Спецпроекты

На страницу обзора
Сегодня технологический фактор стал killer feature в доставке

На фоне пандемии у сервисов доставки, которые развиваются не первый год, открылось второе дыхание. Рынок, где зарабатывают и компании-гиганты, и небольшие предприятия, и маркетплейсы, находится на подъеме. Но современная логистика требует технологичных решений, заставляя предприятия превращаться в ИТ-компании. О жизнеспособности бизнес-моделей доставки, смене приоритетов, дефиците кадров в условиях цифровой трансформации рассказал ИТ-директор Boxberry Станислав Чегодаев.

Станислав ЧегодаевBoxberry

«На рынке пока не тесно»

CNews: Проект Boxberry стартовал как альтернатива «Почте России», огромной разветвленной структуре. Как изменились ваши killer features к настоящему времени?

Станислав Чегодаев: Десять лет назад у основателей группы компаний «Урал-Пресс», на тот момент уже успешно развивающих бизнес-направление подписки на периодические издания, появилась идея организовать доставку товаров из интернет-магазинов. Так родилась компания Boxberry. Опыт работы и преимущества федеральной партнерской сети бизнес-направления подписки помогли Boxberry стать заметной на рынке и занять свою нишу. На тот момент это и была наша killer feature.

Сейчас мы стараемся обеспечить максимально бесшовную интеграцию с нашими партнерами. Считаем, что наиболее эффективное взаимодействие должно строится по принципу «win-win» — мы играем на условиях взаимной выгоды, поскольку мотивация людей, участвующих в общем бизнесе, должна быть встроена в бизнес-модель. За прошедшие годы сегмент доставки из интернет-магазинов в России, как и во всем мире, существенно изменился. К нашим сегодняшним преимуществам добавляется технологический фактор.

Станислав Чегодаев, Boxberry: Цифровая трансформация потребует пересмотра культуры хранения, обработки и анализа огромных массивов данных

Раньше было достаточно личного кабинета интернет-магазина, а сейчас нужна быстрая организация интеграции с информационными системами партнеров, решения на базе мобильных приложений, обеспечение серьезного уровня информационной безопасности предлагаемых вариантов для всей линейки продуктов (как личных кабинетов и информационных интерфейсов для юридических лиц партнеров компании, так и решений для физических лиц отправителей и получателей).

CNews: На рынке России много служб доставки, сейчас всем хватает места, но как будет развиваться ситуация в перспективе?

Станислав Чегодаев: Сегодня рынок доставки не выглядит тесным. На нем могут зарабатывать и маркетплейсы, и отечественные компании-гиганты, и зарубежные службы доставки. Пока все на подъеме. Возможно, в среднесрочной перспективе будет коррекция тренда даст о себе знать бизнес-модель, которая используется крупными игроками, я имею ввиду дотацию сервисов доставки за счет своего основного бизнеса. Вопрос в том, как долго участники рынка будут готовы сохранять такие условия. Полагаю, что рано или поздно экономика возьмет свое им придется оптимизировать расходы и увеличивать стоимость доставки до рыночной.

«Время сложнейших ИТ-комплексов»

CNews: Есть мнение, что сейчас любой успешный бизнес должен быть ИТ-компанией. Актуален ли этот тезис для сервисов доставки?

Станислав Чегодаев: В настоящее время развитие логистической отрасли без ИТ-комплексов, без ИТ-управления немыслимо. Еще лет 30 назад было достаточно решить «задачу коммивояжера» (TSP) то есть оптимально рассчитать маршрут. Сегодня настало время сложнейших комплексов с массой интеграций, спутниковой навигацией, сквозным (от первой до последней мили) трекингом, real-time сервисами.

При выборе готовых решений ориентируемся на те, которые могут гибко адаптироваться силами нашей команды

В период всеобщей «уберизации» партнерство может быть кратковременным, предполагая взаимодействие с широким кругом контрагентов, не являющихся профессиональными участниками рынка логистических услуг. Реализация подобной бизнес-модели стала возможной только благодаря соответствующему уровню информационных технологий. Не секрет, что крупные игроки в сфере e-com серьезно инвестируют в свое технологическое преимущество, которое достигается прежде всего за счет развития ИТ.

