Спецпроекты

На страницу обзора
Мы объединили в единую систему множество разнообразных решений
В большинстве регионов централизованным решением объединены только дошкольные учреждения. Поэтому создание регионального сегмента АИС «Контингент», как правило, подразумевает интеграцию множества разнообразных систем, которые использовались в учреждениях среднего, специального и дополнительного образования. Об опыте проведения таких работ в интервью CNews рассказал Олег Александров, управляющий партнер GOST Group.

Олег Александров

CNews: В создании каких сегментов АИС «Контингент» принимает участие ваша компания?

Олег Александров: В 2015 году мы реализовали региональный сегмент АИС «Контингент» в Архангельской области. На настоящий момент мы активно участвуем в конкурсах на внедрение нашего решения и в других регионах.

CNews: Каков был уровень информатизации образовательных учреждений в регионе на момент старта проекта?

Олег Александров: Ранее на федеральном уровне существовали требования только по организации электронных очередей в детских садах, поэтому централизованные решения по приему заявлений и ведение электронных очередей в большинстве регионов реализованы только для дошкольных учреждений. Эти системы сильно напоминают АИС «Контингент» по верхнеуровневому составу содержащихся в них данных, таких как сведения об организациях, воспитанниках, воспитателях и т.д. Однако информации в них гораздо меньше, чем требуется передавать в федеральный сегмент АИС «Контингент».

Другие типы образовательных организаций вели процесс приема учеников самостоятельно. Поэтому в ходе проекта нам пришлось объединять в единую систему множество разнообразных решений, установленных в учреждениях среднего, специального и дополнительного образования.

CNews: Какова структура регионального сегмента АИС «Контингент»? Какие технологии используются при его создании?

Олег Александров: Наше решение функционально несколько шире, чем это определено техническими требованиями Министерства связи и массовых коммуникаций. Для каждого типа организаций предусмотрена возможность приема заявлений, ведения очереди на зачисление, расписания занятий и звонков. В системе создаются карточки сотрудников, педагогов, ведется учет достижений детей, фиксируются домашние задания, осуществляется планирование олимпиад, экзаменов и т.д.

В нашей системе также реализован функционал электронного журнала. Таким образом, образовательные организации региона могут выбирать, каким электронным журналом им пользоваться – тем, который содержится в региональном сегменте АИС «Контингент», или любым другим решением.

Также в системе планируется интеграция с другими решениями в сфере образования – для этого будет реализовано универсальное API, при помощи которого производитель любого ПО в сфере образования сможет передавать данные в региональный сегмент.

CNews: Какие сложности возникают при создании регионального сегмента?

Олег Александров: При создании любой информационной системы, будь то региональный или федеральный сегмент межведомственной системы или вывод государственных услуг в электронный вид, всегда возникают сложности. Они – неотъемлемая часть рабочего процесса, и мы стараемся оперативно реагировать на них. Например, когда вышли утвержденные требования по интеграции с федеральным сегментом АИС «Контингент», нам пришлось сильно переделывать базу данных системы, чтобы подстроиться под состав и формат требуемых к передаче данных.

CNews: Созданы ли в регионе все необходимые для работы АИС «Контингент» справочники, реестры, регистры или приходится их создавать?

Олег Александров: У каждого региона уже есть наборы информации об образовательных организациях и контингенте обучающихся, но не все они соответствуют требованиям, предъявляемым к передаче в федеральный сегмент АИС «Контингент». Региональный сегмент в данном случае будет эталонным источником информации для министерства образования региона

CNews: Началась ли уже интеграция регионального и федерального сегментов? Какого эффекта можно ожидать от запуска системы на федеральном уровне?

Олег Александров: Да, интеграция в тестовом контуре находится в стадии завершения, проверяется передача тестовых данных. Как только все регионы смогут передавать «живые» данные, а федеральный сегмент будет готов их принимать, сформируется централизованное хранилище информации о состоянии системы образования всей страны.

Думаю, за этим наверняка последует перераспределение бюджетов на развитие образования в регионах, открытие новых государственных детских садов и школ, а возможно, и закрытие некоторых из них. Анализ содержащихся в системе данных позволит оценить качество и эффективность существующей системы образования, а также выявить детей, по разным причинам не посещающих образовательные учреждения.