Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Интеграция коммуникационных возможностей является драйвером ИТ-расходов

Интеграция коммуникационных возможностей является драйвером ИТ-расходов

Общей бизнес-потребностью для всех участников авиаотрасли в России можно назвать развитие коммуникаций. Это и разноформатное общение с клиентами, и обмен информацией внутри холдинга (последнее является приоритетом для производственных корпораций). Зачастую именно эта потребность является основной причиной наращивания ИТ-бюджетов.

Авиация – один из самых молодых видов транспорта, а потому и один из самых высокотехнологичных. Это в полной мере относится и к производителям техники, и к авиакомпаниям, и к аэропортам. Возможно, чуть впереди находятся «авиаторы и космонавты в погонах». Но, судя по оценкам экспертов, их гражданские коллеги вовсе не топчутся на месте.

Несмотря на молодость, эта сфера успела пережить настоящий ренессанс, толчком к которому послужила синергия от взаимопроникновения авиационных и информационных технологий. Это взаимовыгодное дополнение привело к повышению экономической эффективности всех компонентов отрасли: перевозчиков, аэропортов и производителей техники.

Аэропорты ставят на самообслуживание

Аэропорт – это место, знакомое многим и многим миллионам людей, пользующихся услугами авиатранспорта или доставляющих грузы по воздуху. И недаром это место называют хабом, т.е. узлом, где сходятся в одной точке множество потоков и процессов, без которых невозможна слаженная работа таких гигантов, как, например, Heathrow в Лондоне или «Шереметьево» в Москве.

Примечательно, что значительная часть информационных потоков направлена вовне – в аэропорты назначения, системы продажи и бронирования билетов, в авиакомпании и т.д. Ряд из них критически важен в процессе обеспечения безопасности и регулярности полетов.

Поэтому особенностью ИТ-инфраструктуры аэропортов является их теснейшая интеграция с глобальными дистрибутивными сервисами, системами обслуживания пассажиров и багажа, службами регистрации, а также платежными и банковскими системами.

В списке поставщиков этих специализированных сервисов лидируют испанская Amadeus (процессинговый оператор туризма и авиаперевозок) и швейцарская SITA (специализируется на сфере коммуникаций и ИТ-решений для авиатранспортной отрасли). SITA обслуживает 32 тыс. клиентов более чем в 220 странах и регионах по всему миру. А благодаря Amadeus можно в любом пункте продаж купить билеты на рейсы более 420 авиакомпаний, просматривать расписание рейсов свыше 710 авиакомпаний мира, арендовать автомобиль в одном из 35 380 офисов и снять номер в любой из списка в 110 тыс. позиций гостинице.

Благодаря глобальному характеру деятельности SITA аккумулирует огромные массивы отраслевой статистики, которую ежегодно представляет мировому экспертному сообществу в докладе «Обзор развития ИТ в аэропортах». Так, согласно его последней версии, в 2013 г. финансирование информационных технологий, обслуживающих аэропорты, составит около $6 млрд, что почти на 12% больше, чем в прошлом году против роста в 3% общих доходов аэропортов. Причем цифра 12% стала магической – с таким темпом инвестиции растут уже 3 года подряд.

Если говорить о приоритетных направлениях информатизации, то в течение ближайших 3-х лет примерно 80% респондентов исследования запланировали внедрить системы бизнес-аналитики (BI). В этот же период времени 95% ИТ-директоров аэропортов намерены инвестировать в разработку мобильных приложений, которые предоставляют клиентам информационные сервисы о рейсах и помогают сориентироваться в сложной инфраструктуре современного аэропорта.

Приоритеты использования BI в аэропортах

v_kakih_napravleniyah.png

Источник: SITA, 2013

Специалисты SITA выделяют три главных области, где воздушные гавани планируют оптимизировать бизнес-процессы с применением мобильных и геолокационных технологий: снижение скопления пассажиров с помощью определения местоположения сотрудников в реальном времени (50%), мониторинг движения воздушных судов (32%), движение пассажиров в аэропортах (31%).

Кроме того, свои услуги через социальные сети к 2016 г. станут предлагать пассажирам уже 75% аэропортов (сегодня это делают только 56% аэропортов). Также через 3 года повсеместное распространение получат автоматические системы приема багажа. Они появятся более чем в 80% аэропортов по всему миру. С их помощью можно будет самостоятельно сдавать багаж и распечатывать багажные квитанции.

Индекс востребованности мобильных технологий в аэропортах

indeks_vostrebovannosti.jpg

Источник: SITA, 2013

Такое решение в сочетании с киосками для самостоятельной регистрации практически реализует концепцию полного самообслуживания пассажиров в воздушных гаванях. Эта идея возникла как одно из возможных решений проблемы недостаточной пропускной способности аэропортов, испытывающих хроническое отставание развития инфраструктуры по отношению к росту пассажиропотока.

Авиаперевозчики изучают клиентов

Если конкуренция между аэропортами ограничена естественными причинами, то этого нельзя сказать об авиаперевозчиках. Пассажир, оценивая все его плюсы и минусы, голосует рублем, а в ряде случаев отдаст предпочтение, скажем, поезду.

В борьбе за клиента и прибыль компании-авиаперевозчики вынуждены выявлять изменяющиеся требования пассажиров, быстро на это реагировать и соответствующим образом адаптировать бизнес-процессы и технику. В качестве источника информации в дополнение к внутренним корпоративным данным в современном мире приходится использовать социальные технологии.

Таким путем, в частности, пошел «Аэрофлот». Отечественный системный интегратор IBS, опираясь на платформу «Медиалогия», запустил у этого клиента систему мониторинга СМИ и социальных сетей. Внедренная система призвана помогать в оценке социальных факторов, влияющих на бизнес авиакомпании.

Но чтобы удовлетворение пассажира от полета было на высоком уровне, а рейс вообще состоялся, авиакомпаниям просто необходимо рассчитывать рентабельность чуть ли не каждого рейса. И это касается не только западных перевозчиков, но уже и российских. Заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот» Кирилл Богданов в своем интервью CNews отметил: «Для нас жизненно важен правильный учет доходов, так как с ним связаны не только прибыль и выручка, но и такой важный показатель, как рентабельность рейсов. Нам необходимо иметь возможность оперативно оценить каждый наш рейс с точки зрения рентабельности в режиме реального времени. На основании полученных данных рассчитываются тарифы, программы лояльности, выделяются воздушные суда и назначаются рейсы».

Чтобы получить такой функционал, компании пришлось пройти долгий и тернистый пусть автоматизации всех сквозных бизнес-процессов и внедрить ERP-систему от немецкого вендора SAP AG, построить несколько новых центров обработки данных. Но, по словам Кирилла Богданова, эффект налицо. За один квартал в результате внедрения SAP «Аэрофлот» сэкономит примерно 2 млн евро.

Еще одним драйвером роста расходов на ИТ в авиации стали сделки по слияниям и поглощениям. И опять же, это касается перевозчиков по всему миру. На конференции «Air Transport IT Summit 2013» в Брюсселе было представлено несколько интересных кейсов. В частности, в British Airways (BA) после покупки компании bmi выяснилось, что 14 направлений, куда осуществляла полеты bmi, недоступны для ИКТ-инфраструктуры BA. Надо отметить, что такое положение дел далеко не редкость, например для специализированных направлений. Для быстрого подключения сервисов check-in при приемлемых расходах неплохо подошло сетевое решение SITA Express IP.

Отечественные перевозчики также на пороге перемен, связанных с идущим сейчас процессом интеграции пяти дочерних компаний «Аэрофлота», а именно авиакомпаний «Россия», «Владивосток-Авиа» и других. Возможны и иные интеграционные решения на уровне Правительства РФ после авиакатастрофы в Казани в ноябре 2013 г.

Кирилл Богданов, говоря о своей компании, полагает: «Когда реорганизационные задачи будут решены, настанет очередь выстраивать единые технологии в каждой авиакомпании, как с точки зрения обслуживания, так и с точки зрения ИТ-решений. При этом, вполне возможно, будет принято решение о целесообразности отдельной службы ИТ-инсорсинга, которая обслуживала бы всех: и «Аэрофлот» и все его удаленные дочки».

Производители углубляют взаимодействие

Если повышение эффективности обслуживания пассажиров – главный приоритет для аэропортов и перевозчиков во всем мире, то у производителей авиационной техники на первую роль выходят вопросы конструкторской, производственной и сервисной оптимизации. Как, известно, каждый перевозчик хочет от производителя некоего эксклюзивного для себя предложения. Авиакомпании редко летают на самолетах, в точности копирующих друг друга. Кроме того, необходимо постоянно разрабатывать новые типы самолетов и вертолетов в тесной кооперации со значительным количеством партнеров.

Знаковый проект, подтверждающий данный тренд, активно развивается под эгидой известного разработчика CAx и PLM систем Dassault Systèmes: BoostAerospace – Европейский цифровой «облачный» хаб для аэрокосмической отрасли. Сервисы проекта предоставляют его участникам возможность организации цифровой цепочки поставок, совместную работу с PLM-продуктами и т.д. Это серьезный шаг на пути углубления кооперации и управления жизненным циклом продукции авиапрома.

На территории СНГ тренды схожие, хоть и меньше масштабом. Так, украинское государственное предприятие «Антонов» с конца 2011 г. начало внедрять программные комплексы nX (интегрированный набор CAD/CAM/CAE приложений) и Teamcenter от Siemens PLM Software. Цель проекта: реализация совместных с российской «Объединенной авиационной компанией» (ОАК) международных проектов в области транспортной авиации.

Отечественный завод «Авиа-двигатель» уже использует nX и Teamcenter при проектировании нового перспективного российского высокоэкономичного и технологичного двигателя ПД-14. Siemens тесно сотрудничает с «Московским Авиационным Институтом» в рамках учебного процесса.

С точки зрения конструкторского ПО знаковым для отечественного вертолетостроения является проект создания «Национального центра вертолетостроения» (НЦВ) в подмосковном поселке Томилино, состоявшийся несмотря на непростую ситуацию в авиапроме в современной России. В центре будут сосредоточены ресурсы ведущих российских разработчиков вертолетной техники: «Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля» и «Камова», входящих в холдинг «Вертолеты России».

Оба разработчика перенесут сюда управляющие компании и конструкторские бюро. Создание ИТ-инфраструктуры нового здания было доверено специалистам компании «Астерос». Обработка и хранение колоссальных массивов информации и критически важных приложений холдинга производится на мощностях 3-х дата-центров. Специалисты «Астероса» разработали архитектуру ЦОДов и создали всю необходимую инженерную инфраструктуру. Без сомнения, этот проект является одним из наиболее сложных и масштабных в российской авиационной отрасли с точки зрения объема выполненных работ и числа внедренных систем. Осталось дождаться результатов.

Вадим Ференец

Вернуться на главную страницу обзора