Поставки облачных услуг продолжают расти двузначными темпами, значительно опережая динамику индустрии ИТ в целом, свидетельствуют данные новых рейтингов CNews IaaS и SaaS. Запас роста в этих сегментах остается значительным, особенно среди малого и среднего бизнеса, при этом заказчики стали больше доверять публичным сервисам и смелее принимают решения о миграции в облака. Росту российского рынка также способствуют локальные законодательные требования. Интерес к облачным технологиям привлекает в отрасль новых игроков – состав участников рейтингов заметно обновился.
Согласно новому рейтингу CNews, выручка десяти крупнейших поставщиков IaaS по итогам 2017 г. выросла на 56% до ₽10,3 млрд. Отрасль находится в стадии становления и развивается высокими темпами. При этом все больше участников готовы раскрывать свои показатели в области поставок «инфраструктуры-как-сервис», в связи с чем состав участников обновился более чем на четверть. По итогам 2017 г. лидирующую позицию в рейтинге с показателем в ₽1,6 млрд занял «Ростелеком», который ранее не принимал участие в исследовании. Среди других крупных поставщиков, впервые отметившихся в рейтинге, следует выделить Selectel (продажи IaaS в 2017 г. достигли ₽1,046 млрд, 4 строчка рейтинга) и IBS (₽666 млн, 9 место). Также в рейтинге впервые принимают участие #CloudМТS (₽360 млн, 12 место), Mail.Ru Cloud Solutions (₽228 млн, 14 место) и RuVDS (₽64 млн, 19 место).
Динамика выручки 10 крупнейших поставщиков IaaS, в ₽млрд

Почти все участники рейтинга продемонстрировали положительную динамику по сравнению с предыдущим годом. Наиболее высокие темпы роста оказались у #CloudМТS (+287%), RuVDS (+182%), Oxygen (+107%), Sofline (+100%) и M1cloud (+85%). Среди причин столь быстрого роста участники рынка называют вывод новых облачных услуг, а также реализацию требований 152-ФЗ: «Существенную роль играет закон «О персональных данных», который в 2017 г. заработал в полную силу. Мы заметили существенный рост запросов на защищенную облачную инфраструктуру в соответствии с требованием 152-ФЗ, на уровне не менее УЗ1 для ИСПДН. Такой уровень защищенности могут предложить только несколько игроков облачного рынка, в том числе M1Cloud», – рассказывает Евгений Горохов, исполнительный директор M1Cloud (Stack Group).
№2017 | №2016 | Название бренда, под которым оказываются услуги IaaS | Город | Выручка от оказания услуг IaaS в 2017 г., ₽тыс., включая НДС | Выручка от оказания услуг IaaS в 2016 г., ₽тыс., включая НДС | Рост выручки 2017/2016, в % | Доля выручки IaaS в совокупной выручке компании | Название дата-центров, на базе которых оказываются услуги IaaS | Количество заказчиков IaaS | Название компаний - ключевых клиентов IaaS |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | - | Ростелеком | Москва | 1 629 430 | н/д | н/д | н/д | Москва I, II, III; ММТС-9 | н/д | н/д |
2 | 4 | Softline | Москва | 1 500 652 | 751 660 | 100% | 2% | iXсellerate, SDN, DataLine, «ИТ Телеком», «Мегафон Екатеринбург», «Мегафон Самара», «Мегафон Ростов-на-Дону» | 983 | н/д |
3 | 2 | DataLine | Москва | 1 427 000 | 1 095 000 | 30% | 22% | OST 1, OST 2, OST 3, NORD 1, NORD 2, NORD 3, NORD 4 | 410 | н/д |
4 | 3 | Крок | Москва | 1 194 184 | 957 356 | 25% | 5% | ЦОД «Компрессор», ЦОД «Волочаевская-1» | 240 | Девелоперская компания «А101», TelemedHelp, Castorama, Loqui и др. |
5 | - | Selectel | Санкт-Петербург, Москва | 1 046 800 | 753 200 | 39% | н/д | Цветочная 1, Цветочная 2, Берзарина 1, Дубровка 1, Дубровка 2, Дубровка 3 | 18 899 | н/д |
В свою очередь директор облачного провайдера #CloudМТS Олег Мотовилов объясняет успех своей компании запуском новых сервисов: «У клиентов появилась возможность воспользоваться сервисами Microsoft Azure из облака МТС, кроме того, запущено BDaaS-решение по облачной обработке больших данных. В дальнейшем, за счёт развития возможностей нашего облака, предложения клиентам новых SaaS- и PaaS-сервисов, мы также ожидаем кратного увеличения числа контрактов и выручки».
Linxdatacenter оказался единственной компанией, выручка которой сократилась по сравнению с 2016 г. (-22%). Генеральный директор Linxdatacenter в России Ольга Соколова связывает данные результаты с финансовыми проблемами ключевых заказчиков: «С наступлением неблагоприятного периода в жизненном цикле бизнеса клиентов это может отразиться на востребованности облаков и реализуемых на их основе сервисов. В нашей практике таким кейсом стал «Юлмарт» – банкротство одного из его подразделений привело к сокращению объемов облачных ресурсов, приобретаемых по модели IaaS в Linxdatacenter. Именно этим и объясняется снижение выручки от направления IaaS в 2017 году в сопоставлении с 2016 годом».
На рынок выходят новые игроки
Число компаний, представленных в сегменте IaaS, постоянно растет. В 2017–2018 гг. развивать это направление начали операторы мобильной связи. В 2017 г. о запуске облачных услуг во всех регионах России объявила компания #CloudМТS, в мае этого же года «Мегафон» запустил сервис виртуального ЦОД для своих бизнес-клиентов (результаты деятельности по этому направлению оператор пока не раскрывает). В апреле 2018 г. к своим коллегам по мобильному рынку присоединился «Вымпелком» (бренд «Билайн»), который анонсировал запуск мобильной платформы BeeCloud для нужд малого и среднего бизнеса. По данным оператора, в течение 2018 г. к платформе подключились более сотни крупных и средних клиентов. Помимо телеком-провайдеров продажей виртуальных ресурсов заинтересовались крупнейшие компании Рунета. С начала 2017 г. в рамках облачной Cloud Solutions сервисы IaaS предоставляет Mail.Ru, а во второй половине 2018 г. был запущен сервис «Яндекс.Облако».
Глобальные поставщики IaaS в 2017 г. по данным Gartner

Следует отметить, что на глобальном рынке IaaS доминируют именно крупные интернет-компании и разработчики ПО, в то время как доля провайдеров связи и операторов ЦОД незначительна. По данным Gartner, по итогам 2017 г. глобальная выручка от поставок IaaS достигла $23,5 млрд, при это более половину этого «пирога» пришлась на долю Amazon Web Services (51,8%), далее следует Microsoft Azure (13,3%) Alibaba (4,6%), Google (3,3%) и IBM (1,9%).
Российский рынок с точки зрения сегментации крупных поставщиков гораздо более разнообразен, однако по мере взросления «отрасли» следует ожидать формирования нескольких крупных игроков.
Динамика рейтинга CNews SaaS в сравнении с динамикой рейтинг CNews100

Поставки SaaS выросли на треть
Выручка крупнейших поставщиков SaaS также заметно выросла по сравнению с 2016 г., увеличившись на 29%, и составила ₽23,4 млрд. Как и годом ранее, пятерка крупнейших провайдеров осталась без изменений – это «СКБ Контур» (₽10,9 млрд), Softline (₽3,9 млрд), «Манго Телеком» (₽2,2 млрд), B2B-Center (₽1,34 млрд) и «Корус Консалтинг СНГ» (₽1,28 млрд). С точки зрения категорий продуктов рынок SaaS значительно сегментирован. Согласно опросу, проведенному CNews в 2018 г. среди представителей крупного бизнеса, наиболее часто по облачной модели используются решения CRM (33%), а также системы электронного документооборота (28%) и бухгалтерские системы (26%).
#2017 | #2016 | Название компании | Город | Выручка от оказания услуг SaaS в 2017 г.,₽ тыс., включая НДС | Выручка от оказания услуг SaaS в 2016 г., ₽тыс., включая НДС | Рост выручки 2017/2016, в % | Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | СКБ Контур (1) | Екатеринбург | 10 900 000 | 8 600 000 | 27% | 100% |
2 | 2 | Softline | Москва | 3 893 248 | 1 797 140 | 117% | 5% |
3 | 3 | Манго Телеком | Москва | 2 247 008 | 1 687 956 | 33% | 100% |
4 | 4 | B2B-Center | Москва | 1 341 376 | 1 364 641 | -2% | 100% |
5 | 5 | Корус Консалтинг СНГ | Санкт-Петербург | 1 278 114 | 1 056 597 | 21% | 0,95 |
Следует отметить, что как IaaS, так и сегмент «программного обеспечения как услуга» чувствуют себя значительно лучше, чем рынок ИТ в целом: по данным CNews, совокупная выручка сотни крупнейших ИТ-компании сократилась на 2% в рублевом выражении. «Рост продажи облаков вызван, с одной стороны, осознанием того, что облака – это удобно; с другой – изменением ментальности заказчиков. Они перестали бояться облаков, начали тестировать облачные сервисы для решения своих задач и переносить бизнес-приложения в клауд», – объясняет pаместитель руководителя департамента облачных технологий Softline Сергей Самоукин.
Наиболее популярные SaaS-продукты

Большинство участников рейтинга SaaS показали положительную динамику. Лидерами роста по итогам 2017 г. стали Softline (+117%), amoCRM (+90%, Artsofte (+78%) и Mindbox (+72%) из верхней части таблицы, а среди небольших провайдеров из нижней части рейтинга – «ВиртуалПос» (+490%). Генеральный директор Mindbox Иван Боровиков объясняет высокие темпы прироста расширением функционала продукции: «Мы выпустили порядка 200 новых функций, среди которых можно выделить поддержку других каналов коммуникаций в цепочках (SMS, Viber, Push), ряда алгоритмов (автоматические товарные рекомендации, контроль частоты коммуникаций), продукт для программ лояльности и управления товарными акциями для оффлайн-ритейла». По его словам, количество клиентов за год выросло в 2,4 раза.
Генеральный директор amoCRM Михаил Токовинин в качестве факторов успеха отмечает растущий спрос в сегменте малого и среднего бизнеса. Руководитель компании Artsofte Николай Адеев, в свою очередь, отмечает появление новых продуктов в платформе Profitbase, реализацию заказчиками крупных вертикальных внедрений, а также заключение новых контрактов (например, с компаниями «GM-Автоваз» и Toyota Motor Russia).
Компания B2B-Center оказалась единственным участником рейтинга SaaS, чьи показатели сократились по сравнению с 2016 г. (-2%). «В конце 2016 г. мы лишились одного из крупнейших клиентов – компании «Башнефть», которую в октябре купила «Роснефть». По распоряжению нового собственника компания в короткие сроки отказалась от наших услуг и перевела закупки на другую электронную площадку», –комментирует коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. По его словам, без учета показателей «Башнефти» выручка выросла на 9%.