oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Николай Фокин

Николай Фокин:
Миф о небезопасности облаков начинает развеиваться

Генеральный директор Cloud4Y (ЗАО «Корп Софт») Николай Фокин рассказал CNews о том, какие услуги и на базе какой инфраструктуры оказывает его компания, обороты который увеличивается в 3-4 раза в год. Этому способствует развенчание мифа о небезопасности облаков и, как ни странно, экономическая нестабильность.

CNews: Выручка вашей компании от оказания услуг SaaS выросла в 2,5 раза в 2012 году, c чем связан такой рост? Как увеличится этот показатель в 2013 году?

Николай Фокин: Мы динамично и активно растем, в год в среднем в 3–4 раза увеличиваем объёмы реализации, это, прежде всего, объясняется правильным сочетанием надежности, гибкости наших услуг и удобству оплаты, что требуется нашим клиентам; мы работаем преимущественно с юридическими лицами. Так же большое внимание мы уделяем развитию партнерских отношений с интеграторами, телекомом и аутсорсинг-компаниями.

CNews: Какие облачные услуги и на базе каких ЦОД вы оказываете? Kто ваши партнеры из числа ЦОД-провайдеров и почему выбор был сделан в их пользу?

Николай Фокин: Наша компания делает акцент на самые востребованные услуги с точки зрения потребностей бизнеса.

Основные услуги, которые предоставляет корпоративный облачный провайдер Cloud4Y, следующие: IaaS – инфраструктура как услуга (CPU, RAM, Storage, ОС Windows/Linux, Port, L2 и VPN каналы и т.д.), SaaS – ПО как услуга (1C, Microsoft, Корпоративная почта, Облачная IP-АТС, Oracle, Виртуальный офис, Dr.web, Антиспам, AntiDDoS, Disaster Recovery), BaaS – резервное копирование как услуга. Все вышеперечисленные услуги оплачиваются по факту потребления.

Поскольку вопросы надежности предоставляемых услуг имеют большое значение для нас и для наших клиентов, мы крайне серьезно подходим к степени надежности дата-центров. На данный момент наши облака находятся в двух дата-центрах в Москве с самым высоким уровнем надежности TIER 3, а так же в дата-центре в Нидерландах.

CNews: Какие услуги предоставляются на базе дата-центра в Нидерландах? Как в этом случае решается вопрос соответствия российским законам «О персональных данных»?

Николай Фокин: Все вышеперечисленные услуги без исключения могут предоставляться на базе дата-центра в Нидерландах.

Стоит отметить, что при осуществлении передачи данных за пределы территории РФ вступает в силу закон о трансграничной передаче данных. Чтобы оператору действовать в правовом поле, необходимо получить от субъекта персональных данных согласие на передачу и обработку персональных данных за пределами РФ. У наших клиентов по данному вопросу проблем никогда не возникало.

CNews: Каково соотношение продуктов IaaS и SaaS в вашей выручке? Почему IaaS до сих пор остается наиболее востребованным сервисом?

Николай Фокин: Соотношение услуг IaaS/SaaS в нашем портфеле подтверждает многочисленные анализы, проведенные различными консалтинговыми компаниями. На данный момент соотношение IaaS/SaaS услуг составляет 80% и 20% соответственно.

Популярность IaaS объясняется тем, что крупный бизнес предпочитает самостоятельное развертывание ИТ-инфраструктуры, используя IaaS-услуги.

CNews: Кто чаще покупает SaaS – крупный бизнес или СМБ и почему? Кто какие продукты предпочитает?

Николай Фокин: Как правило, СМБ предпочитает SaaS-услуги, так как они позволяют в самые кротчайшие сроки получить доступ к жизненно важным для бизнеса приложениям. В первую очередь, бухгалтерский софт (1С), корпоративную почту (MS Exchange) и услуги резервного копирования.

CNews: Насколько широко распространена модель потребления 1С из облака, насколько быстро растет этот сегмент и сколько на него приходится в структуре вашей SaaS выручке? Кто заказывает такие продукты?

Николай Фокин: Переход от обычной модели потребления 1С к облачной модели распространяется достаточно широко и активно.

Средние и крупные компании переходят на аренду 1С, либо лицензий или же полноценную SaaS услугу (с полной поддержкой). Данный сегмент растет по средним оценкам на 30–40% ежегодно. Обычно в большинстве случаев (80%) используются базовые конфигурации 1С, хотя бывают и специализированные конфигурации. В зависимости от количества пользователей архитектура 1С может реализовываться с отдельной базой данных SQL и сервером приложений, что позволяет масштабировать 1С на нашей платформе до очень большого количества пользователей.

Наша компания является официальным партнером 1С, мы предоставляем данную услугу одними из первых на рынке. Мы осуществляем не просто предоставление услуги, но и её сопровождение, а при необходимости – разработку под 1С силами наших специалистов.

CNews: Каковы перспективы направления IP-АТС из облака? Сколько у вас клиентов в этом сегменте, сколько на него приходится в выручке?

Николай Фокин: По последним данным IP-телефония и SIP занимает 1/3 телефонных звонков. Малый бизнес использует IP-АТС как сервис, представители среднего бизнеса используют в более широких целях: с интеграцией с CRM, 1C, с расширенными административными полномочиями. На данную услугу приходится около 8% от SaaS услуг.

