Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2020

Траты государства на ИТ выросли на четверть

Траты государства на ИТ выросли на четверть

Совокупная выручка участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в госсектор по итогам 2019 г. увеличилась на 24,7%. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем у крупных компаний. А в пятерке лидеров уже две государственные компании. В 2020 г. ведомственные ИТ-бюджеты сокращаются, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.

Суммарная выручка топ-50

Суммарная выручка 50 крупнейших поставщиков ИТ в госсектор по итогам 2019 г. составила ₽174,2 млрд, что на 24,7% больше, чем в 2018 г. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд — в 2017 г. он составлял ₽307 млн, в 2018 г. — ₽297 млн, а в 2019 г. — ₽256 млн. Причина — отказ от участия в рейтинге крупных компаний, ранее занимавших в нем лидирующие позиции. В 2020 г. в их числе ITG (3 место в рейтинге 2019 г.), руководство которой по причине диверсификации бизнеса приняло решение о том, что данные в рейтинги будут подаваться от отдельных входящих в холдинг компаний. Однако никто из них данные так и не прислал. Нет в рейтинге и компании «Компьюлинк» (9 место в 2019 г.) — уголовное дело против главы компании было закрыто только в 2020 г. Отказались от участия в рейтингах в этом году также НПЦ «Элвис», «Аплана», «Диалог Наука».

Но есть и хорошие новости — в 2020 г. в рейтинг вернулся «Техносерв». Правда теперь компания переориентировалась с госсектора на финтех. Если по итогам 2017 г. она занимала в рейтинге крупнейших поставщиков ИТ в госсектор первое место, то теперь — 11-е.

Лидеры рейтинга

На первом месте вполне ожидаемо расположился Ростелеком, предоставивший данные о выручке по направлениям VAS (Value Added Services — телекоммуникационные услуги, оказываемые не ядром сети, а дополнительными платформами) и облачные услуги, которые он предоставляет государственным органам. В 2019 г. его выручка выросла на 35% до ₽49,8 млрд. Компания является единственным исполнителем госконтрактов по обеспечению функционирования таких систем, как Единая система идентификации и аутентификации, Система межведомственного электронного взаимодействия, Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) и т.д.

Выручка топ-50 поставщиков ИТ для госсектора

Источник: CNews Analytics, 2020

На втором месте, как и в прошлом году, Softline — выручка компании от проектов в госсекторе в 2019 г. выросла на 10% до ₽12,4 млрд. Список крупных госзаказчиков компания традиционно не раскрывает. На третье место с пятого поднялся «Ланит» — его выручка выросла на 22,7% до ₽9,4 млрд. В списке крупнейших клиентов — Федеральное казначейство, Минстрой, Минцифра, Минсельхоз, Минфин, Минтранспорта, Росстат, Правительство Москвы.

На четвертом «Форс» (₽8,1 млрд) с проектами для ФНС, правительства Москвы, Казначейства России, Росдорнии. На пятое место с 13-го переместился НИИ «Восход», чья выручка выросла на 168,8% до ₽7,3 млрд. В 2019 г. компания выиграла конкурс Минкомсвязи РФ на разработку первой очереди Национальной системы управления данными (НСУД) и совместно с Ростелекомом занялась внедрением Государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Таким образом, в топ-5 участников рейтинга теперь две государственные компании.

Среди рекордсменов по уровню роста выручки от проектов в госсекторе также группа компаний ЦРТ (197,4%). Столь внушительный показатель Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ, объясняет зрелостью целевых рынков, осознанием преимуществ внедрения современных продуктов на основе искусственного интеллекта: интеллектуальных речевых технологий, речевой аналитики, виртуальных помощников, текстовых и голосовых ботов, машинного обучения.

Коронавирус и цифровизация

В 2020 г. распространение коронавируса и введенный в стране режим самоизоляции стали стимулами для внедрения целого спектра технологий, позволяющих работать государственным ведомствам и учреждениям в новых условиях. «Пандемия повлияла положительно, ускорив разработку новых современных цифровых платформ и сервисов, — отмечает Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «Форс-Центр разработки» (ГК «Форс»). — Сейчас их развитие происходит еще быстрее, чем раньше, а для ИТ-компаний это означает новые проекты и новые госзаказы».

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2019

№ 2019 № 2018 Название компании Город Выручка от проектов в госсекторе в 2019 г., с НДС, ₽тыс. Выручка от проектов в госсекторе в 2018 г., с НДС, ₽тыс. Рост, % Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2019, % Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2018, %
1 1 Ростелеком* Москва 49 800 000 36 900 000 35,0% 100,0% 100,0%
2 2 Softline Москва 12 395 059 11 268 235 10,0% 11,4% 11,9%
3 5 Ланит Москва 9 401 524 7 664 719 22,7% 5,4% 4,7%
4 4 Форс** Москва 8 100 000 7 796 000 3,9% 48,5% н/д
5 13 НИИ «Восход» Москва 7 268 531 2 703 600 168,8% 99,0% 100,0%

Источник: CNews Analytics, 2020

* — выручка указана без НДС
** - данные за 2018 г. скорректированы

Перейти к полной таблице

«Из-за ситуации с COVID-19 приоритеты стремительно поменялись: очень быстро (в том числе и нами) развивались инструменты для дистанционной работы и обучения, организации оперативных социальных выплат, помогающие быстро на доверительных отношениях оказать правильную поддержку населению, бизнесу — всем, кто в ней нуждается», — рассказывает Артем Мошков, председатель совета директоров и основатель компании «Нетрика». Среди долгосрочных тенденций однозначно выделяется возможность и необходимость работы с первичными данными. Раньше не было возможности в реальном времени «на лету» собирать и агрегировать данные из различных информационных систем. Сегодня эту проблему приходится решать постоянно и в очень сжатые сроки. «Это сложно, но реально: можно выгрузить данные из регистров, из бухгалтерских систем, из медицинских информационных систем и систем Росздравнадзора. Они чудесным образом собираются, и на их базе дается актуальная информация для принятия управленческих решений по тому же самому COVID-19», — уточняет он.

Школы перешли на дистанционное обучение. А значит, в них должны были срочно появиться решения, способные обеспечить этот процесс. «В кратчайшие сроки проект «Электронный дневник» от решения простых задач по выставлению оценок и занесению каких-либо замечаний учителей был преобразован в инструмент с широким спектром услуг: планирование уроков; подбор и передача учебного материала по всем предметам обучения; проведение тестирования; перевод в электронный формат взаимодействия педагогов и учеников, — рассказывает Станислав Казарин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. — Это позволило успешно завершить учебный год более 500 тыс. учащимся и более 40 тыс. педагогов, заложить основы подготовки к новому учебному году в любых условиях».

Массовый переход госслужащих на удаленную работу не только привел к росту спроса на облака, коммуникационные платформы и средства коллективной работы, но и выявил инфраструктурные проблемы в ведомствах, которые пришлось оперативно решать. «Если говорить про технические сложности, то они возникали, в основном, при проведении селекторных совещаний и видеоконференций. Ведь раньше в них участвовало не больше 50-60 человек, а в режиме ограничений — 200 и более. Кое-где пришлось оперативно менять оборудование, — говорит Дмитрий Диденко, начальник управления цифрового развития администрации Костромской области. — Сейчас мы учли все нюансы, достраиваем систему с большим запасом прочности, чтобы не испытывать в ближайшие несколько лет системных трудностей. Меняем или перенастраиваем структуру сети, ее логическую схему, ключевое оборудование».

Находящиеся на самоизоляции граждане стали более активно пользоваться мобильными приложениями для получения государственных сервисов и оплаты услуг. На этом фоне некоторые регионы задумались о развитии уже имеющихся инструментов взаимодействия с населением. «Отличие формирующегося в этом году вектора заключается, скорее, в стремлении внедрить дружественный человеко-ориентированный подход в цифровизации города, создании экосистемы сервисов и их типизации в зависимости от социальной значимости и жизненных ситуаций», — отмечает Станислав Казарин.

Понятно, что в новой экономической ситуации расходы на ИКТ начали сокращаться. И государственные ведомства стали искать возможность реализации запланированных проектов по модели государственно-частного партнерства (ГЧП). «Я могу назвать целый ряд направлений, таких как транспортная инфраструктура, городское хозяйство, где цифровизация в формате ГЧП работает очень хорошо, — поясняет Дмитрий Диденко. — Например, в каждом регионе есть проект «Умный город», и, на мой взгляд, 80-90% его мероприятий могут быть реализованы по схеме ГЧП».

В целом, опрошенные CNews эксперты говорят о том, что несмотря на сокращение ведомственных ИТ-бюджетов, существенного падения спроса на услуги ИТ-компаний не произошло. «Запуск некоторых долгосрочных программ перенесли на вторую половину 2020 года, например, расширение мощностей ЦОДов или переход на альтернативное ПО. В тоже время, значительно увеличилось количество краткосрочных ИТ-проектов, особенно это коснулось решений по обеспечению информационной безопасности — вырос спрос на организацию безопасной работы удаленных сотрудников», — отмечает Игорь Никулин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента продаж и менеджмента проектов компании «Крок».

«Несмотря на то, что задачи пересматриваются, а бюджеты под них корректируются, проекты в госсекторе продолжаются, становятся более сложными и комплексными», — продолжает Андрей Бурин. По его словам, сокращению подверглись, в первую очередь, проекты по развитию и модернизации ИТ-систем, внедрению новых модулей, расширению функциональности. Вместе с тем, бюджеты проектов по технической поддержке и информационной безопасности почти не сократились, а даже немного увеличились. По-прежнему крайне востребованы услуги по обеспечению работоспособности систем в новых условиях, когда нагрузки на серверные мощности ощутимо возросли. Это включает и услуги по миграции между различными гетерогенными средами, оптимизации производительности, и частичному или полному переходу на облачные гибридные платформы.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора