Рейтинг SaaS поставил рекорд по темпам увеличения выручки за последние десять лет — в 2019 г. выручка 10 крупнейших игроков этого сегмента ИТ-рынка увеличилась более чем в полтора раза, достигнув почти ₽48 млрд. Наибольший вклад в совокупный результат внесли компании, работающие с решениями для электронного документооборота и подачи отчетности в госорганы.
В соответствие с общерыночными тенденциями
В 2019 г. суммарная выручка первых 10 участников рейтинга CNews SaaS увеличилась на 48% , достигнув ₽47,8 млрд. Динамика роста в сегменте SaaS оказалась в 2,5 раза выше, чем у российского ИТ-рынка в целом (как сообщал CNews ранее, рублевая выручка 100 крупнейший российских ИТ-компаний в прошлом году увеличилась на 22%). Кроме того, прошлогодний показатель роста значительно превышает показатели предшествующих лет (29% в 2017 г., 38% в 2018 г.).
Динамика выручки рейтинга CNews SaaS (в сравнении с рейтингом CNews100)
Источник: CNews Analytics, 2020
Взрывной рост продаж в сегменте SaaS связан с трендом на цифровизацию бизнеса, в частности — с ростом востребованности средств электронного документооборота и подачи отчетности в госорганы (поставщики ЭДО и средств отчетности внесли наибольший совокупный вклад в суммарную выручку участников рейтинга). Кроме того, растет популярность сервисной модели, в рамках которой на смену традиционной программно-аппаратной инфраструктуре, управляемой внутренним ИТ-подразделением, приходят услуги, предоставляемые облачными провайдерами.
Число участников рейтинга растет, топ-10 обновляется
Первые двое лидеров прошлогоднего рейтинга сохранили свои позиции, хотя разрыв между ними существенно сократился: первое место снова заняла компания «СКБ Контур», которая занимается разработкой сервисов для отчетности, электронного документооборота и бухгалтерии (₽15,4 млрд, +15% по сравнению с 2018 г.), на второй строчке расположился системный интегратор Softline (₽13,5 млрд, +79%). Компания «Манго Телеком» переместилась с третьей на четвертую позицию, а «Корус Консалтинг СНГ» — с четвертой на восьмую. Эти перемещения связаны как с более низким ростом их выручки (по сравнению со средними показателями) так и с появлением рейтинге ряда новых участников.
Крупнейшие поставщики SaaS в России 2020
№ 2019 | № 2018 | Название компании/бренда | Город | Выручка от оказания услуг SaaS в 2019 г., тыс. руб., включая НДС | Выручка от оказания услуг SaaS в 2018 г., тыс. руб., включая НДС | Рост выручки 2019/2018, % | Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | СКБ Контур | Екатеринбург | 15 400 000 | 13 400 000 | 15% | 100% |
2 | 2 | Softline | Москва | 13 513 979 | 7 552 901 | 79% | 12% |
3 | - | Тензор | Ярославль | 6 271 037 | 5 127 030 | 22% | 100% |
4 | 3 | Манго Телеком | Москва | 3 277 730 | 2 715 716 | 21% | 100% |
5 | - | Ростелеком | Москва | 2 373 679 | 1 703 529 | 39% | н/д |
По сравнению с прошлогодним рейтингом значительно расширился состав участников: в исследовании отражены показатели 12 новых разработчиков и поставщиков SaaS. Четверо новичков вошли в топ-10. Это компания «Тензор», которая занимается разработкой сервисов отчетности и ЭДО (выручка ₽6,27 млрд, 3 место), «Ростелеком», в данных которого учтена выручка от реализации виртуальной телефонии и сервисов по мониторингу и реагированию на инциденты информационной безопасности (₽2,37 млрд, 5 место), «1С-Битрикс» (₽1,71 млрд, 6 место) и (E-com, ₽948 млн, 10 место).
Популярней всего — CRM, доходнее — отчетность и ЭДО
Подавляющее большинство участников рейтинга (24) это разработчики SaaS-решений, еще 6 компаний — Softline, «Онланта» (представлена облачным сервисом OnCloud), «Ланкей» (сервис LanCloud), Axoft, «Ростелеком» и DataLine — помимо реализации продуктов собственной разработки, также выступают в качестве поставщиков решений сторонних вендоров (например, облачных сервисов Microsoft, Google или «1С»).
Специализация участников рейтинга CNews SaaS
Источник: CNews Analytics, 2020
С точки зрения объема выручки лидируют разработчики решений электронной отчетности, электронного документооборота и обмена данными, систем для бухучета. На этот сегмент приходится почти половина оборота всех участников рейтинга (46%, ₽25 млрд), все разработчики продуктов данного класса расположились в верхней части таблицы — это «СКБ Контур», «Тензор», «Корус Консалтинг СНГ», E-com и «Мое Дело».
Более трети участников рейтинга (11 компаний) разрабатывают CRM-системы, средства аналитики и платформы для интернет-магазинов, крупнейшие среди них — «1С-Битрикс» и amoCRM. На этот сегмент SaaS-«пирога» приходится ₽6 млрд или 11% от совокупного показателя рейтинга. Ознакомиться с функционалом CRM-систем и стоимостью лицензий на данные продукты можно на ИТ-маркетплейсе Market.CNews в разделе CRM.
Кроме того, в рейтинге представлено 3 разработчика виртуальных АТС (ВАТС) и платформ для коммуникаций («Манго Телеком», «Телфин», JivoSite), на которых приходится 8% выручки. Помимо упомянутых компаний собственные сервисы облачной телефонии также предлагают «Ростелеком» и Softline. Рынок виртуальной телефонии развивается за счет привлечения новых клиентов в регионах, рассказывает руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Андрей Козловский: «Сейчас из каждых десяти рублей, которые зарабатывают операторы виртуальных АТС, московские — только четыре или пять, хотя не так давно было восемь». При этом в клиентах рынок растет быстрее, чем в деньгах, так как развитие происходит за счет привлечения клиентов с невыскоим средним чеком, уточняет собеседник CNews.
Сегментация выручки рейтинга CNews SaaS
Источник: CNews Analytics, 2020
Наконец, в рейтинге представлено несколько разработчиков специализированных, нишевых SaaS-решений, заточенные под технологические процессы отдельных отраслей. Среди представителей этой категории можно отметить компанию iiko, которая занимается разработкой SaaS-решений для автоматизации ресторанного бизнеса, а также компанию «Атол», которая продвигает облачные решения для автоматизации рабочих мест кассиров в сетевой рознице.
Беспрецедентные темпы роста
Подавляющее большинство участников рейтинга (28 из 30) продемонстрировали положительную динамику выручки, при этом более трети участников увеличили свой оборот более чем в полтора раза. Лидером по темпам развития SaaS-направления оказался разработчик решений для ресторанного бизнес iiko (рост 94%, выручка ₽395,6 млн, 16 строчка рейтинга). Генеральный директор компании Роман Аврамов объяснил результат тем, что в 2019 г. клиентами его компании стали 9772 новых ресторанов, две трети из которых выбрали подписку на облачные сервисы.
Второе место по темпам роста занял оператор дата-центров DataLine (+86%, ₽239,2 млн, 23 место). В компании объясняют высокую положительную динамику с низкой стартовой клиентской базой и активным продвижением услуг SaaS.
Третий результат продемонстрировал системный интегратор Softline (+79%, ₽13,5 млрд, 2 место). «Наибольший вклад в рост общей выручки облачного направления Softline внесли продажи Microsoft Office 365 и G-suite от Google, — рассказывает руководитель развития облачных технологий Юрий Новиков. — Если говорить про сегмент Softline Cloud, то здесь на рост выручки повлияли продажи собственного облачного сервиса «Виртуальный офис» — готового преднастроенного продукта, включающего в себя современный пакет офисных программ и приложений».
Высокие темпы роста также зафиксировали разработчик средств бизнес-аналитики Roistat (76%), маркетинговая платформа Mindbox (68%), Axoft (68%), Naumen (63%), RetailCRM (61%) и LanCloud (60%). «Ключевую роль в положительной динамике сыграл высокий спрос на решение «Скорозвон» для организации офисного и удаленного контакт-центра, а также на сервис ITSM365 с целью автоматизации внутренних процессов и сервисной поддержки клиентов», — объясняет генеральный директор Naumen Игорь Кириченко. Руководитель направления облачной дистрибуции компании Axoft Мария Аниканова, в свою очередь, связывает высокий рост с расширений не только клиентской, но и партнерской базы: «В прошедшем году мы успешно начали работать с новыми облачными вендорами, включая Mail.Ru Cloud Solutions, и Red Hat CCSP, а также развернули направление технических сервисов, позволяющих партнерам предоставлять услуги от своего имени — это повышает репутацию в глазах клиентов без инвестиций в собственные ресурсы».
Только два участника рейтинга не смогли показать положительную динамику. Разработчик облачной телефонии «Телфин», который сохранил показатели 2018 г. «Стагнация выручки в 2019 г. вызвана изменениями в нашей политике позиционирования: отказа от конкуренции на низкомаржинальных и высококонкурентных рынках микроклиентов (с учетом активизации «большой тройки» и «Ростелекома»), кроме того, мы внесли изменения в тарифную политику для удержания крупных клиентов», — объяснил результаты генеральный директор «Телфин» Мария Тюрина.
Кроме того, отрицательную динамику продемонстрировал оператор сервиса электронных торгов B2B-center (падение выручки на 5%). Снижение показателей связано с переориентацией с госcектора на коммерческих заказчиков: «Последние два года идет реформа системы государственных закупок, поэтому нам пришлось оперативно переориентировать основной продукт и сервисы на крупные коммерческие компании. Это удалось, и в прошлом доля коммерческих клиентов выросла с 60% до 86%. В тоже время, полноценный выход на площадку нового заказчика занимает 6–12 месяцев, поэтому эффект от замещения клиентской базы проявляется не сразу», — объясняет снижение результатов компании коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко.
Эпидемия коронавируса: одновременно хорошо и плохо для SaaS
Прогнозы для бизнеса SaaS на 2020 г. остается скорее оптимистичным, хотя эпидемия коронавируса по-разному влияет на продажи различных категорий продуктов: c одной стороны растет спрос на продукты для удаленной работы и онлайн продаж, с другой — падают продажи нишевых решений для наиболее пострадавших отраслей. Например, Роман Аврамов утверждает, что в 2020 г. сохранить прежние темпы роста не удастся: «Ресторанный бизнес пострадал от карантина сильнее других, поэтому мы планируем падение выручки во II квартале на 50% с последующим медленным восстановлением. По итогам года мы предполагаем снижение выручки на 15-20% в сравнении с 2019 г.».
Точно спрогнозировать динамику выручку на данных момент сложно ввиду большого количества неизвестных переменных, отмечает финансовый директор Mindbox Мария Ефанова: «Динамика будет зависеть от того, когда закончатся ограничительные меры, насколько массовыми будут банкротства, насколько быстро экономика восстановится после кризиса. Если смотреть на 2020 г. в целом, то до кризиса мы прогнозировали прирост SaaS-выручки за год на 57%. Сейчас, с учетом кризиса, наш текущий прогноз — 44%, пессимистичный сценарий — 36%».
Ряд игроков рынка делает более смелые прогнозы на будущее, полагая что темпы роста 2019 г. сохранятся и в 2020-м. «В текущем году тренды, связанные с дистанционными коммуникациями и непредсказуемостью локаций персонала и клиентов, только усилились, да и экономическая ситуация побуждает бизнесы искать решения, которые внедряются быстро и также быстро окупаются», — считает Игорь Кириченко. Сходного мнения придерживается Мария Аниканова: «Текущая кризисная ситуация подтолкнула мировой и российский рынки к облачной модели потребления ИТ как сервиса, и мы совместно с нашими партнерами будем продолжать помогать компаниям не только оставаться в рынке, но и поднимать свои позиции за счет внедрения облачных технологий». Таким образом, высокие темпы роста рынка SaaS сохранятся.