На фоне пандемии у сервисов доставки, которые развиваются не первый год, открылось второе дыхание. Рынок, где зарабатывают и компании-гиганты, и небольшие предприятия, и маркетплейсы, находится на подъеме. Но современная логистика требует технологичных решений, заставляя предприятия превращаться в ИТ-компании. О жизнеспособности бизнес-моделей доставки, смене приоритетов, дефиците кадров в условиях цифровой трансформации рассказал ИТ-директор Boxberry Станислав Чегодаев.
«На рынке пока не тесно»
CNews: Проект Boxberry стартовал как альтернатива «Почте России», огромной разветвленной структуре. Как изменились ваши killer features к настоящему времени?
Станислав Чегодаев: Десять лет назад у основателей группы компаний «Урал-Пресс», на тот момент уже успешно развивающих бизнес-направление подписки на периодические издания, появилась идея организовать доставку товаров из интернет-магазинов. Так родилась компания Boxberry. Опыт работы и преимущества федеральной партнерской сети бизнес-направления подписки помогли Boxberry стать заметной на рынке и занять свою нишу. На тот момент это и была наша killer feature.
Сейчас мы стараемся обеспечить максимально бесшовную интеграцию с нашими партнерами. Считаем, что наиболее эффективное взаимодействие должно строится по принципу «win-win» — мы играем на условиях взаимной выгоды, поскольку мотивация людей, участвующих в общем бизнесе, должна быть встроена в бизнес-модель. За прошедшие годы сегмент доставки из интернет-магазинов в России, как и во всем мире, существенно изменился. К нашим сегодняшним преимуществам добавляется технологический фактор.
Раньше было достаточно личного кабинета интернет-магазина, а сейчас нужна быстрая организация интеграции с информационными системами партнеров, решения на базе мобильных приложений, обеспечение серьезного уровня информационной безопасности предлагаемых вариантов для всей линейки продуктов (как личных кабинетов и информационных интерфейсов для юридических лиц — партнеров компании, так и решений для физических лиц — отправителей и получателей).
CNews: На рынке России много служб доставки, сейчас всем хватает места, но как будет развиваться ситуация в перспективе?
Станислав Чегодаев: Сегодня рынок доставки не выглядит тесным. На нем могут зарабатывать и маркетплейсы, и отечественные компании-гиганты, и зарубежные службы доставки. Пока все на подъеме. Возможно, в среднесрочной перспективе будет коррекция тренда — даст о себе знать бизнес-модель, которая используется крупными игроками, я имею ввиду дотацию сервисов доставки за счет своего основного бизнеса. Вопрос в том, как долго участники рынка будут готовы сохранять такие условия. Полагаю, что рано или поздно экономика возьмет свое — им придется оптимизировать расходы и увеличивать стоимость доставки до рыночной.
«Время сложнейших ИТ-комплексов»
CNews: Есть мнение, что сейчас любой успешный бизнес должен быть ИТ-компанией. Актуален ли этот тезис для сервисов доставки?
Станислав Чегодаев: В настоящее время развитие логистической отрасли без ИТ-комплексов, без ИТ-управления — немыслимо. Еще лет 30 назад было достаточно решить «задачу коммивояжера» (TSP) — то есть оптимально рассчитать маршрут. Сегодня настало время сложнейших комплексов с массой интеграций, спутниковой навигацией, сквозным (от первой до последней мили) трекингом, real-time сервисами.
В период всеобщей «уберизации» партнерство может быть кратковременным, предполагая взаимодействие с широким кругом контрагентов, не являющихся профессиональными участниками рынка логистических услуг. Реализация подобной бизнес-модели стала возможной только благодаря соответствующему уровню информационных технологий. Не секрет, что крупные игроки в сфере e-com серьезно инвестируют в свое технологическое преимущество, которое достигается прежде всего за счет развития ИТ.
CNews: В чем особенность ИТ-направления компании, как планируете его развивать?
Станислав Чегодаев: Boxberry взяла курс на целенаправленное развитие информационных технологий, цель — трансформация в ИТ-компанию. Взаимоотношения с основными контрагентами будут строиться по модели подписки на ИТ-сервисы. Для реализации такой бизнес-модели будем стремиться обеспечить качество (уровень доступности и функционал) ИТ-сервисов на уровне отраслевых стандартов. Сделать это без цифровизации основных производственных процессов не представляется возможным. Поэтому основное направление развития на ближайшие два-три года — цифровизация, которая, хотелось бы верить, позволит нам обеспечить дальнейшую цифровую трансформацию компании.
CNews: Как изменился ваш ИТ-бюджет за последнее время?
Станислав Чегодаев: Наиболее сильно изменилась часть бюджета, отражающая оплату труда ИТ-специалистов. На рынке ощущается существенный рост кадрового дефицита, который особенно сильно проявился в третьем-четвертом квартале 2021 г.
CNews: Что же происходит с кадрами на рынке?
Станислав Чегодаев: В профессиональных ИТ-сообществах отмечают резкий рост дефицита специалистов на фоне снижения общего профессионального уровня кандидатов. Такая тенденция будет подталкивать крупные компании вкладываться в организацию поточной подготовки кадров по учебному плану, обусловленному потребностями самой компании и рыночной ситуацией. Но если нужно резко масштабироваться (под реализацию бизнес-идеи) или срочно сформировать команду под проект или продукт, то оперативно найти людей с гарантированной квалификацией на сегодняшний день — крайне непростая задача.
CNews: Управлять такой командой — отдельный набор компетенций?
Станислав Чегодаев: Да, поэтому мы смотрим в сторону организации и развития в нашей компании продуктового подхода. Продукт развивается на основе постоянно изменяющейся ИТ-системы до тех пор, пока остается рентабельным. Владелец продукта должен концентрироваться не только на функциональных «фичах», но и внимательно вести unit-экономику продукта на протяжении всего жизненного цикла.
«Настало время вкладываться в разработку»
CNews: В чем особенности вашей экспертизы в ИТ? Насколько она изменилась за последние два года?
Станислав Чегодаев: У нас произошла смена приоритетов в развитии ИТ. В предыдущие годы была проделана хорошая подготовка ИТ-инфраструктуры и соответствующих специалистов. Основной акцент был на надежности и доступности сервисов, которые, конечно, были несколько проще и менее нагружены. Сейчас настало время вкладываться в развитие — то есть в разработку. Отдача и ключевая бизнес-эффективность ожидаются от разработки и внедрения ИТ-решений под текущие и перспективные продукты компании. Таким образом, основное изменение экспертизы обусловлено переключением фокуса от поддержки инфраструктуры к разработке новых сервисов и их быстрому выводу на рынок (сокращению time-to-market).
CNews: Какие шаги уже сделаны в этом направлении?
Станислав Чегодаев: Реорганизована структура ИТ-департамента, идет активный набор новых сотрудников, проводится профильное обучение — и внешнее, и внутри компании. Экспертиза приглашенных в команду специалистов помогает нам получить свежий взгляд на внутренние производственные процессы и выявить точки роста для дальнейшего развития. За последний год проделана большая работа в части сокращения time-to-market по ключевым сервисам, которые разрабатываются внутри компании. Речь идет о всех личных кабинетах и системах, составляющих производственную Платформу. Первостепенное значение придается вопросам качества, что обеспечивается за счет оптимизации текущих процессов тестирования ПО.
CNews: Как придется измениться вашей экспертизе в ИТ, чтобы сохранить актуальность на горизонте двух лет?
Станислав Чегодаев: В ближайшие два года цифровизация потребует существенной перестройки всего ИТ-ландшафта. Чтобы перейти в новое качество, мы должны построить соответствующую модель данных. Стратегически ориентируемся на data-driven подход, что предполагает достижение необходимого уровня зрелости в контексте бизнес-процессов и работы с данными, необходимого уровня «оцифрованности» лиц, принимающих значимые решения, и наличии в компании BI-компетенций.
«Гибкость — одно из ключевых требований к ИТ-системам»
CNews: Вы ведете разработку инхаус или по последней моде отдаете часть работ традиционным подрядчикам либо проектным командам?
Станислав Чегодаев: В компании разработка в большей степени инхаус, у нас вполне современный технологический стек, позволяющий самостоятельно развивать основные ИТ-системы. Сегодня гибкость — одно из ключевых требований к ИТ-системам, поэтому при выборе готовых решений ориентируемся на те, которые можно гибко адаптировать, обеспечить максимально короткое время вывода на рынок любых изменений. В планах — сформировать свою разработку мобильных приложений.
CNews: Почему свою?
Станислав Чегодаев: Наш опыт работы с подрядчиками в целом вполне успешен, но, как и везде, есть нюансы. Подрядчик не всегда готов работать в нужном нам режиме, а если и готов, то за счет нелинейного роста бюджета проекта. При всем положительном опыте сотрудничества были случаи, когда мы понимали, что развитие возможно только при наличии своей мобильной разработки. Иными словами, нужна команда, которая сформирована и управляется нами, находится максимально близко к подразделению, которое работает непосредственно на рынке с нашими клиентами и партнерами.
Например, когда мы разрабатывали новый сервис курьерской доставки, вся команда продукта выезжала на склад, откуда доставляются заказы. Каждый участник команды видел, как работает курьерка в столице, мог пообщаться с пользователями, администраторами, менеджерами сопровождения услуги, диспетчерами. Подрядчик едва ли будет погружаться в ваш бизнес на таком уровне. Как разумный компромисс можно рассматривать подход, при котором подрядчик быстро и профессионально помогает с проектированием и выпуском MVP, а доводка, внедрение, развитие и поддержка осуществляются собственными силами. Такая схема, на мой взгляд, — оптимальный вариант из доступных, при условии, что обеспечивается полное владение кодовой базой сервиса.
CNews: Почему понадобилось такое количество «коннекторов» вашей ИТ-системы под разные платформы на стороне бизнес-заказчиков?
Станислав Чегодаев: Основные причины продиктованы бизнесом, то есть единственным ограничителем будет рентабельность того или иного «коннектора». Если маркетинг и продажи смогли организовать воронку продаж с крупным селлером, у которого есть свои требования к интеграции с нашими ИТ-сервисами, то мы, как правило, реализуем технологическую поддержку этой воронки для ее успешной монетизации. На нашем портале представлена галерея модулей интеграции с популярными CRM-системами, также есть модули интеграции, которые создавались под крупных игроков. На мой взгляд, это косвенно свидетельствует о востребованности услуг нашей компании.
«Планируем развивать емкий сегмент C2C»
CNews: Как вы видите перспективы D2C на российском рынке, учитывая мощный рост В2С-наравления?
Станислав Чегодаев: Полагаю, что это перспективное направление. Однако при оценке перспектив в нашей стране едва ли уместно сравнение, например, с китайским опытом.
CNews: Почему?
Станислав Чегодаев: В Китае D2C представляет собой крупный сектор экономики, потому что опирается на масштабные объемы производства товаров народного потребления. У нас объем такого производства на данный момент не как в Поднебесной, в России даже при самых оптимистичных сценариях общий объем товаров, подходящих под сегмент D2C, будет ниже, во всяком случае в ближайшее время.
CNews: Каковы перспективы С2С-направления, которое вы относительно недавно стали развивать?
Станислав Чегодаев: Данное направление для Boxberry относительно новое. Сейчас это классический вариант С2С, когда потребитель отправляет потребителю посылку обычным почтовым отправлением, либо выбирает модель взаимодействия через площадки-агрегаторы, вроде Аvito, «Юлы», «Ярмарки мастеров». Емкий сегмент, быстро растет, поэтому планируем развивать его. Наше первое мобильное приложение было запущено для пользователей именно этого направления.
CNews: Мобильное приложение оказалось успешным?
Станислав Чегодаев: У нас более 700 тысяч установок для версий на iOS и Android за первый год работы приложения, хорошая конверсия, поэтому считаем старт успешным. По нашим оценкам, как минимум каждый четвертый клиент Boxberry пользуется мобильным приложением, и эта доля будет расти. Удобный формат приложения позволяет получить гибкую обратную связь, предполагает ведение программ лояльности, дает возможность получения точных метрик относительно конверсии.
CNews: Насколько востребована сейчас концепция mobile first судя по вашему опыту работы с частными клиентами?
Станислав Чегодаев: Достаточно востребована, поэтому и решили инвестировать в мобильное приложение. И это не единственная наша попытка выйти на клиента через мобильные сервисы, развиваем также взаимодействие через партнеров, соцсети. Такой формат считаем перспективным, для частных клиентов он сейчас действительно в приоритете.
«Тренд на цифровую трансформацию диктует культуру работы с данными»
CNews: Какие ИТ-тренды будут превалировать на рынке в 2022 году? На какие решения стоит обратить внимание?
Станислав Чегодаев: Аналитики ежегодно делают прогнозы развития технологий. В предыдущие годы сбывались далеко не все прогнозы. Тем не менее, ряд направлений эксперты обозначают небезосновательно. Думаю, по-прежнему будут стремительно развиваться фабрики данных, облачные платформы, территориально распределенные предприятия — в пандемию это становится нормой. В этом же ряду — решения на основе интернета-вещей, что актуально для логистики.
Думаю, что по-прежнему сохранится большой интерес к роботизации — в сети масса роликов с дронами-доставщиками. На мой взгляд, в этом пока значительная доля эксперимента, особенно когда читаешь о том, что дроны-доставщики зимой застряли в снегу. При этом, например, реализация концепции полностью роботизированного грузового терминала выглядит очень привлекательной.
Тренд на цифровую трансформацию будет диктовать иную работу с данными, что, в свою очередь, потребует пересмотра концепций и парадигм хранения, обработки и анализа огромных массивов. Все технологии, инструментальные и прикладные, которые этому способствуют, будут востребованы и будут бурно развиваться.
Обращает внимание на себя тот факт, что многие крупные игроки рынка сделали ставку на создание собственных цифровых платформ, что позволяет работать с большими данными, получать предиктивную аналитику. Это то, к чему все стремятся, чтобы предвосхитить тренды, предугадать желания потребителя и перехватить инициативу раньше, чем кто-то другой успеет сориентироваться. В это будут вкладывать большие деньги. В ближайшей перспективе будут очень востребованы технологии и инструменты оцифровки маркетинга и продаж.