oбзор

Обзор: Рынок BI в России 2013

Рынок BI в мире вырос на 16% за год

Рынок BI в мире вырос на 16% за год

В периоды нестабильности рынков бизнесу необходимо анализировать большие объемы информации для принятия правильных управленческих решений, и именно поэтому интерес к приложениям класса Business Intelligence (BI) не ослабевает уже несколько лет. По данным Gartner, мировой рынок BI-платформ, аналитических приложений и систем Performance Management достиг в 2011 г. $12,2 млрд, что на 16,4% больше показателей прошлого года.

По различным аналитическим оценкам и опросам можно сделать вывод, что 25% компаний России и стран СНГ в той или иной мере используют BI-приложения, и около половины компаний планируют начать их использование в ближайшем будущем. На мировом уровне интерес к BI-приложениям также не ослабевает, исследование Gartner среди ИТ-директоров от 2012 г. показало, что BI останется для них технологическим приоритетом №1. "Бум автоматизации в 2005–2007 гг. привел финансовый сектор к проблеме эффективной обработки накопленных данных, и наш банк не стал исключением, – отмечает директор департамента технологических решений "Темiрбанка" Александр Трапезин. – Увеличение портфеля проблемных займов стало еще одной причиной интереса к BI-платформе, и поэтому целью ее создания стало предоставление бизнес-менеджерам инструмента для оперативного принятия решений".

Основные игроки

BI-приложение: признаки по Gartner
Чтобы BI платформа смогла занять свое место в магическом квадранте Gartner, необходимо, чтобы она смогла реализовать минимум 8 из описанных 13-ти функций:
Интеграция

1.Общая BI-инфраструктура
2.Управление метаданными
3.Средства разработки
4.Совместная работа и управление рабочими процессами
Средства предоставления информации

5.Средства создания отчетов (Reporting)
6.Dashboards
7.Генератор нерегламентированных запросов (Ad hoc query)
8.Интеграция с Microsoft Office
Средства анализа информации

9.Online Analytical Processing – аналитическая обработка в реальном времени
10.Продвинутая визуализация
11.Предиктивное моделирование и data mining
12.Карты показателей (Scorecards)
13. Search-based BI

Наиболее активны на российском рынке BI-приложений 7 западных компаний: SAP с продуктом SAP Business Object, IBM с продуктом IBM Cognos, MicroStrategy с продуктом BI MicroStrategy, SAS Institute с продуктом SAS High-Performance Analytics, QlikTech с продуктом QlikView, Oracle c продуктом Oracle Business Intelligence, Microsoft с продуктом Microsoft Business Intelligence.

Представлены в России и разработки на основе СПО, а именно BI-приложения Jasper от компании Jaspersoft и Pentaho BI Suite, которые находят все больше приверженцев. "В России широкое распространение получили две системы: Pentaho BI Suite и Jaspersoft которые предоставляют широкую функциональность, вплоть до компонент промышленного Data Mining и работы с Big Data – отмечает архитектор информационных систем компании "Рамэк-ВС" Павел Ледковский. – Качество этих решений вплотную приближается к проприетарным аналогам, однако анализировать объемы внедрений СПО затруднительно в силу нулевой стоимости лицензий и слабого освещения проектов в прессе".

Если рассматривать проектную активность по BI-приложениям в России и СНГ, то среди проектов 2011–2012 гг. можно выделить множество крупных и средних компаний, работающих на конкурентных рынках и внедряющих приложения данного класса. "Основной интерес к BI я вижу со стороны сетевых компаний разных отраслей, от ритейла до энергетики. Аналитические решения здесь выполняют функцию детектора слабых сигналов, которые иначе терялись бы в потоке данных с мест, – отмечает ведущий научный сотрудник НОЦ Технологий Управления Информацией НИУ ВШЭ Дмитрий Кожевников. – Для таких компаний очень важно спроектировать и наладить живой механизм сбора данных, и в особенности анализа информации. Это не техническая, а организационная работа".

