Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2019

Сергей Еремеев, «РДТЕХ»

Сергей Еремеев, «РДТЕХ»:
Будущее — за удаленной работой. Мы задумались, нужен ли нам вообще офис

2019 год был довольно успешным для российского рынка ИТ. Компании всерьез занялись цифровой трансформацией и уже готовы переходить от тестирования к внедрению самых разнообразных решений. События начала 2020 года заставили мир измениться. Как это скажется на цифровых планах заказчиков и что ждет ИТ-рынок в ближайшие годы, в интервью CNews рассказал Сергей Еремеев, генеральный директор компании «РДТЕХ».

CNews: Каким был 2019 год для российского рынка ИТ и вашей компании в частности?

Сергей Еремеев: Для ИТ-рынка в целом год был достаточно позитивным, а для нашей компании очень успешным. Она продолжила планомерный рост, заложенный в стратегию развития, одно из важнейших направлений которой — расширение проектной деятельности и технического консалтинга, связанного с сопровождением ИТ-систем. И, конечно, мы не забываем про стандартные направления, в том числе — про сопровождение баз данных Oracle.

CNews: Какие события, на ваш взгляд, были ключевыми на российском рынке ИТ?

Сергей Еремеев: Первое — многие компании, в частности, из банковского сектора, становятся не просто банками, а финансовыми маркетплейсами, которые занимаются бизнесом в самых разных сферах. Тренд задается Сбербанком. Например, недавно Сбербанк запустил магазины без продавцов. И это уже даже не ИТ, а чистой воды ритейл.

sergeyeremeev1.jpg
Сергей Еремеев: Многие банки становятся финансовыми маркетплейсами

По сути, речь идет о создании целых экосистем, объединяющих многие рынки. Есть базис, на который можно наложить любую оболочку, позволяющую учитывать специфику того или иного рынка. Сбербанк очень продвинулся в этом направлении. По этому пути идут и многие другие банки.

Второе — крупные банки выбирают инсорсинг в качестве вектора развития ИТ.

Следует также отметить повышенный интерес государства к ИТ-сфере. В 2019 году была пересмотрена стратегия развития отрасли.

И, конечно, одно из самых ярких событий последнего времени связано с пандемией, которая значительным образом повлияла на рынок и на общество.

CNews: Вы затронули тему инсорсинга. Как он влияет на рынок и вашу компанию в частности?

Сергей Еремеев: На мой взгляд, это цикличный процесс, и ИТ-компании, подобно нашей, оперативно адаптируются к рыночным условиям, предлагая заказчикам более высокоуровневый сервис и экспертизу.

CNews: Но вы сталкивались с ситуацией, когда заказчик отказывается от ваших услуг и говорит, что теперь все будет делать своими силами?

Сергей Еремеев: Все зависит от компетенций, которыми обладает та или иная компания. Если компетенции уникальные, то никакой инсорсер не сможет предоставить услуги подобного качества.

Однако негативные моменты все-таки возникают, и связаны они с переходом сотрудников в инсорсинговые компании, потому что уровень оплаты труда там, как правило, выше рыночного. Но, на мой взгляд, это временное явление. Многие специалисты, которые на первом этапе предпочитают высокую зарплату, со временем отказываются от нее в пользу интересных задач и возможности профессионального роста. Переход специалиста от интегратора к заказчику и обратно — это постоянный процесс. И это возможно только в конкурентной профессиональной среде.

CNews: Вы замечаете влияние на рынок программы «Цифровая экономика»?

Сергей Еремеев: В свое время об этой программе очень много говорили. Государство взяло курс на цифровую трансформацию, и программа «Цифровая экономика» является инструментом ее реализации. Возможно, процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Но, например, государство уже вводит электронные трудовые книжки, хотя планировало сделать это только в 2021 году.

CNews: Вы замечаете рост интереса к цифровой трансформации со стороны бизнеса?

Сергей Еремеев: Очень много изменений происходит в банках. Они связаны с новыми требованиями регуляторов: переход на биометрию, противодействие отмыванию денег и так далее. Меняется подход к управлению информацией. Это требует новых идей по ее использованию, трансформации компании, и банки затеяли модернизацию своих основных систем. Примерно такая же ситуация и в телекоме.

Что касается промышленности, то, на мой взгляд, здесь есть большое количество точек роста. И промышленные предприятия сейчас активно реализуют пилотные проекты с использованием новых технологий, изучая на практике их потенциал для улучшения своих бизнес-процессов. Например, использование искусственного интеллекта в рамках процессов ТОиР, визуализация производственной аналитики в VR, применение технологии цифровых двойников для внедрения комплексных систем управления производством.

CNews: Вы видите изменение требований заказчиков?

Сергей Еремеев: Меняются не требования, а подходы. В частности, в банковской сфере в связи с появлением инсорсинговых компаний все чаще идет речь о создании комбинированных команд, которые управляются по Agile. Думаю, за таким подходом будущее. Ведь банки заинтересованы в аккумуляции знаний о тех системах, которые они покупают, а значит, будут стараться работать в тесном сотрудничестве с подрядчиком.

CNews: Какие из широко обсуждаемых в последнее время технологий (искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн и т.д.), на ваш взгляд, будут реально востребованы бизнесом в ближайшие годы, а какие на поверку окажутся не больше, чем хайпом?

Сергей Еремеев: На мой взгляд, блокчейн — это очень перспективная технология, обеспечивающая одновременно и безопасность, и прозрачность. Она может стать одним из направлений развития электронного документооборота, применяться для обмена информацией в социальной сфере.

Что касается машинного обучения, то я еще в 2005-2006 годах сталкивался с нейронными сетями. И уже тогда было понятно, что это очень перспективно: мы научились анализировать обычные цифры, а работать с неструктурированной информацией гораздо сложнее. И нейронные сети позволят обрабатывать этот информационный пласт.

CNews: Заказчики уже спрашивают подобные решения?

Сергей Еремеев: Пока преимущественно собирают информацию о возможностях использования. Сейчас на пике интерес к большим данным — клиенты запускают очень много проектов и привлекают к ним нас, интеграторов.

CNews: Насколько изменился спрос на российские решения в свете тренда на импортозамещение?

Сергей Еремеев: Любое государство заинтересовано в том, чтобы развивать собственные технологии. Но возможности того же Китая в точки зрения вложений в собственные ИТ-продукты значительно больше, чем России. Тем не менее, Китай так и не смог создать собственную СУБД, которая могла бы составить конкуренцию крупнейшим мировым производителям, в частности, Oracle.

Если уж мы заговорили о СУБД, многое сегодня переводится на открытые технологии, например, на PostgreSQL или Greenplum. Это направление активно развивают и заказчики, и ИТ-компании. И мы здесь не являемся исключением.

fr15533.jpg
Сергей Еремеев: На мой взгляд, блокчейн — это очень перспективная технология, обеспечивающая одновременно и безопасность, и прозрачность

Так что импортозамещение идет. Другой вопрос, надо ли импортозамещать все. Тут, мне кажется, нужна здоровая конкуренция, от которой в конечном счете выиграет и государство, и бизнес.

CNews: Давайте поговорим про ваш учебный центр. Как меняются программы, которые вы предлагаете?

Сергей Еремеев: «Учебный центр РДТЕХ» известен всем в первую очередь как один из крупнейших центров авторизованного обучения Oracle в России. Осенью 2019 года он получил награду Oracle University в номинации Partner Excellence Awards Professional. При этом наш учебный центр постоянно трансформируется, появляются новые программы и направления. Например, сейчас можно пройти обучение по направлению PostgreSQL. Кроме того, мы активно развиваем авторские программы, в частности, в области управления проектами. В марте мы анонсировали авторский экспресс-курс «SQL для начинающих».

CNews: Как меняются методы обучения?

Сергей Еремеев: Мы и раньше использовали дистанционный формат обучения, а сейчас это оказалось как нельзя кстати. Дистанционный формат позволяет нам повысить эффективность благодаря снижению расходов и сделать дополнительные скидки заказчикам.

CNews: Расскажите о решениях, которые предлагает ваша компания.

Сергей Еремеев: Мы продолжаем активно развивать компетенции по большим данным. Помимо проектов по построению корпоративных информационных хранилищ на этих технологиях, мы разработали сервис под названием Actenzo. Это умный сервис, который непрерывно мониторит параметры организма при помощи гаджетов, облачных технологий и искусственного интеллекта. Он позволяет собирать в режиме реального времени данные о физиологических параметрах, строить индивидуальные профили и предупреждать о негативных трендах, связанных со здоровьем.

Вы можете следить как за своим здоровьем, так и за здоровьем ваших близких, и при необходимости делиться наблюдениями с врачом. Такой возможности пока не предлагает никто в России. Например, сейчас, когда мы все на удаленке, я могу видеть на своем смартфоне, как себя чувствует мама, как она спала, какое у нее давление, пульс. С помощью этого сервиса вы можете анализировать качество сна, уровень стресса и тренированности организма, скорость его восстановления после физических нагрузок, замерять пульс, снимать ЭКГ, мониторить давление и вес. Наш проект занял первое место в конкурсе стартапов и инноваций Global Fitness Evolution 2019.

Еще одно важное направление бизнеса — техконсалтинг, в частности аутсорсинг администрирования информационных систем и бизнес-приложений заказчика.

Для банков все больше актуальна автоматизация процессов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Наше решение на базе ПО FICO успешно внедряется и используется в том числе в ближайшем зарубежье: Азербайджане, Беларуси, Армении. Из решений «РДТЕХ», внедряемых в финансовых организациях, также стоит отметить электронный архив документов, обеспечивающий повышение эффективности работы с клиентскими досье.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть такое важное направление деятельности «РДТЕХ» как заказная разработка с использованием программных продуктов мировых вендоров и СПО.

CNews: Нельзя не затронуть тему эпидемии и перехода на удаленную работу. Как он происходил в вашей компании?

Сергей Еремеев: Мы живем по процессной модели и, кроме всего прочего, выстраиваем в компании поддерживающую модель организационного поведения. Все это позволяет нам адаптироваться даже к таким резким изменениям, как необходимость массового перехода на удаленный режим работы. Мы сделали это буквально за 3-4 дня. Конечно, основная нагрузка легла на департамент информационных технологий — ему пришлось работать не только в рабочее время, но и в выходные, потому что для некоторых ключевых сотрудников надо было организовать специфические рабочие места. По итогу можно сказать, что переход на удаленку прошел успешно.

CNews: Как удаленная работа сказалась на эффективности сотрудников?

Сергей Еремеев: Я думаю, мы не потеряли в эффективности. Есть отдельные нюансы работы с новыми клиентами. Все-таки вся российская система функционирует таким образом, что их появление подразумевает личный контакт продавца с заказчиком, презентацию возможностей компании. Такая схема постепенно меняется, но на это требуется время.

fr15551.jpg
Сергей Еремеев: Возможности того же Китая в точки зрения вложений в собственные ИТ-продукты значительно больше, чем у России

А в остальном мы начали работать эффективнее. И даже думаем о том, насколько нам в дальнейшем необходим офис — может быть, удаленный режим следует сохранить и после завершения самоизоляции. Ведь будущее именно за удаленной работой. В ней есть огромные плюсы. В том числе — возможность создания распределенных команд, члены которых будут находиться в любой точке мира.

CNews: Аналитики говорят о грядущем экономическом кризисе. Вы планируете менять стратегию развития компании?

Сергей Еремеев: Срочно менять стратегию не будем. Однако мы в любом случае периодически проверяем, туда ли мы движемся. Мы надеемся на лучшее, но прорабатываем сразу несколько сценариев развития компании. Позитивный — что все будет хорошо, и наши планы будут реализовываться с минимальными отклонениями. Средне-негативный — что рынок ИТ начнет сокращаться, а значит, придется сокращать расходную часть бюджета: разумнее тратить маркетинговые средства для привлечения новых клиентов, отказаться от корпоративных мероприятий. И есть негативный сценарий, над которым мы тоже думаем.

CNews: Вы уже заметили первые признаки экономического кризиса? Может быть, ваши клиенты уже начали отказываться от каких-то проектов?

Сергей Еремеев: Отдельные случаи были, но пока это не носит массовый характер. Мы работаем в первую очередь с крупными B2B-заказчиками, которые более устойчивы к любым кризисам. Мы прекрасно понимаем, что в ИТ-сфере второе полугодие 2020 года будет сложнее, чем первое. Но я не думаю, что будет хуже, чем в 2008-2009 или 2014-2015 годах.

CNews: Какие новые тренды появятся на рынке?

Сергей Еремеев: Думаю, особенно востребованы будут всевозможные решения и услуги, позволяющие компаниям организовать работу удаленных команд и оставаться конкурентными в сложившейся обстановке.

CNews: Поделитесь вашими планами на будущее.

Сергей Еремеев: Стратегические задачи остаются неизменными: развитие «РДТЕХ» как клиентоориентированной компании и продвижение на ИТ-рынок наших услуг и решений при постоянном повышении их качества. Мы очень оптимистично смотрим в будущее и намерены закреплять позиции на рынке в стратегических отраслях, расширять географию проектов, в том числе путем выхода в страны СНГ.

Думаю, что благодаря переходу в онлайн будет развиваться наш учебный центр. До самого последнего времени большинство занятий в нем происходило либо офлайн, либо в смешанном режиме. Однако преподавателям методологически проще читать либо полностью очные, либо полностью удаленные курсы. Теперь к нам может подключиться любой человек из любой точки мира. Поэтому мы рассчитываем, что клиентская география будет расширена.

Мы будем дальше развивать услуги технологического консалтинга, в частности — аутсорсинга администрирования СУБД и бизнес-приложений заказчика. Сейчас мы сформировали антикризисное предложение, дающее скидку 30% на дистанционный аутсорсинг в первые два месяца обслуживания новых клиентов. Считаю, что технологический прогресс — это безостановочное поступательное движение, и любой вызов внешней среды является стимулом для развития ИТ-рынка.

Вернуться на главную страницу обзора