Разделы

Телеком Интернет Безопасность Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Копирайт для анонима и весенний рост

Роза Иванова

Каждый день, каждый час, каждую минуту - всегда что-то происходит. Каждую минуту в мире выпивается 27529124 литров пива, стартует крупное мероприятие, публикуется 2 тысячи страниц научных текстов, происходит 2 землетрясения и делается 130000 фотоснимков. Жаль, что подобная статистика применительно к Сети, по-видимому, не ведется, зато есть хроники и летописи. И в первых же их строках хочется отметить событие, стоящее особняком ввиду своей беспрецедентности.

Согласно решению окружного суда Токио, все публикуемые в интернете сообщения, в том числе под выдуманными именами, отныне подпадают под действие закона о защите авторских прав. Предметом судебной тяжбы стала публикации отзывов из гостевой книги отеля. Рассмотрев вопрос со всех сторон, японский судья решил, что все сообщения, появляющиеся в Сети, хотя бы и анонимно, являются выражением чьих-то личных мыслей или чувств и, следовательно, должны защищаться авторским правом.

Движение интернета вперед - к цивилизации, упорядочению и прогрессу - налицо. Еще каких-то два с половиной года назад сетевые авторы были уязвимы и беспомощны, а попытки защититься в суде были сколь робки, столь и одиозны. Тогда речь шла о полноценных текстах, плодах трудов и долгих раздумий - и то с пеной у рта приходилось доказывать свои права. Зато теперь процесс пошел: даже записи в гостевых книгах признаны уникальным творением человеческой мысли. И пусть речь пока об одной, отдельно взятой, стране - главное, начало положено. Так их, беззастенчивых воров и плагиаторов!

К этой обличительной речи с удовольствием присоединятся и звукозаписывающие компании, активно борющиеся с нелегальным распространением музыки в Сети. Время идет, а ситуация меняется мало: несмотря на все их усилия, интернетчики продолжают активно скачивать музыкальные композиции безвозмездно, то есть даром. Из-за легкодоступности "пиратских" файлов объемы продаж большинства музыкальных компаний в 2001 году заметно снизились, и, видимо, в 2002 году звукозаписывающие лейблы потеряют немало средств по этой же причине. Ожидается, что Международная Федерация Индустрии Фонограмм объявит о самом сильном падении продаж в истории звукозаписи. Одновременно с тем рост продаж пишущих CD-ROM за год подскочил на 23%, что говорит само за себя. И выход в ближайшем будущем не предвидится. Компаниям нужно серьезно подумать, как именно адаптировать свои сервисы под интересы интернетчиков, чтобы и им угодить, и самим при том не прогадать. А продуманные решения, как известно, - вопрос времяемкий.

Зато, вопреки всем паническим прогнозам, электронная коммерция демонстрирует устойчивый рост. Первый квартал этого года был очень удачным для В2С-сектора, считает исследовательская компания comScore Networks. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, онлайновые продажи выросли на 50%, достигнув отметки в $17 млрд. и побив даже рекордные для прошлого года показатели четвертого, рождественско-новогоднего периода, на 8%. И это - не считая оборотов интернет-аукционов. Более того, весь 2002 год обещает стать весьма доходным для интернет-бизнеса. Наибольшие обороты были отмечены у сайтов, продающих компьютеры, а вот на долю тех из них, что торгуют книгами и музыкальными дисками, выпало разочарование. По сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, за первые три месяца продажи книг упали на 5%, до $557 млн. Онлайновые продажи музыки снизились до $230 млн., в то время как в праздничный период они были на уровне $1,3 млрд. Казалось бы, логично: книга - лучший подарок, а с какой стати дарить что-то по окончании этих утомительных зимних праздников? А уж убытки в музыкальной сфере только что были упомянуты, и здесь все понятно.

Ту же ситуацию, но применительно к Рунету, мы попросили охарактеризовать крупнейших представителей нашей онлайновой торговли. С комментариями любезно выступили В. Гришкин, генеральный директор интернет-магазина OZON, и В. Долгов, директор московского офиса магазина.

"Как нам кажется, развитие мирового рынка электронной коммерции имеет весьма опосредованное влияние на российскую ситуацию: прежде всего, влияет на общее настроение и отношение к электронной торговле (в СМИ увеличивается новостной поток, увеличивается количество комментариев, то есть растет общий интерес к теме), во-вторых, улучшается общий деловой контекст (повышается внимание к отрасли со стороны инвесторов, происходит опосредованный рост числа проектов и т.д.). Что касается реального рынка и поведения потребительского сообщества, то такие сообщения, конечно, на них влияют мало: ведь реальные проблемы остаются прежними.

В настоящее время в российском интернете наблюдается повышение прибыльности контентных проектов (на грани окупаемости и прибыльности балансирует "Яндекс", успешно продает контент через сеть РБК), а также проектов электронной коммерции. В последнем случае наибольший успех, при правильном управлении и организации, имеют онлайновые торговые проекты, базирующиеся на работающих оффлайновых инфраструктурах (склады, торговые предприятия и т.д.). Поясним, что наиболее затратная и сложная часть проектов электронной коммерции - организация и поддержание инфраструктуры: прежде всего, организация закупок, складирования, отправок товаров, организация платежной структуры и т.д.

Структуры и команды, имеющие опыт ведения реального бизнеса и у которых эти инфраструктурные позиции и процессы отстроены и работают, упрощают себе задачу - им остается правильно достроить систему продаж товаров через Сеть, определив товарный сегмент, клиентскую аудиторию и правильно управляя процессом обработки заказов и маркетингом.

Основные проблемы электронной коммерции в России:

  • считается, что этот сектор успешен, если уровень пользователей Сети превышает сакраментальные 10% от общего количества населения, и при том последнее должно иметь достаточный уровень покупательной способности. Пока мы отмечаем это только в Москве и Санкт-Петербурге;

  • психологический барьер: основная покупательская масса, даже достаточно технически и финансово продвинутая, еще не готова к организации массового процесса "отложенной покупки", когда товар покупается, не глядя на него в реальности. В регионах это, помимо неразвитости массового интернета и низкой покупательной способности, еще большая психологическая проблема.

  • инфраструктурные проблемы. В стране отсутствуют сложившиеся и эффективные инфраструктуры: дистрибьюторские, информационные (как для поставщика, так и для покупателя), почтовые, платежные (особенно, что касается электронных платежей. Например, наш клиент приобрел Энциклопедию Брокгауза и Эфрона за 75000 рублей, решил оплатить ее кредиткой, эмитированной российским банком, но не смог этого сделать, так как банк произвольно установил лимит на размер платежей по карточке электронным способом. Нам пришлось связываться с банком, получать подтверждение клиента, банк снял "блок" на этот платеж, и только тогда платеж был принят системой - на все ушло 3 рабочих дня).

Поэтому проекты е-commerce быстро выходят на прибыльность, если они локализованы в Москве, выбрана узкая товарная ниша (притом, это должен быть достаточно дорогой товар), товар может быть легко приобретен "не глядя", например компьютеры, мобильные телефоны, имеется действующая в реальном бизнесе инфраструктура".

В 2001 г. рынок электронной коммерции Франции вырос вдвое; прогнозы на развитие рынка В2С в США пересмотрены в сторону увеличения; коммерческим банком "Диалог-Оптим" представлены новые возможности интернет-трейдинга; банки Австралии внедряют решения интернет-банкинга для пенсионеров и инвалидов; Visa успешно завершила тестирование интернациональной системы электронных кошельков; а холдинг "РосБизнесКонсалтинг" так и вообще решительно вышел за пределы одной лишь электронной торговли, открыв бутик в ГУМе. Теперь в самом центре Москвы, в главном магазине страны можно заказать и оплатить услуги хостинг-центра РБК.

