По сравнению с 2013 годом ряд федеральных ведомств собирается сократить расходы на ИКТ практически на 2 млрд рублей. Ситуацию частично компенсирует тот факт, что отдельные ведомства решили увеличить свои ИТ бюджеты более чем в 2 раза. В текущем году органы исполнительной, законодательной и судебной власти планируют потратить на ИКТ 83,02 млрд рублей.
Расходы на ИКТ урезали Судебный департамент при Верховном Суде (на 41%), Федеральная служба судебных приставов (на 9%), Минфин (минус i1 млрд по отношению к 2013 г.), Федеральное медико-биологическое агентство (минус i747 млн), Ространснадзор (минус i483 млн) и Росграница (минус i417 млн).
№ 2014 | № 2013 | Ведомство | 2013 (уточненное значение), iтыс. | 2014, iтыс. | Изменение 2014/2013,% |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | МВД | 9 279 458,6 | 10 865 670,1 | 17.1 |
2 | 2 | ФНС | 8 478 879,8 | 8 231 593,7 | -2.9 |
3 | 3 | Казначейство | 7 861 864,2 | 8 079 160,7 | 2.8 |
4 | 4 | ФТС России | 6 174 104,7 | 5 310 285 | -14 |
5 | 6 | Минкомсвязь | 4 708 681,1 | 4 439 558,2 | -5.7 |
6 | 16 | ФМС России | 1 467 656,7 | 3 910 824,4 | 166.5 |
7 | 14 | Минобороны | 1 559 763,3 | 3 630 738,6 | 132.8 |
8 | 8 | МЧС | 3 319 988 | 3 432 770,8 | 3.4 |
9 | 10 | Росреестр | 2 154 694,8 | 3 026 202,6 | 40.4 |
10 | 5 | Центризбирком | 5 638 687,9 | 2 597 067,7 | -53.9 |
Сократить ИТ-бюджет также планируют Ханты-Мансийский (в 2 раза) и Ямало-Ненецкий (в 2 раза) автономные округа. Об этом сообщили изданию URFOTech главы департаментов информационных технологий обоих округов. В 2014 г. в Ханты-Мансийском округе среди приоритетных проектов будет информатизации здравоохранения, публикация открытых данных госорганов, а также проведение 4–5 июня Международного ИТ-Форум. Олег Ефремов, директор департамента информационных технологий и связи ЯНАО, полагает, что есть «повод взять таймаут в гонке за количеством доступных сервисов и заняться повышением их качества».
Новые реалии 2014 г., связанные с внешнеполитической обстановкой, могут стимулировать развитие ИТ-отрасли, считают эксперты. Леонид Тихомиров, генеральный директор компании «Парма-Телеком», полагает, что перед государством сейчас в полной мере встал вопрос по развитию автономного национального ИТ-пространства, в том числе создание национальной платежной системы, систем связи, телекоммуникаций и ИТ-безопасности, облачных решений, а также ОС и ПО, не зависящих от зарубежных вендоров. Также нужно будет решить проблемы интеграции и совместимости отечественных и зарубежных решений. «Соответственно, не следует ожидать существенного сокращения государственных расходов на ИТ, – заключает эксперт. – В сложившихся условиях ИТ-поставщики должны активно включится в борьбу за новый драйвер роста – национальные ИТ, а корпоративные CIO должны быть готовы минимизировать возможные ИТ-риски предприятий».
Softline вообще не наблюдает падения спроса на услуги разработки ПО, хотя государство по-прежнему остается одним из главных заказчиков ИТ-решений, комментирует Александр Рубанов, генеральный директор компании Develonica. По словам эксперта, число крупных проектов не сокращается. «Одновременно с этим сильно растет технологический уровень используемых решений. Текущие проекты, как и их поддержка, безусловно, будут актуальны и в дальнейшем, и работы по ним будут продолжены в обычном режиме», – заключает Александр Рубанов.
Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», сообщает, что в структуре бизнеса компании госсектор никогда не был доминирующим сегментом, хотя за последний год его доля несколько подросла – с 10,5% в 2012 г. до 14,5% в 2013 г. Эксперта не сильно беспокоят грядущие перемены: «Конечно, время покажет, надеемся, что даже если ИТ-бюджеты госведомств будут скорректированы, это коснется в первую очередь закупок оборудования, а не ИТ-услуг. Ведь именно они – основной наш «хлеб».
Информационная безопасность
Госрасходы на информационную безопасность составили 4,8% от общего ИТ-бюджета в 2013 г.; в основном, предпочтение отдавалось решениям российского производства. Около i5 млрд было потрачено на межсетевые экраны и средства создания VPN (27% ИБ-бюджета), антивирусы (18%), средства защиты информации от несанкционированного доступа и модули доверенной загрузки (13%) (по данным компании «Код безопасности»).
Затраты ведомств на ИБ
Источник: Код безопасности, 2014
Вопросы утечки данных были очень актуальны последние два года, особенно в госсекторе, причем по всему миру. По сведениям аналитического центра InfoWatch, в 2013 г. число зафиксированных инцидентов кражи данных (персональной и финансовой информации), выросло на 22%. Эксперты утверждают, что такого высокого прироста не видели с 2008 г.
