В 2021 г. топ-20 поставщиков ИТ в ритейл заработали ₽103,5 млрд. По сравнению с 2020 г. рынок ИТ в ритейле вырос на 37,4%. В 2021 г. ритейлеры уделяли цифровизации пристальное внимание, тестируя и внедряя самые инновационные технологии: большие данные, искусственный интеллект, RPA, цифровых двойников. Разница между традиционной и интернет-торговлей все больше сокращается. Торговые сети развивают сервисы онлайн-заказа и доставки, а онлайн-магазины выпускают товары под собственными брендами.
Рост выручки топ-20
В 2021 г. совокупная выручка топ-20 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в ритейл составила ₽103,5 млрд. Это всего на 7,2% больше, чем в 2020 г. (₽96,5 млрд). Однако, надо учитывать, что в этом году от участия в рейтинге отказались несколько крупных игроков, в том числе — три компании из первой десятки: «Новый Ай-Ти Проект» (2 место в 2021 г.), «Атол» (4 место) и «Ланит» (7 место). Если при расчете динамики роста рынка ИТ в ритейле ориентироваться на данные топ-20 компаний рейтинга этого года, то рост составит 37,4%, (в 2020 г. их совокупная выручка составляла ₽75,3 млрд).
Отсутствие в рейтинге трех крупных игроков не привело к снижению порога входа в топ-20 — он по-прежнему составляет ₽1 млрд. На первую пятерку участников рейтинга приходится 70% от совокупной выручки топ-20 — практически столько же, сколько в прошлом году.
На первом месте, как и ранее, Softline, заработавший на проектах в ритейле ₽36,6 млрд — на 25% больше, чем годом ранее. Второе место занял производитель фискальных накопителей «Инвента» — его выручка выросла на 169% и превысила ₽17 млрд. Причина столь стремительного роста в том, что в 2021 г. «Инвента» стала одним из двух производителей, чья продукция включена в реестр ФНС.
На третьем месте, как и годом ранее, «Эвотор». После падения выручки на 42% в 2020 г. в результате завершения проекта перехода на онлайн-кассы, в 2021 г. группа компаний заработала на 34% больше — ₽8,9 млрд. По словам Андрея Романенко, генерального директора ИТ-компании «Эвотор», выручка группы «Эвотор» выросла, в первую очередь, за счет продажи облачных сервисов. В 2020 г. был взят курс на развитие SaaS-решений. Тогда доля выручки от SaaS составляла 26%, а в 2021 г. ― уже 43%. Кроме того, в 2021 г. входящая в группу «Платформа ОФД» значительно нарастила продажи продуктов на базе больших данных. На четвертом месте «Крок» с показателем ₽5 млрд. На пятом — новый участник рейтинга CSI (₽4,9 млрд).
Инновации в торговле
В 2021 г. ритейлеры уделяли цифровизации самое пристальное внимание. Базовая информатизация торговли — давно пройденный этап, крупные магазины могут позволить себе тестировать и внедрять самые инновационные решения. «Магнит» уже объявил о том, что в 2021 г. реализация проектов прогнозирования промо и мониторинга доступности товаров на полках с использованием больших данных и искусственного интеллекта позволили ему увеличить показатель EBITDA на ₽1,5 млрд. В 2022 г. компания планирует расширить масштаб проектов и получить не менее ₽2,5 млрд.
Широк список цифровых инициатив «Магнита». В 2021 г. эта сеть начала тестирование промышленного экзоскелета компании «Экзаурус» в логистических операциях. Решение может компенсировать около 20% нагрузки для сотрудника при подъеме тяжелых грузов, увеличить индивидуальную работоспособность до 10% и улучшить условия труда. Пилотирование стартовало в распределительном центре в Коломне. Кроме того, «Магнит» намерен начать тестирование логистических роботов. Проекты отобраны в рамках акселератора MGNTech — совместного проекта «Магнита» и Фонда «Сколково».
Кроме того, «Магнит» создал виртуальную экскурсию для сотрудников по одному из крупнейших распределительных центров компании в стране. Ежегодно около 4,5 тыс. новых офисных работников ритейлера в разных регионах будут проходить адаптационный онлайн-тур по логистическому комплексу в Краснодаре. 3D-экскурсия заменит регулярные физические посещения распределительных центров и высвободит около 550 рабочих часов в год руководителей объектов, просчитали в компании.
В конце 2021 г. «Магнит» объявил о запуске собственной медиаплатформы Shopper’s. Это деловое издание о торговле и всем, что с ней связано: о главных событиях ритейла и сферы услуг, электронной торговли, производителей товаров, агросектора, ESG, инноваций и технологий и др. — обо всех секторах экономики, связанных с потребителем и обществом, что нашло отражение в названии проекта.
Торговая сеть «О’кей» сократила плечо доставки продукции от распределительных центров до магазинов более чем на 30% без увеличения затрат при помощи цифрового двойника. Также она запустила технологию голосового отбора в распределительных центрах сети. Голосовое решение позволило ритейлеру увеличить производительность сотрудников распределительных центров и улучшить скорость комплектации на разных товарных группах. После успешного пилотного проекта на московских складах сети «О’кей», технология голосового отбора была масштабирована и сегодня функционирует во всех распределительных центрах компании.
В сети «М.Видео» заработал искусственный интеллект, высчитывающий индивидуальную скидку для каждого покупателя. Итоговая цена, с учетом всех возможных способов ее снижения, будет видна на странице с нужным товаром в мобильном приложении компании, плюс ее смогут назвать консультанты в офлайн-магазинах. В ближайшее время новый алгоритм встроят и в веб-сайт.
Также торговая сеть «М.Видео-Эльдорадо» запустила собственную платформу корпоративного образования «Цифровая академия», направленную на развитие технологических компетенций сотрудников. Более 100 сотрудников уже прошли перепрофилирование и повысили квалификацию по направлению product management, чтобы усилить продуктовые команды, развивающие бизнес-процессы ритейлера. Таким образом компания планирует закрыть 70% открытых вакансий продуктологов.
Разница между традиционной и интернет-торговлей все больше сокращается. Крупнейшие торговые сети продолжают развивать сервисы онлайн-заказа и доставки. В начале 2022 г. «Ашан» и «Сбермаркет» запустили доставку из 73 супермаркетов «Ашан» и «Атак». «Магнит» и Wildberries запустили пилотный проект экспресс-доставки товаров из магазинов у дома в Краснодаре. «Магнит» впервые представил свой ассортимент на маркетплейсе, а для Wildberries это выход в новый регион в сегменте экспресс-доставки продуктов питания.
На полках крупнейших магазинов уже давно появились товары под собственными брендами. Похоже, что интернет-магазины намерены превзойти своих офлайн конкурентов в этом вопросе. Так, Ozon начал развивать линейку смарт-ТВ под брендом Hartens, который он купил осенью 2021 г. До конца 2022 г. будет выпущено 100 тыс. таких устройств. Производство организовано в Воронеже на заводе «Квант». Серия включает как дешевые HD-модели, так и продвинутые 4К-телевизоры. Работают все они на платформе «Яндекс-ТВ».
Повысить с помощью инноваций эффективность бизнеса стремятся не только лидеры онлайн-ритейла. Например, «Утконос онлайн» внедряет рекомендательную систему на основе искусственного интеллекта для сайта и приложения. Ожидается, что решение позволит разнообразить покупательскую корзину, увеличив долю новых товаров на 12%. Система поможет персонализировать поисковую выдачу и каталоги товаров в соответствии с предпочтениями покупателя. Искусственный интеллект будет также отвечать за рекомендации в разделах «С этим товаром обычно покупают» и «Вам может это понравиться». Сервис будет предлагать пользователям новые продукты и товары, которые могут быть им интересны, но не входят в привычную покупательскую корзину.
Офлайн-ритейлеры продолжают развивать цифровые сервисы, причем не только те, которые непосредственно связаны с продажей товаров. Так, «Детский мир» выступил издателем детской мобильной игры. Мобильное приложение «Рисовашка» позволяет создавать мультфильмы, где оживают детские рисунки. Оно развивает творческое мышление и фантазию у детей, а также сокращает экранное время, которое ребенок проводит за гаджетом. Пользователям уже доступно более 80 сюжетов для создания мультфильма. «Приложение и сайт «Детского мира» призваны создавать целевой трафик для продуктов, пользователями которых являются родители или дети, — говорит Глеб Бодячевский, продакт-менеджер направления цифровых сервисов ГК «Детский мир». —Мы предлагаем цифровым сервисам и играм присоединиться к партнерству с нами. Вместе мы сможем выстроить эффективную модель распространения и монетизацию продукта и учесть интересы аудитории».