Другие радостные вехи развития нашей Сети: интернет-контент-сервис Informer.Ru объявил о запуске нового раздела "Животный мир"; государственные ведомства Чувашии объединит один портал; создан Российский общеобразовательный портал, что стало первым и важным шагом в освещении сферы образования в интернете; а еще на прошедшей неделе объявлены результаты реализации проекта "Киберпочта" за первый квартал 2002 года. Проект, предусматривающий развертывание сети пунктов коллективного доступа в интернет во всех почтовых отделениях России, был запущен по инициативе Минсвязи в августе 2001 г., и популярность почтового интернета быстро растет. Наряду с этим, первый заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации Андрей Коротков объявил ближайшие планы по реализации ФЦП "Электронная Россия". По его прогнозам, в результате внедрения программы количество пользователей интернета в стране к 2010 г. вырастет в 8 раз, а сама она является не столько государственным проектом, сколько направлена на служение социальному развитию страны. Недаром, среди трех основных задач "Электронной России" две носят социальный характер: это обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение и распространение информации и расширение подготовки специалистов.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

А то, что интернет действительно широко шагает по стране, сомневаться не приходится. Вслед за Москвой, в недалеком будущем и жители Екатеринбурга смогут оплачивать коммунальные услуги через интернет. Сеть с ее возможностями занимает все большее место в жизни людей, и одной из иллюстраций этого утверждения является неуклонный рост трафика туристических ресурсов. За март этот показатель (в мировых масштабах) увеличился на 12%. В масштабах отдельно взятого отечественного ресурса картина не менее радужна.

Оффлайн, в свою очередь, тоже замахивается на виртуальность, но делает это грубо и агрессивно. В то время как интернет украшает и дополняет реальную жизнь, та, напротив, чувствуя некоторую сдачу позиций, действует нахрапом и под девизом "запретить и не пущать". На прошедшей неделе Министерство по антимонопольной политике всерьез взялось за рекламу в интернете, а также за рекламу услуг доступа в Сеть. Внимание чиновников привлекли сразу два факта использования образов несовершеннолетних детей в рекламе товаров, им не предназначенных, а значит, нарушающих 20-ю статью закона "О рекламе". Притом факты были выкопаны самые удивительные: только в январе, и то недолго, крутившийся баннер, а также сиротливо расклеенные рекламные листовки провайдера в Екатеринбурге. Но все это логически наталкивает на мысль, что никто не забыт и ничто не забыто. По мнению интернетчиков, важен не конкретный случай, а прецедент. Начало ему положено, и, очевидно, дело этим не ограничится. "Лично я считаю, что именно в этом и состоит миссия законотворческих органов, чтобы определять границы бизнес-этики, - сообщил член Совета директоров и заместитель генерального директора по маркетингу IMHO VI Кирилл Чистов. - Думаю, что МАПу в этом нелегком деле должны помогать эксперты РСР, РАРА и другие". Что касается деятельности своей компании, то проблем для нее в этой связи господин Чистов не видит. "Мы довольно тщательно следим за исполнением закона "О рекламе". У нас и в договорах есть соответствующий пункт", - заявил он.

"На самом деле, внимание МАПа к Сети - это очень тревожный сигнал для многих компаний, работающих на рынке интернет-рекламы, - сообщила Анна Артамонова, директор по развитию агентства "Медиалэнд". - И дело даже не в использовании "детских образов". Не секрет, что голубая мечта интернет-рекламщиков - приход в Сеть крупных производителей FMCG-товаров. Производители "вредных" товаров массового потребления, таких, как сигареты, пиво, алкоголь и т.п., являются одними из наиболее расточительных рекламодателей на оффлайновом рынке. Одной из наиболее вероятных причин прихода этой "платежеспособной" категории рекламодателей в Сеть назывались все более жесткие ограничения, которые налагаются на них при размещении рекламы и создании креатива в оффлайне. Например, крепкий алкоголь уже сейчас нельзя рекламировать нигде, кроме "мест продажи и производства", пиво и сигареты в наружной рекламе нельзя рекламировать около школ и детских учреждений, в начале этого года МАП "зарубил" телерекламу пива "Клинское" - в министерстве сочли, что эта реклама нарушает пункт закона, запрещающий побуждать граждан к опасным действиям, способным нанести вред здоровью или угрожающим их безопасности (распитие пива на пляже и железнодорожной станции). Сейчас депутаты обсуждают законопроект, где предлагается еще больше ограничить рекламные возможности производителей пива - например, планируется запретить использование образов людей в рекламе, нельзя будет показывать процесс распития напитка и упоминать о его полезных и ценных качествах. Такие же репрессии ожидают, я думаю, в скором времени и табачников.

