Мобильное приложение стало самым популярным цифровым сервисом для сотрудников «ФосАгро»

27.05.2025

Какая задача стояла перед вашей компанией при разработке мобильного приложения? Какие проблемы вы хотели решить?
В компании «ФосАгро» работает более 25 тысяч сотрудников. Две трети из них заняты на производстве, и у них нет ни персональных компьютеров, ни ноутбуков, потому что они им не требуются для работы. И при этом им важно быстро узнавать новости компании и получать необходимую информацию — о зарплате, средствах индивидуальной защиты, графике работы, расписании транспорта, работе профсоюза и так далее.
Речь идет как о персонифицированной, так и об общей информации, которая касается всех сотрудников компании, а не только тех, кто имеет доступ к компьютерам. Именно поэтому основная задача при создании мобильного приложения заключалась в организации быстрого и удобного доступа всех сотрудников компании к необходимой им информации.
Раньше, чтобы узнать свои начисления по зарплате, нужно было обращаться в дирекцию по персоналу или в определенное время идти за расчетным листом к инфокиоску. Сейчас сотрудник может просто зайти в мобильное приложение и увидеть все расчеты, как только они становятся доступны в системе. То же самое касается справок. Чтобы заказать справку, сотрудники обращались в различные подразделения в зависимости от типа справки. После этого приходилось узнавать, готова ли она, и лично приходить за ней. Сейчас это можно сделать через мобильное приложение. Благодаря этому время на получение информации сокращается как минимум вдвое. Процесс стал быстрее и удобнее для сотрудников. Именно этого мы и хотели достичь.

Кто стал вашим ИТ-партнером в этом проекте? И как было организовано взаимодействие с внутренней ИТ-службой вашей компании?
Приложение состоит из двух основных частей — фронтенда и бэкенда, которые интегрированы между собой. Фронтенд полностью разрабатывала внутренняя команда «ФосАгро». Партнером по разработке бэкенда и интеграции выступила компания Neoflex, которая отвечала за проектирование архитектуры, интеграцию с внутренними системами, а также мониторинг устойчивости и надежности работы приложения.
По каким критериям вы выбирали партнера?
Neoflex уже давно сотрудничает с нами в области шины данных. Через нее проходят все интеграции, а также передается вся информация между бэкендом и фронтендом. Это наш проверенный партнер, с которым мы работаем не первый год. Он обеспечивает высокую производительность и мониторинг отказоустойчивости. В этом и заключается наше технологическое сотрудничество.
Приглашать кого-то другого означало бы начинать с нуля, тогда как мы уже совместно занимались поддержкой шины данных. Бэкенд — основная часть шины данных, и партнеры хорошо знает нашу интеграцию. Мобильная платформа связана с десятками информационных источников: порталом и другими системами, откуда поступает информация и выдается пользователям мобильной платформы. Это был главный критерий выбора.
На каких технологиях базируется приложение?
Это платформа, на open source-решениях, которая обеспечивает необходимый функционал и позволяет развивать и масштабировать продукт.
Расскажите о ключевых этапах реализации проекта: с чего начали и как развивали?
Это был классический подход, стартовали с этапа анализа и планирования: мы подробно проанализировали задачу, определили цели проекта и сформировали основные требования. Затем составили техническое задание и разработали дорожную карту — это позволило заранее оценить объем работ и сроки реализации. Далее проектирование архитектуры: на этом этапе мы выбрали основные технологии и инструменты, спроектировали архитектуру решения, распределили зоны ответственности между компонентами и модулями.
В общем у нас получилось три месяца на формирование и утверждение концепции разработки, десять месяцев полный цикл мобильной разработки, от дизайна, интеграций с системами кадрового учета персонала, расчета заработной платы, системой промышленной безопасности и охраны труда, в части учета выдачи спец одежды, системой технической поддержки, обучения, телемедицины и конечно блок информационной безопасности.
Какие сложности возникали в процессе внедрения?
Важный аспект — производительность приложения. С момента запуска сервиса с данными по начислениям и удержаниям мы наблюдали экспоненциальный рост числа пользователей: сначала их было несколько тысяч, затем количество начало увеличиваться примерно на тысячу в неделю. За два–три месяца их число удвоилось и продолжало расти. Внутренняя команда разработки и команда Neoflex расширяли мощности канала и повышали производительность. В течение двух–трех недель мы регулярно сталкивались с перегрузками из-за большого количества запросов.
В тот период мы сутками работали вместе с командой, чтобы расширить это узкое горлышко. Сейчас решения найдены: ограничения сняты и находятся под контролем. Я могу также отметить некоторые моменты, с которыми мы сталкивались. Когда выбранные технологии не полностью соответствовали нашим задачам и требованиям интеграции, мы проводили дополнительные исследования, сравнивая альтернативные варианты. В некоторых случаях пересматривали решения и заменяли библиотеки на более производительные без потери совместимости.
При подключении к внешним сервисам возникали сложности из-за нестабильной работы некоторых функций API. Чтобы справиться с этим, мы внедрили механизмы повторных запросов, оптимизировали время ожидания ответов, использовали кеширование (временное хранение данных) и вели подробное логирование (запись действий). Все это позволило создать более устойчивую среду.
Огромное спасибо технической команде с нашей стороны и со стороны Neoflex. Все сложности мы решали вместе, координируя работу через системы управления задачами, такие как Jira и Trello. Четкое распределение зон ответственности помогло нам достигнуть высокого уровня развития и поддержки платформы.

Сколько было запросов на первоначальном этапе и сколько сейчас?
Мы не считаем количество запросов, а учитываем именно активных пользователей. Сколько запросов они отправляют — не так важно.
Мы проводили стресс-тест и понимаем наши возможности, они практически безграничны. С внедрением push-уведомлений каждый сотрудник, получая информацию о зарплате, практически сразу заходит в приложение. Это почти 100% зарегистрированных пользователей — больше 22 000.
Вы упомянули, что изначально основная аудитория вашего приложения не пользовалась персональными компьютерами. Не вызвало ли это трудностей при внедрении?
Большинство людей пользуются смартфонами. Текущее количество пользователей подтверждает, что они легко осваивают приложение. Сначала возникали некоторые нюансы, связанные с регистрацией, но это были единичные случаи. Если человек умеет пользоваться смартфоном и скачать приложение, то других дополнительных навыков не требуется.
Интерфейс приложения интуитивно понятен — именно на этом мы сделали основной акцент. У специалистов, занимавшихся UI-дизайном, имеется опыт работы с приложениями уровня 5+.
Даже вводного обучения не потребовалось?
Нет, не потребовалось. Были лишь очень редкие консультации службы поддержки. Также во всех офисах и корпоративных СМИ размещалась информация как скачать и установить приложение.
PR-служба «ФосАгро» активно поддерживала все эти мероприятия. Как только в приложении появлялся новый функционал, корпоративные СМИ, в том числе газеты и группы в социальных сетях, информировали сотрудников, повторно размещали QR-коды для скачивания. И это действительно нам помогло. После каждой такой публикации мы фиксировали увеличение количества пользователей и востребованности той или иной опции.

Вы уже коснулись темы эффективности запуска приложения. Что еще можете сказать по этому поводу?
Чтобы получить расчетный лист, запросить справку, найти необходимую информацию сейчас достаточно зайти в приложение и выбрать необходимый раздел, нажать несколько кнопок. Это занимает меньше минуты, а раньше люди могли тратили час, два, а может и более.
У всех зарегистрированных сотрудников есть круглосуточный доступ к приложению и всем его функциям. Это почти 100% охвата персонала. Любой сотрудник ФосАгро, находясь на работе, дома или в любом удобном месте, может воспользоваться приложением через мобильное устройство без необходимости обращаться в офис или к руководителю. Главная задача — обеспечить максимальную доступность необходимых функций для сотрудников 24/7.
Какие метрики используете для оценки того, насколько хорошо работает приложение с точки зрения ИТ и его пользы для внутренних бизнес-процессов?
Охват аудитории — первая важная метрика. Вторая связана с технической доступностью приложения и работой всех уровней техподдержки. Платформа должна стабильно работать на всех устройствах — будь то Android или iOS — с учетом особенностей каждой из них. Мы отслеживаем и анализируем обращения и инциденты, поступающие в службу поддержки, а также контролируем сроки реакции и решения проблем. Все эти процессы у нас четко регламентированы и находятся под постоянным контролем.
Регулярно проводятся опросы пользователей о качестве работы платформы, востребованности тех или иных функций и общем впечатлении от сервиса. Настроена автоматическая отчетность, чтобы понимать, насколько востребованы у сотрудников те или иные функции приложения.
Есть множество примеров других компаний, где внедрено много функций, но ими практически никто не пользуется. Мы стараемся этого избегать и максимально учитывать реальные потребности пользователей.
Мы также проводим опросы востребованности ИТ-сервисов и решений. По результатам двух последних опросов мобильное приложение стало наиболее востребованным цифровым решением компании. Благодаря большому количеству пользователей это самый массовый сервис, который у нас есть.
Отсюда вытекает логика дальнейшего развития приложения. Существует запрос от пользователей. Есть дополнительные идеи и проработки возможных интеграций, которые делает ИТ-команда. Помимо этого, мы планируем внедрить GPT-ассистента на базе большой языковой модели, развернутой у нас в периметре. GPT-ассистент появится в интерфейсе приложения и будет помогать пользователям быстро находить нужную информацию по общедоступным темам.

Были ли реализованы новые функции в приложении на основе запросов пользователей?
Конечно, довольно много функций приложения реализованы на основе запросов пользователей. Например, мы добавили дисконтную карту профсоюза. Раньше выдавали пластиковую, а теперь она доступна прямо в приложении. Расчетные листы, информация по СИЗам, это тоже запросы пользователей.
Какие у вас еще планы по развитию приложения?
Мы планируем доработать функционал «Мои финансы». Сотрудники хотят видеть динамику своих доходов. Кроме того, очень важна возможность в режиме онлайн просматривать и редактировать графики сменности и табель учета рабочего времени. Все эти пожелания поступают от наших работников. Мы выбираем приоритетные задачи на основе опросов и включаем их в план разработки. В числе других направлений — социальные программы, телефонный справочник, карьерное развитие, календарь с возможностью записи на мероприятия, подача идей и доска почета. В нашем пуле задач очень много таких инициатив.
Что вы считаете наиболее ценным результатом работы проектной команды и проекта в целом?
Важно отметить, что само приложение — это наша запатентованная разработка. Практически вся компания пользуется этим приложением, и оно стало самым популярным среди всех внутренних сервисов. ИТ-команда понимает, что приложение важно и полезно для людей. Пользователи регулярно просят его развивать, и именно это мотивирует команду продолжать работу по дальнейшему развитию приложения.
Наша гордость заключается в том, что платформа создана с нуля. Что касается команды, у нас подобран надежный технический партнер и собраны коллеги со всей России — территориально распределенная команда дизайнеров, разработчиков и других специалистов. Все ребята — высококвалифицированные профессионалы. Мы гордимся ими, потому что для них нет нерешаемых задач — они всегда находят решения.
Естественно, это касается не только команды разработки мобильной платформы, но и всех служб, участвующих в интеграции с другими системами. Именно востребованность платформы мотивирует команду работать быстрее и качественнее. Мы стремимся выпускать релизы с новым функционалом максимально оперативно, чтобы каждый сотрудник компании всегда имел под рукой удобную и актуальную информацию. Именно так мы и поддерживаем высокий уровень сервиса.