Спецпроекты

oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2019

Российский облачный рынок переживает бум новых сервисов
Источник фото depositphotos.com

Российский облачный рынок переживает бум новых сервисов

Облака – это один из наиболее динамично развивающихся сегментов ИТ, поэтому многие стараются «застолбить» свою долю на новом рынке. Это касается не только ИТ-компаний и провайдеров ЦОД, бизнес которых органично связан с созданием облачных систем, но и представителей отраслей, для которых информационные технологии не являются непосредственной специализацией. Несмотря на рост числа предложений, в более долгосрочной перспективе на рынке будут доминировать несколько крупных поставщиков, и гонка слияний и поглощений уже стартовала.

Облака – зона роста для компаний из маломаржинальных отраслей

Любой рынок, находящийся в стадии бурного роста, переживает структурные изменения, связанные с выходом новых игроков, а также в результате поглощения более мелких участников лидерами отрасли. В 2017-2019 гг. в России были запущены десятки новых облачных платформ, при этом откусить от «пирога» пытаются самые разные компании, среди которых есть, как, и это вполне ожидаемо, владельцы ЦОД и системные интеграторы, так и финансовые учреждения и даже китайские поставщики телекоммуникаций.

Большое количество облачных запусков пришлось на сегмент интернет-компаний и сотовых провайдеров. С начала 2017 г. в рамках облачной стратегии Cloud Solutions сервисы IaaS предоставляет Mail.Ru. В сентябре 2018 г. последовал ответ коллег из «Яндекса», когда российский поисковик анонсировал запуск «Яндекс.облака» - «убийцы» Amazon Web Services и Microsoft Azure. В мае 2017 г. «Мегафон» запустил сервис виртуального ЦОД для своих бизнес-клиентов, в том же году МТС анонсировал облачный бренд #CloudМТС. В апреле 2018 г. к коллегам по мобильному рынку присоединился «Вымпелком» (бренд «Билайн»), который анонсировал запуск платформы BeeCloud. По данным оператора, по итогам года к сервису подключились более сотни крупных и средних клиентов.

Представители финансового сектора также экспериментируют с предоставлением облачных сервисов. В частности ряд проектов в этой области инициировал Сбербанк. В 2018 г. он заявил о планах по развитию собственной платформы виртуального ЦОД-а (SberCloud) совместно с компанией «Ай-Теко», однако позднее было решено развивать проект самостоятельно, без участия системного интегратора. Кроме того, с 2016 г. Сбербанк предоставляет сервисы для бизнеса, среди которых есть как партнерские сервисы, так и собственные разработки Сбербанка. «Сегодня в интернет-банке представлены 30 небанковских сервисов. На платной основе их уже использовали более 470 тыс. клиентов. Среди самых популярных – электронный документооборот E-Invoicing (более 60 тыс. платных подписок) и Сервис проверки контрагентов (более 20 тыс. подписок)», – рассказывает вице-президент Сбербанка Евгений Колбин.

Изменения в составе участников говорят о транформации бизнес-моделей ключевых игроков, утверждает исполнительный директор компании «СБКлауд» Георгий Мегрелишвили: «Облачный рынок уже стал новой зоной роста для компаний из отраслей, где возможности роста исчерпаны. В первую очередь, это банковский сектор и телеком».

Облака сгущаются в тучи

Не менее интересным оказались события в области слияний и поглощений облачных компаний. Так, в январе 2019 г. стало известно о приобретении компанией МТС облачного провайдера «ИТ-Град» за ₽2,5 млрд, что сразу вывело сотового оператора в число лидеров рынка. Не менее агрессивную политику в этой области проводит государственный оператор «Ростелеком». В 2015 г. компания приобрела 50% ЦОД-провайдера SafeData, а в 2017 г. довела свою долю до 100%. В январе 2019 г. «Ростелеком» подал в ФАС ходатайство о покупке компании DataLine– одного из крупнейший поставщиков услуг ЦОД и облачных сервисов. Представители «Ростелекома» и DataLine официально не комментируют возможную сделку.

Несмотря на то, что DataLine и «Ростелеком» являются лидерами на рынке ЦОД и входят в пятерку крупнейших поставщиков IaaS, другие игроки рынка не считают, что возможная сделка приведет к монополизации рынка. «Если сделка по приобретению DataLine состоится, то на рынке все равно останется больше десяти крупных игроков. Это укрупнение рынка, а не его монополизация», – утверждает директор по развитию облачного бизнес компании «Крок» Максим Березин. «Консолидация — естественный процесс развития рынка, показатель его здоровья», – придерживается сходного мнения управляющий директор Selectel Максим Семенихин.

При этом оба собеседника CNews считают, что консолидация рынка является позитивным трендом с точки зрения заказчика. «Не следует опасаться, что она уничтожит конкуренцию, вызовет рост цен. Более вероятно, что консолидация гармонизирует рынок — его постепенно покинут игроки с дешевыми некачественными услугами и с необоснованно высокими ценами», – предполагает Максим Семенихин. Кроме того, укрупнение игроков может привести к снижению тарифов на базовые услуги, добавляет Максим Березин: «Рынок colocation и услуг IaaS становится стандартным. Когда компании предоставляют стандартные технологии, выделиться становится возможным только за счет более выгодного тарифа».

Рост за счет регионов и нишевых решений

Быстрорастущий спрос на облака сохраняет возможность выхода новых игроков. «Российский рынок облаков имеет большой потенциал роста: свободная часть рынка еще очень большая. На данный момент — это самый быстрорастущий сегмент ИТ», – считает директор облачного провайдера #CloudMTS Олег Мотовилов. Директор по стратегии «Ростелекома» Видия Железнов напоминает о растущем спросе на облака в государственном секторе, а также указывает на перспективы разработки специализированных решений: «Сейчас идет активное развитие нишевых и отраслевых решений, что также является окнами возможностей для новых игроков», – говорит он. Георгий Мегрелишвили обращает внимание на сверхконцентрацию дата-центров в столичном регионе и полагает, что рынок будет развиваться за счет проникновения в регионы: «Рост дефицита свободных стоек может привести к повышению цен на 15%. Сейчас вводятся в эксплуатацию новые ЦОДы, но региональных проектов мало. Мы считаем очень важным, чтобы рынок рос за счет новых игроков из российских регионов. Это вполне реально. Преимущества облаков - низкие начальные инвестиции, простая и прозрачная модель аренды, быстрый старт. Уровень развития телеком-инфраструктуры в России очень высокий. Потребность в облачных сервисах растет у компаний любого уровня - от СМБ до госхолдингов».

Тем не менее, многие представители отрасли скептически оценивают перспективы выхода на облачный рынок новых отечественных игроков. «Новым провайдерам очень сложно будет догонять имеющихся игроков в части технологий и квалификации. Хватит ли у новичков ресурсов совершить этот прыжок - большой вопрос», – высказывает сомнение генеральный директор DataLine Юрий Самойлов.

Облака – это затратный и рискованный бизнес, связанный не только с большими прямыми инвестициями в инфраструктуру. Много времени и средств придется вложить в создание команды, бренда, каналов продаж и выстраивание доверительных отношений с потенциальными клиентами, рассказывает Максим Семенихин. «А российские инвесторы, в основном, ориентированы на краткосрочные проекты», – заключает собеседник CNews.

Великий шелковый путь в облаках

Наибольшие шансы на удачный старт у международных игроков, однако для того, чтобы построить успешную бизнес-модель им придется найти партнеров на локальном рынке. «На сегодняшний день рынок предлагает настолько зрелые решения, что новым игрокам сложно предложить что-то инновационное. В этой связи на рынок имеет смысл выходить только глобальным компаниям, у которых есть сложившиеся технологии. Создавать же новую компанию с нуля нецелесообразно, так как она сможет стать, разве что, нишевым игроком», – утверждает Максим Березин. «У зарубежных облачных провайдеров есть перспективы на российском рынке при условии, что они будут кооперироваться с локальными игроками и придерживаться долгосрочной стратегии присутствия», – добавляет Максим Семенихин.

