Спецпроекты

На страницу обзора
В ближайшие два года в России ожидается бум биометрии

Еще недавно биометрические технологии рассматривались как автономный элемент ряда процессов. Сегодня готовые «коробочные» решения в сфере биометрии бесшовно встраиваются в любое оборудование, не требуя перехода на новый интерфейс. Пользователи биометрических сервисов выигрывают время. Однако несмотря на растущие потребности в соответствующих инструментах, продвижение программных решений на основе технологий распознавания лиц в России сопряжено с рядом трудностей. О предпосылках развития биометрических технологий, их преимуществах и возможностях, пользе зарубежного опыта в этом сегменте и предстоящем буме биометрии в России рассказала Тамара Морозова, генеральный директор RecFaces.

Тамара МорозоваRecFaces

Ставка на бесконтактные способы идентификации

CNews: Какой путь прошли биометрические технологии за последние три-пять лет?

Тамара Морозова: Путь, пройденный биометрическими технологиями, можно назвать впечатляющим. Серьезную трансформацию претерпело и отношение общества к биометрии. Если пять лет назад она ассоциировалась преимущественно с интересами органов государственной власти, то сейчас биометрическая идентификация применяется повсеместно.

CNews: Что служит драйвером внедрения биометрии?

Тамара Морозова: Ключевой вехой в развитии биометрии стал отказ от устаревших контактных методов идентификации, прежде всего, по отпечаткам пальцев. На смену им пришла лицевая биометрия, привлекающая простотой и бесконтактным принципом применения.

Тамара Морозова, RecFaces: В последние три года рынок биометрических технологий ежегодно рос на 17-20%

Идентификация по отпечаткам пальцев была востребована пять-семь лет назад. Но даже на пике популярности технология оставалась несовершенной. К сбою в работе алгоритма распознавания могли привести порезы или даже грязь на пальцах. Кроме того, многие люди брезговали прикасаться к поверхности, к которой до них дотрагивались сотни незнакомцев. Неудивительно, что пандемия коронавируса ускорила уход от контактных методов биометрической идентификации. У тех, кто соблюдает требования гигиены и правила социального дистанцирования, нет шансов ужиться со сканерами отпечатков пальцев.

Еще один драйвер развития лицевой биометрии тренд на удобство и простоту. Идентификация по лицу не требует дополнительных манипуляций: для прохода на стадион или в бизнес-центр достаточно посмотреть в камеру и дать системе несколько секунд на распознавание. Лицевая биометрия позволяет оперативно достигать целей, поэтому удобна и для конечного пользователя, и для заказчика. Готовые программные биометрические решения, развитием которых занимается, например, RecFaces, отличаются простотой инсталляции и эксплуатации. В зависимости от кейса технические требования к проекту с лицевой биометрией могут различаться. Но, по большому счету, для корректной работы ПО достаточно API или веб-камеры. Закупать специализированное оборудование не требуется.

В ближайшие два года в России можно ожидать бум биометрии

Значительное влияние на популяризацию биометрии оказали смартфоны. Для миллионов людей знакомство с биометрической идентификацией начинается с собственного телефона. Пользователи, привыкшие к разблокировке экрана по лицу, легче адаптируются к использованию биометрии в других сферах.

CNews: А в каких сферах сегодня наиболее востребована биометрия?

Тамара Морозова: Основная задача биометрической идентификации безопасность. Поэтому биометрия востребована на объектах, требующих повышенного уровня защищенности, — на предприятиях промышленного комплекса и ТЭК, в аэропортах, банках, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. В последние годы интерес к внедрению биометрии проявляют бизнес-центры, где идентификация по лицу выполняет задачи безопасности, служит инструментом формирования комфортной, дружелюбной рабочей среды и анализа занятости офисного пространства.

CNews: В каких сегментах потенциал технологии еще предстоит оценить?

Тамара Морозова: На наш взгляд, в оффлайн-ритейле, где биометрия помогает решить ряд маркетинговых задач, обеспечить персонифицированное обслуживание. К сожалению, несмотря на оптимистичные прогнозы, работы в этом направлении пришлось поставить на паузу из-за внутреннего кризиса отрасли, вызванного пандемией.

