проектов Санкт-Петербурга – информационных систем, работающих в сфере государственного управления, – вышли в финал Всероссийского конкурса «Проф-IT.2017» уже в текущем году.

CNews: Как ИТ помогают повысить эффективность госуправления?

Денис Чамара: Благодаря использованию информационных технологий происходит оптимизация рабочего времени за счет автоматизации рутинной работы. В том числе происходит сокращение в десятки раз времени на подготовку нормативно-правовых актов и отчетных документов, разработку прогнозов и стратегий различных уровней.

В рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено создание платформ и технологий, в числе которых большие данные, нейротехнологии, искусственный интеллект, как для развития общества знаний в стране, повышения благосостояния и качества жизни населения путем увеличения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, так и для повышения эффективности госуправления.

Использование современных цифровых технологий является важным аспектом в подготовке документов стратегического планирования, в том числе отраслевых актов. Важно оперативно осуществлять прогнозирование, оценивать качество реализации установленных целей. Здесь, несомненно, точность прогнозирования играет большую роль. Благодаря применению информационных технологий мы можем гарантировать получение высокоточных прогнозов (отклонение не превышает допустимые 10%) и качественной аналитики. Использование информационных технологий обеспечивает всестороннюю оценку текущих проблем и комплексный подход к решению задач государственного управления.

В Санкт-Петербурге действует государственная программа «Повышение эффективности государственного управления». По результатам реализации госпрограммы можно предметно рассказать об итогах применения ИКТ в повышении эффективности госуправления.

CNews: Каковы планы в сфере развития ИТ на 2018 год?

Денис Чамара: В первой половине 2018 года основные усилия будут направлены на подготовку и организацию мероприятий к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Как показала практика, в процессе подготовки возможно изменение запланированных ранее работ. Тем не менее, в полной мере будет осуществлено создание основных механизмов для перехода существующих информационных ресурсов в цифровой вид – процесс перехода к цифровому городскому хозяйству.

Особое внимание будет уделено развитию сектора предоставления государственных электронных услуг и модернизации деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга. Напомню, что с 1 сентября 2017 года казенное учреждение МФЦ перешло в ведение комитета. В этой связи для удобства населения будет рассмотрена возможность оказания некоторых услуг, в том числе федеральных, не в физической, а в электронной форме.

Кроме того, планируется провести работу, направленную на развитие экологической безопасности в рамках АПК «Безопасный город», в том числе путем интеграции с областными ресурсами. 

Вернуться на главную страницу обзора