Спецпроекты

На страницу обзора
Мобилизация может стать лекарством от застоя
Деловой мир остро чувствует дефицитность и дороговизну времени. Скорость работы и объем ее результатов, то есть производительность человеческого труда, решают сегодня очень много. Сделать свое дело хорошо и не упустить момент помогают мобильные информационные технологии. В настоящее время сложился целый ряд интересных тенденций в развитии этого направления.

В развитых и в ряде активно развивающихся стран мира в последние годы организации и пользователи делают своими рабочими инструментами мобильные устройства, упрощающие их жизнь. Причем все чаще компании переходят от самодеятельности в сфере «мобилизации» к серьезным промышленным решениям.

Как отмечает Павел Деверилин, директор департамента мобильных решений SAP СНГ, рост мобильных ИТ-рынков наблюдается, прежде всего, в тех областях, где «мобилизация» — не дань моде, а необходимость или, как минимум, серьезное конкурентное преимущество. К таким сферам можно отнести, например, техобслуживание и ремонт оборудования, иные сервисные услуги, продажи и т. д.

Всеобщая мобилизация

Согласно результатам исследования Dimensional Research, больше половины компаний разрешают своим сотрудникам подключать к корпоративным сетям собственные устройства. По прогнозам аналитиков, в частности, Orange Business Services, переход многих компаний на модель BYOD приведет к тому, что в следующие 1–2 года будут активно расти такие услуги, как управление мобильными устройствами (Mobile Device Management), управление мобильными приложениями (Mobile Application Management). Проблема информационной безопасности в этой связи станет еще более актуальной.

Подключения корпоративных гаджетов

trendy_belov1.jpg

Источник: Dimensional Research, 2013

Кроме того, по словам Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», использование модели «облачная ИТ-инфраструктура – мобильные клиенты» дает принципиально новые возможности для организации и развития бизнеса: он перестает быть зависимым от физического местоположения офиса. Возможность удаленного решения задач дает сотрудникам личную свободу и плюсы асинхронного существования. Бизнес может привлекать работников из регионов, где выполнение той же функции существенно дешевле, что особенно актуально для мегаполисов.

Динамика численности мобильного персонала в мире, млн чел.

trendy_belov2.jpg

Источник: IDC, 2013

Если для крупных компаний будет трудно перестраивать систему управления, то сектор SOHO вполне может использовать эти возможности для повышения эффективности уже сегодня. Главный вопрос здесь – эффективность управления. По мнению эксперта, через несколько лет в вакансиях СЕО появится обязательное требование «опыт управления распределенной командой».

Мировой рынок мобильных приложений, млрд $

trendy_belov3.jpg

Источник: J&P Consulting, 2014

Благодаря такой эффективности спрос на мобильные ИТ-решения для бизнеса высок, но рынок предложения «коробочных» продуктов для мобильного бизнеса пока все еще молод. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2012 г. доля бизнес-приложений от общего объема мирового рынка мобильных программ в денежном выражении составила чуть более 3%, или $250 млн. Следует отметить, что сегодня бизнес-приложения чаще всего разрабатываются с учетом требований непосредственного заказчика проекта и продаются ему, минуя магазины приложений, такие, как AppStore и Google Play, и этот рынок «мобилизации компании под ключ» пока является более развитым, чем рынок готовых приложений.

Перспективы капитализации

Мобильный ИТ-рынок стремительно развивается, и в ближайшие 4 года эксперты ожидают 14-кратный рост до $3,55 млрд в связи с появлением глобальных мобильных бизнес-систем, которые заставят разработчиков, сотрудничающих с заказчиками напрямую, перейти в магазины приложений, сделать свои решения массовым продуктом. Это должно послужить катализатором и акселератором для всего рынка ИТ, не только мобильного сектора.

