Спецпроекты

На страницу обзора
Затраты на облачные сервисы пока минимальны
Александр Колесников, заместитель директора по информационным и производственным технологиям «Базэл Аэро», рассказал CNews, что пока облака используются только для поддержки корпоративного сайта, но в ближайшем будущем к этому добавятся удаленные сервисы для тестирования систем, ВКС и, возможно, часть электронного архива. По его мнению, роль облаков будет постепенно расти, так как они позволяют значительно (до 30%) экономить на издержках.

Александр Колесников

CNews: Какую долю в ИТ-бюджете вашей компании занимают расходы на использование облачных сервисов? Прогнозируете ли вы увеличение этой доли (назовите, что станет драйвером изменения) в последующие год-два?

Александр Колесников: На сегодняшний день затраты компании на облачные сервисы минимальны. Объясняется это тем, что ряд проектов находится в стадии разработки. Например, развертывание баз производственной системы управления аэропортом для возможности их тестирования на предмет выявления ошибок на ресурсах разработчика системы и удаленное подключение к ним.

Сама система обеспечивает поддержку аэропортов в области ключевых процессов бизнеса, связанных с планированием рейсов и расписанием полетов, расчетом пропускной способности аэропорта, составлением суточного плана полетов, оперативным управлением полетами, контролем технологических графиков подготовки рейсов, учетом регулярности полетов, визуальным и звуковым информированием пассажиров, расчетом стоимости аэропортового и наземного обслуживания ВС, выпуском всей необходимой учетной и отчетной документации.

В Международном аэропорту Сочи промышленная эксплуатация системы началась в июне 2011 года. При ее внедрении обеспечена интеграция с другими информационными системами, использующимися в аэропорту, корпоративным сайтом «Базэл Аэро».

bazel_aero.jpg

Александр Колесников: Мы планируем в ближайшем времени арендовать облачный сервис по предоставлению услуг видеоконференцсвязи.

Использование удаленных серверов для тестирования всего функционала автоматизированной системы позволит снизить издержки компании по созданию и поддержке необходимой инфраструктуры. Нами прогнозируется, что, в случае развертывания подобного сервиса, издержки внутри компании снизятся ориентировочно на 30%.

CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играют облачные сервисы?

Александр Колесников: Стратегическая цель, которой служат облачные сервисы, – снижение финансовых затрат в части разворачивания и поддержки инфраструктуры для выполнения основных бизнес-процессов организации. Кроме этого, в снижении рисков в случае изменения потребностей информационных систем, увеличения потребляемых ими ресурсов и в уменьшении времени для восстановления необходимого уровня производительности.

CNews: Какие облачные технологии уже реализованы в вашей компании? Реализация каких из них пришлась на 2012 год?

Александр Колесников: На данный момент использование облачных технологий «Базэл Аэро» сводится лишь к использованию корпоративного сайта.

CNews: Какие сервисы ваша компания планирует вынести в облако?

Александр Колесников: Мы планируем в ближайшем времени арендовать облачный сервис по предоставлению услуг видеоконференцсвязи. Вывод данного сервиса позволит существенно сэкономить на организации собственной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить видеосвязью абонентов различных информационных систем и приложений.

Также возможен частичный вынос данных электронного архива, который не связан с критическими или конфиденциальными данными и документами. Что существенно разгрузит существующие сервера и предоставит дополнительное дисковое пространство для ключевых объектов компании.

CNews: Можете ли вы уже сейчас оценить выгоду (материальную, «техническую» и т.д.) от использования облачных технологий?

Александр Колесников: По прогнозам специалистов, при увеличении доли расходов на облачные сервисы на 5%, экономия средств за год по переведенным сервисам составит порядка 30%. При этом произойдет оптимизация большинства производственных процессов.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, рынок созрел для облаков? Насколько предложения облачных провайдеров отвечают потребностям клиентов?

Александр Колесников: Использование облачных технологий, естественно зависит от вида деятельности каждого конкретного предприятия, пользователя. Провайдерам необходимо удовлетворить два основных требования клиентов. Первое – защита информации. Каждая компания должна быть уверена, что конфиденциальная информация не выйдет за допустимые пределы облака и будет надежно защищена от постороннего вмешательства извне.

Второе – повышение уровня доступности предоставляемых сервисов, который зависит от качества предоставляемых каналов связи, их пропускной способности, надежности, резервирования, а также от принципов организации самого облака, времени восстановления после проблем с доступностью сервисов.

CNews: Какие законодательные нововведения 2012-2013 гг., на ваш взгляд, могут стать драйвером роста для внедрения облачных сервисов или свести их использование к минимуму?

Александр Колесников: Безусловно, законодательные нововведения послужат толчком к развитию облачных сервисов. Самое важное решение в этой области – определение на законодательном уровне требований к провайдерам в части установления необходимого уровня обеспечения безопасности, а также методов, оборудования и ПО, которые могут применяться в этих целях. Если компания будет уверена, что провайдер имеет соответствующий сертификат, а также соответствует требованиям законодательства, гарантирующих защиту данных, то еще больше ИТ-сервисов можно будет перевести в облако. Однако, вопрос законодательных инициатив неоднозначен, поскольку на данный момент не понятно к чему они могут привести. Их принятие может привести как к значительному повышению этих требований, что в свою очередь приведет к росту стоимости облачных продуктов. Так и к понижению уже существующего у многих облачных провайдеров уровня безопасности, что приведет к потенциально большей угрозе потери данных пользователей и соответственно к снижению внимания к предлагаемым продуктам.

CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс перехода на облачные технологии в вашей отрасли в ближайшие два-три года?

Александр Колесников: Один из трендов, который я бы хотел отметить, - увеличение количества и качества предоставляемых облачных услуг с одновременным снижением их стоимости. Также катализатором повышения привлекательности использования облачных сервисов может стать дальнейшее развитие каналов связи, связанное с увеличением их пропускной способности, дополнительным независимым резервированием, а также снижением стоимости их аренды. Также будут значимыми и законодательные инициативы, связанные с повышением уровня безопасности данных, хранящихся в облаках.

CNews: Каким вы видите российский облачный рынок через пять лет?

Александр Колесников: Я прогнозирую, что, скорее всего, интерес компаний к облачным технологиям возрастет. Не исключено, что им отдадут предпочтение около 20% всего рынка.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013 (м)
Выручка от оказания услуг SaaS в 2012 г., тыс. руб. с НДС Рост выручки 2012/2011, в %
1 3 750 000 21%
2 630 000 181%
3 620 000 104%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие коммерческие ЦОДы в России 2013
Количество размещенных стоек Количество площадок
1 2 111 2
2 1 346 6
3 1 280 18
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013
Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2011 г., тыс. руб. с НДС
1 Екатеринбург 3 100 000
2 Казань 224 000
3 Москва 303 400
Подробнее