CNews: Какой SLA вы предлагаете своим клиентам? Можно ли считать тезис об экономической эффективности облаков доказанным? Многие клиенты говорят о необоснованно высоких ценах провайдеров, особенно когда требуется ужесточить условия SLA.

Николай Фокин: Для всех организаций без исключения наша компания предоставляет базовый уровень SLA: 99,9%. Мы не ограничиваемся лишь этой цифрой. По требованию заказчика уровень сервиса может быть увеличен до 99,99%. У нас есть варианты очень жесткого SLA, пример, при простое более 18 часов сумма компенсации составляет 100% от месячного платежа. Наш SLA – это не цифры из «пустоты»; они подкреплены реальной архитектурой резервирования любого из наших компонентов и наших оптических каналов.

Экономическая эффективность есть в большинстве случаев, об этом говорит мировая статистика (и расчет TCO тоже), российские государственные органы используют облака, что бы экономить на ИТ.

CNews: С помощью каких решений вы обеспечиваете безопасность своих облачных сервисов? Какие средства контроля предоставляются клиентам?

Николай Фокин: Вопросы надежности, как и безопасности, являются для нас приоритетными. Можно выделить несколько аспектов безопасности наших облаков.

Первый – это физическая безопасность. Несколько ЦОД TIER 3 уровня, видеонаблюдение, контроль доступа сотрудников, системы пожаротушения, дизель-генераторы, дублирование кондиционеров, ИБП,2 независимых ввода от ЭС.

Второй – информационная безопасность. Изолированные сети на базе VLAN, шифрование сетевых соединений, ГОСТ VPN, виртуализация с гарантированной изоляцией данных, 2-х факторная аутентификация (usb-токены, смс и т.д.), платформа виртуализации сертифицированная ФСТЭК от несанкционированного доступа к информации, обособленное хранение данных клиента (data store, на которых размещен клиент), возможность применять дополнительные средства защиты для обеспечения соответствия ФЗ-152 до уровня 1 включительно, построение прямых каналов L2 с клиентом (стыки на М9 и М10), система ограничения административного доступа персонала в облако, невозможность скрытого изменения параметров доступа к виртуальной машине, встроенная защита от подмены IP и MAC, управление облаком в рамках защищенного протокола https, логирование истории действий и многое другое.

Третий – высокая доступность. Blade-сервера IBM, NEC с задублированными модулями питания, управления (только enterprise решения), коммутаторы Extreme 40G (все коммутаторы дублированы с применением технологии стекирования), кластеризация гипервизоров (High Availability), СХД NetApp с дублированием контроллеров и отказоустойчивым RAID-массивом, маршрутизатор с отказоустойчивой конфигурацией для внешних соединений (Failover), резервирование VPN, резервирование интернет каналов BGP (в двух разных точках стыка М9, М10), применение своей AS (автономной системы), дублирование путей к устройствам, интернет-каналов крупных телеком операторов, магистральных маршрутов между ЦОДами, глобальная система мониторинга, мониторинг: всех объектов, железа, каналов инфраструктуры.

Четвертый – целостность. Самостоятельное управление резервным копированием, резервные копии в другом ЦОДе (у нас это бесплатная услуга), синхронная/асинхронная репликация, катастрофоустойчивое решение SyncCluster, самостоятельное размещение информационных систем клиента в нескольких ЦОДах в рамках внутренней сети клиента.

Пятый – юридическая безопасность. Детально прописанный договор, NDA (соглашение о неразглашении), юридические гарантии доступности SLA 99,9%, финансовая ответственность в случае недоступности, гарантированная производительность, постоплатная схема работы.

CNews: Какие проблемы развития облачного рынка в России вы можете назвать? Насколько недостаточное развитие каналов связи мешает проникновению облачных сервисов?

Николай Фокин: По результатам проведенных нами исследований около 70% опрошенных ИТ-директоров и других руководящих лиц компаний высказывали недоверие к облачным сервисам, считая их небезопасными.

Данный стереотип в последнее время начинается развеиваться. Этому способствуют успешные бизнес-кейсы, о которых мы часто рассказываем на различных мероприятиях. Есть примеры клиентов с 1500 сотрудников, работающих в наших облаках около 3 лет.

Подобных успешных кейсов достаточно много. Это коммерческие компании, которые заботятся о своей безопасности и привыкли считать свои деньги, что говорит о функциональности и экономической эффективности.

На данный момент проблема широкополосного доступа еще присутствует в регионах, но в крупных городах подобных проблем нет, и они полноценно могут применять облачные сервисы.

CNews: Каков ваш прогноз по развитию российского облачного рынка на ближайшие 2–5 лет? Будет ли стагнация экономики способствовать росту спроса на публичные облака?

Николай Фокин: Изначально облачная модель получила свое развитие в период кризиса. Использование облачных технологий и аутсорсинга станет наиболее актуальным решением особенно в период кризиса.

CNews: Какова ваша стратегия в области развития облачного бизнеса?

Николай Фокин: Мы активно растем, у нас большие планы по развитию новых сервисов. Ежегодно наши позиции на рынке и среди конкурентов идут вверх. Наша основная стратегия заключается в оказании качественных, безопасных и надежных сервисов по разумной стоимости.

Вернуться на главную страницу обзора