Хорошие перспективы внедрения биометрии в сфере самообслуживания. Люди не хотят терять время в очередях и все более активно пользуются терминалами самостоятельной регистрации в аэропортах и кассах самообслуживания в супермаркетах. Внедрение функции самоидентификации на основе лицевой биометрии повысит удобство взаимодействия с такими устройствами.

Под биометрию заточено большинство сервисов

CNews: Насколько широко биометрия используется в других странах? Чем зарубежный опыт может быть полезен в российских условиях?

Тамара Морозова: Наиболее впечатляющие примеры демонстрируют Индия и Китай. Индийская система биометрической идентификации Aadhaar ID — крупнейшая в мире — охватывает более 1,2 млрд человек, или почти 99% взрослого населения страны. Изначально проект предусматривал простой доступ к госуслугам, но со временем сфера применения расширилась за счет дополнительных сервисов: от записи к врачу до денежных переводов.

Краткая биография

Тамара Морозова

  • В 2009 г. окончила ГУУ, факультет «Реклама».
  • В 2014 г. завершила обучение в РАНХиГС по программе «Маркетинг».
  • В 2018 г. завершила программу «Практикум» и защитила проект в Московской школе управления Сколково.
  • Более 12 лет работы в ИТ-индустрии, вела проекты для коммерческих и государственных заказчиков, отвечала за операционное управление компанией, планирование и реализацию маркетинговой стратегии, участвовала в процессе продаж и реализации проектов в сегментах В2В и В2G.
  • Сооснователь компании RecFaces.

Однако безусловный лидер в этом сегменте Китай, где биометрическая идентификация стала повседневной практикой во всех сферах жизни. Оплата проезда в общественном транспорте, каршеринг, покупки в магазинах, доставка еды и продуктов под биометрию в Поднебесной заточено большинство сервисов. Этот опыт может быть полезен и в российской практике.

CNews: В нашей стране прежде всего столица проявляет интерес к подобным проектам?

Тамара Морозова: Да, Москва в авангарде внедрения технологии. В 2021 году в столичном метро заработала функция оплаты проезда по лицу. Проект с внедрением биометрической идентификации реализован в аэропорту Шереметьево, где с помощью лицевой биометрии можно соблюсти все постполетные формальности и комфортно, а главное быстро, миновать нелюбимый паспортный контроль.

Рынок лицевой биометрии развивается по трем основным направлениям: безопасность территории, доступа и рабочего места

Интересен проект создания офисов нового поколения Multispace компании Pridex Group, в разработке которого участвовала команда RecFaces. Это пример того, как биометрия поддерживает высокий уровень безопасности, обеспечивает безбарьерный доступ на территорию многофункционального офисного пространства и к его сервисам, включая бронирование переговорных и проход к местам хранения личных вещей.

CNews: Как на этом фоне выглядит отечественный сегмент биометрии в целом?

Тамара Морозова: Российскому рынку еще предстоит революция в области биометрических технологий. Период подготовки к прорыву был продолжительным, завершился, поэтому в ближайшие два года в России можно ожидать бум биометрии. Сегодня интерес к идентификации по лицу проявляют многие крупные госкомпании, например РЖД. Активно реализуются проекты по использованию лицевой биометрии для повышения уровня безопасности в сфере образования, в частности в зданиях школ и вузов.

CNews: Как соотносятся лицевые биометрические технологии и Face-ID?

Тамара Морозова: Как уже отмечалось, ставка делается на бесконтактные способы идентификации, прежде всего, на распознавание по лицу. Нередко такой способ называют Face-ID. Из названия функции гаджетов Apple это словосочетание трансформировалось в общеупотребительный термин. Сейчас, произнося «фейс айди», люди зачастую подразумевают распознавание по лицу в целом, без привязки к продукции корпорации. Аналогичная лингвистическая метаморфоза в свое время произошла со словом «ксерокс», появившимся из названия бренда Xerox.

«Всегда есть доля гипотетичности»

CNews: На каком уровне находится качество распознавания лиц?

Тамара Морозова: В целом на очень высоком уровне. Однако оценка эффективности работы алгоритма во многом зависит от контекста использования и конкретных кейсов. Например, в банковском секторе требования к действиям пользователей при идентификации выше, чем на массовом мероприятии. Но и уровень распознавания лиц намного точнее, нежели в толпе на трибунах стадиона. Не стоит ожидать одинаковой точности распознавания лиц в хорошо освещенном помещении и в темной комнате. Поэтому оценивать алгоритм следует исходя из того, достигнуты ли цели конкретного проекта. В то же время разработка перечня единых объективных критериев оценки один из насущных вопросов, который должен быть решен уже в 2022 году.

CNews: Как вы оцениваете потенциал монетизации решений, основанных на применении лицевой биометрии? Чего больше в их использовании выгоды или удобства?

Тамара Морозова: Оценить потенциал монетизации биометрических проектов в конкретных цифрах крайне сложно. Например, если из кабинета главного инженера предприятия украдут проектную документацию на новую разработку, ущерб может доходить до миллиарда рублей. Но ключевое слово «если». В оценке эффективности внедрения биометрии всегда есть доля гипотетичности. В большей степени речь идет о косвенной выгоде чувстве безопасности и комфорта для клиента, сотрудника. Оценка в денежном выражении возможна лишь спустя определенный период. Например, банк может оценить успешность введения биометрического эквайринга условно через три года, сравнив клиентскую базу свою и конкурентов, не использующих эту технологию.

«Безопасность территории, доступа и рабочего места»

CNews: Какие варианты использования лицевой биометрии вы рассматриваете как наиболее перспективные?

Тамара Морозова: Сегодня рынок лицевой биометрии развивается по трем основным направлениям: безопасность территории, доступа и рабочего места. За безопасность территории отвечает функция распознавания лиц, внедренная в системы видеонаблюдения. Безопасность доступа достигается посредством биометрической идентификации в системах контроля. Что касается безопасности рабочего места с точки зрения конфиденциальности и информационной безопасности, то имеется в виду применение лицевой биометрии для авторизации сотрудников в информационных системах компании. По всем трем направлениям технологии непрерывно усложняются и совершенствуются в ответ на растущие потребности пользователей.

CNews: Насколько часто обновляются сценарии применения технологии в разных сегментах?

Тамара Морозова: Раньше умным системам видеонаблюдения было достаточно уметь идентифицировать человека, а сейчас заказчики ждут от них функций построения траекторий перемещения людей по территории и оперативных списков наблюдения. Трансформируются и сценарии применения биометрии в СКУД. Простого обеспечения прохода уже недостаточно. Базовые кейсы обрастают функциями контроля над использованием сотрудниками масок, проверки QR-кодов и опцией борьбы с «паровозиками», когда за одним авторизованным через устройство проходят несколько человек без права доступа.

Противниками лицевой биометрии зачастую становятся те, кто в прошлом проявлял к ней интерес

Если говорить об авторизации за компьютером с помощью биометрии, то современные программные решения предусматривают массу дополнительных опций. Например, механизм блокировки при работе в определенных программах, если рядом присутствуют посторонние лица. Есть сценарий для использования одного компьютера группой людей.

Отмечу, что заказчики ждут от биометрии не только разнообразия функций и сценариев использования, но и широких возможностей для интеграции технологии в имеющиеся системы. Эта потребность — еще один фактор развития биометрических технологий.

CNews: Биометрические решения из коробки — это реальность?

Тамара Морозова: Пять лет назад биометрия была весьма автономным элементом. А сегодня доступны готовые коробочные биометрические решения, способные бесшовно встраиваться в любое оборудование, не требующие перехода на новый интерфейс. Так, благодаря глубокой интеграции с большинством популярных систем видеонаблюдения и СКУД, установка коробочных программных решений RecFaces занимает всего 20 минут. Для наших клиентов очевидна внушительная экономия главного ресурса времени.

CNews: Чем обусловлены трудности продвижения решений, включающих в себя технологии распознавания лиц?

Тамара Морозова: Несмотря на растущие потребности в инструментах лицевой биометрии, продвижение программных решений на основе технологий распознавания лиц в России сопряжено с рядом трудностей. Не последнюю роль играет человеческий фактор. Нововведения не всегда даются легко. Если компания годами ведет журналы прихода и ухода сотрудников, биометрия станет для нее обременением, а не удобным способом автоматизации рабочих процессов.

Тамара Морозова: Для RecFaces первостепенными направлениями остаются разработка и совершенствование готовых программных продуктов на основе лицевой биометрии

Недостаточная осведомленность, неготовность к изменениям в стандартных сценариях работы тормозят распространение биометрических технологий. Нередко против перехода на биометрию выступает служба безопасности, видящая в такой перспективе угрозу для себя самой. Хотя цель биометрии повышение эффективности работы службы безопасности, а не массовое сокращение штата охранников.

Еще одна проблема шаблонное мышление. Любопытно, что противниками лицевой биометрии зачастую становятся те, кто в прошлом проявлял к ней интерес. Пять лет назад алгоритмы распознавания лиц были далеки от совершенства, и внедрение биометрии на предприятии могло растягиваться на долгие месяцы. Теперь, когда технологии ушли далеко вперед, люди продолжают ассоциировать лицевую биометрию с чем-то дорогостоящим, долгим и неэффективным.

«Биометрия для блага людей, их безопасности и комфорта»

CNews: В чем заключаются риски использования биометрических данных с разных точек зрения: технической, правовой, этической?

Тамара Морозова: С технической точки зрения основные риски связаны с тем, что компании, планирующие внедрять биометрию, не всегда адекватно формулируют задачи, которые необходимо решить. Например, считают, что биометрические разработки Apple можно «скопипастить» в проект с обычной камерой. В результате система оказывается ненадежной, так как изначально строилась без должного понимания целей и задач.

Злую шутку с отраслью зачастую играет нестабильность законодательной базы. Законы меняются, обрастают поправками, что бывает непросто спрогнозировать. Разъяснения юридических нюансов нередко выходят только через полгода-год после принятия закона. И все это время непонятно, как использовать и трактовать действующий документ.

В ближайшие годы распознавание по лицу станет must have для заказчиков в разных отраслях

Что касается этики, то камнем преткновения служит известный градус недоверия общества к институтам государственной системы. Эта тенденция сложилась еще в 1990-е годы. В условиях, когда правила игры постоянно меняются, люди в штыки воспринимают любые исходящие от властей нововведения — даже если они призваны улучшить качество жизни, как в случае с биометрией. У жителей Европы или США не возникает вопрос, для чего нужна биометрия на стадионе для их же безопасности. А в России сложился имидж ненадежной технологии, и люди предпочитают обсуждать способы обмануть систему распознавания лиц. Раскручивать этот клубок недопонимания следует с верха, поступательно выстраивая доверие между пользователями и системой.

CNews: Каков ваш прогноз по развитию отрасли в ближайшие пять лет?

Тамара Морозова: В последние три года рынок биометрических технологий ежегодно рос на 17-20%, и тенденция сохранится. Предпосылок к стагнации мы не видим. Напротив, лицевая биометрия будет все активнее проникать в новые сферы. Большие перспективы у нее есть в области медицины и маркетинга. Если говорить о технической составляющей, то можно ожидать укрепления тренда на идентификацию людей с помощью компьютерного зрения, на удешевление технологий, а соответственно — на повышение массовости их применения.

CNews: На развитие каких решений ваша компания делает ставку?

Тамара Морозова: Для RecFaces первостепенными направлениями остаются разработка и совершенствование готовых программных продуктов на основе лицевой биометрии. Мы уверены, что в ближайшие годы распознавание по лицу станет must have для заказчиков в разных отраслях. Нам также интересно изучение возможностей идентификации с помощью компьютерного зрения, категоризации образов, такие запросы уже есть. Данное направление работы — в числе интересных в будущем.

CNews: Когда будет возможна разработка систем защиты против deepfake?

Тамара Морозова: Никогда. Борьба с подделкой биометрических данных, прежде всего deepfake еще один вызов, стимулирующий развитие биометрии. К сожалению, мошенники не дремлют — с каждым прорывом в биометрических технологиях совершенствуются и технологии deepfake. Чем более сложные задачи ставятся перед лицевой биометрией, тем изощреннее попытки злоумышленников обмануть систему. Однако технологии развиваются настолько быстро, что находить «лазеечки» в защите все сложнее. Создание deepfake, способного обойти систему безопасности в топовых алгоритмах распознавания лиц, невероятно трудоемкий процесс, который по зубам лишь ограниченному количеству хакеров. В перспективе взлом системы будет настолько сложным, что целесообразность разработки deepfake окажется под вопросом. Вечная дуэль борьба добра и зла, щита и меча развивает обе стороны. Мы за биометрию для блага людей, их безопасности и комфорта.