Спецпроекты

Распознавание лиц и автобусы на 3D-принтерах: как ИТ меняют общественный транспорт

Интеграция Умные города

Будущее уже наступает и перемены можно ощутить по жизни городов. Они становятся более технологичными и «умными», а городской транспорт стоит на передовой прогресса. Инновационные проекты, которые уже реализуют в этой сфере по всему миру, еще пару десятилетий назад показались бы сочинениями фантастов.

Технологии помогают оптимизации транспорта

Меньше личного и больше общественного — основной мировой тренд в транспортной сфере. Продиктован он сразу несколькими факторами, основные — разгрузка дорог и экология. Вот только чтобы снизить нагрузку на городские транспортные сети, надо «заставить» жителей мегаполисов хотя бы иногда отказываться от своих автомобилей. На помощь приходят технологии — именно они делают метро, автобусы и даже велосипеды более доступными и, что важнее, привлекательными.

«Другим трендом является минимизация взаимодействия жителей с городскими служащими, например, решение большинства вопросов через приложения и электронные сервисы, — рассказывает директор по маркетингу группы компаний «Программный продукт» Роман Малышев. — В связи с этим будут востребованы решения, которые обеспечивают работу различных шеринг-сервисов, и решения, помогающие оптимизировать городское пространство, например, для создания интеллектуальных парковок. Плюс — решения по анализу и прогнозированию свободных мест, интеграции их в приложения автомобиля».

station.jpg
Сфера общественного транспорта переживает период инноваций

Поэтому по всему миру и появляются инновационные проекты, связанные с общественные транспортом: например, остановки, на которых можно и узнать всю информацию о расписании и времени прибытия транспорта, и купить билет, дожидаясь автобуса; а еще — внедряются бесконтактные способы оплаты с гибкой тарификацией (плата в зависимости от расстояния или от времени поездки); и даже создаются инновационные виды транспорта. Все эти элементы «умного города» внедряются и в Москве, и в нескольких других городах России.

Москва — один из передовых городов по внедрению современных технологий в городском транспорте, что подтверждено различными международными рейтингами и наградами. Все основные технологические инновации востребованы в Москве, а многие из них уже работают: парковки, городской wi-fi, электробусы, каршеринг и интеллектуальное городское наблюдение.

Остановки: предоплата, солнечные батареи, библиотеки

«Умные» остановки — базовая часть технологического прорыва городского транспорта. Они играют важную роль не только для местных жителей, но и для туристов. Давно всем известны экраны с точным расписанием и маршрутами — ими никого не удивить ни в России, ни в крупных городах других стран. Но некоторые государства пошли дальше.

В испанской Сарагосе, например, разработали проект сенсорного экрана, на котором можно сначала построить маршрут до необходимой точки, а потом благодаря банальному Bluetooth-соединению скачать его себе в телефон или на планшет. И даже получать sms-сообщения о прибытии нужных автобусов в нужные места! Там этот проект не реализовали, но в нескольких городах мира существует его более продвинутый вариант: через тот же Bluetooth можно открыть табло остановки в своем телефоне и выполнять все необходимые действия уже на привычном устройстве.

Помогают технологии на остановках и в вопросах, не касающихся напрямую поездки. В украинском Мариуполе установлены киоски для связи с госорганами и учреждениями: можно, например, найти нужную информацию об их работе или записаться к врачу. Еще один вариант — маркетинговый: экраны можно использовать как место размещения рекламы или доску объявлений.

mariupol.jpg
Табло на остановке в Мариуполе

Если говорить о самих остановках, то на них любят устанавливать оборудование, которое способствует большему комфорту ожидания транспорта: вентиляторы, датчики движения, которые подсвечивают остановку только в случае наличия на ней пассажира, и солнечные батареи, чтобы не расходовать понапрасну электричество. В Сингапуре придумали даже вмонтировать в остановку полки с книгами, которые можно купить или бесплатно скачать по QR-коду.

biblio.png
Полки с книгами на остановке в Сингапуре

Еще один вопрос, который решили с помощью остановок, — контроль оплаты проезда. Турникеты доказывают свою несостоятельность, да и зачем: уже почти три десятилетия назад в бразильском городе Куритиба придумали платить за вход не в транспорт, а на остановку. Для этого их делают закрытыми и приподнимают над землей, чтобы сделать посадку удобнее для людей с ограниченными возможностями.

curitiba.jpg
В Куритибе платят за вход на саму остановку

Слабовидящие пассажиры — это вообще отдельный технологический проект. Существует несколько пилотных проектов, в которых остановка самостоятельно распознает с помощью Bluetooth телефон пассажира с проблемами со зрением (другой вариант — специальные RFID-метки для слепых). После этого информация о расписании озвучивается или преобразуется в такой текст, который человек сможет прочитать. При приближении нужного автобуса можно получать виброзвонки или сообщения, а информация о пассажире поступает к водителю автобуса, который оглашает номер рейса и имя того человека, который его ждет.

Плавающая полоса и транспорт по требованию

Развитие городского транспорта — это, конечно, история не только про удобства для пассажиров. Технологии помогают решать и важные муниципальные задачи. Например, в Лиссабоне выделенная полоса для автобусов работает в плавающем режиме: въезд на нее запрещен простым авто, только если скорость потока ниже определенного порогового значения. Это позволяет освобождать полосу для проезда по ней общественного транспорта. В Португалии благодаря этому удалось увеличить скорость потока на 15–25%. Впрочем, эффективность такого подхода доказана только при умеренных пробках. Когда стоит все — даже такая мера не позволит разгрузить трафик.

Еще один вариант применения RFID — подача сигналов на светофоры самим автобусом в случаях, когда он отстает от графика. Принятый сигнал обрабатывается, после чего переключение «красного» и «зеленого» подстраивается под транспорт таким образом, чтобы он максимально быстро проехал перекресток.

А в канадском Монреале задумались о том, как сократить издержки перевозчиков в спальных районах с невысокой активностью пассажиров (в Москве тоже есть проблема пустых автобусов в определенных точках городах и в определенное время). Там разработали специальное ПО, которое позволит «передавать» людей мини-басам частных компаний или такси в последней активной с точки зрения пассажиропотока точке маршрута. Транспорт по требованию так и не запустили: не смогли определиться со стоимостью услуг второго перевозчика. Но на бумаге история выглядела перспективной.

Плата за проезд — через приложение

Еще одна задумка в угоду пассажирам — бесконтактная оплата проезда. Здесь экспериментов гораздо больше, и связаны они в основном с мобильными технологиями. На передовой — варианты пополнения транспортных карт через приложения, а также оплата с помощью Bluetooth, NFC или QR.

В Москве уже можно пополнять карту «Тройка» из банковских приложений. В Лондоне обратная логика — создано приложение именно для транспортной карты. А в Манчестере можно просто купить на телефон одноразовый билет для проезда. В Праге тоже можно — и даже не через приложение, а с помощью sms.

nfc.png

NFC — в основном французская история: ее отработали в Страсбурге, а теперь планомерно внедряют в Париже. Билет, понятно, можно считывать прямо с экрана мобильного телефона. В Марселе к этому добавили еще и считывание билетов QR-ридерами, а в дополнение можно получить расписание, проложить маршрут или рассчитывать пробки. Все — в отдельном приложении.

Наиболее удобная система — в Швейцарии. Там города поделены на тарифные зоны, а стоимость проезда зависит еще и от времени суток. Мобильный сервис FAIRTIQ позволяет активировать свой билет одним касанием на входе в автобус, закончить поездку нужно при выходе еще одним касанием. Система сама рассчитывает стоимость поездки и списывает деньги со счета. Такой подход и такую тарифную политику эксперты считают наиболее передовыми для мегаполисов с высокой загруженностью дорог и общественного транспорта.

«Подобные проекты действительно сложны, так как для их реализации требуется создать и внедрить очень большой спектр различных технологических решений, — говорит Роман Малышев об инновациях в транспорте. — Это влечет за собой необходимость модернизации транспортных средств, городской инфраструктуры, необходимость создания сервисов для граждан на всех имеющихся платформах и реализации интеграционных механизмов для взаимодействия с инфраструктурой госуслуг и смежных ведомств».

Камеры для подсчета пассажиров и поиска преступников

Внутреннее устройство автобусов тоже становится частью инновационного процесса. Например, технологии уже позволяют вести подсчет пассажиров внутри салонов. Польза от этого велика: можно рассчитывать количество людей, начавших поездку на каждой остановке. Потом эти данные используются для составления графика пиковых нагрузок пассажиропотока по времени и конкретным точкам, что позволяет оптимизировать расписание движения и управлять ремонтными работами. Кстати, если интегрировать эту систему с системой бесконтактной оплаты, то можно иметь представление о количестве безбилетников в салоне прямо сейчас.

Помочь с их вычислением поможет и система распознавания лиц пассажиров, но глобальнее ее предназначение, конечно, другое: поиск и идентификация преступников или пропавших без вести. Такие технологии применяются уже во многих странах мира, а в том же Китае систему масштабировали до каждой улицы крупных городов.

Но ведутся такие разработки и в России. Например, решение компании NtechLab вошло в топ-3 лучших систем по распознаванию пешеходов, по мнению Amazon.

«Получат массовое распространение технологии, благодаря которым можно проходить, не прикладывая карту или телефон к турникету и даже не доставая их из кармана, – прогнозирует Дмитрий Чурсин, заместитель генерального директора компании «Программный продукт». – Со временем, контроль прохода и, возможно, продажи будут вестись с помощью системы распознавания лиц».

Камеры видеонаблюдения дополняются системами безопасности для водителя. Датчики могут постоянно передавать информацию о техническом состоянии транспорта и о происходящем в салоне автобуса. В помощь ему — «тревожная» кнопка, которая может передать сведения о нештатной ситуации в профильные службы.

panic.png
Так тревога, поданная из автобуса водителем, выглядит на экране оператора

Транспорт печатают на 3D-принтерах

Эксперты уверены, что в конечном счете мир придет к транспорту будущего, его основная отличительная черта — отсутствие водителя. В США уже разработаны беспилотные минибасы Olli, которые печатают на 3D-принтере, такие же проекты реализуются в Великобритании, и там они пользуются государственной поддержкой и финансированием.

olli.jpg
Минибас Olli

И уже разрабатываются совсем смелые проекты, вроде монорельсовых дорог, к которым электромагнитной силой цепляются двухместные капсулы, следующие без остановок до пункта назначения.

skytran.jpg
Двухместные капсулы

«Беспилотный транспорт все больше будет входить в нашу жизнь, — уверен Роман Малышев. — Поэтому будут востребованы решения по интеллектуальному анализу качества вождения, анализу экологической обстановки, качества дорожного полотна и дорожной инфраструктуры».

Понятно, что в России реализовать многие из этих начинаний будет непросто. В силу хотя бы размеров территории. Но и у нас уже есть много пилотных проектов, которые приближают Россию к лучшим мировым образцам.

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»