Информационные технологии находят применение в самых различных сферах, в том числе и в городском хозяйстве. Развитие таких сервисов привело к формированию концепции «умного города», в котором критические для населенного пункта процессы реализуются на базе современной ИТ-инфраструктуры. Как правило, это предполагает наличие разветвленных магистральных сетей, к которым подключены различные объекты города. Кроме того, необходим дата-центр и единый центр управления городскими системами – это мозг «умного города», куда стекается информация с различных датчиков – нервных клеток цифрового мегаполиса.
Внедрение ИТ приносит пользу как жителям города, так и
бизнесу, а также повышает эффективность городской жизнедеятельности. «Рост
проникновения широкополосного доступа в интернет на 10% приводит к росту ВВП на
1%, а каждые 1000 подключений способствуют созданию 80 новых рабочих мест», –
говорит директор по коммуникации российского офиса Ericsson Анастасия Тимошина.
Мера | Эффект |
---|---|
Сокращение парниковых выбросов | 20% |
Сокращение потребления электроэнергии | 50% |
Снижение преступности | 20% |
Снижение числа пробок | 20% |
Затраты на обучение 1 студента в месяц | 1$ |
Стоимость 1 визита ко врачу | 1$ |
Среди игроков отрасли существует разнообразие мнений насчет того, что именно следует называть «умным городом», а что – нет. Собственно, нет и единого термина, используемого специалистами: кто-то говорит об «умных» городах, кто-то – об «интеллектуальных», кто-то – о «зеленых». Можно выделить несколько концепций, разработанными ведущими мировыми производителями оборудования. Все они призваны решать примерно одни и те же проблемы, но «фокус» у решений разный.
«Подключенные сообщества»
Компания Cisco продвигает идею Smart & Connected Communities («умные и подключенные сообщества»), предполагающую строительство фиксированных сетей связи, на базе которых реализуются различные сервисы: управление транспортом, ЖКХ, недвижимостью, организация безопасности, оказание услуг граждан (электронное правительство, образование, медицина). Термин, выбранный Cisco, подчеркивает, что речь идет не о построении централизованной системы, а о реализации отдельных сервисов, которые должны повысить уровень жизни граждан, производительность рабочих мест и эффективность управления городом.
Большое внимание в проектах американской компании уделяется
видео-сервисам. Например, в Дании в муниципалитете Гульдоргсунд (Guldborgsund) была построена
система видеоконференцсвязи для общения местных жителей с властями. В
результате удалось сократить затраты на содержание администрации, а граждане
стали реже лично обращаться в приемные чиновников. Система ВКС была реализована
через специальные «цифровые будки» (digital booths). Население Гульдорсугда – более
60 тыс. человек.
Еще один проект был реализован Cisco в
пригороде Парижа Дранси (Drancy),
население которого также составляет около 60-70 тыс. жителей. Здесь была
построена высокоскоростная оптоволоконная сеть FTTH, охватившая все жилые дома, офисы и
муниципальные учреждения. К этой же сети было подключено более 300 камер
видеонаблюдения. По данным местной полиции, число преступлений снизилось на
30%, настолько же выросла раскрываемость совершенных правонарушений.
Центр управления городом
Конкуренты Cisco из IBM называют свою концепцию Smarter Сities. Здесь акцент сделан на анализ данных и построение эффективной модели управления городом. Разработка получила название «умный операционный центр» (Intelligent Operations Center), в котором аккумулируется информация, поступающая от различных городских служб: показания датчиков электро- и водоснабжения, изображения с уличных камер безопасности, сведения из баз данных систем здравоохранения, образования, МЧС и т.п. Сюда же попадают отзывы граждан из социальных медиа.
«Умный центр» IBM был построен в Рио-де-Жанейро после
разрушительного наводнения в 2010 г. Сейчас здесь проводится анализ данных из
более 30 муниципальных департаментов, а также от компаний ЖКХ и транспортных
фирм. Цель сотрудников центра не только минимизировать урон от стихийных
бедствий, но также оптимизировать управление городскими службами в преддверии
Олимпиады и Чемпионата мира по футболу.
Мегаполисы без выбросов парниковых газов
Немецкая Siemens предлагает развивать зеленые технологии в рамках инициативы Sustainable Cities («экологичные города»). Специалисты этой фирмы считают, что главное свойство современного города — это воздействие на окружающую среду, которое можно компенсировать за счет современных информационных технологий. В числе решений Siemens программное обеспечение для умных сетей электрораспределения (Smart Grid), интеллектуальные здания и системы мониторинга водоснабжения, продукты по управлению транспортной инфраструктурой, здравоохранением, системы безопасности.