CNews: В чем особенность ИТ-направления компании, как планируете его развивать?

Станислав Чегодаев: Boxberry взяла курс на целенаправленное развитие информационных технологий, цель трансформация в ИТ-компанию. Взаимоотношения с основными контрагентами будут строиться по модели подписки на ИТ-сервисы. Для реализации такой бизнес-модели будем стремиться обеспечить качество (уровень доступности и функционал) ИТ-сервисов на уровне отраслевых стандартов. Сделать это без цифровизации основных производственных процессов не представляется возможным. Поэтому основное направление развития на ближайшие два-три года — цифровизация, которая, хотелось бы верить, позволит нам обеспечить дальнейшую цифровую трансформацию компании.

CNews: Как изменился ваш ИТ-бюджет за последнее время?

Станислав Чегодаев: Наиболее сильно изменилась часть бюджета, отражающая оплату труда ИТ-специалистов. На рынке ощущается существенный рост кадрового дефицита, который особенно сильно проявился в третьем-четвертом квартале 2021 г.

Краткая биография

Станислав Чегодаев

  • С 1999 г. работал с ИТ-проектами в сфере нефтедобычи и банкинга («Сбертех»), а также в крупных системных интеграторах (ЦФТ, ЛАНИТ), в том числе и в госсекторе.
  • В 2016 г. защитил степень MBA CIO.
  • В команде Boxberry с 2020 года. Занимал позиции руководителя сегмента и владельца продукта направления МИМ (малые интернет-магазины), руководителя отдела разработки ПО.
  • В настоящее время является ИТ-директором Группы компаний «Урал-Пресс» (Boxberry — структурное подразделение).

CNews: Что же происходит с кадрами на рынке?

Станислав Чегодаев: В профессиональных ИТ-сообществах отмечают резкий рост дефицита специалистов на фоне снижения общего профессионального уровня кандидатов. Такая тенденция будет подталкивать крупные компании вкладываться в организацию поточной подготовки кадров по учебному плану, обусловленному потребностями самой компании и рыночной ситуацией. Но если нужно резко масштабироваться (под реализацию бизнес-идеи) или срочно сформировать команду под проект или продукт, то оперативно найти людей с гарантированной квалификацией на сегодняшний день крайне непростая задача.

CNews: Управлять такой командой — отдельный набор компетенций?

Станислав Чегодаев: Да, поэтому мы смотрим в сторону организации и развития в нашей компании продуктового подхода. Продукт развивается на основе постоянно изменяющейся ИТ-системы до тех пор, пока остается рентабельным. Владелец продукта должен концентрироваться не только на функциональных «фичах», но и внимательно вести unit-экономику продукта на протяжении всего жизненного цикла.

«Настало время вкладываться в разработку»

CNews: В чем особенности вашей экспертизы в ИТ? Насколько она изменилась за последние два года?

Станислав Чегодаев: У нас произошла смена приоритетов в развитии ИТ. В предыдущие годы была проделана хорошая подготовка ИТ-инфраструктуры и соответствующих специалистов. Основной акцент был на надежности и доступности сервисов, которые, конечно, были несколько проще и менее нагружены. Сейчас настало время вкладываться в развитие то есть в разработку. Отдача и ключевая бизнес-эффективность ожидаются от разработки и внедрения ИТ-решений под текущие и перспективные продукты компании. Таким образом, основное изменение экспертизы обусловлено переключением фокуса от поддержки инфраструктуры к разработке новых сервисов и их быстрому выводу на рынок (сокращению time-to-market).

Крупные игроки в сфере e-com инвестируют в свое технологическое преимущество, которое достигается за счет развития ИТ

CNews: Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

Станислав Чегодаев: Реорганизована структура ИТ-департамента, идет активный набор новых сотрудников, проводится профильное обучение — и внешнее, и внутри компании. Экспертиза приглашенных в команду специалистов помогает нам получить свежий взгляд на внутренние производственные процессы и выявить точки роста для дальнейшего развития. За последний год проделана большая работа в части сокращения time-to-market по ключевым сервисам, которые разрабатываются внутри компании. Речь идет о всех личных кабинетах и системах, составляющих производственную Платформу. Первостепенное значение придается вопросам качества, что обеспечивается за счет оптимизации текущих процессов тестирования ПО.

CNews: Как придется измениться вашей экспертизе в ИТ, чтобы сохранить актуальность на горизонте двух лет?

Станислав Чегодаев: В ближайшие два года цифровизация потребует существенной перестройки всего ИТ-ландшафта. Чтобы перейти в новое качество, мы должны построить соответствующую модель данных. Стратегически ориентируемся на data-driven подход, что предполагает достижение необходимого уровня зрелости в контексте бизнес-процессов и работы с данными, необходимого уровня «оцифрованности» лиц, принимающих значимые решения, и наличии в компании BI-компетенций.

«Гибкость — одно из ключевых требований к ИТ-системам»


CNews: Вы ведете разработку инхаус или по последней моде отдаете часть работ традиционным подрядчикам либо проектным командам?

Станислав Чегодаев: В компании разработка в большей степени инхаус, у нас вполне современный технологический стек, позволяющий самостоятельно развивать основные ИТ-системы. Сегодня гибкость — одно из ключевых требований к ИТ-системам, поэтому при выборе готовых решений ориентируемся на те, которые можно гибко адаптировать, обеспечить максимально короткое время вывода на рынок любых изменений. В планах сформировать свою разработку мобильных приложений.

CNews: Почему свою?

Станислав Чегодаев: Наш опыт работы с подрядчиками в целом вполне успешен, но, как и везде, есть нюансы. Подрядчик не всегда готов работать в нужном нам режиме, а если и готов, то за счет нелинейного роста бюджета проекта. При всем положительном опыте сотрудничества были случаи, когда мы понимали, что развитие возможно только при наличии своей мобильной разработки. Иными словами, нужна команда, которая сформирована и управляется нами, находится максимально близко к подразделению, которое работает непосредственно на рынке с нашими клиентами и партнерами.

Boxberry взяла курс на целенаправленное развитие информационных технологий, цель —трансформация в ИТ-компанию

Например, когда мы разрабатывали новый сервис курьерской доставки, вся команда продукта выезжала на склад, откуда доставляются заказы. Каждый участник команды видел, как работает курьерка в столице, мог пообщаться с пользователями, администраторами, менеджерами сопровождения услуги, диспетчерами. Подрядчик едва ли будет погружаться в ваш бизнес на таком уровне. Как разумный компромисс можно рассматривать подход, при котором подрядчик быстро и профессионально помогает с проектированием и выпуском MVP, а доводка, внедрение, развитие и поддержка осуществляются собственными силами. Такая схема, на мой взгляд, — оптимальный вариант из доступных, при условии, что обеспечивается полное владение кодовой базой сервиса.

CNews: Почему понадобилось такое количество «коннекторов» вашей ИТ-системы под разные платформы на стороне бизнес-заказчиков?

Станислав Чегодаев: Основные причины продиктованы бизнесом, то есть единственным ограничителем будет рентабельность того или иного «коннектора». Если маркетинг и продажи смогли организовать воронку продаж с крупным селлером, у которого есть свои требования к интеграции с нашими ИТ-сервисами, то мы, как правило, реализуем технологическую поддержку этой воронки для ее успешной монетизации. На нашем портале представлена галерея модулей интеграции с популярными CRM-системами, также есть модули интеграции, которые создавались под крупных игроков. На мой взгляд, это косвенно свидетельствует о востребованности услуг нашей компании.

«Планируем развивать емкий сегмент C2C»

CNews: Как вы видите перспективы D2C на российском рынке, учитывая мощный рост В2С-наравления?

Станислав Чегодаев: Полагаю, что это перспективное направление. Однако при оценке перспектив в нашей стране едва ли уместно сравнение, например, с китайским опытом.

CNews: Почему?

Станислав Чегодаев: В Китае D2C представляет собой крупный сектор экономики, потому что опирается на масштабные объемы производства товаров народного потребления. У нас объем такого производства на данный момент не как в Поднебесной, в России даже при самых оптимистичных сценариях общий объем товаров, подходящих под сегмент D2C, будет ниже, во всяком случае в ближайшее время.

CNews: Каковы перспективы С2С-направления, которое вы относительно недавно стали развивать?

Станислав Чегодаев: Данное направление для Boxberry относительно новое. Сейчас это классический вариант С2С, когда потребитель отправляет потребителю посылку обычным почтовым отправлением, либо выбирает модель взаимодействия через площадки-агрегаторы, вроде Аvito, «Юлы», «Ярмарки мастеров». Емкий сегмент, быстро растет, поэтому планируем развивать его. Наше первое мобильное приложение было запущено для пользователей именно этого направления.

Мы играем на условиях взаимной выгоды, поскольку мотивация людей, участвующих в общем бизнесе, должна быть встроена в бизнес-модель

CNews: Мобильное приложение оказалось успешным?

Станислав Чегодаев: У нас более 700 тысяч установок для версий на iOS и Android за первый год работы приложения, хорошая конверсия, поэтому считаем старт успешным. По нашим оценкам, как минимум каждый четвертый клиент Boxberry пользуется мобильным приложением, и эта доля будет расти. Удобный формат приложения позволяет получить гибкую обратную связь, предполагает ведение программ лояльности, дает возможность получения точных метрик относительно конверсии.

CNews: Насколько востребована сейчас концепция mobile first судя по вашему опыту работы с частными клиентами?

Станислав Чегодаев: Достаточно востребована, поэтому и решили инвестировать в мобильное приложение. И это не единственная наша попытка выйти на клиента через мобильные сервисы, развиваем также взаимодействие через партнеров, соцсети. Такой формат считаем перспективным, для частных клиентов он сейчас действительно в приоритете.

«Тренд на цифровую трансформацию диктует культуру работы с данными»

CNews: Какие ИТ-тренды будут превалировать на рынке в 2022 году? На какие решения стоит обратить внимание?

Станислав Чегодаев: Аналитики ежегодно делают прогнозы развития технологий. В предыдущие годы сбывались далеко не все прогнозы. Тем не менее, ряд направлений эксперты обозначают небезосновательно. Думаю, по-прежнему будут стремительно развиваться фабрики данных, облачные платформы, территориально распределенные предприятия в пандемию это становится нормой. В этом же ряду решения на основе интернета-вещей, что актуально для логистики.

Думаю, что по-прежнему сохранится большой интерес к роботизации в сети масса роликов с дронами-доставщиками. На мой взгляд, в этом пока значительная доля эксперимента, особенно когда читаешь о том, что дроны-доставщики зимой застряли в снегу. При этом, например, реализация концепции полностью роботизированного грузового терминала выглядит очень привлекательной.

Тренд на цифровую трансформацию будет диктовать иную работу с данными, что, в свою очередь, потребует пересмотра концепций и парадигм хранения, обработки и анализа огромных массивов. Все технологии, инструментальные и прикладные, которые этому способствуют, будут востребованы и будут бурно развиваться.

Обращает внимание на себя тот факт, что многие крупные игроки рынка сделали ставку на создание собственных цифровых платформ, что позволяет работать с большими данными, получать предиктивную аналитику. Это то, к чему все стремятся, чтобы предвосхитить тренды, предугадать желания потребителя и перехватить инициативу раньше, чем кто-то другой успеет сориентироваться. В это будут вкладывать большие деньги. В ближайшей перспективе будут очень востребованы технологии и инструменты оцифровки маркетинга и продаж.