Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2020

Выручка крупнейших поставщиков ИТ в транспортную отрасль выросла на 17%

Выручка крупнейших поставщиков ИТ в транспортную отрасль выросла на 17%

Суммарная выручка крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор в 2019 г. увеличилась на 17% до ₽34,5 млрд. Порог входа в рейтинг поднялся на 83%. Однако перспективы развития отрасли в 2020 г. пока туманны. В начале года наиболее востребованы были решения по обеспечению безопасности и организации экспресс-доставки. В дальнейшем транспортные компании будут стремиться экономить, а значит можно ждать роста спроса на облачные решения и решения на базе интернета вещей, особенно в сфере отслеживания багажа или грузов и самостоятельной регистрации пассажиров.

Основные показатели

Суммарная выручка 40 участников очередного рейтинга крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний по итогам 2019 г. составила ₽34,5 млрд, что на 17% больше, чем в 2018 г. 47% этой суммы приходится на топ-5 игроков рынка ИТ в транспортном секторе. Порог входа в рейтинг увеличился на 83% почти до ₽86 млн.

Первое место в рейтинге занимает «Рамакс Груп» — в 2019 г. выручка компании в транспортной отрасли выросла на 65% до ₽5,3 млрд. Крупнейший заказчик — «Аэрофлот», для которого компания создала личный кабинет грузового агента, реализовала комплекс проектов по развитию сайта и мобильного приложения. На втором месте — лидер прошлогоднего рейтинга «Крок» (₽3,8 млрд) с проектами для «Аэроэкспресса», Центральной пригородной пассажирской компании. На третьем занимавшая в прошлом году пятое место «ЗащитаИнфоТранс» — благодаря проектам по развитию ЕГИС обеспечения транспортной безопасности, контрактам на техподдержку систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте и пользователей (СИОБНТ) и другим проектам для Минтранса РФ она увеличила выручки почти на треть до ₽2,6 млрд.

Динамика выручки топ-40 крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор


Источник: CNews Analytics, 2020

Четвертое место у АО «ГЛОНАСС» (₽2,55 млрд): компания расширяет сотрудничество с Узбекистаном, Сербией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Финляндией, создает региональные навигационно-информационные системы на базе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в Оренбургской, Калининградской и Астраханской областях. Замыкает пятерку лидеров BIA-Technologies (₽1,9 млрд) — компания уже несколько лет развивает собственную экосистему логистических продуктов «Траффик». Сегодня ее клиентами являются более 2000 транспортных, торговых и производственных предприятий, которые с помощью платформы могут найти исполнителей на перевозку груза, участвовать в торгах, получить аналитику, финансовые и юридические услуги в режиме одного окна.

Почти в 4 раза увеличилась выручка от проектов в транспортном секторе у компании Oberon благодаря проектам для Первой грузовой компании и Itella Россия. В 3 раза больше заработала компания «ХайТек» благодаря внедрению системы распознавания лиц в «Домодедово». Компания «Тетрон» реализовала в 2019 г. крупные проекты в области роботизации транспортных процессов и мониторинга транспорта для «МРСК Центра», «РесурсТранс», в результате чего ее выручка в этом сегменте увеличилась на 140%. Растут объемы поставок ИБ-решений в транспортный сектор у «Кода безопасности» (на 130% в 2019 г.). В 2 раза нарастила выручку и iCore: в списке крупнейших проектов поставка мультимедийного комплекса для тренинг-академии Hyundai. «Иннодата» внедрила систему оптимизации создания, проведения и анализа маркетинговых кампаний, создала витрину данных онлайн-продаж на основе технологий больших данных и автоматизированную систему прогнозирования грузопочтовых емкостей пассажирских рейсов для «Аэрофлота» и благодаря этому «выросла» в транспортном сегменте на 106%.

Будущее рынка ИТ на транспорте

Главными стимулами для развития ИТ-рынка в 2019 году стали стабильный рост пассажиропотока, особенно в авиации, удорожание топлива, борьба за транзитные потоки, увеличение объемов грузоперевозок и стремление всех участников рынка снизить издержки. «Эти тенденции были долговременными и заставляли участников рынка вкладываться в цифровизацию и улучшение конкурентных преимуществ, — отмечает Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу группы компаний «Рамакс». — Сейчас все меняется, но, думаю, что спрос на развитие цифровых технологий на транспорте останется».

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2019

№ 2019 № 2018 Компания Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2019 г., ₽тыс. Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2018 г., ₽тыс. Рост выручки 2019/2018
1 2 Рамакс Груп Санкт-Петербург 5 298 074 3 206 407 65,2%
2 1 Крок Москва 3 776 298 3 399 665 11,1%
3 5 ЗащитаИнфоТранс Москва 2 630 916 1 987 606 32,4%
4 3 АО ГЛОНАСС Москва 2 553 970 2 464 267 3,6%
5 4 BIA-Technologies Санкт-Петербург 1 882 465 2 017 288 -6,7%

Источник: CNews Analytics, 2020

Перейти к полной таблице

По мнению Виктора Парахина, заместителя генерального директора «ЗащитаИнфоТранс», транспортная отрасль планомерно входит в четвертую технологическую революцию, известную также как «Индустрия 4.0», которая включает в себя полную оцифровку пространства, субъектов и процессов, использование новых материалов, новые способы производства или оказания услуг и новые системы управления. Внедряются интернет-вещей, технологии анализа больших данных, искусственный интеллект, самоисполняемые коды выполнения обязательств и алгоритмы предоставления услуг. Ключевым фактором производства становятся данные в цифровой форме, позволяющие осуществлять анализ, моделирование, прогнозирование и формирование новых услуг и рынков.

В 2020 г. транспортный сектор оказался в списке самых пострадавших от пандемии COVID-19. Очевидно, это не может не оказать влияние на развитие ИТ в отрасли. «Пандемия, вызванная распространением вируса SARS-CoV-2, потребует как от участников рынка, так и от интеграторов экстремальных решений для выживания отрасли в принципе, — продолжает Дмитрий Буленков. — В таких условиях информационные технологии становятся чуть ли не единственным шансом удержаться на плаву. Если в прошлом году компании просто боролись за клиентов, то в ближайшее время будут «воевать», и технологии в этой борьбе сыграют ключевую роль».

Сегодня эксперты отмечают рост спроса на решения, связанные с обеспечением безопасности, например, термометрию на входе. Есть интерес и к проектам, связанным с контролем применения средств индивидуальной защиты в общественном транспорте. Одной из существенных мер по сдерживанию распространения коронавируса стало обеспечение мониторинга граждан контролирующими органами после возвращения из государств с нестабильной эпидемиологической ситуацией. «Данные для ежедневного принятия оперативных управленческих решений обеспечивает Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. В системе хранятся миллиарды транзакций по оформлению пассажирских перевозок, которые и стали основой для контролирующих органов для вычисления инфицированных граждан и потенциального круга их общения», — рассказывает Виктор Парахин. Эта же система использовалась для мониторинга динамики межрегионального и трансграничного пассажирского сообщения по всем видам транспорта (снижения и восстановления объема перевозок).

События последних месяцев и вынужденная самоизоляция привели к резкому росту рынка экспресс-доставки продуктов питания, который по итогам 2020 года может увеличиться, по оценкам экспертов, в 42 раза, с ₽0,7 млрд до ₽30 млрд. Эта услуга начала набирать популярность, в первую очередь, усилиями ИТ-компаний и интернет-сервисов, но в дальнейшем инициативу могут перехватить крупные игроки из офлайн-ритейла, массово внедряющие решения для оптимизации логистики «последней мили». «Модель доставки «на следующий день», превалировавшая на рынке до 2019 г. изжила себя и устарела. Сроки доставки сократились в разы, что требует более совершенных ИТ-инструментов планирования, — говорит Сергей Барыкин, генеральный директор BIA Technologies. — Там, где привычных инструментов становится недостаточно, на помощь приходят сервисы математического моделирования, которые позволяют виртуозно управлять планированием с учетом большого количества вариативных параметров».

Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», отмечает рост спроса на решения, обеспечивающие контроль перевозок скоропортящейся продукции — компании стремятся сократить потери.

Алексей Карпинский, заместитель генерального директора iCore, уверен, что эпидемия приведет к смене тренда на глобализацию на тренд к локализации: люди будут пытаться жить маленькими автономиями в связи с эпидемиологической угрозой, которая, похоже, была не последняя. Это станет стимулом для диверсификации логистических цепочек, и у России есть шанс стать вторым центром грузопотоков Тихоокеанского региона.

По мнению Сергея Паукова, директора департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании «Крок», транспортные предприятия, скорей всего, будут вынуждены задуматься об экономии, а значит возрастет интерес к системам автоматизации и диспетчеризации, которые позволяют сократить затраты на эксплуатацию зданий.

Вероятно, в ближайшие годы все более активно будут применяться технологии интернета вещей и облачные сервисы. «Конечно, интенсивность их внедрения во многом будет зависеть от экономической ситуации», — отмечает Сергей Пауков. В то же время нельзя не заметить, что сфера применения интернета вещей на транспорте практически не ограничена — это отслеживание багажа или грузов, информирование о выходе на посадку, самостоятельная регистрация. Набирают системы indoor-навигации при помощи радиомаяков. Установка множества беспроводных датчиков помогает контролировать качество воздуха, освещенность, присутствие людей. Их можно использовать как в системах автоматизации и управления инженерными системами, так и для построения тепловых карт посещаемости тех или иных зон пассажирами для корректировки ценовой политики сдаваемых в аренду площадей.

В целом, по мнению Ильи Аксельрода, в 2020 г. авторынок просядет на 20-40%, и все сферы, завязанные на количество выпускаемых автомобилей, существенно пострадают. При этом можно ожидать роста в области ИТ-поддержки бизнес-процессов организаций и в государственных проектах цифровизации логистики и построения умной инфраструктуры.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора