Спецпроекты

oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2014

Мобильный бизнес в России гонится за лидерами зарубежья

Мобильный бизнес в России гонится за лидерами зарубежья

Российскому ИТ-рынку по большинству параметров все еще приходится догонять развитые страны. Тем не менее у него выше темпы роста, даже несмотря на повсеместную экономию. Особенно ярко это демонстрирует едва сформировавшийся рынок мобильных технологий.

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, суммарная российская абонентская база мобильных устройств (смартфонов, мобильных телефонов и планшетных ПК), выраженная в числе SIM-карт, достигла 65,5 млн активных пользователей, активная абонентская база мобильного интернета на USB-модемах составила около 11,9 млн человек. При этом доля тех, кто выходит в сеть с планшета или смартфона на работе, довольно весома – 23%, и вряд ли это можно списать лишь на бесплатный корпоративный Wi-Fi: только 9% отечественных компаний разворачивают беспроводные сети у себя в офисах. 67% опрошенных – активные пользователи мобильного интернета: они выходят в сеть ежедневно и в большинстве случаев неоднократно.

С другой стороны, по данным исследования The Nielsen Company, 64% владельцев смартфонов в России не только звонят с них, но и пользуются различными приложениями – прикладными программами для повседневной жизни. Несмотря на то, что лидерство прочно захватили игры (60% аудитории пользователей), утилиты, включая ряд категорий бизнес-приложений, не слишком уступают и пользуются спросом у более чем половины «мобильных» россиян — 53%. И все эти люди так же активны в использовании программной начинки своих гаджетов, как и в веб-серфинге: обновляют или устанавливают в среднем по одному приложению ежедневно.

Российский рынок мобильных приложений, $млн

biznes_belov1.jpg

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013

Не менее интересные результаты показал опрос участников 2-го «Дня корпоративной мобильности», организованного Центром корпоративной мобильности «АйТи» и Союзом ИТ-директоров России: в большинстве организаций топ-менеджмент и руководители подразделений обеспечены не только корпоративными смартфонами, но и планшетами. А рядовые сотрудники зачастую используют личные устройства в рабочих целях. Почти половина организаций открыли для работников мобильный доступ к корпоративной почте, справочникам контактов и календарям.

Уже три четверти отечественных компаний считают, что внедрение мобильных технологий может существенно повысить производительность труда, а 45% добавляют, что это также поможет оптимизировать текущие и наладить новые бизнес-процессы, создавая предпосылки для роста эффективности.

Основные стимулы

По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, основными стимулами, обеспечивающими рост рынка мобильных технологий в России, являются следующие факторы. Во-первых, увеличивается количество заказчиков. На рынке мобильной разработки в 2013 г. произошел переход от рынка предложения к рынку спроса. Многие заказчики начали обращать внимание на мобильный сегмент как на рынок массовой коммуникации. Как следствие, количество заказчиков сравнялось с возможностями разработчиков.

Прогноз роста российского рынка мобильных бизнес-приложений, $млн

biznes_belov2.jpg

Источник: J’son & Partners Consulting, 2014

Во-вторых, в целом россияне стали потреблять больше мобильных сервисов, одновременно растут продажи смартфонов, планшетов, потребляемый мобильный трафик. В-третьих, растет объем мобильной рекламы. Рынок мобильной рекламы непосредственно связан с рынком мобильной разработки, данные рынки растут сравнимыми темпами. Увеличение бюджетов мобильной рекламы является последовательным и закономерным в зависимости от роста количества мобильных приложений и их конкуренции за пользователя.

Еще один тренд – рынок мобильных приложений стимулируется владельцами платформ. Google, Apple, Microsoft проводят конкурсы для разработчиков локальных рынков, создают им выгодные условия сотрудничества. Целью владельцев платформ является создание максимального количества «родных» приложений и получение более конкурентного сервиса для пользователя.

Также растет спрос на мобильные решения со стороны стартапов. Стартап — это во многом риск, который хочется уменьшить. По мнению Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», для стартапа очень правильно использовать гибкую облачную ИТ-инфраструктуру с мобильным доступом к ней из любого места, чтобы иметь возможность масштабирования, смены офиса, привлечения удаленных сотрудников и других изменений без существенных капитальных вложений в ИТ-ресурсы. Все это делает мобильные технологии все более востребованными молодыми компаниями и начинающими предпринимателями.

Распространяется краудсорсинг. По словам Антона Ступина, технического директора «Арбайт», краудсорсинг проявил себя очень эффективным инструментом за рубежом. В России его результативность может быть еще выше за счет резкого удешевления производительных смартфонов, быстрого покрытия удаленных районов беспроводной связью и большой разницей доходов в крупных городах и на периферии, что дает возможность подключить с минимальными затратами огромное количество пользователей с невысокими запросами по зарплате.

Кроме того, бюджеты на разработку мобильных приложений остаются достаточно высокими, несравнимыми с бюджетами веб-сайтов. Вместе с тем, по мнению многих экспертов, цены на создание мобильного программного обеспечения существенно снизятся в ближайшие два года.

Направление движения

По данным исследования VMware, в 2014 г. около 23% российских сотрудников станут полностью мобильными. Этот показатель достигнет 40% в течение последующих пяти лет, а в более долгосрочной перспективе вырастет до 56%. При этом российские руководители первыми переходят на мобильный стиль работы, показывая пример своим сотрудникам. Так, 100% руководителей и 84% лиц, ответственных за принятие финансовых решений, уже являются мобильными в определенной степени, и именно они способствуют распространению этой практики в компаниях.