Аналитики также отмечают сильную фрагментацию рынка мобильных средств для бизнеса, что создает хорошие возможности для консолидации. Сотрудники, как правило, самостоятельно приобретают мобильные устройства и приложения из разных источников, откуда затем получают услуги послепродажной поддержки. В свою очередь, рынок деловых мобильных устройств тоже сильно фрагментирован. В этих условиях у операторов услуг мобильной связи появляется возможность сделать своим корпоративным заказчикам комплексные предложения, например, с использованием облачных сервисов.

Структура затрат на мобильную связь в 2013 г.

trendy_belov4.jpg

Источник: Strategy Analytics, 2014

По словам Фила Кендалла (Phil Kendall), директора практики глобальной мобильности аналитического агентства Strategy Analytics, работа в В2В всегда означает для мобильного оператора возможность продать больше услуг, чем физическим лицам. Затраты корпоративных заказчиков на голосовую связь гораздо выше: $20–25 в месяц на человека против $8–10 у физлиц. C другой стороны, вызов состоит в том, что, когда оператор продает пакет «голос + СМС» корпоративному заказчику как изолированную, коробочную услугу, оказывается, что бизнес-заказчики более чувствительны к цене продукта или услуги, чем частные абоненты.

Подтверждая тезис о том, что телеком-операторы переключают внимание на бизнес-заказчиков, Стас Хирман (Stas Khirman), технический директор Deutcshe Telekom Hosted Business Services, отмечает, что основные игроки в настоящий момент делают главный упор на передачу данных и другие телеком-сервисы, широко востребованные в бизнес-среде. Что же касается крупных операторов, то они традиционно предлагают свои услуги исключительно большим корпорациям.

Однако не весь мир развивает мобильные технологии по единому сценарию. Например, отличие японского рынка состоит в его изолированности и в проведении политики «социальной мобильности» на свой манер. Как заметил вице-президент крупнейшего японского оператора сотовой связи NTT DoCoMo (торговая марка Foma Telecom) Рой Сугимура (Roy Sugimura), японцы стараются предоставить одинаково высокий уровень сервиса всем абонентам, независимо от используемых устройств и тарифов.

В Японии, как правило, действуют безлимитные тарифы на передачу данных. Такой подход призван выработать позитивный пользовательский опыт и послужить основой для формирования лояльности абонентов, обусловливающей стабильность доходов оператора.

В соседнем Китае, напротив, получила широкое распространение прогрессивная тарификация: передаешь вдвое больше данных – платишь вчетверо дороже. Такая система расчетов призвана стимулировать переход на более высокие тарифные планы. Однако на практике абоненты, опасаясь превышения лимита и наступления прогрессивной оплаты, стараются ограничивать мобильную передачу данных, по возможности используя другие, бесплатные или заведомо более дешевые каналы связи.

Восемь трендов

Особо следует отметить следующие общемировые тенденции рынка мобильных приложений.Во-первых, это рост количества мобильных устройств. Объем продаж смартфонов и планшетов продолжает расти, их доля в общем количестве мобильных устройств увеличивается. Данная тенденция указывает на изменения в структуре потребления мобильных медиа и, как следствие, вызывает повышенный интерес многих компаний к этому рынку.

Во-вторых, это сокращение среднего дохода на одного пользователя (ARPU). Как свидетельствуют результаты многих исследований, в частности, Analysys Mason и Strategy Analytics, в связи с усилением конкуренции на рынках мобильной связи, насыщением сегмента голосовых сервисов, ростом числа абонентов при увеличении доли бесплатного обмена данными с помощью приложений ведет к глобальному снижению прибылей телеком-операторов. По мнению Фила Кендалла, абоненты, по всей видимости, уже достигли пика своей разговорной активности: говорить дольше и больше им просто не нужно. Поэтому в настоящий момент это очень плоский рынок, который практически не растет. И вот что интересно: покупка множества устройств, на которую возлагали такие надежды аналитики и вендоры, практически никак не повлияла на ситуацию. Владельцы нескольких устройств уже не приносят большего дохода оператору. Поэтому выходом из ситуации и способом повысить доходность служит разворот операторов к B2B-модели.

В-третьих, растет влияние мобильных социальных сетей и средств коммуникации. Широкое распространение современных мобильных устройств меняет модель взаимодействия людей, общение упрощается и становится дешевле. География бизнеса перестает играть столь важную роль в деловых отношениях, как всего несколько лет назад.

В-четвертых, активно развиваются мобильные платежные системы и мобильный банкинг.Осуществление оплаты с использованием мобильного устройства упрощает и процесс покупки, повышает безопасность и дает пользователю управление банковскими счетами. В целом это сильно меняет модель оплаты услуг и товаров и, как следствие, их потребления.

В-пятых, меняется модель потребления, идет глобальная «мобилизация». Для пользователей мобильные устройства становятся удобнее в решении повседневных задач, чем компьютеры. При этом, по мнению Виктора Ковалева, эксперта по ИТ-процессам «ВТБ Лизинг», сейчас наблюдается технологический взрыв, но опыт реального внедрения бизнес-решений существенно отстает. В этом нет ни чего удивительного – клиенты хотят за счет мобильности снизить свои расходы, а бизнес не хочет терять доходы.

В-шестых, распространяется геопозиционирование. В связи с увеличением количества пользователей смартфонов наблюдается значительный рост популярности GPS-навигации, привязанной к таким мобильным приложениям, как Foursquare, Facebook Places, Twitter, Instagram.

В-седьмых, растут проникновение LTE и влияние технологии на мобильный маркетинг. Благодаря развитию LTE-сетей пользователи мобильных устройств получают доступ в Интернет на более высоких скоростях и пропускной способности, нежели в сетях 3G. Это открывает дополнительные возможности для использования различных интернет-сервисов, недоступных в сетях 3G, включая передачу видеоконтента, например в формате телеконференции для проведения делового совещания.

В-восьмых, все чаще используется виртуализация рабочих столов (VDI) – Desctop as a Service (DaaS). По мнению Александра Василенко, главы представительства VMware в России и СНГ, сервис VDI должен предоставляться по той же цене или даже дешевле, чем работа с физическими устройствами. Самыми активными потребителями данных услуг являются не персональные пользователи, а банковские организации, сфера здравоохранения и государственные структуры. Им действительно необходима виртуализация, но не всегда возможно ее применить в связи с требованиями безопасности или особенностями предоставления доступа к приложениям. Вместе с тем, внедрение новых технологий происходит в России достаточно быстро, и сегодня наблюдается большой интерес со стороны крупных российских компаний. Однако, замечает эксперт, следует понимать, что лишь немногие компании будут виртуализировать 100% своей инфраструктуры, поскольку всегда остаются унаследованные приложения и старые программы, которые просто не работают с новыми операционными системами.

Нет универсального рецепта, подходящего для всех случаев корпоративной жизни. Так, компания IDC предсказывает скорую замену концепции BYOD на CYOD (Choose Your Own Device). Последняя предполагает, что организация закупает парк мобильных устройств в зависимости от стратегии автоматизации, а сотрудникам предлагается выбрать наиболее подходящий форм-фактор рабочего гаджета: смартфон, планшет, нет- или ультрабук и т. п. CYOD повышает затраты на аппаратуру, однако упрощает централизованное управление мобильным доступом к корпоративным данным и системам за счет унификации технического оснащения персонала и снижает риски информационной безопасности. Корпоративное будущее мобильных ИТ зависит от того, насколько они окажутся способны повысить производительность труда сотрудников, а операторы связи – предложить удобные и выгодные услуги бизнесу.

Юрий Белов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2014
Город Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора 2012 г., тыс. руб.
1 Москва 240 000
2 Москва 148 696
3 Санкт-Петербург 143 153
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2014 - м
Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора 2013 г., тыс. руб. Рост 2012/2013
1 258 000 7,5%
2 149 892 0,8%
3 113 316 -20,8%
Подробнее