И многие интернетчики надеялись, что, когда пиво и сигареты окончательно "задушат" в оффлайне, они волей-неволей принесут свои бюджеты в "вольную и самостийную Сеть", однако, данный прецедент показывает, что в МАПе тоже сидят не компьютернобезграмотные чиновники. Причем, при низкой стоимости рекламы в Сети и возможности быстро заменить рекламные носители, интернет-агентствам будет гораздо сложнее играть в "кошки-мышки" с властями, как это делают, например, некоторые недобросовестные наружники (например, известно, что компания "Атор" размещает на своих щитах "запретную" рекламу крепкого алкоголя, заранее закладывая в стоимость размещения размер штрафа, который придется за это заплатить).

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Есть и еще один интересный аспект этой проблемы - если уж МАП решился взяться за регулирование интернета, то ему волей-неволей придется продираться сквозь дебри двусмысленностей, создаваемых виртуальным пространством, и пытаться согласовать их с буквой закона - что такое, например, в интернете пресловутое "место продажи", близость к детским учреждениям, "демонстрация в дневное время"? Кстати, в наших (интернет-рекламистов) интересах, чтобы эти трактовки не получились уж слишком "драконовскими", надеюсь, что Ассоциация агентств интернет-рекламы, образованная в конце прошлого года, наконец, проявит какую-то инициативу, в том числе и на ниве сотрудничества с властями по разработке и трактовке законодательства".

Говоря же о рекламе вообще, вот новые фронтовые сводки: как и прогнозировало большинство аналитиков, компании DoubleClick, специализирующейся в сфере услуг интернет-рекламы и электронного почтового маркетинга, не удалось окончательно преодолеть последствия рецессии на рынке онлайновой рекламы, поэтому ключевые показатели ее баланса оказались ниже, чем в четвертом или первом кварталах 2001 г. В числе прочих мировых изменений меняются и пользователи, и их приоритеты. Согласно последним исследованиям, около трети посетителей интернета - 29% - весьма скептически настроены по отношению к торговым сайтам и ресурсам, дающим советы относительно покупок, а 59% уверены, что веб-ресурсы должны разграничивать новостной контент и рекламу. То есть далеко не всем она, реклама, нужна и интересна, особенно когда ее маскируют и ненавязчиво выдают исподтишка. Остается надеяться, что эти данные, результаты исследований и опыт чужих ошибок не пройдет даром, и онлайновые бизнесмены, намотав все это на ус, поведут e-commerce к дальнейшему светлому будущему.

Традиционно не слишком удачной стала минувшая неделя и для фондовых индексов. Как говорится, то потухнет, то погаснет, то вообще не горит. При периодических позывах к росту, NASDAQ все равно снижается и снижается уже четвертую неделю подряд. Впрочем, по последним на настоящий момент сведениям, снижение фондовых индексов было зафиксировано незначительное, что объясняется смешанным характером поступающих на рынок корпоративных новостей. Эффект от позитивных квартальных отчетов Intel и J.P. Morgan Chase был смазан негативными показателями Boeing, United Technologies и Veritas Software. И даже позитивный тон речи председателя ФРС Алана Гринспена в Конгрессе, посвященной ситуации в экономике США, не смог подтолкнуть инвесторов к активной покупке акций и обеспечить рост на рынке по итогам дня. По мнению аналитика Альфреда Кугела, "негативные корпоративные новости не были сюрпризом для участников рынка, а подавляющее большинство результатов совпало с прогнозами". Представитель же Intel заявил: "Скорее всего, экономический рост обойдет стороной технологический сектор в этом году. И, кроме того, вряд ли стоит ожидать значимый подъем в компьютерном бизнесе в следующем году".

Так что тенденции и перспективы в целом очерчены, и особых сюрпризов в этой области ждать не приходится.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.