В 2012 г. инженеры Siemens оснастили датчиками метрополитен
Лондона, который является крупнейшим потребителем энергии в столице
Великобритании. По данным на 2008 г., на него приходилось 2,8% расхода
электричества столицы и 0,4% в масштабах всей страны. В настоящий момент
датчики установлены на всех станциях, а администрация подземки проводит анализ данных
с целью выявить места нерационального использования энергии.
Города подключаются к 4G
Компания Ericsson, как и Cisco, во главу угла ставит построение сетевой архитектуры, однако в данном случае больше внимания уделяется развертыванию беспроводных сетей LTE, благодаря чему подключение объектов городской инфраструктуры происходит прямо «из воздуха». Из проектов, реализованных компанией, можно назвать комплекс интеллектуальных счетчиков и датчиков на сети энергоснабжения Ausgrid, который был развернут в Сиднее в 2011 г. Для транспортировки данных используется беспроводная технология LTE.
В Европе Ericsson строит умный и экологически чистый район в
шведской столице («Королевский морской порт»), где к 2030 г. будут созданы 10
тыс. домохозяйств и 30 тыс. рабочих мест, а уровень выбросов углекислого газа
при этом будет равен нулю. Наконец, в Африке скандинавский производитель
оборудования строить LTE сеть для администрации Йоханнесбурга, которой
планирует на основе беспроводной инфраструктуры превратить город в цифровую
столицу черного континента.

Источник: tii.se, 2012
Городская операционная система
Также
следует отметить португальскую разработку, которая получила название городская
операционная система PlanIT (Urban Operating Systems PlanIT, UOS). Платформа была создана в рамках строительства с
нуля города будущего в долине PlanIT. Предполагается, что в 2015 г. здесь смогут
разместиться 1150-225 тыс. человек. Город будет начинен огромным количеством
датчиков – более 100 млн. На базе этих данных планируется реализовать большое
количество городских сервисов как для жителей, так и для работников
муниципальных служб. Городская операционная система призвана обеспечить доступ
к этим сервисам на широком количестве устройств. UOS это
открытый проект, однако разработка некоторых специализированных приложений
ведется в закрытом режиме.
Какие городские службы «поумнеют» благодаря ИТ?
Естественно, перечисленные разработки не исчерпывают все многообразие решений, которые есть на рынке. Также следует понимать, что продукты различных компаний выступают не только в качестве конкурентов, но и в качестве взаимодополняющих друг друга сервисов.
Большинство экспертов сходятся в том, что в «умном городе»
должны быть следующие элементы: «умные» транспортные системы; мониторинг и
управление расходованием электричества, тепла, воды; автоматизация образования
и здравоохранения (электронные карты пациентов, навигационный мониторинг за
каретами скорой помощи); системы безопасности (например, «умные» камеры
наблюдения, которые могут информировать о подозрительных ситуациях); единое
окно для оказания электронных услуг, зеленые технологии.
Системы умного города

Источник: IDC, 2011
Например, российская компания «Интеллект Телеком»,
разработавшая концепцию «Безопасный интеллектуальный город», выделяют 5
составляющих, которые должны быть реализованы
в «умном городе». «Во-первых, это система охраны правопорядка,
общественной и личной безопасности, – говорит генеральный директор
«Интеллект Телеком» Игорь Темиров. – Во-вторых, это система управления
транспортом и дорожным движением (Интеллектуальная транспортная система – ИТС),
основное назначение которой в организации согласованной работы светофорной
сигнализации и информационных табло, ведение автоматического видеоконтроля
обстановки, обеспечение безопасного проезда общественного и специального
транспорта».
«В-третьих, это единая диспетчерская служба реагирования на
запросы граждан – инструмент городского управления для эффективного
взаимодействия граждан и властей города, улучшения контроля за качеством работы
городских служб и подрядчиков, выявления нарушений городских норм и повышения
уровня информированности жителей города о муниципальных услугах. Такая служба
312 действует в некоторых крупных американских мегаполисах и показала себя
очень эффективной».
«В-четвертых, это система управления ЖКХ и коммунальными
ресурсами. Она предназначена для эффективного управления жилищно-коммунальным
хозяйством на основе информации получаемой от датчиков, внедрения электронных
форм взаимодействия между поставщиками и потребителями услуг, снижения
операционных расходов, внедрения новых энергоэффективных технологий».
«Пятый элемент умной городской инфраструктуры — это
система управления здравоохранением, целью которой является повышение
качества и оперативности оказываемых медицинских услуг, расширения их
ассортимента, снижения времени ожидания лечения, снижения заболеваемости,
персонализации лечения, повышения
рождаемости и продолжительности жизни», – заключает эксперт.