Тем не менее, хотя российские заказчики активно пользуются продуктами глобальных лидеров рынка (AWS, MS Azure), мировые гиганты не спешат локализовать свои продукты для отечественных заказчиков. С другой стороны, интерес к российскому рынку активно проявляют китайские поставщики. В 2018 г. китайская компания Huawei арендовала 500 стоек у столичного ЦОД-оператора 3data для оказания облачных услуг российским клиентам. В январе 2019 г. еще один китайский вендор – интернет-компания Tencent (наиболее известна как поставщик онлайн-игр) – арендовала 600 стоек в дата-центре IXcellerate, чтобы локализовать свои игровые и облачные сервисы.

Крупнейшие мировые поставщики IaaS– магический «квадрант» Gartner

risunok_1.png

Источник: Gartner, 2018

Российские поставщики не боятся выхода на рынок конкурентов из Азии и полагают, что выход китайских компаний положительно скажется на качестве сервисов. «Российские облачные провайдеры будут развиваться быстрее в присутствии зарубежных конкурентов. Это позитивно скажется на продуктовых предложениях и уровне сервиса для заказчиков», – предсказывает Олег Мотовилов. Новые игроки принесут на рынок лучшие практики в области сервиса, подготовки специалистов, ценоообразования, продвижения, отмечает Георгий Мегрелишвили.

При конкурентном ценовом предложении китайские провайдеры могут ожидать спроса на свои услуги, однако есть и ряд сдерживающих факторов. «Незнание специфики российского рынка облачных услуг, ограниченность инфраструктурных возможностей, сильные позиции крупных отечественных провайдеров, которые могут предложить комплекс ИТ и телеком-услуг по привлекательным ценам, образуя для клиента экосистему цифровых сервисов», – перечисляет Олег Мотовилов.

Мировой рынок

Если говорить о глобальных трендах, то, согласно данным Gartner, IaaS является наиболее быстрорастущим сегментом облачного рынка. В 2019 г. мировые поставки «инфраструктуры-как-сервиса» вырастут на 27,5% до $38,9 млрд, предсказывают аналитики американской компании. Также высокими темпами растет направление PaaS, ожидается, что продажи в этом сегменте увеличатся на 21,8% до $19 млрд. Самым крупным направлением, с точки зрения общего оборота, являются предоставление ПО по сервисной модели (SaaS), в 2018 г. на аренду программ было потрачено $80 млрд, а в 2019 г. расходы поднимутся до $94,8 млрд.

Объем мирового облачного рынка, в млрд $

risunok_2.png

Источник: CNewsAnalytics, по данным Gartner, 2019

Cloud only?

На данный момент практически любое предприятие среднего и крупного бизнеса в той или иной степени применяет облачные технологии. При этом от политики cloud first (приоритетное внимание облачным решениям по сравнению с классической инфраструктурой) заказчики переходят к принципу cloud only, то есть в качестве варианта развития бизнес рассматривают исключительно облачные варианты построения инфраструктуры. По данным Gartner, в 2019 г. около трети инвестиций технологических компаний придется именно на решения класса cloud only.

Российские заказчики пока с осторожностью относятся к полному переходу в облако. Этому мешает наличие унаследованных систем, а также консервативность госсектора, который составляет значительную долю рынка. На массовый переход к стратегии cloud only опрошенные CNews игроки рынка отводят от 2 до 10 лет, однако отдельные примеры внедрений уже есть. «К примеру, один из наших клиентов, автолизинговое направление Газпромбанка, с самого старта бизнеса выбрал облачную модель. У заказчика нет ни одной серверной: в облаке работают все клиентские цифровые сервисы (автомаркет, мобильные приложения, личный кабинет), через облако организована работа центрального офиса и филиалов в регионах», – рассказывает Олег Мотовилов.

С другой стороны, некоторые облачные провайдеры полагают, что стратегия cloud only вообще лишена смысла: «Любое «only» и «first» - это ограничение, а для бизнеса, в условиях высокой скорости изменений на локальном и глобальном рынках, важны свобода выбора и оперативность реагирования», – полагает Георгий Мегрелишвили. Существуют приложения и системы, которые нецелесообразно переносить в облако, однако важно обеспечить их бесшовную интеграцию с данными и ИТ-ландшафтом компании: «Таким образом, на наш взгляд, для российского рынка будет более характерна тенденция развития гибридных и мультиоблачных решений».Подобные сервисы дают бизнесу больше гибкости в вопросах организации размещения и хранения данных.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора
reviews