Основной «бум» утечек в 2012–2013 гг. аналитики Inofwatch наблюдали в госсекторе, их доля подросла до 31% по всему миру. Количество инцидентов в России выросло на 78% и составило около 12% от общемировой статистики утечек данных. Россия стоит второй в списке стран мира, лидирующих по количеству хищений информации (при том, что в России компании на законодательном уровне не обязаны сообщать о произошедших инцидентах).
Страна | Число утечек данных |
---|---|
США | 679 |
Россия | 134 |
Великобритания | 80 |
Германия | 46 |
Канада | 33 |
В 2013 г. президент России Владимир Путин поручил ФСБ создать систему, которая могла бы успешно противостоять хакерским атакам, прогнозировать ситуации в области ИБ, обеспечивать взаимодействие владельцев информационных ресурсов и телеком-операторов, и, наконец, контролировать степень защищенности критически важной информации от атак злоумышленников и находить причины возникновения инцидентов. Помимо событий последний двух лет, актуальность этой проблемы обуславливают и события 2014 г., когда ряд правительственных веб-ресурсов и госкомпаний подверглись атакам хакеров из-за рубежа.
Крупнейшие проекты
За 570 дней и i990,6 млн Департамент образования Москвы планирует провести автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности. Цель проекта: централизовать и стандартизировать учетную деятельность, оптимизировать расходы, повысить качество ведения учетной деятельности и контроля над ней.
Кроме того, в начале этого года группа компаний IBS сообщила о внедрении в Министерстве образования и науки РФ информационной системы, анализирующей и формирующей объем и структуру контрольных цифр приема бюджетников на обучение по программам высшего образования. Марина Ходимчук, директор отделения социально-экономического моделирования и прогнозирования компании IBS, сообщила CNews, что возможность автоматически подсчитать, сколько бюджетников и каких специальностей нужны стране, позволяет более эффективно использовать ресурсы системы высшего образования при их подготовке.
В процессе подсчетов система учитывает интересы федеральных и региональных органов власти и ассоциаций работодателей. Систему проверили при формировании объема и структуры контрольных цифр приема на 2014–2015 гг. В испытании участвовали 14 ассоциаций работодателей, 8 федеральных и 83 региональных органа исполнительной власти РФ.
На 2014 г. также запланировано техническое переоборудование предприятий, входящих в состав «Росэлектроники». Модернизация обойдется в i15 570 млрд, из них i4250 млрд будут выделены из средств федерального бюджета. Благодаря реконструкции и переоборудованию планируется увеличить качество и сократить трудоемкость изготовления продукции. Кроме того, будут созданы дополнительные производственные мощности в области вакуумной и твердотельной СВЧ-электроники, фото- и оптоэлектроники, радиационно-стойкой электронно-компонентной базы и 3D-моделирования микросборок с применением технологии заказных сверхбольших интегральных схем.
i280,3 млн уйдет на развитие ИТ-системы органов прокуратуры РФ. Деньги будут потрачены на расширение функциональных возможностей прикладного ПО, используемого информационной системой органов прокуратуры РФ, в частности, систем «Надзор» и «Пенсия». Средства также выделяются на поддержание работоспособности систем и решение повседневных задач и обеспечение доступности информационных сервисов. До 22 декабря 2014 г. планируют планируют завершить все работы.
Среднесрочные цели
1 января этого года была впервые опубликована дорожная карта развития ИТ-отрасли России на 2014–2018 гг., разработанная Министерством связи и массовых коммуникаций России и подписанная премьер-министром Дмитрием Медведевым. На пути развития ИТ в России стоят такие препятствия, как нехватка специалистов (150 тыс. специалистов вместо 350 тыс., необходимых на ближайшие 5 лет), малое количество исследований, несовершенная законодательная база и недостаточно развитая ИТ-инфраструктура в органах госвласти. Решение этих вопросов и определит дальнейшее развитие ИТ-отрасли в стране.
В 2016 г. Федеральная миграционная служба России планирует прекратить выдачу внутренних бумажных паспортов и перейти на электронные. Пилотные проекты по выдаче пластиковых чипированных удостоверений личности должны стартовать летом 2015 г. Благодаря электронной подписи, хранящейся на чипе, граждане смогут также получить доступ к порталу госуслуг и ряду других государственных сервисов.
Некоторые эксперты относятся к этой идее скептически и полагают, что уровень развития ИТ в России пока не соответствует потребностям этой программы. Так, президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель руководителя ФМС России Вячеслав Поставнин сообщил НСН, что нововведение имело бы смысл, если бы в России был единый реестр населения, как, например, в Эстонии. «Если вы едете в машине без прав, и вас останавливает полицейский, вам достаточно сказать ваш номер телефона. Вас проверят по базе и получат всю необходимую информацию. Мы, не создав реестр населения, делаем эту карточку, что может привести к потере информации. На первый взгляд, карточка удобнее, чем паспорт, но если она размагнитится, то восстановить ее будет крайне сложно», – комментирует эксперт. По словам Вячеслава Поставнина, он не видит иной цели за созданием электронных паспортов, кроме «распила бюджета».