При этом, по оценкам Виктора Ковалева, эксперта по ИТ-процессам «ВТБ Лизинг», «мобилизация» бизнеса идет по трем направлениям: мобильные сервисы, мобильные платежи, мобильные технологии. Первое — дело самого бизнеса, второе – это банки и провайдеры, третье — вендоры и операторы в части развертывания коммуникационных возможностей (те же LTE-сети и зоны покрытия). В России, как и во всем мире, также наблюдается смещение спроса с голосовых услуг в сторону передачи данных. Однако мы отстаем здесь от Запада в секторе абонентов в возрасте 35 лет и выше. В свою очередь, для молодежи этого разрыва вообще не существует.

Вместе с тем, по мнению Сергея Орлика, директора Центра корпоративной мобильности ГК «АйТи», реальные потребности «мобилизации» организаций заключаются в том, чтобы обеспечить сотрудников теми сервисами, которые связаны с доступом к корпоративным информационным системам и ресурсам, встроить их в существующий ИТ-ландшафт и периметр информационной безопасности компании. И с этой точки зрения, конечно, системные интеграторы обладают именно той экспертизой, которая необходима для корпоративных заказчиков.

Главные тренды

В целом основные тренды отечественного мобильного рынка можно представить следующим образом. Бизнес-приложения в России пока только завоевывают популярность, несмотря на то, что именно они оказывают помощь пользователю смартфона или планшета в повседневной деятельности. Но, вместе с тем, данный сегмент приложений постоянно развивается и, по мнению экспертов, является одним из наиболее привлекательных для инвесторов. По словам Александра Василенко, главы представительства VMware в России и СНГ, мобильность сотрудников может стать ключевым драйвером инноваций и конкурентоспособности бизнеса и при правильном управлении обеспечит значительный рост производительности труда, а также предоставит важные преимущества для организаций.

Рынок бизнес-приложений окажет сильное влияние на будущую модель организации бизнеса. В среднесрочной перспективе бизнес-системы будут активно мигрировать на мобильные платформы. Среди наиболее востребованных сегодня мобильных версий корпоративных систем можно назвать такие, как почта, интранет-порталы, CRM, видеоконференции, системы обмена мгновенными сообщениями, системы управления и мониторинга заявок, СЭД и бизнес-аналитика.

Кроме того, в 2013 г. эксперты, в частности, Павел Деверилин, директор департамента мобильных решений SAP CНГ, отмечали серьезный интерес со стороны крупного бизнеса в капиталоемких отраслях (производство, металлургия, энергетика) к повышению эффективности процессов технического обслуживания и ремонта. Под этим понимается широкий круг задач, таких как переход к ремонтам по состоянию, снижению времени простоя оборудования, и затрат на обслуживание и т д. Конечно же данная проблема решается в комплексе, не только за счет использования мобильных решений, однако они являются неотъемлемой их частью.

Число компаний-разработчиков мобильных приложений в России

biznes_belov4.jpg

Источник: J’son & Partners Consulting, 2014

Тем не менее, есть и другие оценки, согласно которым российские компании в вопросах мобилизации куда более консервативны, чем западные, и не спешат давать гаджетам пропуск в корпоративные сети. Так, по словам Эдуарда Солодова, директора по маркетингу «Никотех», применение мобильных устройств сегодня целесообразно лишь для тех фирм, чьим сотрудникам необходимо работать «на ходу».

Идет мобилизация государственных ведомств и корпораций. По словам Павла Деверилина, сегодня госзаказчики являются полноценными потребителями мобильных технологий. И, в отличие от бизнеса, них есть свои особенности. Во-первых, они тяготеют к собственным или заказным разработкам. Это обусловлено тем, что исторически вендоры не могли предложить готовые продукты под нужды министерств и ведомств. Затем, когда использование разработок вошло в норму, от этого стало сложно отказаться, хотя в ряде случаев это менее эффективно по сравнению с готовыми решениями. Вторая особенность – это требования соответствия нормам безопасности, в частности, необходимость получить сертификат ФСТЭК. По оценкам Motorola Solutions, в текущем году со стороны госзаказчиков ожидаются значительные инвестиции в мобильные ИТ. Госпредприятия взяли курс на рост производительности, эффективности и оптимизацию процессов, стоит задача сделать удобными услуги для пользователей.

Рынок мобильных приложений только начал свое развитие, именно сейчас в России начинает увеличиваться доля смартфонов и планшетов в общих продажах, также повышается проникновение мобильного интернета. Таким образом, все больше компаний хотят воспользоваться бизнес-приложениями для внутренних корпоративных целей. При этом средний доход на одного пользователя (ARPU) в нашей стране снижается не столь значительно, как во многих развитых странах с насыщенными рынками мобильной связи. По словам Патрика Расби (Patrick Rusby), аналитика Analysys Mason, это связано с тем, что «российские потребители гораздо больше разговаривают по телефону и пользуются более значительным объемом услуг по обмену мобильными данными».

В целом эксперты оценивают российский рынок мобильных ИТ как один из наиболее динамичных и перспективных в мире и прогнозируют дальнейший рост, который обеспечат не только спрос со стороны корпораций и госзаказчиков, интерес среднего и малого бизнеса, особенно стартапов, но и массовое проникновение мобильности в повседневную жизнь россиян.

Юрий Белов

Вернуться на главную страницу обзора