Спецпроекты

На страницу обзора
Расходы ритейла на ИТ в пандемию выросли больше чем на 40%

Топ-20 поставщиков ИТ в ритейл в 2020 г. заработали на 42% больше, чем годом ранее. Их совокупная выручка приближается к ₽100 млрд. Порог входа в список лидеров рейтинга также увеличился, на 52%, и превысил ₽1 млрд. В пятерке крупнейших компаний впервые за многие годы появился дистрибьютор компьютерной техники.

Суммарная выручка 20 крупнейших поставщиков ИТ в ритейл в 2020 г. составила ₽96,5 млрд, что почти на 42% больше, чем в 2019 г. В последний раз столь высокий показатель темпов развития ИТ в ритейле наблюдался в 2013 г. При этом, по данным Росстата, оборот розничной торговли в России по сравнению с 2019 г. сократился на 4,1%. Однако при этом выручка крупнейших торговых сетей увеличилась в среднем на 15%, а крупнейших онлайн-ритейлеров — почти в 2 раза. Аналогичные цифры прошлого года: розничный рынок в целом увеличился на 1,6%, выручка крупнейших сетей — на 3,9%, а выручка 20 ведущих поставщиков ИТ в ритейл — на 27,4%,

Порог входа в топ-20 также вырос до ₽1 млрд против ₽674 млн в 2019 г. На топ-5 участников рейтинга приходится 72% от совокупной выручки топ-20 — в прошлом году этот показатель составлял 66%.

Динамика выручки участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в розницу

Источник: CNews Analytics, 2021

Первую строчку рейтинга уже на протяжении многих лет занимает Softline: по итогам 2020 г. выручка компании в этом сегменте выросла на 34% до ₽29,3 млрд). На втором месте новый участник рейтинга дистрибьютор «Новый Ай-Ти Проект» (более известный торговой маркой 3Logic Group) с выручкой от поставок в ритейл ₽24,1 млрд. Его появление в списке крупнейших поставщиков ИТ в ритейл стало еще одним подтверждением того, что прошедший год стал очень успешным для дистрибьюторов оборудования: на долю поставок в ритейл приходится около 80% годовой выручки компании. Еще один дистрибьютор — екатеринбургский НАГ, чьи доходы от поставок в ритейл выросли практически с нуля до ₽23 млн благодаря сотрудничеству с «Магнитом», «Пятерочкой», «Каруселью», «Перекрестком».

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2020

№ 2020 г. № 2019 г. Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2020 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2019 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Рост выручки 2020/2019, % Крупнейшие заказчики в 2020 г.
1 1 Softline Москва 29 256 593 21 833 278 34,0% н/д
2 Новый Ай-Ти Проект (3Logic Group) Москва 24 067 068 н/д н/д н/д
3 3 Эвотор* Москва 6 248 264 10 738 261 -41,8% н/д
4 2 Атол Москва 5 253 241 9 781 212 -46,3% Магнит, Леруа Мерлен, X5 Retail Group, Ашан, М-Видео, Роснефть
5 4 Крок Москва 4 465 615 3 418 384 30,6% Х5, Ашан, Комус, Мегаполис, Метро Кэш энд Керри, Эйвон Бьюти Продактс Компани

Источник: CNews Analytics, 2021

Перейти к полной таблице

На третьем месте группа компаний «Эвотор» — в 2020 г. она подала данные «Эвотор» и «Эвотор ОФД». В результате цифры за 2019 г. были скорректированы. Выручка группы компаний «Эвотор» в 2020 г. сократилась почти на 42% и составила ₽6,2 млрд. В компании объясняют это фактическим завершением проекта перехода на онлайн-кассы и, соответственно, падением спроса на оборудование, а также общим снижением оборота розничной торговли. На четвертое место со второго переместился «Атол» — выручка компании в 2020 г. упала на 46%. Причина та же, что и у «Эвотора» — завершение проекта перехода на онлайн-кассы. На пятом месте «Крок» — в 2020 г. компания увеличила объем продаж ритейлерам на 30,6%, до ₽4,5 млрд.

Пандемия и ритейл: первые выводы

Вызовы, с которыми столкнулись ритейлеры в прошедшем 2020 г., заставили кого-то убедиться, а кого-то впервые осознать неизбежность цифровизации. И отказаться от нее теперь просто невозможно. При этом все понимают, что темпы развития технологий таковы, что отказ от совершенствования уже имеющихся решений фактически равносилен тому, что в случае очередного форс-мажора компания опять окажется на грани выживания. «Компании, которым пришлось в экстренном порядке прибегнуть к цифровизации, теперь по-другому взглянут на ИТ и продолжат осваивать новые технологии», — уверена Татьяна Вандышева, директор по развитию бизнеса в розничных сетях и e-commerce «Инфосистемы Джет».

На сегодняшний день очевидно, что часто встречавшиеся прогнозы о том, что все, и покупатели, и продавцы, уйдут в онлайн и не вернутся, не оправдались. После отмены карантинных ограничений покупатели стали возвращаться в традиционные магазины, что привело к закономерному спаду продаж через онлайн-каналы. «Это еще раз подтверждает правило – технологии должны внедряться согласно четко сформулированной стратегии, — говорит Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании «Крок» в ритейле. — Неустойчивые экономические реалии подталкивают ритейлеров сосредоточиться на повышении адаптивности своего бизнеса. В наши дни работает формула «выживает не сильнейший, а умеющий приспосабливаться». «На мой взгляд, ритейлеры сегодня активнее, чем раньше, разрабатывают стратегические долгосрочные инициативы по цифровизации, опираясь на полученный опыт», — продолжает Татьяна Вандышева.

Не обошла вниманием сферу розничной торговли и кадровая проблема: традиционная нехватка специалистов в период пандемии обострилась по причине массового оттока из России мигрантов и жителей других регионов, которые составляют значительную часть линейного персонала. «Переход на удаленку поставил работу с People analytics, данными о продуктивности и результативности, вовлеченности и адаптации сотрудников, на одно из первых мест. При этом, в сегодняшних реалиях анализировать ситуацию внутри бизнеса необходимо постоянно, чтобы быстро реагировать на изменения и распознать новые возможности. В идеале поток данных должен поступать в режиме реального времени», — рассказывает Эльза Егорова, СЕО направления HCM-платформы разработчика HRtech-решений TalentTech. По ее мнению, в ближайшее время бизнес будет все более заинтересован во внедрении HR-решении, которые помогут собирать, накапливать и анализировать данные на единой платформе. Например, HCM-платформа от TalentTech, объединяющая данные из разных модулей в единый цифровой профиль. В нем отображаются образование и опыт работы человека, его знания и навыки, результаты опросов, прогресс в целях, карьерные планы и другая информация. На основе этих данных цифровой профиль подскажет HR, какие таланты сотрудников стоит развивать, чтобы повысить эффективность команды.

«Независимо от своей бизнес-стратегии ритейлеры столкнулись с резким ростом интереса конечных потребителей к технологиям и способам взаимодействия, которые минимизируют физический контакт между продавцом/курьером и покупателем – заказы через интернет, бесконтактная доставка, удаленная клиентская поддержка 24/7», – резюмирует Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ. Что потребовало внедрения или масштабирования соответствующих решений. И это был серьезный вызов для всех представителей ритейла, который потребовал тщательного пересмотра подходов к развитию бизнеса. Кроме того, отметил Сергей Халяпин, ритейлеры, как и компании других сфер деятельности, столкнулись с необходимостью перевода части персонала на удаленную работу. Что, с одной стороны, вызвало острую потребность в поиске, внедрении или расширении применения средств удаленной работы, с другой — поставило перед ними новые задачи в области обеспечения безопасности.

Что будет в 2021 году

Прошедший год подтолкнул многих к обновлению и модернизации портфеля решений, повышению эффективности за счет внедрения новых технологий, оптимизации бизнес-процессов.

Дмитрий Исаев, руководитель департамента по реализации проектов Softline, уверен в том, что в 2021 г. продолжится рост спроса на облака и виртуализацию. Кроме того, за 2020 г. у ритейла накопился большой отложенный спрос по решениям в области заказной разработки и бизнес-решений: портальные решения, решения в области автоматизации складской логистики, системы аналитической отчетности. «Из-за пандемии и изменения приоритетов в 2020 году заказчики отодвигали многие потребности на будущие периоды, и в 2021-м мы ожидаем резкий рост спроса на бизнес-решения, поддерживаемый ростом онлайн-заказов, которые начинают всерьез конкурировать с традиционным способом совершения покупок через посещение супермаркетов», — говорит Дмитрий Исаев.

Сегодня среди аптечных сетей, ритейлеров и представителей HoReCa популярен такой инструмент продаж, как сервис персональных рекомендаций, продолжает Юрий Востриков, операционный директор «Норбит» (группа компаний «Ланит»). Рекомендательная система изучает поведение клиентов: собирает историю покупок, просмотров, кликов, поисковых запросов и товаров в корзине. Опираясь на эти данные, алгоритм впоследствии предлагает потенциальным покупателям максимально интересные товары или услуги.

Продолжится рост интереса к HR-системам. «Сейчас диджитал сфокусировался на человеке, его таланте, который можно оцифровать и представить в виде профиля. По своей сути, цифровой профиль — это цифровой двойник таланта человека, где содержатся данные о его опыте и успехах, знаниях и навыках, информация о том, как он работает с современными технологиями, какую роль занимает в команде, отображены его hard&soft skills», — отмечает Эльза Егорова. Изменится и подход к найму, обучению и развитию человека, что важно для ритейла, так как именно он остается одним из наиболее передовых с точки зрения применения ИТ. Данные, которые содержатся в цифровом профиле будут полезны и работодателю, и самому сотруднику. У каждого появится возможность на основе аналитики подкорректировать свои слабые стороны, найти точки роста, обратить внимание на успешные зоны. Цифровой профиль каждого человека подскажет, какие таланты стоит развивать, чтобы расти быстрее и работать эффективнее, или укажет на высокоразвитые навыки, которые помогут в карьерном росте

По мнению Татьяны Вандышевой, в 2021 г. крупные ритейлеры продолжат увеличивать долю решений собственной разработки и открывать собственные центры компетенций. Будет расширяться набор сервисов, развиваться сотрудничество с маркетплейсами и партнерскими платформами.

В разработке приложений торговые компании переходят к микросервисной архитектуре и контейнерам. Это помогает ускорить процесс разработки и вывод новых продуктов на рынок. Поэтому популярными становятся инструменты управления контейнерами, услуги по их внедрению и интеграции в корпоративный ИТ-ландшафт, а также поддержке работоспособности платформ сайтов и приложений.

Среди ритейлеров, ведущих собственную разработку, будет востребован набор услуг и инструментов, поддерживающих процессы DevSecOps — интеграция разработки, инфраструктуры и безопасности. Этот подход помогает сделать процесс разработки быстрым и безопасным на всех этапах: от сборки приложения до выпуска продукта.

Для улучшения покупательского спроса в онлайне ритейл будет использовать мультимедийные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности. Электронные ценники помогут реагировать на изменения рынка и поведение клиентов, а также оперативно запускать акции. С помощью виртуальных витрин компании смогут сократить затраты на эксплуатацию и аренду помещений, при этом предоставив покупателям удобный инструмент выбора с масштабируемыми 3D-версиями товаров вместо бесконечных полок. В офлайне найдут применение гибкие светодиодные мультимедийные поверхности, которые можно адаптировать под продвижение любой продукции.

Наблюдается тренд на развитие функциональных возможностей мобильных приложений, усиление интереса к речевым технологиям на базе искусственного интеллекта, отмечает Виктория Бухар, коммерческий директор компании «Ланит-Интеграция».

Дмитрий Смирнов напомнил о том, что расширение спектра маркируемых товаров, а также законодательно определенные сроки обязательной маркировки заставляют ритейлеров и логистических операторов ускоренно внедрять соответствующие системы и модернизировать уже имеющиеся.

Еще одним трендом является повышение собственной эффективности, в первую очередь, путем оптимизации товародвижения и управления товарными запасами. Кроме того, с целью повысить качество покупательского опыта продавцы активно применяют различные способы сбора персональной информации о каждом покупателе для формирования его поведенческой модели, а такие данные необходимо защищать, что увеличивает спрос на решения по информационной безопасности.

В целом, 2021 г. обещает быть более успешным для ритейла. Ведь пандемия, под знаком борьбы с которой мир существует уже год, если не сойдет на нет, то по крайней мере ее последствия станут предсказуемыми, а значит, менее болезненными. А значит, у поставщиков ИТ есть все шансы и дальше участвовать в цифровизации отрасли. Хотя темпы роста их выручки в 2021 г. могут вернуться к обычным 20%.

Наталья Рудычева

Короткая ссылка