Активное развитие экосистем на потребительском рынке и в банковском секторе не обошло стороной решения для бизнеса. Сокращение издержек при фокусе и на клиента, и на цифру — ключевая причина для появления комплекса продуктов от бизнеса для бизнеса. Современным компаниям нужна не просто поставка оборудования или отдельная услуга, а целая система сообщающихся и легких в интеграции сервисов «под ключ». Так появляются целые цифровые b2b-экосистемы для таких отраслей, как сельское хозяйство, недвижимость, транспорт и ритейл.
Зачем нужны экосистемы
Все чаще корпорации стали обращаться к созданию цифровых систем — сред, в которых объединены разнообразные сервисы для различных секторов рынка. Экосистемы помогают оптимизировать процессы компании и дают возможность пользователям решать их повседневные задачи внутри одного продукта.
Полезными они оказываются и для внутренней работы компании: благодаря цифровым системам снижается количество внешних интеграций, а значит и уменьшается число точек отказа, неподконтрольных бизнесу, повышается устойчивость производства и его гибкость к внешним факторам — любой продукт экосистемы можно оперативно отключить или подключить, что особенно важно в кризисы. Кризисный менеджмент, в целом, будет проходить проще, так как отслеживать разные метрики внутри одной системы легче.
Также цифровые системы расширяют конкурентные возможности компании: с набором платформ и сервисов получается эффективнее проверять гипотезы и быстрее выходить на новые рынки. Становится удобнее собирать статистику: большое количество функционала позволяет проанализировать большой объем действий пользователя и предложить ему персональное решение.
Позитивно сказывается внедрение решений экосистемы и на финансах компании. Они помогают рациональнее распоряжаться ресурсами и экономить на внедрении отдельных дорогих решений. Получается удешевить и при этом повысить качество обслуживания сервисов. Помимо этого, продукты внутри экосистемы способны быстро подстраиваться под тренды, а значит утвердить свою ценность на рынке компании теперь могут без больших вложений, просто внося небольшие изменения в систему.
Модульный принцип и кастомизация под определенные запросы делают экосистемы универсальными и полезными для различных отраслей. Например, благодаря цифровым платформам в строительстве развиваются комплексные программные решения, которые объединяют управление всех аспектов работы, от проектирования до эксплуатации.
Особенно интересным оказывается внедрение сложных сценариев в такие области как: сельское хозяйство, недвижимость, ритейл и транспорт.
Сельское хозяйство «в режиме 360 градусов»: от страхования до надоя
Сельское хозяйство — одна из самых цифровых отраслей России. Аграрии активно переходят на точное земледелие, используют спутниковую аналитику, ИВ-датчики и умные сервисы. Традиционно такие задачи решались разрозненными системами, которые тяжело сводить воедино. Технологии МТС способствуют цифровизации отрасли и помогают предприятиям агропромышленного сектора формировать экосистемный подход. Это особенно важно в условиях сектора сельского хозяйства, где производительность труда напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны и обеспечение внутреннего спроса: цифровые решения помогают усилить и ускорить процессы, а где-то повысить качество и заменить ручной человеческий труд.
В Татарстане, к примеру, внедрено решение «Управление КРС», которое позволило повысить надои на 20–25%, а точность приготовления кормов — на 90–95%. Умное видеонаблюдение и подключение датчиков на доильное оборудование помогло фермам сократить заболеваемость крупного рогатого скота на 30%, повысить качество продукции и увеличить производительность. Система автоматически собирает информацию о каждом животном, контролирует соблюдение технологии доения и анализирует качество корма. На основе этих данных фермеры могут корректировать рацион, грамотно рассчитывать объем корма и учитывать другие важные аспекты ухода за животными. В результате, сокращаются и расходы на ветеринарное лечение скота.
