Продажи промышленных роботов росли 6 лет подряд, однако 2 последних года у отрасли не задались. Падение продаж аналитики связывают с проблемами, постигшими двух основных потребителей средств роботизации — автомобильную отрасль и электротехнику/электронику. Причем влияние эпидемии коронавируса на продажи промроботов оказалось относительно небольшим по сравнению с торговыми войнами между США и Китаем, которые в максимальной степени затронули и сферу автомобилестроения и сферу электроники.
Трамп хуже пандемии
В сентябре 2020 г. International Federation of Robotics выпустила отчет World Robotics 2020 — Industrial Robots, посвященный состоянию мирового рынка робототехники. Главный результат — продажи промроботов после 6 лет непрерывного роста упали на 12%, с рекордных 422 тыс. в 2018 г. на (сумму $16,5 млрд) до 373 тыс. в 2019 г. (на сумму $13,8 млрд). В 2010 г., для сравнения, мировой объем продаж составлял $10,2 млрд.
Однако, как отмечают в IFR, эти $13,8 млрд не включают лицензии на программное обеспечение, периферийные устройства, услуги по проектированию и т. д. Поэтому реальный объем рынка может быть приблизительно втрое выше, в IFR оценивают его в $41 млрд в 2019 г.
Комментируя падение продаж еще в «доковидном» 2019 г., Милтон Герри (Milton Guerry), президент IFR, объяснил тем, что оно «отражает тяжелые времена, которые пережили две основные отрасли — автомобилестроение и электротехника/электроника». Которые, как говорится в отчете, наступили, в немалой степени, в связи с торговыми войнами Китая и США, способствовавшими «распространению неопределенности во всей мировой экономике». Можно добавить, что рост в 5,5% в 2018 г. после роста в 31,6% в 2017-м свидетельствует о великой разрушительной силе идей президента США Дональда Трампа (Donald Trump) о более справедливом переустройстве мира.
Промышленный робот, согласно определению стандарта ISO 8373: 2012, — это автоматически управляемый, перепрограммируемый многофункциональный манипулятор, который программируется по трем или более осям. Роботы могут быть как стационарными, так и мобильными.
Прогноза на 2020 г. Милтон Герри давать не стал, заметив, что «последствия пандемии коронавируса для мировой экономики еще не могут быть полностью оценены» и что крупных заказов в последние месяцы года ждать не стоит. Исключением, по его мнению, может стать разве что Китай, который начал улучшать свои показатели уже во втором квартале 2020 г. В целом же, по его мнению, в 2021 г. рынок начнет восстанавливаться, но достижение докризисного уровня произойдет не ранее 2022 г.
В июле 2021 г. IFR выпустила оценку рынка в 2020 г., падение продаж составило менее 2%, оно было названо «более умеренным, чем ожидалось». Таким образом, коронавирусу не удалось добавить ничего существенного к упоминавшимся усилиям Дональда Трампа.
На этом фоне осталось незамеченным то, что общая установленная база промроботов на конец 2020 г., скорее всего, превысила 3 млн. (2,7 млн в 2019 г. плюс 376 тыс., установленных в 2020-м, минус выбывшие из строя роботы, в 2019 г. таковых было около 50 тыс.).
Против тенденции, как и предсказывал Милтон Герри, идет Китай, продажи роботов в Поднебесной в 2020 г. выросли, по предварительным данным, на 19%. Всего в стране было продано 167 тыс. устройств. Почти 74% из этих роботов (123 тыс.) изготовлены в других странах, преимущественно в Японии. Продажи местных, китайских, производителей в 2020 г. выросли меньше, чем в целом, на 8%, до 44 тыс. устройств.
Ожидается, что в Северной Америке и в Европе продажи роботов в 2021 г. будут расти, однако от более конкретных прогнозов аналитики IFR пока воздерживаются, поскольку очевидна очередная (в какой-то стране — третья, в какой-то четвертая) волна эпидемии.
Полных данных за 2020 г. пока еще нет, но картину состояния рынка промышленных роботов можно составлять на базе отчета World Robotics 2020 с поправкой на то, что доля «Азии» еще больше вырастет за счет опережающего роста Китая.
Россия в последние годы также идет против тренда. «По нашим данным, потенциал рынка робототехники (в России —прим. ред.) в последние два года значительно вырос, — говорит Дмитрий Капишников, генеральный директор KUKA Robotics в России и СНГ. — Например, показатели нашей компании в 2020 году увеличились на 40%, и в этом году мы ожидаем примерно такого же роста».
Китай — чемпион по «потреблению», Япония — по производству, Сингапур — по «плотности»
По состоянию на 2019 г. Азия является самым крупным рынком промышленных роботов, в страны региона было поставлено 67,1% роботов, в Европу — 19,7%, в Америку — 14,1%. Для сравнения, в 2010 г. на Азию приходилось 59,3% новых роботов, на Европу — 26,3%, на Америку — 14,4%.
Азиатский регион лидирует по количеству установок промроботов начиная с 2011 г., неудивительно, что на страны Азии приходится приблизительно две трети инсталлированной базы промроботов.
В самой Азии, как и во всем мире, столь же безоговорочно лидирует Китай. В 2019 г. в этой стране установили 140,5 тыс. новых роботов и на конец 2019 г. их количество достигло 783,4 тыс.
Говоря о лидерстве Китая, впрочем, надо учитывать, что более 70% устанавливаемых в Китае роботов имеет иностранное происхождение. Доля китайских роботов то растет, то падает. В 2019 г. она, например, увеличилась, но только за счет того, что собственное производство осталось на прежнем уровне (41 тыс.), а импорт упал со 113 тыс. до 99 тыс.
На пять стран, Китай, Японию, США, Южную Корею и Германию, приходится 73% мирового рынка инсталляций промроботов.
Лидеры мирового рынка промышленной роботизации
Инсталлировано промроботов в 2019 г., тыс. | Общее количество инсталлированных промроботов | Произведено промроботов в 2019 г., тыс. | Импортировано промроботов в 2019 г., тыс. | Экспортировано промроботов в 2019 г., тыс. | |
---|---|---|---|---|---|
Китай | 140,5 | 783,4 | 41 | 99,5 | 0 |
Япония | 49,9 | 354,9 | 175,3 | 0,7 | 126,1 |
США | 33,3 | 293,2 | н/д | н/д | н/д |
Южная Корея | 27,9 | 319 | 16,7 | 14,3 | 3,2 |
Германия | 20,5 | 221,5 | 21,7 | 16,3 | 17,4 |
Как видно из таблицы, роль лидеров на мировом рынке различна. Китай — главный потребитель (в районе 40% мирового). Япония — главный производитель (почти 47% мирового производства приходится на эту страну).
Большинство роботов, устанавливаемых в США, как отмечают в IFR, импортируются из Японии, Южной Кореи и европейских стран, собственный объем производства невелик, данные о нем в организации собрать не смогли.
По «плотности» роботов (количество устройств на 10 тыс. сотрудников) лидируют Сингапур и Южная Корея.
Средняя «плотность» роботов в странах Азии — 118, Европы — 114, Америки — 103, среднемировая — 113. В России этот показатель равен 6.
В отраслевом разрезе
Больше всего роботов задействовано в автомобильной промышленности (около 28% общего числа), она же традиционно лидирует по числу новых инсталляций.
Автопром лидирует уже много лет. Однако в 2019 г. количество новых роботов, устанавливаемых на автозаводах, упало на 16%, больше, чем в среднем. Причины — войны тарифов, пандемия и, отчасти, тенденция к переходу на машины с электродвигателями. На эту сферу приходится 28% установленной базы промроботов.
Электротехническая и электронная отрасли промышленности (производство компьютеров, оборудования, радиотехники, телевизионных устройств, устройств связи, медицинского оборудования, прецизионных и оптических инструментов) последние годы стремительно догоняли автопром по уровню роботизации, но с 2018 года мировой спрос на электронные устройства и компоненты существенно снизился — эта отрасль больше всего пострадала от торгового конфликта между Китаем и США. Соответственно, уменьшилась и потребность в новых промроботах — на 17% в 2019 г. На эту сферу применения приходится 24% инсталлированной базы.
Внедрение промроботов в металлургии и машиностроении в 2017-2019 гг. оставалось на одном уровне. За счет падения лидеров эта сфера применения немного подтянулась к лидерам, но все равно существенно отстает со своими 12% инсталлированной базы.
Количество внедрений промроботов в других отраслях упало незначительно, поскольку они были в меньшей степени затронуты торговыми войнами, соответственно и падение спроса было меньше.
У России в сфере потребления промроботов, как отметил Петр Смоленцев, коммерческий директор KUKA Robotics в России и СНГ, своя специфика. «В нашей стране стабильно высокий спрос роботов в сфере металлообработки, в сфере добычи и транспортировки нефти и газа, железнодорожного транспорта, авиации, оборонного сектора, энергетики и всего, что связано с размерами нашей страны и ее ресурсами — говорит он.
Вкалывают роботы. Счастлив человек?
С одной стороны, то, что роботы отбирают все больше рабочих мест — это очевидно. С другой, компании, в которых роботов не внедряют, могут и вовсе не выдержать конкуренции и работу потеряют и те, кто мог бы обслуживать роботов.
Что касается пандемии, то, как полагают эксперты, ее роль в процессе роботизации производства неоднозначна. В 2020 г. она внесла вклад в падение продаж роботов, однако в дальнейшем, как полагают эксперты, окажет на эту индустрию стимулирующее воздействие: промышленники оценят «безлюдное» производство, неподверженное карантинам и локдаунам.
Но в целом тема «работы и роботов» довольно скользкая, в IFR предлагают взглянуть на нее под углом «сотрудничества человека и робота», выделив категорию так называемых «коботов» — роботов, трудящихся совместно с людьми.
Сфера их применения — задачи, которые нельзя полностью автоматизировать, по крайней мере — на нынешнем этапе развития робототехники.
Эта категория растет даже в кризисные времена, количество установок коботов в 2019 г. выросло на 11%, что весьма контрастирует с общими тенденциями. Их предлагают все больше поставщиков и доля коботов достигла 4,8% от общего числа промроботов, установленных в 2019 г.
Облачные роботы и тяга к самосовершенствованию
Среди технологических трендов в IFR отметили упоминавшийся рост взаимодействия человека с промроботом; совершенствование устройств захвата и манипуляции; облегчение процессов интеграции роботов в производственные системы; упрощение процесса программирования роботов, «самооптимизация» роботов (они смогут настраивать параметры своей работы в зависимости от внешних условий, причем в реальном времени).
Не остались роботы в стороне от новомодной «облачной» тенденции и тенденции «все как услуга». Облачные хранилища данных о роботах позволят производителям предлагать клиентам услуги на основе данных, такие как проактивное обслуживание. Также возможность подключения к облаку может поспособствовать развитию рынка «робот как услуга» (Robot-as-a-Service). Особенно эта бизнес-модель поможет малому и среднему бизнесу, который сможет взять робота в аренду, загрузить необходимое ПО из облака и расплатиться с провайдером услуг по факту потребления ресурсов. Правда, отмечают в IFR, уровень проникновения скоростной связи и облачных технологий в промышленность пока относительно невелик. Так что сервису «может потребоваться некоторое время для достижения повсеместного распространения».
С надеждою на «зеленых»
Мантра про «углеродную нейтральность» с высоких трибун повторяется при всяком сколько-нибудь подходящем случае, не исключение и сфера робототехники.
Доводов приводится два. Во-первых, утверждается, что роботизация позволит производить по конкурентной цене компоненты для «зеленой экономики» (топливные элементы для автомобилей с водородным двигателем, аккумуляторы, солнечные панели) компаниям любого размера.
Второе утверждение более общее — промышленная робототехника даст возможность производить по конкурентной цене небольшие партии любых товаров, что даст возможность перенести производство в регионы сбыта и тем самым уменьшить транспортные расходы.
«Робототехника доказала свою гибкость, позволяющую быстро адаптировать производство и реагировать на изменения спроса, а также производить по конкурентоспособной цене мелкие партии продукции», — заявил Милтон Герри.
Комплектующие, правда, при такой бизнес-модели, придется развозить по всему миру, так что тут выигрыш неочевиден. Но, тем не менее, поскольку климатическая тема на слуху, эти доводы могут склонить государственные власти дополнительно вложиться в развитие робототехники.
Что дальше?
То, что пандемия коронавируса стала драйвером цифровизации -— общее место. Положительные эффекты от нее в сфере роботизации уже упоминались — осознание преимуществ безлюдных производств и возможность при помощи роботов производить по конкурентоспособным ценам небольшие партии продукции.
Тем не менее, если говорить только об экономике, не все так очевидно, признают в IFR. «В странах с высокой заработной платой, таких как большая часть ЕС, Северная Америка, Япония или Южная Корея, производительность должна быть чрезвычайно высокой» для того, чтобы имело смысл возвращать в нее производство. Кроме того, надо учитывать, что роботизация, конечно, поможет вернуть производства — но не рабочие места.
Другое дело, что пандемия, показав ненадежность глобальных цепочек поставок и темные стороны международного разделения труда в эпоху кризиса, побудит многие правительства вернуть домой «стратегически значимые» производства, в число которых войдет производство медикаментов и медицинского оборудования. В этой сфере, возможно, произойдет следующий прорыв в области роботизации.