Разделы

Интеграция Инфраструктура

Внедрение VDI: как сократить стоимость рабочего места бэк-офиса в 2 раза

Компания «Росинжиниринг» перевела 10% штатных и всех временных (подрядных) сотрудников на виртуализированные рабочие места на основе технологий компании HP. Новая инфраструктура позволила сократить затраты в расчете на одного сотрудника и повысить гибкость при развертывании новых рабочих мест. Для разработки и сопровождения проекта была привлечена внешняя экспертиза российского интегратора «4x4», а внедрение осуществлялось штатными ИТ-специалистами компании «Росинжиниринг».

До тонких клиентов в компании «Росинжиниринг» использовались традиционные рабочие станции, которые не обеспечивали должный уровень отказоустойчивости и безопасности в сравнении с VDI, а также являлись дорогими в обслуживании, так как парк традиционных ПК требовал постоянных расходов на запасные части – диски, карты памяти, вентиляторы, блоки питания и т.п.

Дополнительным аргументом в пользу тонких клиентов стало сокращение времени подготовки новых рабочих мест в 2 раза, что особенно актуально для организации временных рабочих мест для командированных из других офисов сотрудников. Еще один плюс заключался в высвобождении складских площадей из-за уменьшения габаритных размеров хранящейся техники.

Компания «Росинжиниринг»

«Росинжиниринг» оказывает весь спектр услуг по проектированию, строительству, комплектации, вводу в эксплуатацию и дальнейшему обслуживанию промышленных, спортивных объектов и всей дополнительной инфраструктуры. Компания реализует крупнейшие проекты в рамках EPCM-контрактов на территории РФ. Среди наиболее значимых – строительство олимпийских объектов в Красной Поляне, Сочи. У «Росинжиниринг» два крупных офиса – в Санкт-Петербурге и в поселке Красная Поляна Краснодарского края, а также множество территориально удаленных подразделений, часть из которых мобильны и созданы на время выполнения той или иной работы.

Кроме того, при старом подходе выход из строя комплектующих в большинстве случаев означал длительный простой в работе сотрудников, что было критично для бизнеса. Например, восстановление данных с залитого кофе жесткого диска могло занимать рабочую неделю и вело к дополнительным операционным затратам. На замену тонкого клиента в аналогичной ситуации требуется менее часа без дополнительных затрат, если не учитывать стоимость нового тонкого клиента.

Сохранность данных при классическом подходе также вызывала опасения, так как отказ традиционной рабочей станции чреват потерей хранившейся на локальном компьютере информации. При использовании VDI этот риск сводится к нулю, так как меняется политика в части работы пользователей с локальными данными – на тонком клиенте их технически невозможно хранить (ограничение групповыми политиками, небольшой объем доступной памяти).

В связи с этим в начале 2014 г. было принято решение перевести на VDI основную часть сотрудников за исключением дизайнеров и проектировщиков, работающих с «тяжелыми» графическими приложениями, при виртуализации которых возникают сложности.

Почему VDI?

При VDI сотрудники получают готовое рабочее место, которое использует инфраструктуру удаленного ЦОД (тонкие клиенты), вместо традиционных локальных десктопов или ноутбуков («толстые» клиенты). Основная вычислительная нагрузка переносится на СХД, размещенную в дата-центре, поэтому происходит экономия средств на закупке «железа» для конечных пользователей и на его обслуживании. Все данные хранятся в облаке (в корпоративном дата-центре), благодаря чему выход из строя одной из рабочих станций не ведет к потере информации. Использование облачной модели также повышает мобильность бизнеса, так как доступ к корпоративным ресурсам можно получить по защищенному каналу с любого устройства.

Переход на тонкие клиенты привел к существенной экономии

До реализации проекта стандартное рабочее место обходилось в i40 тыс. (включая стоимость ноутбука и монитора), а в расчете на 5 лет эта сумма составляла уже i80 тыс. Стоимость рабочего места в среднесрочной перспективе выше, так как стандартный ноутбук находится в эксплуатации 2–3 года, после чего его мощности не хватает для работы в корпоративной сети и поддержки новых программ, из-за чего приходится закупать новую более современную технику. После реализации проекта стоимость рабочего места сократилась в два раза: в перспективе на 5 лет стоимость составляет до i35–40 тыс. (тонкий клиент + монитор + СХД) при расчете на 100 пользователей с учетом затрат на сервисные контракты производителей «железа».

Кром того, переход на VDI позволил повысить эффективность работы службы поддержки. Реализованная связка тонких клиентов с виртуальными машинами требует меньше внимания со стороны инженеров, в результате чего удалось увеличить на 5–7% количество техники, обслуживаемой одним ИТ-специалистом. С ростом числа тонких клиентов в инфраструктуре компании ожидается дальнейшие увеличение производительности труда инженеров.

Еще один положительный эффект от реализации проекта – повышение мобильности сотрудников. Пользователь получил возможность простого перемещения между офисами компании, теперь в его распоряжении есть единая точка входа к своей рабочей станции: садясь за любой компьютер в любом офисе компании, он обращается на легко запоминаемый узел в корпоративной сети и получает доступ к своей машине. Аналогичный принцип действует при работе из дома. Кроме того, максимально сократилось время на подготовку рабочего места для нового сотрудника – благодаря использованию виртуальных машин развертывание занимает минуты.

Последний позитивный фактор, который стоит отметить, это сокращение счетов за электроэнергию.

Ожидаемый срок окупаемости составляет 2–2,5 года. Инвестиции в проект составили i7 млн в серверное оборудование и i765 тыс. в клиентские системы. Построенная инфраструктура серверов и СХД рассчитана на запуск до 400–500 виртуальных машин. В мае 2014 г. на тонкие клиенты был переведен 61 сотрудник, это менее 7–10% от общего парка рабочих мест. После второй очереди проекта, которая стартовала в 2015 г., проникновение тонких клиентов составит 20–25%.

Выбор партнера: самостоятельное внедрение позволяет лучше «узнать» оборудование

Компания «4x4»

Системный интегратор «4х4 УК» реализует проекты различного уровня сложности по созданию ИТ-инфраструктур. Еще одно интенсивно развивающееся направление – создание центров обработки данных и систем инженерного обеспечения ЦОД. Компания занимается разработкой и внедрением автоматизированных инженерных систем зданий: систем безопасности, видеонаблюдения, контроля доступа, охранно-пожарных систем. Также 4х4 предлагает различные решения в области информационной безопасности и защите персональных данных. Компания осуществляет поставку оборудования и программного обеспечения, оказывает комплексную техническую поддержку и гарантийное обслуживание. 4х4 является лицензиатом ФСБ, ФСТЭК, МЧС России, а также имеет сертификат менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) и сертификат соответствия стандарту качества ISO/IES 20000-1:2011, которые подтверждают соответствие системы менеджмента качества компании международному уровню.

В качестве партнера по реализации проекта был выбран системный интегратор «4x4», который успешно зарекомендовал себя в реализации подобных проектов. Компания оказывает услуги по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктур различного уровня сложности, работы выполняются на основании необходимых лицензий в соответствии действующими нормами и стандартами Российской Федерации. Компания обладает сертификатами, подтверждающими соответствие системы менеджмента качества компании международному уровню (ISO 9001:2008, ISO/IEC 20000-1:2011 и ISO/IEC 27001:2005). Важным моментом при выборе партнера оказалось то, что компания 4х4 обладает компетенциями по внедрению тонких клиентов HP Gold Client Virtualization Specialist.

Как увеличить инвестиции в ИТ-инсорсинг в полтора раза
ИТ в банках

Непосредственно реализацией проекта занимались сотрудники ИТ-службы «Росинжиниринга», а специалисты «4x4» осуществляли общий контроль и занимались сопровождением проекта, включая подбор и поставку оборудования. Решение действовать собственными силами было принято, так как самостоятельное внедрение позволяет лучше «узнать» оборудование и специфику работы с ним, чтобы потом в процессе эксплуатации можно было своими силами осуществлять поддержку инфраструктуры.

Выбор технического решения

Ключевым элементом ИТ-инфраструктуры с тонкими клиентами является система хранения данных (СХД), так как именно сюда переносится основная нагрузка с конечных пользовательских станций. Это самая сложная часть проекта с технологической точки зрения, и самая дорогостоящая с точки зрения инвестиций. При выборе решения тестировались продукты двух вендоров – HP и NetApp. Обе СХД продемонстрировали соответствие высоким стандартам, однако, выбор пал на HP и хранилище 3PAR 7400, так как 70% имеющейся на тот момент ИТ-инфраструктуры «Росинжиниринга» было построена на решениях HP. Опыт работы с данным вендором в прошлом был положительным.

Компания HP

Компания HP создает новые возможности для того, чтобы технологии приносили максимальную пользу людям, компаниям, правительству и обществу в целом. Обладая широчайшим портфелем технологий, который включает в себя принтеры, персональные компьютеры, программное обеспечение, услуги и ИТ-инфраструктуру, HP предоставляет решения для самых комплексных задач покупателей в любом регионе мира. С дополнительной информацией о компании HP (NYSE: HPQ) можно ознакомиться на сайте www.hp.ru.

В качестве конечных устройств рассматривались тонкие клиенты Dell различных моделей и решения HP серии T610 и T620. Выбор был сделан также в пользу HP, так как консоль управления тонкими клиентами данного вендора оказалась более гибкой и удобной, а когда речь идет об управлении несколькими сотнями тонких клиентов этот фактор становится определяющим.

Как совместить плюсы «облака» и своей инфраструктуры
Инфраструктура

Для виртуализации вычислительных ресурсов рассматривалось программное обеспечение трех ведущих поставщиков в этой области – VMWare, Citrix и Microsoft. Решение было сделано в пользу корпорации из Редмонда, так как этот продукт оказался оптимальным в экономическом плане. С технической точки зрения к решению возникли некоторые вопросы. В частности, выяснилось, что программное обеспечение компании Autodesk на момент тестирования не поддерживало технологии Microsoft по виртуализации графической карты. Но главную роль при выборе сыграл тот факт, что у «Росинжиниринга» были партнерские отношения с Microsoft и лицензионное соглашение EAS.

Реализация: по образу для пользователя

В ходе тестирования и реализации проекта пришлось столкнуться как с запланированными, так и незапланированными трудностями. Проблемы были как в серверной части, так и в пользовательской.

Первоначально планировалось использовать единый образ виртуальной машины (ВМ), чтобы все пользователи получали на чтение одну общую ВМ («золотой» Gold-образ), а персональные и пользовательские данные записывались в отдельные файлы (технология «Pooled VM Collection»). Такой подход позволяет экономить ресурсы СХД, так как на удаленном сервере хранится всего одна копия виртуальной машины, а объемы персональных данных значительно меньше, чем размер самой ВМ. Однако при технической реализации возникли проблемы с подключением к персональным данным (User Profile disk) при входе пользователя на ВМ: с определенной периодичностью профиль пользователя просто не подключался. Кроме того, были выявлены технические сложности при обновлении Gold-образа виртуальной машины.

В результате было принято решения отказаться от создания «золотого» образа ВМ и применить технологию «Personal VM Collection», когда в СХД хранится отдельный образ ВМ для каждого пользователя. Нагрузка на систему хранения в этом случае многократно возрастает (на число пользователей). Частично снизить нагрузку удалось с помощью реализованной в операционной системе Windows Server 2012 R2 функции data deduplication, которая позволяет находить и удалять дублирующие данные без ущерба для целостности информации. При использовании data deduplication данные разбиваются на небольшие блоки (32–128 Кб), среди них выявляются одинаковые, после чего сохраняется только одна копия для каждого блока, а блоки-дубликаты заменять ссылками на единственную копию.

Кроме того, возникло несколько «интерфейсных» сложностей, так как на тонких клиентах была установлена новая для пользователей операционная система Windows 8.1. Проблемы были выявлены на этапе тестирования фокусной группой. Все задачи по снижению количества потенциальных неудобств были зафиксированы в виде запросов на изменение и классифицированы по приоритету и срокам. В конечном счете, 90% от общего количества изменений были успешно проведены. Среди вопросов, которые еще предстоит решить – невозможность проброса некоторых USB-токенов банк-клиентов и B2B-площадок.

Более подробную информацию о проекте и использованных решениях могут предоставить Владимир Лебединский Vladimir.Lebedinskiy@roing.com, директор департамента ИТ, «Росинжиниринг», и Андрей Никонов a.nikonov@4by4.ru, руководитель проектов, «4х4 УК».

Подписаться на новости Короткая ссылка