МТС также реализует программы «Умное земледелие» и «Умное растениеводство», направленные на развитие потенциала земель сельскохозяйственного назначения. Благодаря ним удается закрыть большую часть потребностей агропромышленного комплекса: от прогноза урожайности и оценки состояния и плотности растительности до удаленного управления техникой и формирования паспорта ЗНС.
Автоматически производится расчет норм и потребностей по внесению удобрений и химизации культур с учетом их особенностей, а также планируется обоснованная система удобрений. Такой подход помогает снизить расходов химикатов, что экономит средства и при этом оказывает меньше негативного воздействия на окружающую среду.
Данные, собранные с датчиков, позволяют формировать зональные карты и выявлять проблемные участки на полях, например, рельефные балки и аномальные очаговые зоны. Это также помогает определить реальную площадь вымокания территорий и просчитать процент гибели урожая, а значит и возможные убытки. Метеостанции закрывают потребность аграриев и в метеопрогнозе: системы, разработанные для АПК, формируют оперативную (почасовую и суточную) и долгосрочную (на 7–10 дней) погодные сводки.
Параллельно решается проблема подтверждения страховых случаев: данные метеостанций и спутниковые снимки (с разрешением до 2,5 метров) помогают зафиксировать поврежденные посевы и исключают человеческий фактор. Это упрощает аграриям доступ к субсидиям, а страховым компаниям позволяет надежнее оценивать риски. Система, разработанная МТС при участии партнеров, соответствует ГОСТ (что немаловажно для большинства агропромышленных комплексов) и частично восполняет отсутствие зарубежных технологий.
Единая среда для транспорта и «мобильных» сотрудников
Еще одной отраслью, потребности которой способны закрыть продукты экосистемы, можно назвать транспортную. Для инфраструктуры особенно важна цифровизация, грамотное планирование логистики и обеспечение безопасности на транспорте. Сельхозтехника, водители девелоперских служб или курьеры магазина — все нуждаются в системе мониторинга и управлении задачами.
Модули «Мониторинг транспорта» и «Мобильные сотрудники» полностью автоматизируют логистические процессы. Система сама назначает задачи сотрудникам, учитывая их компетенции, график работы и географическое положение, формирует маршруты с учетом пробок, геозон, расстояния до адресов и приоритетности задач. Для подобного рода задач и оптимизации системы также используется ИИ.
С помощью веб-интерфейса и мобильного приложения «МТС Координатор» компания в реальном времени может контролировать соблюдение графика движения транспорта и выполнение задач сотрудниками. Мониторинг осуществляется по GPS, ГЛОНАСС, LBS, Wi-Fi, а данные по перемещению отображаются на карте и в таблице. Путевые листы переводятся в электронный формат, а расход топлива легко отслеживается, что позволяет значительно сократить затраты и избежать ошибок.
Если речь идет о грузовом флоте, решение МТС дополняется ИВ-датчиками, которые контролируют температуру и влажность в рефрижераторах. Это позволяет исключить бумажную отчетность и избавляет диспетчеров и водителей от постоянных звонков и ручных проверок, обеспечивая максимальную прозрачность процессов и надежность перевозок.
В сфере управления корпоративными автопарками востребованы умные решения, например, SKAI, которая обеспечивает как основные потребности клиентов — GPS/ГЛОНАСС мониторинг, контроль топлива, контроль спецтехники, отчетность, так и предоставляет инновационные для рынка ИИ-сервисы — «безопасность вождения» и удаленный медосмотр.
Ритейл: коммуникации и аналитика в эпоху цифровой трансформации
За последние 10 лет цифровые технологии кардинально изменили рынок розничной торговли. Покупатели все чаще выбирают шопинг онлайн, в работу колл-центров внедряют роботов-помощников, которые отвечают на звонки и помогают с покупками, а магазины применяют геосервисы и с их помощью привлекают потенциальных клиентов поблизости через пуш-уведомления со скидками или специальными предложениями. Новые этапы развития ритейла требовали масштабной перестройки системы управления магазинами. Одним из путей трансформации работы компаний, занимающихся розничной торговлей, и стало внедрение комплексных продуктов экосистем: ИИ-инструментов, облачных и UCaaS-технологий (коммуникационные технологии, интеллектуальные помощники и голосовые роботы), а также анализа геолокационных и больших данных.
Так, крупнейшие маркетплейсы подключают антифрод-защиту и скоринг больших данных для безопасных покупок. Крупнейшая в России сеть зоомагазинов «Четыре Лапы» проводит обучение сотрудников 563 филиалов дистанционно, без командировок в центральный офис компании с помощью ИИ-сервисов МТС Link. Авторизация с помощью одноразового кода МТС ID помогает DNS, «Сима-ленд», Fix Price и другим ритейлерам упростить покупки, снизить нагрузку на поддержку и защитить аккаунты от мошеннических действий. «Магнит» и МТС Ads использовали таргетинг на данных ритейлера в Telegram Ads.
Розничные сети используют экосистемный подход также для синхронизации логистики, маркетинга и клиентской поддержки. Платформа «МТС Геоэффект», например, объединяет анализ демографических данных и трафика для оценки рентабельности проектов. Собранные с помощью модулей «Цифровой житель», «Геоэффект Бизнес», и «Посещаемость» данные могут быть полезны бизнесу для построения аналитики с использованием больших данных МТС: в них содержится информация о жителях и туристах, их передвижениях, любимых локациях, сопутствующих активностях и заработке. Так бизнес может определиться, где лучше арендовать помещения для магазина и какой товар там продавать, а также таргетировать рекламные кампании.
«Умная» недвижимость вместо отдельных ИТ-модулей
Девелоперы и управляющие компании все реже ограничиваются отдельными решениями, такими как установка видеокамер или диспетчеризация лифтов. Сегодня тренд — единое цифровое ядро (АСКУЭ), которое объединяет в себе учет коммунальных ресурсов, контроль доступа (СКУД), видеонаблюдение, управление шлагбаумами, мобильные приложения для жителей, по сути все ИВ-решения и сетевую инфраструктуру.
Экосистема создает единую среду, в которой жильцы, застройщик и управляющая компания удобно решают свои ежедневные задачи. Первое такое приложение на рынке создали МТС и «Эталон». Собственник, заходя в приложение, может сразу оплатить счета, в том числе с автоматизированных счетчиков, увидеть записи с камер на детской площадке или во дворе и даже настроить цифровой сценарий — например, чтобы лифт автоматически приезжал на первый этаж, как только владелец квартиры паркует машину. Управляющая компания, в свою очередь, видит детализированные отчеты о расходах, отслеживает заявки жильцов и контролирует паркинг и территорию. Застройщик в свою очередь может управлять автоматической системой учета ресурсов, домофонией, бесконтактным проходом и въездом, умными лифтами, системой видеонаблюдения и другими умными подсистемами цифровой недвижимости в удобном интерфейсе. В результате исключается ручная передача данных, уменьшается число операционных ошибок, а УК собирает консолидированную аналитику для повышения экономии.
Так, результатом работы собственного направления МТС «Цифровая недвижимость» стала оцифровка более 30 жилых комплексов в разных регионах страны, а число застройщиков-клиентов выросло до 37. Разработчик проектирует цифровую инфраструктуру на самых ранних этапах «под ключ», а также обеспечивает провайдерскую поддержку умных систем. Причем такая BMS-платформа Vdome plus (зарегистрирована в Реестре отечественного ПО) доступна не только в секторе жилой недвижимости, но и в нежилой, отраслевой и коммерческой.
Таким образом, в России создаются не только многофункциональные экосистемы для потребителей, но и для бизнеса, которые улучшают повседневность каждого из нас с помощью удобных и комфортных технологий.
■ erid:2W5zFJbNrcgРекламодатель: АО МТСИНН/ОГРН: 7740000076/1027700149124Сайт: https://moskva.mts.ru/personal