Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2020

Государство становится одним из драйверов цифровизации транспорта

Государство становится одним из драйверов цифровизации транспорта

В ближайшие пять лет транспортный сектор ждут огромные изменения. Причина — проникновение в отрасль искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, блокчейна, электромобилей. Автором множества цифровых инициатив становится государство. Цель — как можно более эффективно использовать транзитный потенциал страны.

Цифровизация транспорта началась

Цифровизация, внедрение нового программного обеспечения и оборудования входят в топ-5 факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли, считают аналитики PwC. Согласно данным отчета «Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли», опубликованного этой компанией в 2019 г., 68% руководителей компаний транспортно-логистической отрасли ожидают, что изменение технологий окажет прорывное влияние на бизнес в ближайшие пять лет, 78% обеспокоены нехваткой специалистов, обладающих необходимыми знаниями в этой области.

Авторы исследования уверены, что цифровизация в отрасли уже началась. В ближайшие 3 года сфера транспорта будет меняться под воздействием искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, блокчейна. На горизонте 5 лет главными стимулами для развития транспортно-логистического сектора станут развитие технологий в транспортном машиностроении и использование электромобилей. «Цифровые решения уже вышли за рамки информационно-коммуникационных технологий – они помогают создать новые бизнес-модели, типы операций, маркетплейсы и услуги, которые могут стать новыми источниками дохода», — говорят аналитики PwC.

Пять факторов трансформации транспортно-логистической отрасли и новые решения


Источник: PwC, 2019

В списке наиболее распространенных сегодня решений продукты, автоматизирующие цепочки создания стоимости как по горизонтали, так и по вертикали, обеспечивающие онлайн-взаимодействие с клиентами и проведение маркетинговых мероприятий, проектирование и разработку, а также цифровые бизнес-модели, продукты и услуги.

Адаптация к изменениям: обзор цифровизации


Источник: PwC, 2019

В ближайшие годы все большее распространение получат системы управления грузоперевозками и интеллектуальные транспортные системы, решения, позволяющие предотвращать необоснованные затраты на техобслуживание и ошибки в простых, повторяющихся процессах, усиливать контроль над процессами и поведением сотрудников, способствующие повышению качества услуг. Будет расти спрос на технологии искусственного интеллекта и роботов, которые возьмут на себя рутинные операции и помогут решить кадровые проблемы за счет высвобождения рабочих рук. Кроме того, беспилотный транспорт сократит время доставки коммерческих грузов, поскольку сможет находиться в пути 24 часа в сутки.

Самым активно развивающимся сегментом ИТ в сфере транспорта на сегодняшний день является внедрение интеллектуальных транспортных систем. Это системы управления уличным движением, общественным транспортом и грузоперевозками, парковочными местами, сбора оплаты проезда. Аналитики PwC считают, что именно он будет наиболее динамично развиваться и дальше.

Интеллектуальные транспортные системы

picture_3.png

Источник: PwC, 2019

На втором месте искусственный интеллект и роботизация, чье влияние на такие направления, как почта, курьерская доставка, экспресс-доставка, доставка посылок, онлайн-коммерция, экспедирование грузов и управление цепочками поставок, оценивается как умеренное. На третьем — системы проактивного технического обслуживания.

Государственные инициативы

В России развитию транспортной системы уделяется самое серьезное внимание. Цель — как можно более эффективно использовать транзитный потенциал страны. «Морской путь из Китая занимает 4 месяца. Неужели пароход плывет все эти 4 месяца? Нет. Плывет он недели две, и то через Индийский океан. Через Ледовитый будет плыть еще быстрее, — рассказывает Алексей Карпинский, заместитель генерального директора iCore. — Что же происходит все остальное время? Перегрузки, перекомплектовки, сбои. Во всех отраслях логистики огромные возможности для оптимизации и повышения эффективности. Поэтому в это упирается Китай. Россия пытается занять промежуточное положение между рынками Китая и Европы. Мы географически находимся между ними, и это стратегическое преимущество, которое нужно грамотно использовать. Не просто отбивать эксклюзивную возможность, а еще и предоставлять какой-то сервис».

Минтранс говорит о необходимости создания единой цифровой среды, которая объединит все сервисы для транспорта и логистики в России. В настоящее время завершается работа по актуализации паспорта федерального проекта «Транспортно-логистические центры», в частности, по включению в него новой задачи по формированию единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС). Как рассказал Виктор Парахин, заместитель генерального директора «ЗащитаИнфоТранс», предусмотрено создание системообразующих компонентов ЕЦТЛС: цифровой платформы государственного сегмента транспортного комплекса РФ, информационно-аналитической системы цифровой сети транспортно-логистических узлов и системы координации транспортных потоков.

Разработка стандартов поручена ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). В конечном итоге на свет должна появиться онлайн-площадка, на которой будут размещаться реестры перевозчиков, электронные транспортные накладные, путевые листы, оформление разрешений на перевозку, электронная очередь для пересечения госграницы. К проекту должны присоединиться страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия —договор о единой экосистеме цифровых транспортных коридоров уже подписан. Ведутся переговоры с другими иностранными партнерами: с китайским Loginc и европейским Fenix.

Одновременно движется процесс согласования внутри ЕАЭС принципов взаимодействия по расширению транзитного грузопотока благодаря применению технологий электронного пломбирования. Для отслеживания грузов используются навигационные пломбы, работающие на базе технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС. По словам Ильи Аксельрода, заместителя генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», тенденция перехода от решений однонаправленного мониторинга (или контроля за местонахождением и текущими параметрами транспортных средств) к решениям, обеспечивающим взаимодействие участников дорожного движения друг с другом, с дорожной инфраструктурой, с различными местными и федеральными службами, например, аварийно-спасательными службами, службами, эксплуатирующими дорожную инфраструктуру, сегодня очевидны. «Это взаимодействие предусматривает применение технологий искусственного интеллекта, беспроводной связи и интернета вещей, — говорит он. — Оно, по большей части, является межмашинным и осуществляется в автоматическом режиме без участия человека».

Кроме этого, Минтранс намерен внедрять решения в области обеспечения безопасности на транспорте. Уже создана Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), в которой в режиме реального времени собираются данные о пассажирах из систем резервирования и продажи билетов, регистрации пассажиров, данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах, скоро появятся данные о грузах. «Платформы и системы на транспорте содержат и создают огромный объем данных, они нуждаются в данных других платформ и взаимодействии друг с другом. Например, платформы грузовых перевозок, платформы сервисов для пассажиров, умная инфраструктура, подключенные (а в будущем и беспилотные) транспортные средства используют данные о транспортной инфраструктуре, данные позиционирования, интерактивные карты, информацию о маршрутной сети, остановочных пунктах, транспортных средствах», — говорит Виктор Парахин.

В 2020 г. началось тестирование онлайн-тахографов, на которые в перспективе переведут все новые грузовики и автобусы. Это значит, что на смену инспекторам, фиксирующим превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей, должна прийти автоматизированная система, которая будет фиксировать инциденты в реальном времени. «Сейчас можно осуществлять дистанционный контроль за всеми параметрами движущегося объекта, будь то воздушное судно, автобус с туристами или железнодорожный вагон, а также вести контроль за людьми, которые управляют транспортом», — рассказывает Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании «КРОК».

Повышению скорости проезда по федеральным трассам должен способствовать запуск безбарьерной системы взимания платы. Одна из первых таких систем появится на Центральной кольцевой автомобильной дороге в Московской области.

В феврале 2020 года Минтрансом был запущен эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов, который продлится до конца октября текущего года. «На текущий момент многими коммерческими компаниями проводятся пилотные проекты по применению электронных транспортных накладных. Однако основным барьером массового внедрения таких ИТ-решений является обязательное предоставление и бумажных версий транспортных накладных сотрудникам ГИБДД, Ространснадзора и другим органам власти, — поясняет Виктор Парахин. — С начала года в рамках подготовки к эксперименту была проведена большая работа по анализу существующих бизнес-процессов по оформлению и обороту электронных транспортных накладных и электронных путевых листов».

Началось создание суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Он включает в себя безбумажное оформление транспортных накладных и путевых листов; специальных разрешений на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства и перевозку опасных грузов; резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации, реестры данных о перевозчиках, водителях, транспортных средствах, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки и прочие данные, необходимых для оформления перевозочных документов в безбумажном, в том числе машиночитаемом виде; формирование цифрового профиля перевозки с информированием пользователя и уполномоченных органов о ходе и результате выполнения перевозки.

К 2021 г. в России должен заработать единый стандарт оплаты для всех видов общественного транспорта, что поможет создать универсальный проездной билет, воспользоваться которым можно будет в любом городе страны. Но для этого на всем общественном транспорте должны появиться терминалы бесконтактной оплаты. Пока они есть только в 120 крупных городах России.

Обсуждается возможность использования дронов. Их массовое тестирование может начаться в Арктике, где беспилотникам поручат, в том числе, мониторинг грузовых перевозок. Для этого создается проектный консорциум из российских разработчиков беспилотников, аэронавигационных систем и сервисов и представителей государства.

Кроме Минтранса, инициаторами создания цифровых решений по управлению транспортным хозяйством становятся другие федеральные и региональные органы власти. Так, Россельхознадзор при поддержке АО «ГЛОНАСС» запустил пилот так называемой «холодовой цепи» — мониторинга соблюдения температурного режима при перевозках скоропортящихся грузов. «Это решение после его верификации должно стать серьезным инструментом для повышения гарантий качества продукции для населения при одновременном снижении количества проверок и сроков перевозки для бизнеса», — говорит Илья Аксельрод.

Кроме того, со стороны государства был дан мощный импульс использованию российского программного обеспечения. Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу группы компаний «Рамакс», отмечает, что в 2019 году было проведено много пилотов и тестирований российских решений, которые в ближайшем будущем будут работать в транспортной отрасли.

Таким образом, российский рынок ИТ на транспорте ждет рост числа цифровых проектов во многом благодаря вниманию к этой сфере государства.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора