Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2020

Продажи ИТ в ритейле растут намного быстрее самой розницы

Продажи ИТ в ритейле растут намного быстрее самой розницы

Суммарная выручка топ-20 поставщиков ИТ в ритейл в 2019 г. увеличилась на 27,3% и достигла ₽68 млрд. Темпы роста отрасли вернулись на уровень 2014 г. Ритейлеры предпочитали закупать не оборудование, а программное обеспечение. Среди востребованных решений все, что связано с клиентским опытом, самообслуживанием, а также новейшими технологиями: искусственным интеллектом, машинным обучением, роботизацией. ИТ-поставщики с оптимизмом смотрят в будущее и не ожидают существенного падения спроса на свои продукты.

Снова быстрый рост

Прошедший год оказался для российского рынка ИТ в ритейле более успешным, чем 2018 г. Суммарная выручка 20 крупнейших поставщиков составила ₽68 млрд, что на 27,3% больше, чем годом ранее. Таким образом, темпы роста этого сегмента российского ИТ-рынка восстановились после прошлогоднего падения и вышли на уровень 2014 г. несмотря на то, что рост оборота розничной торговли в целом, по данным Росстата, в 2019 г. оказался ниже, чем годом ранее (1,6% против 2,6%). Порог входа в рейтинг также увеличился до ₽674 млн против ₽656 млн в 2018 г.

Пятерка крупнейших поставщиков заработала 66% от совокупной выручки всех участников рейтинга.

Динамика выручки участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в розницу

Источник: CNews Analytics, 2020

Первую строчку рейтинга, как и в прошлом году, занимает Softline (₽21,8 млрд) — компания увеличила выручку от проектов в ритейле на 43%. «В 2019 году мы наблюдали рост рынка и экономики в целом. Сфера ИТ, как и всегда, росла опережающими темпами, — комментирует Александр Воловик, руководитель отдела поддержки продаж SoftLine. — Прошлый год для поставщиков ИТ в ритейл можно назвать удачным. В 2019 году нами были запущены большие проекты по внедрению искусственного интеллекта, машинного обучения, технологии роботизации (RPA)».

На второй строчке расположился «Атол» с показателем ₽9,8 млрд. На третьей — компания «Эвотор» (₽6,8 млрд). На четвертом месте опустившийся на одну строчку «КРОК» (₽3,4 млрд). На пятом — поднявшийся на одну позицию вверх по сравнению с прошлым годом «Тегрус» (₽3,1 млрд).

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2019

№ 2019 № 2018 Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2019 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2018 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Рост выручки 2019/2018, в % Крупнейшие заказчики 2019 г.
1 1 Softline* Москва 21 833 278 15 268 027 43,0% н/д
2 2 Атол Москва 9 781 212 8 472 250 15,4% Московский метрополитен, Metro C&C, X5 Retail Group, Магнит, Роснефть
3 - Эвотор Москва 6 825 000 6 170 032 10,6% Сбербанк, Мегафон, Военторг, Центросоюз, предприятия малого и среднего бизнеса
4 3 Крок Москва 3 418 384 3 190 656 7,1% X5 Retail Group, М.Видео – Эльдорадо, Ашан, Мерседес-Бенц Рус, Комус, Adidas, Avon Beauty Products Company
5 6 Тегрус Москва 3 094 000 2 945 000 5,1% н/д

Источник: CNews Analytics, 2020

* - учитывается выручка во всех регионах присутствия компании
** - данные за 2018 г. скорректированы

Перейти к полной таблице

В числе компаний, показавших наибольший рост в сегменте «Ритейл», кроме уже упомянутой Softline впервые участвующая в рейтинге компания «ДатаКрат». В 2019 г. ее выручка увеличилась на 32,8% до ₽1,1 млрд. «Для компании 2019 год был годом технологических инновационных прорывов, — объясняет Павел Яковлев, руководитель направления «Ритейл» в «ДатаКрат». — Мы создали полностью новый интерфейс системы учета товародвижения S-Market, открыли первый в России полноформатный магазин без персонала, где все процессы автоматизированы не только в торговом зале, но и в бэк-офисе, и сделали доступную для малых предприятий кассу самообслуживания как решение, которое можно устанавливать на действующее у клиента оборудование».