Источник: Gartner, 2012

За срок около трех месяцев с помощью внешних подрядчиков средние компании разворачивают BI-приложения для анализа процессов продаж, логистики и финансов. При этом сроки внедрения, как правило, сжатые. Есть даже примеры проектов, где в течение одного месяца BI-приложения были развернуты и переданы в продуктивную эксплуатацию. В то же время в крупных банках, телекоммуникационных и страховых компаниях продолжают развиваться начатые ранее масштабные проекты внедрения BI-систем. "Ключевым шагом создания BI-платформы стал этап создания модуля аналитики и отчетности, – говорит Александр Трапезин. – На этом этапе нам помогла платформа IBM Cognos BI, на базе которой мы выделили витрины данных по направлениям бизнеса. В них агрегированы разносторонние факты, в качестве примера можно привести витрину данных по продажам в зависимости от метода и рекламного канала".

Среди отечественных компаний, активно предлагающих услуги по внедрению BI-приложений на российском рынке, можно выделить 10-15 ведущих игроков, например "Прогноз", "Интертех", "Микротест", "Ай-Теко", "Ситроникс", "Техносерв Консалтинг", "Форс". При этом почти все они активно работают на рынках Украины и Казахстана, которые по BI-активности не отстают от российского. Однако если анализировать годовую выручку подразделений, внедряющих BI-приложения в этих ИТ-компаниях, то ее доля в общем обороте организаций часто невелика.

BI-приложение Клиент ИТ-компания
SAP Business Objects "Рост XXI" Softline
QlikView Сеть супермаркетов "Антошка" RBC Group
QlikView Торговый дом "Гидросила" RBC Group
Microsoft Business Intelligence Торговая сеть МАН Digia RUS
Oracle BI "Альфа-Банк" "Инфосистемы Джет"
Oracle BI МТС "Ситроникс ИТ"
SAS "Банк Москвы" SAS Россия/СНГ
Oracle BI Publisher ВТБ-24 "Техносерв Консалтинг"
Microsoft BI "Империя-Фарма" Digia RUS
QlikView "Danone-Юнимилк" "Инфосистемы Джет"

Источник: CNews Analytics, 2013

Перейти к полной таблице

При этом ИТ-компании уже сейчас тяготеют к отраслевой специализации в BI, что позволяет им приобретать конкурентные преимущества в тех или иных отраслях.

Главные тренды

Одним из драйверов развития BI является идущий полным ходом переход менеджмента на мобильные технологии. Все больше руководителей используют планшетные компьютеры, при этом им хочется видеть показатели компании и инструментарий для их анализа.

В большинстве проектов внедрения BI-приложений существует слой информационных панелей для руководителя, которые являются вершиной "информационного айсберга" компании. "Немаловажный аспект качественного внедрения технологий BI – это наличие готовых к использованию панелей, покрывающих потребности руководящего состава компании в необходимой информации, – подчеркивает исполнительный директор компании SCM Engineering, эксперт центра компетенций SMART Person Антон Шматалюк. – Сведения должны быть емкими и соответствовать основным целями и ключевым показателям бизнеса".

Отвечая на сочетание этих двух потребностей, большинство разработчиков BI-платформ уже добавили в свои решения разнообразный функционал информационных панелей, работающих на планшетных компьютерах с различными операционными системами. Они дают возможность контролировать показатели в режиме реального времени в любой точке мира, где есть мобильная связь.

Хорошо прослеживается еще один тренд – интерфейс BI-системы становятся проще и удобнее для пользователя. Фактически все производители BI активно работают над дружественностью интерфейса, чтобы, помимо бизнес-аналитиков и ИТ-специалистов, с BI-приложением могли работать менеджеры и рядовые исполнители. При этом за простотой интерфейса в системе могут быть спрятаны достаточно серьезные аналитические алгоритмы. "Самым ценным для банка стало изменение процессов на основе знаний, полученных при анализе данных. Обратная связь в настоящее время существует как через бизнес-аналитиков, так и в автоматическом режиме, – отмечает Александр Трапезин. – Говорить о системе аналитики на базе нейронных сетей пока не приходится, но это наше будущее и мы активно смотрим в этом направлении. Примером обратной связи является оценка финансового состояния клиента на основе анализа фактов".

Если анализировать востребованность облачных BI-приложений, о будущем которых так много рассказывали поставщики аналитических решений, то пока в России не началось их активное применение. Подавляющее большинство компаний еще не готовы положить данные своего бизнеса в публичное облако.

Акцент на ускорение

Ключевым фактором становится увеличение скорости принятия решений. Изначально BI-системы появились как средство автоматизации процесса подготовки отчетности, с целью сокращения времени на ее подготовку. И если раньше бизнес мог ждать отчета неделю и более, то сейчас возможный срок ожидания уже исчисляется днями, часами, а то и минутами. "Руководители должны тратить минимум времени, чтобы понять текущее положение дел в бизнесе и в случае необходимости найти причины, повлекшие ухудшение показателей деятельности, – говорит Антон Шматалюк. – BI-система должна быть не только технологической базой для сбора и анализа сведений об операционной деятельности компании, но и содержать в себе преднастроенные инструменты управления, позволяющие принимать управленческие решения в максимально сжатые сроки".

Все больше внимания уделяется еще одному растущему на западном рынке тренду в области BI – работе с Big Data. Потребность в анализе больших объемов данных во времени, близком к реальному, решается оптимизацией алгоритмов анализа и структуры информационных кубов. Однако в определенных случаях требуемая скорость при предоставлении данных требует изменений в архитектуре самого BI-приложения. "Уверен, что крупный и средний бизнес в России уже сталкивается с лавинообразным ростом количества собственных данных, требующих аналитической обработки, – отмечает Павел Ледковский. – А необходимая скорость доставки достоверного контента для поддержки принятия решений заставляет внимательно приглядываться к решениям, обрабатывающим поток аналитических данных в оперативной памяти, в отличие от классических BI-систем, обычно работающих с различными серверами баз данных".

Все чаще и чаще заказчик хочет увидеть не просто аналитический куб с показателями и инструментами их анализа, а информационную систему, которая в реальном времени собирает данные из транзакционных систем, поддерживающих ключевые бизнес-процессы. На основании анализируемого потока данных по тем или иным правилам выбираются ключевые события, которые формируют показатели, необходимые для принятия решений в оперативном режиме.

Аналитика в реальном времени чаще востребована в банковской сфере и телекоммуникационных компаниях, при этом данная потребность часто связана с анализом рабаты интернет-сервисов, в рамках которых идет обслуживание большого числа клиентов в короткие промежутки времени.

Классические BI-приложения достаточно проблематично применить для аналитики в реальном времени. Вся проблема в том, что объемы анализируемых транзакционных данных настолько велики, что необходимо использовать технологии их фильтрации по определенным событиям "на лету". Только после этого на основе сделанной выборки производится расчет необходимых показателей, и информация в реальном времени выдается руководителю для принятия решения.

Говорить о массовом внедрении таких аналитических приложений пока рано. Потенциальные заказчики пока анализируют рынок и существующие на нем решения и определяются с подходами к анализу больших объемов данных в реальном времени.

Источники данных

Несмотря на активное развитие функциональности BI-приложений и выполняемые проекты по их внедрению, многие компании все еще не готовы к их использованию. "Наличие или отсутствие BI-системы довольно много говорит о зрелости управления в компании. Если в организации развернута и работает BI-система – это значит, что процессы установились и запущены процедуры их совершенствования, – уверен Дмитрий Кожевников. – Вместе с тем, отсутствие BI может означать как незрелость процессов и управления в целом, так и высокую динамичность бизнеса, за которым стандартные BI-решения просто не поспевают".

Для того чтобы анализировать данные, необходимо автоматизировать множество учетных функций в рамках транзакционных систем. Если в компании первичных данных нет, то и нечего анализировать. "Платформа BI – основа для качественных управленческих решений, если все данные попадают туда своевременно, не противоречат друг другу и имеют нужную детализацию, – говорит Антон Шматалюк. – Опыт внедрения контроллинга говорит о том, что далеко не все компании имеют исходные данные соответствующего качества, и очень часто внедрение BI-системы становится поводом для наведения порядка в учете".

Можно сделать вывод, что существующая функциональность BI-приложений достаточна для удовлетворения требований бизнеса к анализу информации. Однако прежде чем возвести аналитическую вершину информационного айсберга в компании, нужно провести серьезную автоматизацию основных учетных функций в системах класса ERP, CRM, SCM, BPM, ECM и уже после этого приступать к внедрению BI. Тогда эффект от внедрения аналитического приложения будет максимальным.

Андрей Коптелов

Вернуться на главную страницу обзора