Разделы

Бизнес Законодательство Инвестиции и M&A Телеком Инфраструктура Маркет

На покрытие российских дорог беспроводным интернетом потратят 5 миллиардов

Для обеспечения покрытия приоритетных объектов автомобильной и железнодорожной инфраструктуры будет выделено 5,2 млрд руб. Проект реализуют РЖД и компания «ГЛОНАСС-ТМ» - совместное предприятие АО ГЛОНАСС, Игоря Ротенберга и госкорпорации «Ростех». Однако Минкомсвязи задерживает выдачу всех необходимых для данных сетей частот.

Деньги на покрытие российских дорог широкополосным интернетом и интернетом вещей

Федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» предполагает достижение результата в виде покрытия приоритетных объектов транспортной инфраструктуры сетями связи с широкополосной беспроводной возможностью передачи данных и голоса, необходимых для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий, и сетями узкополосной связи сбора телеметрической информации, построенной по технологии LPWAN (интернет вещей).

Речь идет как об автодорожном, так и об автомобильном транспорте. На эти цели в 2019-2022 гг. должно быть выделено 5,2 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 4,35 млрд руб., внебюджетные источники - 900 млн руб.

Приоритетные объекты транспортной инфраструктуры для покрытия их интернетом

В качестве приоритетных проектов транспортной инфраструктуры, которые должны быть покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, в документе указываются следующие: Московские центральные диаметры (МЦД-1 «Одинцово-Лобня», МЦД-II «Нахабино-Подольск»), внеклассная сортировочная станция Бекасово-Сортировочное (Московской железной дороги), внеклассная сортировочная станция Орехово-Зуево (Московской железной дороги) и автодорога А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией.

На покрытие объектов автомобильной и железнодорожной инфраструктуры будет выделено 5,2 млрд рублей. Проект реализуют РЖД и компания «ГЛОНАСС-ТМ»

Мероприятия по обеспечению 100% покрытия указанных объектов должны завершиться до конца 2024 г. Также федпроект «Информационная инфраструктура» предполагает утверждение Минтрансом Концепции и технических требований покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая координатно-временную информацию ГЛОНАСС, дифференциальных поправок, автоматического зависимого наблюдения и многопозиционных систем наблюдения.

Для чего нужно строить отдельную сеть доступа в интернет вдоль дорог

Упомянутая Концепция уже был подготовлен госпредприятием «Защитаинфотранс» по заказу Минтранса. В документе (имеется в распоряжении CNews) говорится о создании Единой информационно-телекоммуникационной среды для развития интеллектуальных транспортных систем (ЕИТС).

Данная система позволит увеличить пропускную способность транспорта не менее чем на 25%, увеличить эффективность общественного транспорта в полтора раза, повысить грузооборот на 5-10%, повысить пассажирооборот на 20%, снизить количество ДТП (дорожно-транспортных происшествий) до 60% и уменьшить время реагирования служб специального назначения в экстренных случаях.

road1178.jpg
Архитектура ЕИТС

Существующее покрытие транспортных магистралей сетями коммерческих операторов сотовой связи не в полной мере отвечает задачам отрасли. Причинами тому является: отсутствие сплошного покрытия; отсутствие гарантий предоставления уровня обслуживания (GoS - Grade of service) и качества обслуживания (QoS - quality of service) с достаточной для функционирования телематических приложений на транспорте вероятностью предоставления сервиса; отсутствие ответственности операторов связи за негативные последствия из-за некачественного предоставления услуг; невозможность решения задач ЕИТС для всех видов транспорта, включая беспилотные воздушные суда; невозможность обеспечения требуемого уровня безопасности из-за доступности абонентам сети общего пользования.

Сеть интернета вещей и мобильная широкополосная беспроводная сеть

В рамках ЕИТС планируется создать Федеральную сеть транспортной телематики (ФСТТ), которая будет включать в себя технологические сети беспроводного узкополосного доступа с технологиями LPWAN и мобильную широкополосного беспроводного доступа (МШБД) с технологиями 802.11 P (DSRC/ITS-G5) и LTE, функционирующую под управлением единой системы управления и реализующей единую систему безопасности.

В рамках ФСТТ узкополосная сеть LPWAN решит задачи мониторинга и управления объектами транспортной инфраструктуры, мониторинга грузов и мониторинга транспортных средств. Сеть МШБТ, со своей стороны, решит задачи управления транспортными средствами, передачи речевой информации, информационного обеспечения пользователей транспортных средств (геоинформационные системы, дополненная реальность, справочная информация), видеонаблюдения и фиксации на объектах транспортной инфраструктуры. Также сеть МШБТ решит задачи машинного зрения, локации и высокоточного позиционирования на транспортных средствах.

Архитектура опорной сети ЕИТС

В условиях Москвы сеть МБШД должна будет обеспечить радиус зоны действия базовой станции на уровне 7 км, среднюю скорость передачи данных для одного транспортного средства 1 Мбит/с и скорость передачи данных для обслуживания транспортных средств на одну базовую станцию - 250 - 450 Мбит/с. При этом плотность автомобильных дорог в зоне действия базовой станции составит 1,8-2,3 км/км2, а транспортная плотность составит 162 авто на один километр.

В условиях сельской местности, в частности, Краснодарского края, радиус действия одной базовой станции должен быть больше, чем в мегаполисе - 10 км. Средняя скорость передачи данных для одного транспортного средства также составит 1 Мбит/с, а скорость передачи данных для обслуживания транспортных средств на одну базовую станцию может быть ниже - 70-150 Мбит/с. Плотность автомобильных дорог в зоне действия базовой станции составит 0,75-1,3 км/км2, транспортная плотность - 12 авто на один километр.

Покрытие водных путей и обеспечение связи для беспилотников

Планируется, что сетями МБШД будут покрыты следующие объекты: транспортные коридоры «Север - Юг» и «Восток - Запад» вместе с соответствующими пограничными переходами; автомобильные и железные дороги общего пользования федерального значения; мультимодальные транспортно-логистические центры, реализующие разгрузочно-погрузочную деятельность, перевалку и хранение грузов; инженерные сооружения транспортного комплекса, обеспечивающие его функционирование в части мониторинга технического состояния данных объектов транспортной инфраструктуры.

Кроме того, запланировано покрытие сетями МБШД внутренних водных путей, входящих в транспортный коридор «Север - Юг». Источник, знакомый с планами Минтранса, пояснил CNews, что сеть МБШД также обеспечит работу беспилотных летательных судов.

Варианты строительства беспроводной интернет-сети для транспортной сферы

В Концепции приводятся несколько возможных моделей построения и функционирования сетей МШБД. Возможна сервисная модель, при которой оператор МШБД, владеющий частотами и инфраструктурой, предоставит полный набор соответствующих услуг и дополнительных сервисов (мониторинг состояния транспортных средств, мониторинг состояния инфраструктуры и т.д.).

Другой вариант предполагает, что оператор МШБД предоставит услуги связи для реализации транспортных приложений, которые будут реализоваться операторами сервисных услуг и приложений. Возможен вариант с привлечением инфраструктурного инвестора: оператор МШБД будет владеть частотным ресурсом, тогда как сама сеть будет построена за счет пользователя, не имеющего разрешения на частоты.

При таком варианте оператор связи сдаст сеть МБШД в эксплуатацию и будет осуществлять оперативное управление сетью. Со своей стороны, инвестор будет осуществлять закупку и установку оборудования и оказание услуг передачи данных. Оператор связи сдаст в аренду инвестору радиоканалы.

Инвестор, со своей стороны, либо сдаст оператору связи в аренду инфраструктуру базовых станций, либо будет сам осуществлять обслуживание сети. В этом случае инвестор будет получать от оператора связи средства за эксплуатацию базовых станций и одновременно выплачивать ему средства за управление инфраструктурой базовых станций.

Как совместное предприятие «Ростеха», Ротенбергов и АО ГЛОНАСС бьется за частоты

Созданием ФСТТ вдоль автомобильных дорог занимается компания «ГЛОНАСС-ТМ» - совместное предприятие государственного АО ГЛОНАСС (оператор экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС») и компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобитей «ПлатоН»). Совладельцами РТИТС являются госкорпорация «Ростех» и предприниматель Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга.

По словами источника CNews, близкого к Минтрансу, внебюджетное финансирование обозначенного проекта, указанное в федпроекте «Информационная инфраструктура», как раз готова была предоставить компания «ГЛОНАСС-ТМ». В конце 2018 г. Правительство выделит «ГЛОНАСС-ТМ» частоты для создания сети ФСТТ.

Мозги в «кремнии»: как разрабатывают нейроморфные процессоры в России

После этого Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) без конкурса выделила компании частоты в диапазоне - 863-865 МГц и 874-876 МГц. На этих частотах можно будет развернуть узкополосную сеть передачи данных стандарта XNB (аналог стандарта LPWAN). Данная технология разработана компанией «Современные радиотехнические решения» (бренд «Стриж»), находящейся под управлением «ГЛОНАСС-ТМ».

Для создания сети МБШД компания подала другую заявку - на выделения частот в диапазоне 350-370 МГц. Однако на часть этого диапазона - 350-360 МГц - неожиданно нашелся другой претендент - госпредприятие «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), находящееся в ведении Федерального агентства связи Минкомсвязи посчитало необходимым заслушать на ГКРЧ позицию обеих сторон.

Минтранс возражал и требовал удовлетворения заявки ГЛОНАСС-ТМ, так как она получила все три необходимых положительных согласования: от Минобороны, Роскомнадзора и Федеральной службы охраны (ФСО). Кроме того, Минтранс считал, что частоты для МБШД должны быть выделены в рамках упомянутого постановления Правительства, однако с такой точкой зрения не был согласен замминистра связи Олег Иванов.

Дискуссии между ведомствами продолжались весь 2019 г. В конце 2019 г. Минтранс решил от себя подать заявку на получение частот в диапазоне 350 - 370 МГц для создания технологической сети связи. Но на последнем заседании ГКРЧ, состоявшемся 17 марта 2020 г., заявка не была рассмотрена: против высказалось Минобороны, хотя ранее ведомство давало положительное заключение на аналогичную заявку от «ГЛОНАСС-ТМ».

Частоты для РЖД

В части железнодорожного транспорта в конце 2018 г. ГКРЧ выделила частоты в диапазоне 1800 МГц - 1785-1805 МГц - владельцам железнодорожной инфраструктуры, основным из которых являются «Российские железные дороги» (РЖД), для создаваемых технологических сетей связи на железнодорожном транспорте).

Обзор NG SOAR — решения для управления инцидентами и оркестрации
Безопасность

РЖД будет строить на данных частотах цифровые технологические сети связи на базе перспективной технологии железнодорожной радиосвязи FRMCS (Future Rail Mobile Communication System).

Данная технология является преемником стандарта GSM-R - разновидности стандарта GSM для железнодорожного транспорта. FRMCS будет использоваться на крупных железнодорожных станциях и узлах при организации голосовых сервисов, видеоконтроля, видеонаблюдения для задач транспортной безопасности, автоматизации технологических процессов, передачи данных систем мониторинга и диагностики, в том числе с подвижных объектов. В то же время для организации сети МБШД вдоль железнодорожных перегонов также нужны будут частоты в диапазоне 350-370 МГц.

Игорь Королев



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153