Кроме «ДатаКрата» в рейтинге появились еще несколько компаний, специализирующихся на автоматизации розничных продаж в различных секторах. С первой попытки в тройку призеров вошел «Эвотор», на 32% увеличилась выручка другого новичка — компании iiko. В компании это объясняют быстрым ростом числа клиентов — в 2019 г. было автоматизировано почти 10 тыс. ресторанов, на четверть больше, чем годом ранее. А количество рабочих мест, обслуживаемых через облачный сервис, достигло 11 тыс. (в два с лишним раза превысив показатель 2018-го).

Многие широкопрофильные компании, впрочем, тоже улучшили свои показатели. Почти на 30% выросла в сегменте «Ритейл» компания «Корус консалтинг», реализовавшая в 2019 году несколько комплексных проектов. Например, для маркетплейса «Беру» она автоматизировала «с нуля» пункты выдачи заказов. Кроме того, столь высокие результаты в компании объясняют появлением в портфеле новых решений, таких как цифровые двойники цепей поставок, новое поколение SCE-систем (Supply Chain Execution), аналитических сервисов в области ценообразования, ассортиментного планирования, прогнозирования спроса и работы с лояльностью покупателей. На 27% выросла выручка от проектов в рознице у ICL, в том числе за счет проектов в компании «Ашан» и интернет-магазине Ozon.

Основные тенденции

«Для ритейла 2019 год оказался годом роста и в то же время вызовов. В отрасли произошло много знаковых событий — это и завершение кассовой реформы, и внедрение маркировки, а также скачок розницы в онлайн и интеграция с маркетплейсами, — говорит Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса в ритейле «Крок». — К ритейлерам пришло осознание, что доносить информацию, продукт, услугу до клиента теперь нужно несколько иначе. У бизнеса появились новые подходы к лояльности, новые модели покупок — например, click&collect, постоматы».

Участники рейтинга отмечают, что в 2019 г. на рынке наблюдался рост спроса на программные решения. «Произошло смещение фокуса в сторону программных решений, чувствуется что рынок железа насыщается, появляется очень много адекватного предложения на вторичном рынке», — говорит Павел Яковлев. В продуктовом ритейле наиболее востребованными являются решения по дистанционной работе с конечными клиентами, доставке, активно развиваются маркетплейсы поставщиков и технологии самообслуживания клиентов в торговых залах.

По мнению Павла Заглумина, руководителя направления разработки и внедрения ПО «Инфосистемы Джет», ключевые направления прошедшего года в области автоматизации — это омниканальность, изучение клиентского опыта и маркетинг. Максим Маковский, коммерческий директор компании «Тегрус», дополняет, что в этой связи крайне востребованы продукты и решения, позволяющие работать с большими данными, прикладные разработки, нацеленные на мобильность и ускорение решения задач. «Задача снижения показателя Time-to-Market для новых продуктов и сервисов была в приоритете», –– говорит он.

Александр Воловик, руководитель отдела поддержки продаж Softline, отметил, что ритейл как одна из наиболее цифровизированных отраслей, в 2019 г. активно интересовался технологиями искусственного интеллекта, интернетом вещей, машинным обучением, нейронными сетями, роботизацией.

Прогнозы на 2020: пока преобладает оптимизм

Что касается прогнозов на 2020 г., то в целом участники рынка не ожидают резкого падения спроса на свои услуги со стороны ритейла. Безусловно, отказы от уже запланированных проектов будут, но вместо них компании могут начать новые, более актуальные в текущих условиях.

«Мы прогнозируем, что многие компании сейчас озаботятся вопросами организации удаленной работы, информационной безопасности, усиления инфраструктуры, увеличения мощностей, — говорит Александр Воловик. — Бизнес, который был в большей степени сосредоточен на оффлайне, поставит перед собой цель нарастить онлайн-продажи. Ведь сегодня компания, которая не может предоставить услугу онлайн, терпит убытки».

Максим Маковский уверен, что будут востребованы услуги по аудиту внутренней инфраструктуры заказчиков, систем связи внутри магазинов, поддержку получат решения из области managed services и облачные решения в частности, которые позволят снизить капитальные затраты на инфраструктуру и выровнять денежный поток. «Совершено неожиданно даже для рынка ритейла может быть сделан вывод о том, что удаленная работа сама по себе не так уж и плоха. Сейчас она неизбежна, потом перетечет в плоскость эксперимента, а затем уже закрепится как норма, — говорит он. — Это, безусловно, повлечет за собой пересмотр подхода к построению сетевой инфраструктуры, систем интернет-безопасности, налаживанию ВКС, организации облачного хранилища данных и удаленных рабочих мест, повышению мобильности бизнеса, появлению новых рабочих мест в регионах. Среди очевидных вещей, которые будут востребованы с точки зрения наращивания онлайн-продаж — увеличение продаж решений для ЦОД и, как я уже сказал, облачных сервисов».

Кроме того, основные клиенты лидеров рейтинга — сетевые структуры, которых кризис затронул не так сильно, как «одинокие» торговые точки. «У нас крупные заказчики, деятельность которых не останавливается даже в трудные времена: это банки, крупные ритейлеры, организации, которые сейчас помогают поддерживать экономику и население. Кроме того, большинство наших проектов нацелены на долгосрочную перспективу, они не прерываются из-за пандемии. Всем сейчас пришлось освоить новые форматы и в технологическом, и в психологическом плане. Расцвет онлайна не пройдет без следа и даст мощный технологический толчок, который сильно изменит мир», — уверен Павел Заглумин.

Онлайн-розница действительно переживает сейчас хорошие времена. Например, сотрудникам компаний, переведенным на удаленный режим работы, понадобилась новая техника. «За первые пять месяцев продаж 2020 года оборот нашего интернет-магазина вырос в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, — говорит Екатерина Царева, директор по маркетингу компании «Acer Россия» — Рост вызван как общим подъемом интереса к нашей продукции, так и расширением предлагаемых сервисов и опций: кредит и рассрочка, широкий выбор способов доставки продукции, грамотная консультация операторов магазина по подбору товара и многое другое. В 2020 году был существенно расширен ассортимент магазина, добавлено несколько новых категорий продукции, в частности устройства серии ConceptD. В марте и апреле 2020-го в связи с переходом сотрудников многих компаний на удаленную работу резко вырос спрос на мощные модели ноутбуков «для бизнеса», позволяющие эффективно решать из дома большую часть производственных задач. Их продажи составили более пловины от общего объема продаж за данный период».

Не столь радужные перспективы у компаний, основными клиентами которых являются предприятия малого бизнеса. Андрей Романенко, генеральный директор «Эвотор» уверен, что рынок будет укрупняться. Сейчас на нем работает 61 производитель ККТ, 21 оператор фискальных данных и 4000 сервисных компаний. Очевидно, что кризис переживут не все. Останутся сильнейшие: 3-4 производителя, несколько ОФД и самые технологичные сервисные компании, те, кто умеет не только продавать и обслуживать оборудование, но и внедрять цифровые сервисы, помогать торговым точкам автоматизировать бизнес. «И вот тут есть одна большая опасность, о которой пока никто всерьез не думает, — отмечает он. — Если производитель обанкротится, кто будет поддерживать работу его онлайн-касс? Без поддержки и обновления ПО касса превратится в кирпич. Сейчас у нас нет законодательной базы, которая регламентирует эти вопросы».

Тем не менее, очевидно, что экономика будет постепенно восстанавливаться, новые бизнесы тоже будут открываться. Будет новая волна предпринимателей, которые сумели адаптироваться к ситуации. Кто-то рискнет стать предпринимателем после сокращения на работе. Кризис всегда дает новые возможности.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора