Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация

Исследование: У сотрудников освобождается 12 часов рабочего времени еженедельно за счет ИИ

Любовь Смертина

директор по маркетингу «МТС Линк» 

Влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на эффективность работы уже невозможно игнорировать. Исследование J’son & Partners Consulting подтвердило, что ИИ способен существенно оптимизировать бизнес-коммуникации и экономить время и деньги компании. Директор по маркетингу «МТС Линк» Любовь Смертина рассказала о том, как ИИ меняет подходы к рабочим процессам и какие перспективы открываются в условиях цифровой трансформации.

78% компаний используют ИИ хотя бы в одной из бизнес-функций

Десять лет назад ИИ-инструменты были редкостью: по данным Gartner, в 2015 году лишь 10% предприятий использовали или планировали внедрять ИИ. Сегодня такие продукты стали востребованы среди корпоративных пользователей, и интерес к ним только увеличивается. Так, о росте применения искусственного интеллекта сообщает McKinsey Global Institute. В 2024 году 78% участников опроса компании отметили, что используют ИИ хотя бы в одной из бизнес-функций, что значительно выше по сравнению с 55% в 2023 году. Чаще всего ИИ применяется в ИТ, маркетинге, продажах и обслуживании клиентов.

Компании, которые не используют ИИ, рискуют отстать от конкурентов, и редкостью скоро станут продукты и бизнес-процессы без ИИ-сценариев.

78% участников опроса отметили, что используют ИИ хотя бы в одной из бизнес-функций

ИИ значительно повышает производительность сотрудников и эффективность бизнес-процессов. Например, в отделах продаж ИИ помогает заполнять CRM-системы. Технологии распознавания речи и анализа текста автоматически переносят информацию из звонков в базу и экономят рабочее время менеджеров. Платформа для синтеза и распознавания речи Audiogram от MTS AI транскрибирует звонки, а большая языковая модель (LLM) Cotype изучает текстовые расшифровки и автоматически вносит данные в CRM-систему. Внедрение освобождает до 20% рабочего времени менеджеров.

В колл-центрах ИИ анализирует диалоги, отслеживает ключевые фразы и даже интонацию. AI-сервис речевой аналитики WordPulse анализирует звонки и извлекает важные сведения из разговоров. Благодаря искусственному интеллекту можно анализировать 100% диалогов, когда система выборочного прослушивания охватывает менее 3% всех разговоров.

Результаты использования ИИ в коммуникациях мы можем оценить на собственном опыте. Первые пользователи наших разработок — сама команда МТС Линк. ИИ не просто оптимизирует рутинные задачи, но и освобождает время для более важных дел. В конечном итоге это повышает общую эффективность бизнеса. Результаты видят и наши клиенты: за три весенних месяца частота использования ИИ-инструментов на нашей платформе выросла на 187% по сравнению с зимой.

Проверяем на себе: делимся с клиентами только теми функциями, которые оценили сами

Зачем мы постоянно работаем над созданием и добавлением новых функций на основе генеративных нейросетей? Начинаем с себя: выстраиваем продуктивное взаимодействие между сотрудниками и партнерами. Потом делимся с клиентами теми решениями, которые действительно оказались полезными. Например, результатом работы нашей команды R&D стал ИИ-ассистент. Он позволяет отказаться от чтения всех подряд переписок в мессенджере, а сосредоточиться только на важных обсуждениях в выбранных чатах. Остальная информация приходит в виде короткой сводки. Также помощник создает резюме встречи, отмечает дедлайны и ответственных. Все участники встречи получают эти краткие итоги.

ИИ-ассистент позволяет отказаться от чтения всех переписок в мессенджере, а сосредоточиться только на важных обсуждениях в выбранных чатах

Иногда недостаточно прочитать расшифровку пропущенной встречи или хочется узнать, как выглядит новый сотрудник. Функция видеохайлайтов позволяет просматривать короткие ролики с самыми важными фрагментами встречи, экономя время.

Помощник создает резюме встречи, отмечает дедлайны и ответственных

Уже привычные многим на рынке функции размытия или замены фона, шумоподавления, бьютификации или цветокоррекции иногда просто незаменимы для того, чтобы деловая встреча прошла по сценарию.

Нам также важно, чтобы эти функции были доступны всем нашим клиентам, включая заказчиков, для которых критично устанавливать ПО в собственном контуре. Поэтому для каждой функции мы разрабатываем серверную версию, например недавно запустили функцию саммаризации для режима on-premise.

Наши стремления отражают общие тенденции на рынке: по данным исследования агентства TelecomDaily, в течение следующих трех лет количество сервисов на базе ИИ, используемых одним абонентом, увеличится более чем в два раза. Агентство опросило более 450 компаний и проанализировало самые востребованные ИИ-функции на ВКС-платформах. Решение «МТС Линк» получило высокие оценки и возглавило рейтинг сервисов ВКС по числу и качеству реализации ИИ-функций.

Время деньги. Привлекаем аналитиков

В МТС Линк мы привыкли опираться на точные данные для принятия обоснованных решений, они позволяют лучше понять тенденции и запросы рынка. Мы применяем этот подход и в коммерческом департаменте, и в маркетинге. Поэтому решили оцифровать пользу от применения генеративного ИИ. Мы попросили аналитическую компанию J’son & Partners Consulting разработать методику замеров и оценить влияние ИИ на эффективность рабочих процессов.

Исследование проводилось в реальных рабочих условиях. Участники, как обычно, проводили онлайн-встречи и использовали корпоративный мессенджер, обрабатывая информацию вручную и с помощью ИИ-инструментов «МТС Линк». В исследовании встречей считался онлайн-звонок или совещание длительностью от 30 до 60 минут. Участниками стали руководители команд и подразделений из крупных и средних компаний-клиентов, которые активно взаимодействуют внутри своих команд и с другими отделами.

Аналитики оценили скорость выполнения шести обычных рабочих задач: подготовка и отправка резюме встреч, запись итогов встречи, ознакомление с пропущенной встречей, чтение непрочитанных сообщений в чате, поиск информации в длинных переписках и поиск данных о прошедших встречах.

В большинстве компаний принято составлять и отправлять участникам онлайн-встреч резюме с результатами и договоренностями. Для этого специалисты делают заметки во время встречи и иногда пересматривают записи. Исследование показало, что традиционная обработка одной встречи занимает около 30 минут и часто приводит к расхождениям между записями и реальными итогами. Использование ИИ значительно ускоряет этот процесс: составление резюме занимает всего шесть минут вместо 32, а фиксирование итогов — 5,4 минуты вместо 25.

Часто сотрудники не могут присутствовать на всех встречах и для понимания контекста пересматривают записи и резюме. В среднем на это уходит 26 минут на одну встречу, но с ИИ это время сокращается до девяти-десяти минут.

ИИ также помогает уменьшить время на просмотр сообщений в мессенджерах: вместо 25 минут в день с помощью ИИ на это тратится всего 7,5 минут. Поиск информации в длинных переписках занимает всего две минуты вместо 8-10.

Экономический эффект от внедрения ИИ тоже ощутимый. Офисные сотрудники и руководители, которые проводят одну-две онлайн-встречи в день, тратят на это около 8,5 часов в неделю. С помощью ИИ время сокращается до 2,5 часов, шесть часов в неделю освобождаются для других задач. Экономия для компании составляет 15 тысяч рублей в месяц на каждого сотрудника и от 30 до 75 тысяч рублей на каждого руководителя. Для оценки экономического эффекта использовались данные по средней заработной плате от Росстата и Antal Talant.

Тем, кто проводит три и более встреч в день, требуется 14-16,4 часа в неделю. С применением ИИ они тратят почти в четыре раза меньше времени — 4-4,2 часа. Экономия составляет 25-31 тысячу рублей в месяц на сотрудника и от 50 до 153 тысяч рублей на руководителя.

Исследование показало, что внедрение ИИ в рабочие процессы значительно повышает эффективность, позволяя сэкономить до 12 часов в неделю и существенно снизить затраты для бизнеса.

Мы планируем опираться на эти данные для разработки новых сценариев рабочего взаимодействия, и в итоге создать новый стандарт бизнес-коммуникаций крупного бизнеса, понятный и безопасный.

Софья Якимова