oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2018

Поставки IaaS и SaaS установили новые рекорды
Источник фото ru.depositphotos.com

Поставки IaaS и SaaS установили новые рекорды

Поставки облачных услуг продолжают расти двузначными темпами, значительно опережая динамику индустрии ИТ в целом, свидетельствуют данные новых рейтингов CNews IaaS и SaaS. Запас роста в этих сегментах остается значительным, особенно среди малого и среднего бизнеса, при этом заказчики стали больше доверять публичным сервисам и смелее принимают решения о миграции в облака. Росту российского рынка также способствуют локальные законодательные требования. Интерес к облачным технологиям привлекает в отрасль новых игроков – состав участников рейтингов заметно обновился.

Согласно новому рейтингу CNews, выручка десяти крупнейших поставщиков IaaS по итогам 2017 г. выросла на 56% до ₽10,3 млрд. Отрасль находится в стадии становления и развивается высокими темпами. При этом все больше участников готовы раскрывать свои показатели в области поставок «инфраструктуры-как-сервис», в связи с чем состав участников обновился более чем на четверть. По итогам 2017 г. лидирующую позицию в рейтинге с показателем в ₽1,6 млрд занял «Ростелеком», который ранее не принимал участие в исследовании. Среди других крупных поставщиков, впервые отметившихся в рейтинге, следует выделить «Селектел» (продажи IaaS в 2017 г. достигли ₽1,046 млрд, 4 строчка рейтинга) и IBS (₽666 млн, 9 место). Также в рейтинге впервые принимают участие #CloudМТS (₽360 млн, 12 место), Mail.Ru (₽228 млн, 14 место) и RuVDS (₽64 млн, 19 место).

Динамика выручки 10 крупнейших поставщиков IaaS, в ₽млрд

i1.png
Источник: CNews Analytics, 2018

Почти все участники рейтинга продемонстрировали положительную динамику по сравнению с предыдущим годом. Наиболее высокие темпы роста оказались у #CloudМТS (+287%), RuVDS (+182%), Oxygen (+107%), Sofline (+100%) и M1cloud (+85%). Среди причин столь быстрого роста участники рынка называют вывод новых облачных услуг, а также реализацию требований 152-ФЗ: «Существенную роль играет закон «О персональных данных», который в 2017 г. заработал в полную силу. Мы заметили существенный рост запросов на защищенную облачную инфраструктуру в соответствии с требованием 152-ФЗ, на уровне не менее УЗ1 для ИСПДН. Такой уровень защищенности могут предложить только несколько игроков облачного рынка, в том числе M1Cloud», – рассказывает Евгений Горохов, исполнительный директор M1Cloud (Stack Group).

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2018

№2017 №2016 Название бренда, под которым оказываются услуги IaaS Город Выручка от оказания услуг IaaS в 2017 г., тыс. руб., включая НДС Выручка от оказания услуг IaaS в 2016 г., тыс. руб., включая НДС Рост выручки 2017/2016, в % Доля выручки IaaS в совокупной выручке компании Название дата-центров, на базе которых оказываются услуги IaaS Количество заказчиков IaaS Название компаний - ключевых клиентов IaaS
1 - Ростелеком Москва 1 629 430 н/д н/д н/д Москва I, II, III; ММТС-9 н/д н/д
2 4 Softline Москва 1 500 652 751 660 100% 2% iXсellerate, SDN, DataLine, «ИТ Телеком», «Мегафон Екатеринбург», «Мегафон Самара», «Мегафон Ростов-на-Дону» 983 н/д
3 2 DataLine Москва 1 427 000 1 095 000 30% 22% OST 1, OST 2, OST 3, NORD 1, NORD 2, NORD 3, NORD 4 410 н/д
4 3 Крок Москва 1 194 184 957 356 25% 5% ЦОД «Компрессор», ЦОД «Волочаевская-1» 240 Девелоперская компания «А101», TelemedHelp, Castorama, Loqui и др.
5 - Selectel Санкт-Петербург, Москва 1 046 800 753 200 39% н/д Цветочная 1, Цветочная 2, Берзарина 1, Дубровка 1, Дубровка 2, Дубровка 3 18 899 н/д

Источник: CNews Analytics, 2018

(1) выручка за 2016 г. скорректирована *по оценке CNews Analytics

Перейти к полной таблице

В свою очередь директор облачного провайдера #CloudМТS Олег Мотовилов объясняет успех своей компании запуском новых сервисов: «У клиентов появилась возможность воспользоваться сервисами Microsoft Azure из облака МТС, кроме того, запущено BDaaS-решение по облачной обработке больших данных. В дальнейшем, за счёт развития возможностей нашего облака, предложения клиентам новых SaaS- и PaaS-сервисов, мы также ожидаем кратного увеличения числа контрактов и выручки».

Linxdatacenter оказался единственной компанией, выручка которой сократилась по сравнению с 2016 г. (-22%). Генеральный директор Linxdatacenter в России Ольга Соколова связывает данные результаты с финансовыми проблемами ключевых заказчиков: «С наступлением неблагоприятного периода в жизненном цикле бизнеса клиентов это может отразиться на востребованности облаков и реализуемых на их основе сервисов. В нашей практике таким кейсом стал «Юлмарт» – банкротство одного из его подразделений привело к сокращению объемов облачных ресурсов, приобретаемых по модели IaaS в Linxdatacenter. Именно этим и объясняется снижение выручки от направления IaaS в 2017 году в сопоставлении с 2016 годом».

На рынок выходят новые игроки

Число компаний, представленных в сегменте IaaS, постоянно растет. В 2017–2018 гг. развивать это направление начали операторы мобильной связи. В 2017 г. о запуске облачных услуг во всех регионах России объявила компания #CloudМТS, в мае этого же года «Мегафон» запустил сервис виртуального ЦОД для своих бизнес-клиентов (результаты деятельности по этому направлению оператор пока не раскрывает). В апреле 2018 г. к своим коллегам по мобильному рынку присоединился «Вымпелком» (бренд «Билайн»), который анонсировал запуск мобильной платформы BeeCloud для нужд малого и среднего бизнеса. По данным оператора, в течение 2018 г. к платформе подключились более сотни крупных и средних клиентов. Помимо телеком-провайдеров продажей виртуальных ресурсов заинтересовались крупнейшие компании Рунета. С начала 2017 г. в рамках облачной Cloud Solutions сервисы IaaS предоставляет Mail.Ru, а во второй половине 2018 г. был запущен сервис «Яндекс.Облако».

Глобальные поставщики IaaS в 2017 г. по данным Gartner

i2.png
Источник: Gartner, CNews Analytics, 2018

Следует отметить, что на глобальном рынке IaaS доминируют именно крупные интернет-компании и разработчики ПО, в то время как доля провайдеров связи и операторов ЦОД незначительна. По данным Gartner, по итогам 2017 г. глобальная выручка от поставок IaaS достигла $23,5 млрд, при это более половину этого «пирога» пришлась на долю Amazon Web Services (51,8%), далее следует Microsoft Azure (13,3%) Alibaba (4,6%), Google (3,3%) и IBM (1,9%).

Российский рынок с точки зрения сегментации крупных поставщиков гораздо более разнообразен, однако по мере взросления «отрасли» следует ожидать формирования нескольких крупных игроков.

Динамика рейтинга CNews SaaS в сравнении с динамикой рейтинг CNews100

i3.png
Источник: CNews Analytics, 2018

Поставки SaaS выросли на треть

Выручка крупнейших поставщиков SaaS также заметно выросла по сравнению с 2016 г., увеличившись на 29%, и составила ₽23,4 млрд. Как и годом ранее, пятерка крупнейших провайдеров осталась без изменений – это «СКБ Контур» (₽10,9 млрд), Softline (₽3,9 млрд), «Манго Телеком» (₽2,2 млрд), B2B-Center (₽1,34 млрд) и «Корус Консалтинг СНГ» (₽1,28 млрд). С точки зрения категорий продуктов рынок SaaS значительно сегментирован. Согласно опросу, проведенному CNews в 2018 г. среди представителей крупного бизнеса, наиболее часто по облачной модели используются решения CRM (33 %), а также системы электронного документооборота (28 %) и бухгалтерские системы (26 %).

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2018

#2017 #2016 Название компании Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2017 г., тыс. руб., включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2016 г., тыс. руб., включая НДС Рост выручки 2017/2016, в % Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании
1 1 СКБ Контур (1) Екатеринбург 10 900 000 8 600 000 27% 100%
2 2 Softline Москва 3 893 248 1 797 140 117% 5%
3 3 Манго Телеком Москва 2 247 008 1 687 956 33% 100%
4 4 B2B-Center Москва 1 341 376 1 364 641 -2% 100%
5 5 Корус Консалтинг СНГ Санкт-Петербург 1 278 114 1 056 597 21% 0,95

Источник: CNews Analytics, 2018

(1) включая выручку удостоверяющего центра
*по оценке CNews Analytics

Перейти к полной таблице

Следует отметить, что как IaaS, так и сегмент «программного обеспечения как услуга» чувствуют себя значительно лучше, чем рынок ИТ в целом: по данным CNews, совокупная выручка сотни крупнейших ИТ-компании сократилась на 2% в рублевом выражении. «Рост продажи облаков вызван, с одной стороны, осознанием того, что облака – это удобно; с другой – изменением ментальности заказчиков. Они перестали бояться облаков, начали тестировать облачные сервисы для решения своих задач и переносить бизнес-приложения в клауд», – объясняет pаместитель руководителя департамента облачных технологий Softline Сергей Самоукин.

Наиболее популярные SaaS-продукты

i4.png
Источник: CNews Analytics, 2018

Большинство участников рейтинга SaaS показали положительную динамику. Лидерами роста по итогам 2017 г. стали Softline (+117%), amoCRM (+90%, Artsofte (+78%) и Mindbox (+72%) из верхней части таблицы, а среди небольших провайдеров из нижней части рейтинга – «ВиртуалПос» (+490%). Генеральный директор Mindbox Иван Боровиков объясняет высокие темпы прироста расширением функционала продукции: «Мы выпустили порядка 200 новых функций, среди которых можно выделить поддержку других каналов коммуникаций в цепочках (SMS, Viber, Push), ряда алгоритмов (автоматические товарные рекомендации, контроль частоты коммуникаций), продукт для программ лояльности и управления товарными акциями для оффлайн-ритейла». По его словам, количество клиентов за год выросло в 2,4 раза.

Генеральный директор amoCRM Михаил Токовинин в качестве факторов успеха отмечает растущий спрос в сегменте малого и среднего бизнеса. Руководитель компании Artsofte Николай Адеев, в свою очередь, отмечает появление новых продуктов в платформе Profitbase, реализацию заказчиками крупных вертикальных внедрений, а также заключение новых контрактов (например, с компаниями «GM-Автоваз» и Toyota Motor Russia).

Компания B2B-Center оказалась единственным участником рейтинга SaaS, чьи показатели сократились по сравнению с 2016 г. (-2%). «В конце 2016 г. мы лишились одного из крупнейших клиентов – компании «Башнефть», которую в октябре купила «Роснефть». По распоряжению нового собственника компания в короткие сроки отказалась от наших услуг и перевела закупки на другую электронную площадку», –комментирует коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. По его словам, без учета показателей «Башнефти» выручка выросла на 9%.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора