Спецпроекты

АИС «Контингент»: как создается система управления образованием в России

АИС «Контингент»: как создается система управления образованием в России

В конце 2015 г. в России стартовал один из крупнейших проектов в области информатизации образования – создание АИС «Контингент». По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений. Промышленная эксплуатация межведомственной системы начнется уже в декабре 2016 г.

25 октября 2014 г. распоряжением правительства РФ № 2125-р была утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Чуть позже распоряжением правительства РФ от 14.02.2015 № 236-р на свет появилась дорожная карта по созданию системы.

Создание АИС «Контингент» может стать одним из крупнейших проектов в области информатизации образования, который выполняется двумя федеральными ведомствами – Министерством образования и науки РФ, которое отвечает за ее методологическое и методическое обеспечение, и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, обеспечивающим ее создание и сопровождение и являющимся ее технологическим оператором.

Кто и как считает детей сегодня

Согласно данным Минобрнауки, сегодня в России существует около 44 тыс. школ, 40 тыс. детских садов, 11 тыс. кружков и секций и более 590 вузов. Достоверных данных о числе детей, посещающих различные учебные заведения сегодня, фактически не существует. И тем более нет данных о том, сколько их появится через 3, 5 или 10 лет. Планирование в области образования осуществляется на основе сведений, предоставляемых Росстатом и другими ведомственными информационными ресурсами. «Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются, – говорит Олег Исайкин, генеральный директор компании «ИРТех». – Однако у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации». «Долгосрочное планирование развития образовательной сети на государственном уровне всегда было синхронизировано с результатами переписи населения, но за последние 10 лет этот метод устарел, перестал быть адекватным реальной ситуации», – продолжает Гавриил Леви, основатель и генеральный директор «Дневник.ру».

Понятно, что потребности сферы образования не ограничиваются только учетом количества учащихся. Огромное значение имеет также информация об их успеваемости, увлечениях. Такие данные существуют в получивших сегодня широкое распространение электронных дневниках, но на уровне региона, а тем более всей страны они не систематизированы. «Отдельно ведутся базы одаренных детей, трудных подростков. Сведения хранятся в базах данных информационных систем различной ведомственной принадлежности, таких как электронные дневники, системы комплектования», – уточняет Гавриил Леви.

Еще одна проблема отрасли связана с внедрением нормативно-подушевого финансирования, на которое с 1 января 2016 г. перешли общеобразовательные учебные заведения и организации дополнительного образования. В ситуации, когда объемы выделяемых учебному заведению средств напрямую зависят от числа его учеников, региональные власти очень заинтересованы в отсутствии «мертвых душ». Ни для кого не секрет, что ситуация, когда ребенок начал посещать спортивную секцию, затем поступил в кружок рисования, а в конечном итоге бросил и то, и другое, не является уникальной. Сегодня подобная информация поступает в региональные органы управления образованием с большим опозданием.

Более-менее объективная картина складывается только в сфере дошкольного обучения благодаря появлению в 2013 г. федеральной системы мониторинга показателей электронной очереди. «Это позволило субъектам Российской Федерации актуализировать данные о текущих потребностях и спрогнозировать необходимость предоставления дополнительных мест в детских садах», – отмечает Гавриил Леви.

Создаваемая сегодня АИС «Контингент» призвана решить все эти проблемы. По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений.

7 бед АИС «Контингент»

  1. Интеграция с информсистемой ЗАГС. У учреждений ЗАГСа нет полномочий на передачу данных в органы управления образованием.

  2. Интеграция с федеральным сегментом. У образовательных организаций отсутствуют полномочия на передачу персональных данных учеников в федеральный сегмент.

  3. Взаимодействия региональных ведомств и учреждений, участвующих в наполнении системы. Необходимо принятие региональных регламентов взаимодействия регионального сегмента АИС «Контингент» с ведомственными информсистемами.Также ведомство, курирующее информатизацию в регионах и получающее субсидию на создание АИС «Контингент», иногда проводит политику, несогласованную с ведомством, курирующим образование.

  4. Качество первичных данных. В некоторых регионах автоматизация управления образованием практически не применяется, данные собираются произвольно, вручную вносятся в электронные таблицы. В систему поступают первичные данные низкого качества.

  5. Отсутствие четких требований к данным. Изменения требований к составу и формату данных для передачи в федеральный сегмент АИС «Контингент» вынуждают переделывать базу данных системы.

  6. Отсутствие возможности использования модели ГЧП. Для реализации проекта по схеме ГЧП необходимо внедрение всех систем нижнего уровня – поставщиков данных в региональный сегмент со всех уровней системы образования.

  7. Сжатые сроки. В октябре 2016 г. все субъекты должны закончить создание региональных сегментов. Необходимо ускорение, особенно в части обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.

У каждого ребенка в системе должна будет появиться учетная запись, вокруг которой сформируется его «электронное портфолио». Портфолио будет содержать ФИО, пол, место и дату рождения, номер записи акта о рождении, серию и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и т.п.), освоенных образовательных программах, документах об образовании.Также планируется, что АИС «Контингент» будет собирать информацию о количестве детей, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в образовательные учреждения, сможет прогнозировать потребности на места в учебных заведениях и садиках.

В соответствии с дорожной картой, все сегменты межведомственной системы должны быть введены в промышленную эксплуатацию к декабрю 2016 г.

Как создавался федеральный сегмент

АИС «Контингент» состоит из трех типов сегментов: федерального, высшего образования и множества региональных. Федеральный сегмент включает в себя ядро системы (реестры обучающихся, образовательных учреждений и др.); аналитический модуль, в котором формируется консолидированная отчетность, а также наглядная аналитика для первых лиц и ответственных сотрудников; различные сервисы для интеграции с инфраструктурой электронного правительства (ЕСИА, ЕСНСИ, СМЭВ), с электронными сервисами федеральных органов исполнительной власти и региональными сегментами. Отдельно следует выделить модуль мониторинга дорожных карт, с помощью которого контролируются этапы создания региональных сегментов в субъектах РФ.

Конкурс на создание федерального сегмента был проведен Минкомсвязи в ноябре 2015 г. Победитель конкурса должен был разработать систему за один месяц, начальная цена лота составляла p67 млн. Заявки на конкурс подали шесть компаний – «Барс Груп», «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», «Ростелеком», НИИ «Восход», «Мегафон» и «Нау-сервис». Победителем был признан «Мегафон», который оценил свою работу в p35,76 млн. Непосредственным исполнителем работ стала «дочка» «Мегафона» Megalabs. В качестве субподрядчиков для реализации проекта были привлечены компании «Барс Груп» и «Нетрика».

Для федерального сегмента АИС «Контингент», помимо портала, были разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами, аналитики. Одним из условий контракта было использование при создании федерального сегмента свободного ПО или ПО российского производства.

Компаниям «Барс Груп» и «Нетрика» была поручена интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Были созданы прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента, которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.

Поскольку в регионах установлены разные системы, с разными наборами данных, упор был сделан на их выверку. Сейчас у нас около 30 млн обучающихся и по каждому из них порядка 1000 данных, рассказывает Артем Мошков, председатель совета директоров компании «Нетрика». «Федеральная система сможет стать эталонной базой и в будущем контролировать поступающую информацию, сообщая регионам, какие данные, например, были введены некорректно», – поясняет Артем Мошков. Также, по его словам, особое внимание было уделено защите персональных данных детей, для чего была создана специальная подсистема по информационной безопасности. 23 декабря 2015 г. работа была принята заказчиком.

Для полноты картины

Важной составляющей федерального сегмента АИС «Контингент» является аналитический модуль, в котором предусмотрена возможность многомерного анализа данных, наложения их на карту, имеются конструктор отчетов и преднастроенные аналитические отчеты.

Модуль, построенный на базе платформы Alpha BI, разработанной «Барс Груп», позволяет анализировать этапы образовательного процесса, выявлять социально неблагополучных учеников по косвенным признакам (например, таким как немотивированный перерыв в получении образования), контролировать наполненность учреждений образования в различных разрезах, процесс миграции учащихся, качество образования по косвенным признакам (например, таким как поступление в вуз), формировать рейтинги образовательных учреждений по различным признакам (например, здоровье учеников, количество учебных часов по предметам и т.п.).

Лицом к регионам

В соответствии с дорожной картой, в каждом российском регионе должны быть созданы региональные сегменты межведомственной АИС «Контингент», сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. В декабре 2015 г. эти работы должны были завершить 36 регионов, вошедших в так называемую пилотную зону. Для остальных 49 плановый срок завершения работ определен дорожной картой.

Финансирование работ осуществляется из средств региональных бюджетов, а также за счет федеральных субсидий, которые ежегодно выделяются Минкомсвязи на реализацию проектов, направленных на развитие информационного общества в регионах. В 2015 г. 30 субъектам, получившим субсидии на общую сумму p554,6 млн, необходимо было потратить их на создание АИС «Контингент», АИС «Транспорт», а также на развитие государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета. «В 2015 году 29 субъектов получили субсидии на создание региональных сегментов межведомственной системы. Это позволило 40 регионам к концу 2015 года создать свои сегменты АИС «Контингент»: 29 из них использовали субсидии, еще 11 – собственные средства», – рассказывает Андрей Черненко, директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ. Согласно данным министерства, по итогам года реализация АИС «Контингент» позволила спрогнозировать потребности населения в необходимости детских садов и школ, а также объединить и систематизировать информацию из уже существующих в стране информационных систем. В систему внесены данные 81,6% обучающихся и 92% организаций.

«В 2016 году из общего числа субъектов, допущенных к конкурсному отбору, 39 подавали заявки на проект «Создание АИС «Контингент». 20 из них, которые стали победителями, в установленном порядке будут предоставлены субсидии на реализацию проекта», – продолжает Андрей Черненко.

Централизованная архитектура регионального сегмента АИС «Контингент»

risunok_3.png

Источник: «Дневник.ру», 2016

В состав регионального сегмента АИС «Контингент» входят подсистемы хранения и обработки данных, администрирования, модули безопасности и построения отчетности, а также шлюзы взаимодействия и выгрузки данных, обеспечивающие взаимодействие с внешними информационными системами и федеральным сегментом.

Данные в региональный сегмент поступают из информационных систем образовательных учреждений. Однако, согласно данным исследования, проведенного ГНИИ ИТТ «Информика», по состоянию на второй квартал 2014 г. уровень оснащенности системами автоматизации основной деятельности (зачисление, электронный журнал, формирование учебных планов) учебных заведений общего образования в среднем по России составлял 49%, среднего профессионального образования – 25%, дополнительного образования – 10%. Таким образом, сроки запуска регионального сегмента могут варьироваться от двух недель до двух месяцев в зависимости от стартового уровня информатизации каждого конкретного региона.

По этой же причине архитектура решения может быть как централизованной, так и распределенной. Например, как рассказал CNews Олег Исайкин, в Волгоградской области на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОДе, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.

Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. «Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой», – говорит Олег Исайкин.

Одной из важнейших задач создателей регионального сегмента стала очистка первичных данных – часто даже такая базовая информация, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении, была заведена неверно, так как ранее практически не использовалась. Дополнительное время потребовалось и на сбор с родителей согласия на обработку персональных данных.

Что ждет российское образование после запуска системы

Понятно, что результаты внедрения системы в полной мере проявятся после того, как она будет полностью передана в промышленную эксплуатацию. Но уже сегодня очевидно, что за прошедший год существенно увеличилось количество образовательных организаций, использующих в своей работе автоматизированные системы. Немаловажным результатом внедрения системы является и то, что органы управления образования навели порядок в информационных системах, являющихся поставщиками данных. Ведь в «Контингент» нельзя загружать данные просто так. Для этого нужны основания, например договоры или соглашения с государственным заказчиком.

Запуск АИС «Контингент» должен состояться в конце 2016 г. Таким образом, уже в 2017 г. появится возможность скорректировать данные, на основании которых осуществляется подушевое финансирование системы образования. «Фактически система реализует задачи учета народонаселения, так как будет осуществлять агрегацию данных с момента рождения до окончания обучения в высших учебных заведениях», – говорит Гавриил Леви. На основе этих данных можно также прогнозировать количество мест в детских садах и школах, которое потребуется в будущем, и, в случае необходимости, принимать решения о строительстве.

Кроме того, процесс управления системой образования в регионах станет абсолютно прозрачным. «Согласитесь, что на фоне повышения трудовой мобильности населения вопрос о переводе ребенка на обучение в школу другого муниципалитета в области или даже в другой регион перестает быть редкостью. И будет очень удобно, если этот процесс станет абсолютно прозрачным и простым как для самого ребенка, так и для его нового образовательного учреждения и новых педагогов», – продолжает Олег Исайкин.

Прозрачность, с одной стороны, позволяет акцентировать внимание на проблемных зонах в образовании конкретного региона, а с другой – выявлять одаренных детей, талантливых педагогов, эффективные образовательные организации и грамотных управленцев. Все необходимые данные для подобной аналитики в системе есть. «Мы абсолютно уверены, что в ближайшем будущем, после решения базовых вопросов с учетом и прогнозом, наступит время и для такой аналитики. Система образования генерирует по-настоящему большие данные, и их обработка и анализ – дело первостепенной важности», – говорит Олег Исайкин.

Существенно упростится процесс мониторинга системы образования. Образовательные организации будут избавлены от необходимости сдачи бумажной отчетности, а органы управления смогут практически в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу. «Фактически, АИС «Контингент» может стать полноценной системой управления отраслью. Именно в этом мы видим ее развитие», – уточняет Гавриил Леви.

Имея консолидированные данные по учебным и внеучебным достижениям ребенка за много лет, работники образования получат возможность более индивидуально подходить к его обучению, помогать в выборе специализации. Фактически школы и органы образования смогут использовать АИС «Контингент» как экспертную систему поддержки принятия решений при выборе оптимальной траектории обучения. Еще одна важная задача – профилактика социально опасного поведения. «Единая система не даст вызывающим тревогу сведениям затеряться в ведомственных базах данных и поможет своевременно выявить таких детей и принять меры», – говорит Тимур Ахмеров.

Кроме того, АИС «Контингент» способствует формированию в России единой образовательной электронной среды, а на этой основе может быть организован целый ряд дополнительных сервисов. В качестве примера Тимур Ахмеров приводит платформу доверенного образовательного контента: «Не секрет, что у многих педагогов есть интересные авторские курсы. С помощью контент-платформы эти курсы можно сделать общедоступными за определенную плату. А также организовать удаленное репетиторство учителей и привлечение вузовских преподавателей, рейтингование репетиторов, дистанционное обучение».

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора