Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Информатизация государства: количество начинает переходить в качество

Информатизация государства: количество начинает переходить в качество

В 2014 г. часть федеральных ведомств планирует урезать затраты на ИТ, другие же, напротив, увеличивает ИТ-бюджет. Политическая ситуация толкает государство к созданию мощного независимого ИТ-пространства в условиях нехватки специалистов, слабой научной базы и недостаточно развитой инфраструктуры.

По сравнению с 2013 годом ряд федеральных ведомств собирается сократить расходы на ИКТ практически на 2 млрд рублей. Ситуацию частично компенсирует тот факт, что отдельные ведомства решили увеличить свои ИТ бюджеты более чем в 2 раза. В текущем году органы исполнительной, законодательной и судебной власти планируют потратить на ИКТ 83,02 млрд рублей.

Расходы на ИКТ урезали Судебный департамент при Верховном Суде (на 41%), Федеральная служба судебных приставов (на 9%), Минфин (минус i1 млрд по отношению к 2013 г.), Федеральное медико-биологическое агентство (минус i747 млн), Ространснадзор (минус i483 млн) и Росграница (минус i417 млн).

№ 2014 № 2013 Ведомство 2013 (уточненное значение), iтыс. 2014, iтыс. Изменение 2014/2013,%
1 1 МВД 9 279 458,6 10 865 670,1 17.1
2 2 ФНС 8 478 879,8 8 231 593,7 -2.9
3 3 Казначейство 7 861 864,2 8 079 160,7 2.8
4 4 ФТС России 6 174 104,7 5 310 285 -14
5 6 Минкомсвязь 4 708 681,1 4 439 558,2 -5.7
6 16 ФМС России 1 467 656,7 3 910 824,4 166.5
7 14 Минобороны 1 559 763,3 3 630 738,6 132.8
8 8 МЧС 3 319 988 3 432 770,8 3.4
9 10 Росреестр 2 154 694,8 3 026 202,6 40.4
10 5 Центризбирком 5 638 687,9 2 597 067,7 -53.9

Источники: Минкомсвязи, CNews Analytics, 2014

Сократить ИТ-бюджет также планируют Ханты-Мансийский (в 2 раза) и Ямало-Ненецкий (в 2 раза) автономные округа. Об этом сообщили изданию URFOTech главы департаментов информационных технологий обоих округов. В 2014 г. в Ханты-Мансийском округе среди приоритетных проектов будет информатизации здравоохранения, публикация открытых данных госорганов, а также проведение 4–5 июня Международного ИТ-Форум. Олег Ефремов, директор департамента информационных технологий и связи ЯНАО, полагает, что есть «повод взять таймаут в гонке за количеством доступных сервисов и заняться повышением их качества».

Новые реалии 2014 г., связанные с внешнеполитической обстановкой, могут стимулировать развитие ИТ-отрасли, считают эксперты. Леонид Тихомиров, генеральный директор компании «Парма-Телеком», полагает, что перед государством сейчас в полной мере встал вопрос по развитию автономного национального ИТ-пространства, в том числе создание национальной платежной системы, систем связи, телекоммуникаций и ИТ-безопасности, облачных решений, а также ОС и ПО, не зависящих от зарубежных вендоров. Также нужно будет решить проблемы интеграции и совместимости отечественных и зарубежных решений. «Соответственно, не следует ожидать существенного сокращения государственных расходов на ИТ, – заключает эксперт. – В сложившихся условиях ИТ-поставщики должны активно включится в борьбу за новый драйвер роста – национальные ИТ, а корпоративные CIO должны быть готовы минимизировать возможные ИТ-риски предприятий».

Softline вообще не наблюдает падения спроса на услуги разработки ПО, хотя государство по-прежнему остается одним из главных заказчиков ИТ-решений, комментирует Александр Рубанов, генеральный директор компании Develonica. По словам эксперта, число крупных проектов не сокращается. «Одновременно с этим сильно растет технологический уровень используемых решений. Текущие проекты, как и их поддержка, безусловно, будут актуальны и в дальнейшем, и работы по ним будут продолжены в обычном режиме», – заключает Александр Рубанов.

Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», сообщает, что в структуре бизнеса компании госсектор никогда не был доминирующим сегментом, хотя за последний год его доля несколько подросла – с 10,5% в 2012 г. до 14,5% в 2013 г. Эксперта не сильно беспокоят грядущие перемены: «Конечно, время покажет, надеемся, что даже если ИТ-бюджеты госведомств будут скорректированы, это коснется в первую очередь закупок оборудования, а не ИТ-услуг. Ведь именно они – основной наш «хлеб».

Информационная безопасность

Госрасходы на информационную безопасность составили 4,8% от общего ИТ-бюджета в 2013 г.; в основном, предпочтение отдавалось решениям российского производства. Около i5 млрд было потрачено на межсетевые экраны и средства создания VPN (27% ИБ-бюджета), антивирусы (18%), средства защиты информации от несанкционированного доступа и модули доверенной загрузки (13%) (по данным компании «Код безопасности»).

Затраты ведомств на ИБ

zatraty_vedomstv_it.jpg

Источник: Код безопасности, 2014

Вопросы утечки данных были очень актуальны последние два года, особенно в госсекторе, причем по всему миру. По сведениям аналитического центра InfoWatch, в 2013 г. число зафиксированных инцидентов кражи данных (персональной и финансовой информации), выросло на 22%. Эксперты утверждают, что такого высокого прироста не видели с 2008 г.

Основной «бум» утечек в 2012–2013 гг. аналитики Inofwatch наблюдали в госсекторе, их доля подросла до 31% по всему миру. Количество инцидентов в России выросло на 78% и составило около 12% от общемировой статистики утечек данных. Россия стоит второй в списке стран мира, лидирующих по количеству хищений информации (при том, что в России компании на законодательном уровне не обязаны сообщать о произошедших инцидентах).

Страна Число утечек данных
США 679
Россия 134
Великобритания 80
Германия 46
Канада 33

Источник: Infowatch, 2014

В 2013 г. президент России Владимир Путин поручил ФСБ создать систему, которая могла бы успешно противостоять хакерским атакам, прогнозировать ситуации в области ИБ, обеспечивать взаимодействие владельцев информационных ресурсов и телеком-операторов, и, наконец, контролировать степень защищенности критически важной информации от атак злоумышленников и находить причины возникновения инцидентов. Помимо событий последний двух лет, актуальность этой проблемы обуславливают и события 2014 г., когда ряд правительственных веб-ресурсов и госкомпаний подверглись атакам хакеров из-за рубежа.

Крупнейшие проекты

За 570 дней и i990,6 млн Департамент образования Москвы планирует провести автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности. Цель проекта: централизовать и стандартизировать учетную деятельность, оптимизировать расходы, повысить качество ведения учетной деятельности и контроля над ней.

Кроме того, в начале этого года группа компаний IBS сообщила о внедрении в Министерстве образования и науки РФ информационной системы, анализирующей и формирующей объем и структуру контрольных цифр приема бюджетников на обучение по программам высшего образования. Марина Ходимчук, директор отделения социально-экономического моделирования и прогнозирования компании IBS, сообщила CNews, что возможность автоматически подсчитать, сколько бюджетников и каких специальностей нужны стране, позволяет более эффективно использовать ресурсы системы высшего образования при их подготовке.

В процессе подсчетов система учитывает интересы федеральных и региональных органов власти и ассоциаций работодателей. Систему проверили при формировании объема и структуры контрольных цифр приема на 2014–2015 гг. В испытании участвовали 14 ассоциаций работодателей, 8 федеральных и 83 региональных органа исполнительной власти РФ.

На 2014 г. также запланировано техническое переоборудование предприятий, входящих в состав «Росэлектроники». Модернизация обойдется в i15 570 млрд, из них i4250 млрд будут выделены из средств федерального бюджета. Благодаря реконструкции и переоборудованию планируется увеличить качество и сократить трудоемкость изготовления продукции. Кроме того, будут созданы дополнительные производственные мощности в области вакуумной и твердотельной СВЧ-электроники, фото- и оптоэлектроники, радиационно-стойкой электронно-компонентной базы и 3D-моделирования микросборок с применением технологии заказных сверхбольших интегральных схем.

i280,3 млн уйдет на развитие ИТ-системы органов прокуратуры РФ. Деньги будут потрачены на расширение функциональных возможностей прикладного ПО, используемого информационной системой органов прокуратуры РФ, в частности, систем «Надзор» и «Пенсия». Средства также выделяются на поддержание работоспособности систем и решение повседневных задач и обеспечение доступности информационных сервисов. До 22 декабря 2014 г. планируют планируют завершить все работы.

Среднесрочные цели

1 января этого года была впервые опубликована дорожная карта развития ИТ-отрасли России на 2014–2018 гг., разработанная Министерством связи и массовых коммуникаций России и подписанная премьер-министром Дмитрием Медведевым. На пути развития ИТ в России стоят такие препятствия, как нехватка специалистов (150 тыс. специалистов вместо 350 тыс., необходимых на ближайшие 5 лет), малое количество исследований, несовершенная законодательная база и недостаточно развитая ИТ-инфраструктура в органах госвласти. Решение этих вопросов и определит дальнейшее развитие ИТ-отрасли в стране.

В 2016 г. Федеральная миграционная служба России планирует прекратить выдачу внутренних бумажных паспортов и перейти на электронные. Пилотные проекты по выдаче пластиковых чипированных удостоверений личности должны стартовать летом 2015 г. Благодаря электронной подписи, хранящейся на чипе, граждане смогут также получить доступ к порталу госуслуг и ряду других государственных сервисов.

Некоторые эксперты относятся к этой идее скептически и полагают, что уровень развития ИТ в России пока не соответствует потребностям этой программы. Так, президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель руководителя ФМС России Вячеслав Поставнин сообщил НСН, что нововведение имело бы смысл, если бы в России был единый реестр населения, как, например, в Эстонии. «Если вы едете в машине без прав, и вас останавливает полицейский, вам достаточно сказать ваш номер телефона. Вас проверят по базе и получат всю необходимую информацию. Мы, не создав реестр населения, делаем эту карточку, что может привести к потере информации. На первый взгляд, карточка удобнее, чем паспорт, но если она размагнитится, то восстановить ее будет крайне сложно», – комментирует эксперт. По словам Вячеслава Поставнина, он не видит иной цели за созданием электронных паспортов, кроме «распила бюджета».

Екатерина Кочеткова

Вернуться на главную страницу обзора